U.S.S "COLORADO" (BB-45)

 

Постройка гигантского линкора «Колорадо» (ВВ-45) была санкционирована актом конгресса США 29 авгу­ста 1916 года с выдачей заказа верфи Нью-Йорк Шипбилдинг Компани в Камдене, штат Нью-Джерси, 19 мая 1919 года состоялась закладка киля. На тор­жественной церемонии спуска 22 марта 1921 года кроме дочери сенатора от штата Колорадо Николсона миссис Макс Мелвилл, которая и "окрестила" новый корабль, присутствовали помощник секретаря флота полковник Теодор Рузвельт-младший, сам сенатор С. Д. Николсон и ряд выдающихся представителей шта­та. В 1235 миссис Мелвилл разбила бутылку с мутной водой из реки Колорадо о бронированный борт линко­ра и огромный стальной корпус стоимостью 27 мил­лионов долларов легко соскользнул с густо смазанных жиром спусковых салазок.

Еще более двух с лишним лет прошло до того, как 30 августа 1923 года линкор «Колорадо» вошел в строй флота США. Его первым командиром стал кэптен Реджинальд Роуэн Белкнап, ветеран испано-американской и первой мировой войн, участник по­давления филиппинского мятежа и китайского боксер­ского восстания, закончивший академию в Аннаполи­се в далеком 1891 году. В желании сразу показать миру новейшее пополнение своего флота было реше­но послать «Колорадо» в европейский круиз. Выйдя из Нью-Йорка сразу после Рождества, линкор через 10 дней бросил якорь в гавани английского Портсму­та. Затем он пересек Канал и зашел во французский Шербур, после направился в Средиземное море, где нанес визиты в ряд портов Италии, Испании и Фран­ции. В Штаты корабль вернулся 15 февраля 1924 го­да.

Всю середину года «Колорадо» провел в раз­личных испытаниях в неспокойных водах Атлантики, а затем через Панамский канал перешел на другую сто­рону континента и вошел в состав Тихоокеанского флота. После учений у берегов Калифорнии 18 июня 1925 года линейный флот отправился с визитами в Австралию и Новую Зеландию (посетили Гонолулу, Сидней и Окленд), вернувшись в сентябре. В марте 1927 года «Колорадо» принял участие в совместных с армией маневрах в Карибском море. В недалеком будущем такая отработка взаимодействия между раз­личными родами вооруженных сил ляжет в основу успеха десантных операций США в войне на Тихом океане. В апреле линкор прибыл в Нью-Йорк для те­кущего ремонта. Тогда же устранили повреждения от посадки на мель у Манхеттена. Вскоре линкор снова перешел в тихоокеанскую базу Сан-Педро, штат Ка­лифорния.

В мае 1928 года «Колорадо» посетил Гавайские острова, проводя по пути различные учения, за время которых «зеленые» новички постепенно превраща­лись в опытный экипаж. Так же в учениях прошел и следующий год на Тихом океане, который в истории корабля запомнился столкновением с неким неве­зучим пароходом.

3 июня 1930 года «Колорадо» направился в Колон (зона Панамского канала). Пункт назначения был со­всем близко, когда на идущем полным ходом линкоре внезапно из центрального артпоста (ЦАП), мозгового центра системы управления 16-дюймовками, полых­нуло пламя. В середине корабля, между палубами, образовалось смертельное облако из густого дыма и огня. Командир корабля кэптен У.С. Миллер лично управлял работой аварийных партий, которым уда­лось спасти из огня около 40 обожженных товарищей. Борьба с огнем продолжалась более 8 часов и, нако­нец, командир приказал затопить ЦАП и соседние отсеки забортной водой. Решение далось нелегко, поскольку оно приводило к полной потере дорого­стоящего оборудования, еще не затронутого огнем. Корабль пришлось срочно отделить от флота и на­править для ремонта на верфь Бруклина.

Неудовлетворенный объяснением причин инци­дента, обошедшегося казне в 200 тысяч долларов, секретарь флота Чарльз Ф. Адаме назначил комитет под началом контр-адмирала Стейгера. Причину по­жара удалось выяснить - он возник из-за попаданий отходов фотобумаги или подобных объектов на не­изолированные участки электрокабелей, что привело к короткому замыканию. Однако виновника так и не нашли.

Тридцатые годы линкор «Колорадо» провел в бес­конечных учениях и маневрах по Тихому океану, каж­дые два года посещая Атлантику для совместных боевых маневров обоих флотов США. В июле 1937 года известная летчица Амелия Эрхарт и ее второй пилот Фред Нунен отправились в полет из Новой Гви­неи к островам Ховланда. Самолет пропал в одном из контролируемых японцами районов Тихого океана и американский флот приступил к поискам. «Колорадо», в тот период действовал как учебный корабль для резервистов из университетов штатов Калифорния и Вашингтон. Командир кэптен Уильям Л. Фридель срочно прервал учебный поход и направил корабль в район поисков. Три бортовых однопоплавковых гидро­самолета обследовали группу островов Феникс, а сам линкор утюжил опасные воды между рифами и песчаными банками. Неделю флот искал следы ката­строфы, но безрезультатно.

