Сирена стробоскоп. Радар детектор beltronics. Пуско зарядное устройство 24в.

Американские радары

 

Для артиллерийских кораблей, каковыми и явля­ются линкоры, способность видеть цель всегда была определяющей. Многие битвы первой мировой войны, в частности Ютландский бой, заканчивались нереши­тельно по причинам плохой видимости. Всем было понятно, что тот, кто первым научится вести наблю­дение за противником ночью, сквозь туман и дым, получит громадное преимущество. Американцы стали одними из первых, кто достиг в этой области значи­тельных успехов еще до начала второй мировой вой­ны. В 1937 году на эсминце «Лири» установили пер­вый экспериментальный образец устройства, назван­ного радаром (для тех, кто забыл: слово "Radar" пред­ставляет собой аббревиатуру Radio Detection and Ranging, что в переводе означает "обнаружение и оп­ределение дистанции с помощью радиоволн"). Этот первый образец творчества Военно-морской Иссле­довательской лаборатории, работавший на частоте 5 Гц, имел антенну площадью всего 0,93 м2, которая монтировалась на стволе одного из 127-мм орудий эсминца. Дальность его действия не превышала 16 миль. Чтобы радар по-настоящему стал полезным прибором, следовало значительно увеличить его мощность. Изобретение в 1938 году кольцевого коле­бательного контура помогло решить проблему - экс­периментальная установка уже могла обнаруживать деревянный самолет с дистанции 100 миль. В марте того же года начались работы над морской версией радара, получившей обозначение XAF. Эта установка в декабре появилась на борту линкора «Нью-Йорк» и в начале следующего года прошла успешные испыта­ния. Почти одновременно на линкоре «Техас» появил­ся радар CXZ, имевший лучшее разрешение, но меньшую дальность действия. После этого последо­вал заказ на 20 серийных образцов поискового воз­душного радара, получившего обозначение СХАМ, и к началу войны на Тихом океане 19 успели установить на корабли. Также изготовили несколько экземпляров улучшенной версии СХАМ-1, на основе которой после некоторых улучшений приступили к выпуску первого крупносерийного радара SC (500 установок были за­казаны фирме Дженерал Электрик). Один образец СХАМ-1 с большой прямоугольной антенной на фок-мачте получил «Вест Виржиния», но к моменту атаки японцами Перл-Харбора этот радар еще не был рабо­тоспособным. Значительный прогресс в технологии позволил американцам буквально завалить флот ра­дарами различного назначения. Надстройки и мачты кораблей стали обрастать многочисленными радар­ными постами и их антеннами разных размеров и са­мых причудливых форм. Здесь были поисковые над­водные и воздушные радары (обозначения начина­лись на букву S от слова "search"), радары управления стрельбой орудий всех калибров - от 406-мм до 40-мм (обозначения начинались на букву F от слов "fire control"), системы распознавания "свой-чужой", наве­дения истребителей, электронного противодействия и обнаружения радаров противника. Это не замедлило сказаться на результатах морских баталий. Зачастую японцы проигрывали бой уже в тот момент, когда от­метки их кораблей или самолетов появлялись на эк­ранах американских радаров.

Первым радаром управления стрельбой, появив­шимся почти одновременно с поисковыми, стал FC или Mk 3, который в числе первых получили три лин­кора типа «Нью-Мексико» для своих 356-мм орудий. Директоры тяжелых зенитных батарей стали получать радары типа FD (Mk 4), антенны которых монтировали на крыше директоров зенитных Mk 37; вместо модели СХАМ стали появляться более совершенные поиско­вые воздушные типов SK, SC-2 и SK-2. В 1942 года появились поисковые радары, предназначенные уже для надводного поиска, и стандартной моделью для крупных кораблей стала версия SG. На смену артил­лерийскому радару FC вскоре пришли версии Mk 8 (FH) и Mk 13, антенны которых монтировались на крыше директора ГК типа Mk 34, а вместо радара FD корабли стали получать Mk 12 с очень похожей антен­ной. Причем радар Mk 12 часто использовался в ком­бинации с определителем высоты Mk 22, антенна ко­торого получила название "кожура апельсина". К кон­цу войны свои микроволновые радары Mk 19 (антенна в виде небольшой тарелки) стали получать и директо­ры 40-мм автоматов: Именно благодаря радарам, превратившим артиллерийское искусство в науку, американцам удавалось относительно легко отделы­ваться в ходе массированных атак "камикадзе".