U.S.S "MARYLAND" (BB-46)

 

Одно из "привидений линкорного ряда" в Перл-Харборе, «Мэриленд» по сообщениям японцев был утоплен по крайней мере трижды. Но каждый раз «Старая Мэри» или «Боевая Мэри», как прозвал ко­рабль его экипаж, воскресала, чтобы снова и снова наносить по противнику мощные удары.

У линкора «Мэриленд» было два предшественни­ка. Первый, 380-тонный 20-пушечный шлюп с экипа­жем в 180 человек, построенный для правительства США жителями города Балтимор, был куплен для флота в 1799 году. За всю свою службу шлюп знал только одного командира - кэптена Джона Роджерса. Корабль служил в Вест-Индии во время войны с Францией в 1799-1800 годах и был флагманом эскад­ры коммодора Силаса Тэлбота. Он привез во Фран­цию мирный договор, положивший конец этой квази­войне и в октября 1801 года был продан на слом в Балтиморе.

Вторым «Мэрилендом» стал броненосный крейсер водоизмещением 13680 тонн, построенный фирмой Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани. Спущен в 1903 году, вошел в строй в апреле 1905-го. Во время первой мировой войны он привлекался к крейсерской и транспортной службе, а в 1916 году его переименовали в «Фредерик», поскольку имя «Мэриленд» требовалось освободить для нового ги­гантского линкора.

Кораблестроительная программа 1916 года преду­сматривала постройку нескольких мощных супер­дредноутов, один из которых был назван «Мэриленд». Он также строился в Ньюпорт-Ньюс и был спущен на воду 20 марта 1920 года. «Крестила» корабль миссис Е. Брук-Ли, жена инспектора штата Мэриленд и не­вестка сенатора Блейра Ли. Укомплектовали корабль 21 июля 1921 года и его первым командиром стал кэптен К.Ф. Престон.

Количества миль, пройденных кораблем за всю карьеру, хватило бы на несколько кругосветных путе­шествий. Вскоре после ввода в строй он стал флаг­маном адмирала Хилари П. Джоунса и пробыл в этом качестве до 1923 года, когда флаг командующего был перенесен на «Пенсильванию». За этот период лин­кор совершил первое заграничное плавание, когда в 1922 году доставил госсекретаря Чарльза Эванса Хьюза в Бразилию, где тот представлял президента на выставке, посвященной 100-летию страны. В том же году на корабле была испытана катапульта Mark 1, на что экипаж линкора ответил выпуском бортовой газеты «Катапульта», ставшей периодической.

В течение 20 лет, «Боевая Мэри», относившаяся к "сливкам" линейного флота США, патрулировала у морских границ в постоянной боевой готовности, но нападение японцев на Перл-Харбор застало корабль врасплох.

7 декабря 1941 года начиналось как обычный вос­кресный день. Часть экипажа готовилась в 9 часов сойти на берег, остальные заканчивали завтрак. В одном ряду вместе с остальными линкорами, недавно вернувшись с маневров, «Мэриленд» стоял у острова Форд и к левому борту был пришвартован линкор «Оклахома». Тросы и сходни соединили два корабля друг с другом. Впереди стоял «Калифорния», а за кормой - пришвартованные друг к другу «Теннеси» и «Вест Виржиния». Еще дальше по корме стояли «Невада» и «Аризона». Эти корабли и образовали вошедший в историю "линкорный ряд".

Неожиданный шум заставил людей подняться на верхнюю палубу. И они поняли, что это был стук пу­леметов и взрывы бомб. Десятки самолетов с крас­ными кругами на крыльях носились над гаванью в разных направлениях на небольшой высоте. Корпус корабля то и дело вздрагивал от взрывов. Был отдан приказ "Аварийные и спасательные партии - наверх!", а горнист протрубил сигнал общей тревоги.

Зенитные батареи «Мэриленда» включились в об­щую канонаду. Пришвартованный к борту линкор «Оклахома» после попадания пяти торпед стал зава­ливаться на левый борт и с него на «Мэриленд» по­лезли сотни людей. Часть из них тут же стала помо­гать прислуге зенитных установок. «Оклахома» вскоре перевернулся и затонул, уйдя мачтами в илистое дно гавани. Только буль правого борта, киль и гребные винты виднелись над водой. Корабли за кормой были скрыты за густыми клубами черного дыма и языками пламени горевшей на поверхности нефти.