Когда 7 декабря 1941 года японцы напали на базу флота в Перл-Харборе, «Колорадо» находился на верфи Пьюджет Саунд в Бремертоне, штат Вашинг­тон. Под командованием кэптена Элмера Л. Вудсайда линкор оставался у Западного побережья остаток 1941 года и большую часть следующего, готовясь к боевым действиям. Корабль был полностью подго­товлен только 1 августа и ушел в Перл-Харбор. Там он приступил к учениям и патрулированию, поскольку возможность нападения японцев на Гавайские остро­ва еще существовала. Затем «Колорадо» ушел на острова Фиджи, чтобы охранять этот южный бастион США на Тихом океане. Непосредственно боевые дей­ствия с японским флотом в районе Соломоновых ост­ровов вели три современных быстроходных линкора («Вашингтон», «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота»), авианосцы, крейсера и эсминцы. После возвращения в Перл-Харбор 7 сентября 1943 года на борт линкора прибыл новый командир - кэптен Уильям Гранат. В конце октября «Колорадо» вышел на первое по-настоящему боевое задание к отдаленному атоллу Тарава. Вместе с тяжелым крейсером «Портленд» и 2 эсминцами линкор вошел в состав 3-й секции группы огневой поддержки TG 53.4. В 0528 20 ноября его главный калибр дал первый залп по береговым укре­плениям врага. Экипаж линкора сделал все, чтобы боевой дебют надолго запомнился японцам. Для лин­кора это был совершенно новый вид боевых дейст­вий, когда противником стали хорошо замаскирован­ные береговые батареи. 406-мм снаряды обрушивали тонну за тонной металла и взрывчатки на позиции противника, "подготавливая" остров для высадки де­санта. Но ни мощные снаряды, ни удары палубной авиации не смогли уничтожить японские подземные укрепления на острове, а перерыв между окончанием бомбардировок и прибытием первых десантных судов оказался слишком большим. Японцы успели прийти в себя и десант понес огромные потери - около 17%. Тем не менее, при поддержке «Колорадо» и других кораблей морские пехотинцы продвигались внутрь острова и 29 ноября он был очищен от японцев. «Колорадо» взял курс на Перл-Харбор. 21 декабря линкор вернулся в Штаты после 17-месячного плава­ния в Тихом океане.

Американские гарнизоны на захваченных островах Гильберта приложили максимум усилий, чтобы пре­вратить Тараву, Макин и Абемаму в базы для даль­нейшего наступления на Маршалловы острова - сле­дующую цель флота и армии. Силы, назначенные для новой операции сосредотачивались у Западного по­бережья и у Гавайских островов. «Колорадо» 22 ян­варя 1944 года вышел с гавайского рейда Лахайна и направился к атоллу Кваджелейн, где на северной оконечности ему был выделен сектор обстрела. Предварительная бомбардировка продолжалась до высадки десанта 31 января. Целью «Колорадо» были укрепления, протянувшиеся вдоль берега, и позиции японских войск в местах, расположенных непосредст­венно у пунктов высадки. Вместе с другими кораблями линкор затем поддерживал наступление войск и к 4 февраля на Кваджёлейне все закончилось. Сразу на острове начали формировать силы для вторжения на атолл Эниветок, которые вышли в море 15 числа. Мощным ударом с воздуха по ближайшей японской базе Трук удалось парализовать вмешательство авиации противника и после мощной бомбардировки десант высадился на Эниветок 17 февраля. Остров был захвачен спустя 6 дней и кэптен Гранат повел свой корабль в США на отдых перед следующими операциями. После двухдневного захода в Перл-Харбор «Колорадо» 13 марта прибыл на верфь Пьюджет Саунд. О качестве работы линкоров под­держки свидетельствуют данные потерь при захвате атолла Эниветок: американцы потеряли 195 человек убитыми и пропавшими без вести при 521 раненном, а японцы 2677 убитыми и 64 пленными.

Пока «Колорадо» отдыхал в Бремертоне палубная авиация нанесла несколько мощных ударов по южным Марианским островам - это было началом операции «Форэйджер». Линкор поспешил на юг, где в Сан-Франциско соединился с другими кораблями, на­значенными в операцию, а затем все соединения взя­ли курс на Марианские острова. 14 июня «Колорадо» приступил к обстрелу берегов Сайпана, куда на сле­дующий день высадились американские войска. Со­противление противника было сильным, так что при­шлось отодвинуть сроки высадки на соседние острова Гуам и Тиниан. До середины июля «Колорадо» продолжал "утюжить" японские позиции и батареи, а за­тем мощный огневой вал артиллерийской и авиацион­ной бомбардировки переместился на Гуам. Взятие Гуама обеспечивало Южное Десантное Соединение TF 53, но на усиление его оперативной группы огне­вой поддержки TG 53.5, которой командовал контр-адмирал Эйнсворт (в ходе действий у Сайпана назы­валась TG 52.10), были посланы линкоры «Теннеси», «Калифорния» и «Колорадо», крейсера и эсминцы из состава группы Олдендорфа. 24 июля настала очередь острова Тиниан. За день до высадки «Колорадо» 60-ю 406-мм снарядами уничтожил 3-орудийную 140-мм береговую батарею на мысе Фай-бус Сан-Хило (северо-западный берег острова). На следующий день «Колорадо» получил первое боевое повреждение. Метко стрелявшая береговая батарея добилась в маневрировавший всего в 2700 м от бере­га корабль 22-х попаданий, но нанесенный урон ока­зался не очень серьезным. Из экипажа линкора 43 человека были убиты, 97 тяжело ранены и отправлены в госпиталь. Семь орудий от 20-мм до 127-мм вышли из строя. Ответным огнем «Колорадо», которому помогли крейсер «Кливленд» и эсминец «Реми», заставил батарею замолчать.

«Колорадо» ушел от Тиниана 3 августа и после захода в Перл-Харбор прибыл 21-го для ремонта на верфь Бремертона. За действия у Тиниана командир корабля Гранат был награжден Военно-Морским Кре­стом и получил продвижение по службе, а новым ко­мандиром стал кэптен Уолтер С. Маколи. 9 октября линкор перешел в Сан-Педро для двух недель трени­ровок и послеремонтных испытаний. Затем последо­вал переход в Перл-Харбор, а оттуда - на атолл Улити (Каролинские острова), где 17 ноября линкор стал на якорь.

Следующей операцией стала широкомасштабная высадка в заливе Лейте, хотя «Колорадо» опоздал к ее началу и не сумел принять участие в битве в про­ливе Суригао. Он прибыл в залив 20 ноября в сопро­вождении эсминцев «Софли» и «Реншо», присоеди­нившись к группе TG 77.2 контр-адмирала Раддока, куда также входили «Мэриленд», «Вест Виржиния», «Нью-Мексико», 5 крейсеров и 16 эсминцев. Корабли уже практически не получали приказов на обстрел берега для поддержки войск. Единственной причиной оставления в заливе столь мощных надводных сил являлась необходимость защиты конвоев с подкреп­лениями от воздушных атак сотен "камикадзе", кото­рые заполонили небо над Филиппинами. Особенно досаждали ночные налеты, проводимые одиночными самолетами.

Утром 27 ноября корабли оперативной группы Раддока ожидали приема топлива. Истребители воз­душного патруля из-за низкой облачности ушли на посадку, когда в 1125 налетела группа из 25-30 япон­ских самолетов. Два из них врезались в корму крейсе­ра «Сент-Луи», третий - зацепил надстройки крейсера «Монпелье», а еще два прорвались к «Колорадо». Один упал в воду у самого борта, но второй ударил слева в среднюю часть корпуса. Хотя число постра­давших членов экипажа было велико, повреждения оказались не столь серьезными, чтобы требовать срочного ремонта на верфи. Тем не менее, 29 ноября поврежденные линкор и крейсер «Сент-Луи» в сопро­вождении 4 эсминцев вышли из залива к атоллу Манус. Но новые налеты и новые потери заставили «Колорадо» еще почти на месяц остаться в зоне бое­вых действий.

5 декабря группа TG77.12 контр-адмирала Раддо­ка («Вест Виржиния», «Колорадо», «Нью-Мексико», 3 крейсера, 6 эскортных авианосцев и 18 эсминцев) собралась на рандеву в проливе Коссол. Ее задачей была дальняя поддержка высадки на остров Миндоро, для чего кораблям была назначена позиция в море Сулу. Включение в группу эскортных авианосцев, спо­собных обеспечить прикрытие конвоев с воздуха до появления армейских самолетов, было идеей адми­рала Кинкейда. После успешной высадки в Сан-Хосе группа перешла в Китайское море для прикрытия де­санта в Мамбурао. С 12 по 18 число орудия «Колорадо» перемешивали с землей и песком укреп­ления противника, и только через 5 дней линкор ушел ремонтироваться на остров Манус.