После небольшого перерыва японские самолеты снова набросились на "линкорный ряд", сосредоточив атаки на тех кораблях, которые стояли как бы внутри и были недоступны для торпед: «Мэриленд», «Теннеси» и «Аризона». Одна бомба взорвалась на полубаке «Мэриленда», вторая пробила левую скулу линкора, упала в воду и, взорвавшись, разрушила борт в рай­оне одной из кладовых, быстро заполнившейся водой. Бойцы пожарного дивизиона быстро приступили к ту­шению сильного пожара на полубаке, но через неко­торое время разбежались. Сказалась долго внушае­мая на учениях боязнь отравляющих газов. Один из матросов уронил в люк работавший огнетушитель, после чего раздался истошный крик Тазы!". И хотя длилось это безобразие всего несколько секунд, их бы вполне могло хватить для катастрофы, будь пожар в другом, более опасном месте. Так или иначе, серьез­ных повреждений удалось избежать.

К началу второй атаки на борт «Мэриленда» под­нялся командующий 4-й дивизией линкоров контр-адмирал Уолтер Андерсон, которого доставил коман­дирский катер с эсминца «Макдонаф». Этот адмирал не потерял хладнокровия (он даже захватил с собой саквояж, с которым всегда отправлялся на берег) и после окончания атак из экипажа линкора стал фор­мировать спасательные партии для помощи кораб­лям, на долю которых пришлась большая часть сбро­шенных торпед и бомб. Из перевернутого корпуса «Оклахомы» доносились шум и крики оставшихся в нем людей. Благодаря быстро прорезанным в днище отверстиям, многих из них удалось спасти. Андерсон не позабыл и о поднятии боевого духа своих парней: сразу после окончания атак он вызвал на верхнюю палубу духовой оркестр, а позже приказал объявить по корабельной трансляции о потоплении двух япон­ских авианосцев.

На «Мэриленде» из экипажа в 108 офицеров и 1496 прочих чинов погибло всего два офицера и два матроса при 14 раненых, хотя японцы самоуверенно заявили, что этот корабль затонул и никогда не будет поднят со дна илистой гавани Перл-Харбора. Инте­ресно, какая бы была их реакция, если бы они узнали, что "покойник" 20 декабря закончил временный ре­монт без захода в док Перл-Харбора (на пробоину наложили временную "заплатку"), а через 23 дня по­сле атаки уже стоял на верфи Пьюджет Саунд, куда на день раньше прибыл «Теннеси».

Одновременно с ремонтом повреждений было ре­шено подвергнуть «Мэриленд» и некоторой модерни­зации в рамках так называемой "аварийной" програм­мы, чтобы сделать его более грозной боевой едини­цей. Он стал первым из поврежденных в Перл-Харборе кораблей, который вернулся в строй - в феврале 1942 года. После нескольких походов из пор­тов Западного побережья, включая один дальний к островам Рождества, «Мэриленд» 31 мая под флагом контр-адмирала Уолтера Андерсона вместе с «Колорадо» и 3 эсминцами вышел из Сан-Франциско на поиски якобы обнаруженного японского авианосца. В это время весь огромный японский флот находился в море, направляясь к атоллу Мидуэй. Существовала и угроза вторжения на Гавайские острова. «Мэриленд», находясь во втором эшелоне построения американского флота, был готов по первому требова­нию принять участие в битве, но его услуги остались невостребованными. Американским авианосцам уда­лось отбить атаку. Японская армада вернулась в мет­рополию, а «Мэриленд», к тому времени соединив­шийся с другими старыми линкорами, взял курс на Сан-Франциско.

Несколько недель спустя 2-я, 3-я и 4-я дивизии линкоров, включая и «Мэриленд», покинули Западное побережье и взяли курс на Перл-Харбор. Церемония входа в гавань была торжественной, поскольку это было возвращение флота после японской атаки 7 де­кабря 1941 года. Экипажи в парадной белой форме выстроились на верхних палубах, что придавало ко­раблям праздничный вид.

В начале 1943 года линкоры ушли на юг. «Мэриленд» и «Колорадо» направились к островам Фиджи, чтобы отразить любые возможные атаки японцев на эти острова и острова Самоа и торговые пути к Австралии. Несколько раз были получены со­общения о появлении в тех водах японских соедине­ний и корабли выходили на поиск противника.

В середине февраля после полного захвата американцами Соломоновых островов «Мэриленд» и «Колорадо», подобно двум шахматным фигурам, пе­редвинули к островам Новые Гебриды. Нестерпимая жара была сильным союзником японцев и шестиме­сячное пребывание в этом «тропическом рае» стало серьезным испытанием для экипажей американских кораблей.