Последней операцией в районе Филиппин стала высадка в заливе Лингайен (о. Лусон). Участие в ней «Колорадо» началось 2 января 1945 года. Вместе с 2 линкорами, 3 крейсерами и 11 эсминцами он входил в один из отрядов огневой поддержки оперативной группы вице-адмирала Олдендорфа. Кораблю уда­лось избежать повреждений в ходе налетов "камикадзе" 3-го, 5-го, 6-9 января, но ему не повезло в другом. 9 января во время очередного налета в носо­вую надстройку описывающего циркуляцию на полной скорости линкора попал снаряд, который вывел из строя большое количество людей на ходовом мостике и постах наблюдения за воздухом и управления зе­нитным огнем. Между облитых кровью обломков того, что секунду назад было приборами управления стрельбой, насчитали 18 трупов, а 51 человек был ранен. Позже установили, что это был 127-мм "подарок" с одного из своих же кораблей. Боеспособ­ность корабля была заметно утрачена, поскольку вто­рого поста УЗО на нем еще не было (вот и сказалась недостаточная модернизация). Единственными непо­врежденными крупными кораблями в заливе Лингайен остались только «Вест Виржиния», «Пенсильвания» и крейсера «Портленд» и «Шропшир». Но и «Колорадо» остался в строю, оказывая поддержку войскам до 14 февраля, когда ушел на Улити для ожидания нового назначения.

Одной из самых сложных и самой масштабной за всю войну на Тихом океане стала операция против острова Окинава, в которой приняли участие 1213 кораблей и судов. 21 марта «Колорадо» начал отчет тем тысячам тонн взрывчатки, которую понадобилось "выгрузить" на остров, чтобы сломить японскую обо­рону. День высадки был назначен на 1 апреля и рабо­ту следовало выполнить быстро и точно. Используя для корректировки свои бортовые «кингфишеры», линкор методично выводил из строя укрепления, бе­реговые батареи, железнодорожные пути и другие объекты, какие только попадали на карты в его про­кладочной. Но и сам при этом отбивал атаки самоле­тов и неоднократно накрывался залпами береговых орудий. Однажды осколки взорвавшегося рядом сна­ряда вывели из строя 13 человек экипажа.

До 22 мая днем и ночью грохотали орудия «Колорадо» под Окинавой, выпустив по укреплениям японцев 2061 406-мм и 6650 127-мм снарядов - почти 2150 тонн металла и взрывчатки. Затем линкор ушел в залив Лейте, где стал ожидать новых приказов. 3 августа он вернулся к уже полностью оккупированно­му Окинаве и там 15 августа его застало известие о принятии Японией условий Потсдамского ультимату­ма.

27 августа «Колорадо» в числе первых кораблей союзников входил во внутренние воды Японии и бро­сил якорь в заливе Сагами, откуда открывался вид на величественную заснеженную вершину вулкана Фуд­зияма. Затем последовал 5-часовый переход в Токий­скую бухту, где одиноко маячила «пагода» надстройки последнего уцелевшего японского линкора «Нагато». 2 сентября состоялась официальная церемония под­писания Японией капитуляции и в тот же день корабль принял его новый командир кэптен Аугустус Дж. Веллингс. Вместе с кораблями 3-го Флота «Колорадо» 20 сентября ушел на Окинаву, а затем в Перл-Харбор.

Вернувшись в Сан-Франциско, линкор через несколько дней ушел в Сиэтл, где 27 октября праздновался День Фло­та. До конца года ко­рабль совершил три "пассажирских" рейса в Перл-Харбор, чтобы пе­ревезти домой 6457 ве­теранов. В январе 1946 года «Колорадо-» прибыл в Бремертон, где его должны были подгото­вить к выводу из строя. Двенадцать месяцев на нем велись работы по консервации, включавшие герметиза­цию отсеков и антикор­розийное покрытие, и 7 января 1947 года он был разукомплектован и по­ставлен в резерв. 1 мар­та 1959 года линейный корабль «Колорадо» был исключен из списков флота и 23 июля продан на слом.

Кроме медали за окку­пационную службу 2-24 сентября 1945 года «Колорадо» (ВВ-45) за участие в войне на Тихом океане получил 7 боевых звезд:

1.   Операция   на   Маршалловых островах: захват атоллов  Кваджелейн  и Майдзуро (29 января-8 февраля 1944 года

2.   Операция   на   Мариан­ских   островах:    захват островов    Сайпан    (11 июля-10 августа) и Гуам (12    июля-15    августа 1944 года)

3.    Захват и оккупация ост­рова Тиниан (24 июля-1 августа 1944 года)

4.    Бомбардировка острова Маркус 9 октября  1944 года

5.   Операция в заливе Лей­те:   высадка   в   заливе Лейте   (10   октября-29 ноября 1944 года)

6.    Операция    по    захвату острова Лусон: высадка в заливе Лингайен (4-18 января 1945 года)

7.    Операции   на   Окинаве: высадка и захват остро­ва Окинава (24 марта-30 июня 1945 года)