Следующей остановкой для двух линкоров стал остров Эспириту Санто, откуда в августе они ушли в Перл-Харбор, верфь которого в течение 5 недель ус­тановила на палубах и надстройках дополнительные 40-мм автоматы, в условиях все возраставшей угрозы с воздуха ставшие жизненно необходимыми. Затем «Мэриленд» ушел на Эфейт, где присоединился к большому соединению, которое 12 ноября вышло к атоллу Тарава на островах Гильберта. Командовал линкором кэптен С. X. Джонс.

В течение всей операции на борту «Старой Мэри» находился командующий 5-й Амфибийной Группой (Южное Десантное Соединение TF 53) контр-адмирал Гарри. У. Хилл со своим штабом, а также начальник 2-й дивизии морской пехоте генерал-майор Джулиан Смит по кличке "Грубый Мэд", который командовал силами десанта, куда входили и знаменитые "Рейнджеры Карлсона" (подразделение полковника Карлсона, снискавшее славу в предыдущих операци­ях). Старый линкор не был приспособлен для выпол­нения функций штабного корабля, поскольку не имел достаточно помещений, хорошей связи. К тому же работа обоих штабов прерывалась при каждом залпе главного калибра. Рано утром 20 ноября корабли при­близились к первой цели - острову Бетио, входящему с состав атолла Тарава. Для большей гибкости кораб­ли огневой поддержки, входившие в группу TG 53.4 контр-адмирала Кингмана, разбили на 5 секций. «Мэриленд» вместе с крейсером «Санта-Фе» (флаг контр-адмирала Л. Т. Дюбойза) и 2 эсминцами входил во 2-ю. В 4 шесть транспортов с первой волной де­санта подошли к острову, но спустя 11 минут одно из орудий береговых батарей южного берега выстрелило осветительным снарядом. В 505 эсминец «Мид» по­ставил между линкором и берегом дымзавесу, чтобы скрыть от противника вспышку при запуске корректи­ровщика с пороховой катапульты «Мэриленда». Япон­цы все же заметили вспышку, поскольку через пару минут береговые батареи острова открыла огонь по «Мэриленду:*. Пятью залпами своих чудовищных пу­шек линкор заставил замолчать два 203-мм орудия на юго-западном мысе острова. Контрбатарейная стрельба продолжалась до 542, когда на западе за­алел рассвет и в небе должны были появиться амери­канские палубные бомбардировщики. Но поврежден­ная при первом же своем залпе связь не позволила связаться с авианосцами Монтгомери, а там решили подождать до восхода солнца. Пришлось «Мэриленду» продолжить стрельбу по батареям, ко­торые уже начали накрывать транспорты. И только в б2 , после налета самолетов с авианосцев «Эссекс», «Банкер Хилл» и «Индепенденс» корабли приступили к плановой подготовительной бомбардировке.

Пройдя близко от берега, чтобы заставить японцев раскрыть свои замаскированные батареи, «Мэриленд» открыл огонь главным и вспомогатель­ным калибрами, подавляя орудия, посты управления, склады боезапаса и другие объекты на всей площади острова. С дистанции 9 км, которая затем сократилась до двух, три линкора, 4 крейсера и эсминцы обрушили на Бетио около 3000 тонн снарядов. В 9 часов на бе­рег высадилась первая волна морских пехотинцев, ставших пробиваться к взлетной полосе. Вторая и третья волны десанта встретили мощное сопротивле­ние и понесли огромные потери - в основном от огня замаскированных на пляжах пулеметов. К концу дня из высадившихся 5000 человек около 1500 были уби­ты или ранены.

«Мэриленд» подавил большинство этих огневых точек, а затем стал ждать целеуказаний от бортовых самолетов, которые обследовали местность перед наступавшей морской пехотой. Кроме корректировки огня самолеты сами обстреливали обнаруженные объекты и скопления войск противника., а также со­общали на корабль о положении дел на берегу. Ведь большинство радиостанций у десантников вышли из строя, а их персонал погиб. После трех дней борьбы за Бетио линкор получил приказ перейти к острову Абемама, чтобы содействовать высадке на него. Но здесь борьбы не получилось, поскольку на островке была только небольшая группа японцев, примерно из 30 человек, большинство из которых сделали себе харакири. Только двое пленных были доставлены на борт флагмана и 7 декабря «Мэриленд» ушел в Перл-Харбор.

После короткого ремонта в Сан-Франциско «Мэриленд» 13 января 1944 года взял курс на рейд Лахайна (Гавайские острова), где в рамках подготовки операции против Маршалловых островов сосредо­тачивалось 53-е Оперативное Соединение. Двое суток корабли принимали топливо, боезапас, провизию. Дело предстояло серьезное - на островах японцы соорудили мощные бетонные укрепления, а подходы к ним изобиловали опасными мелями и коралловыми рифами. Стержнем всей обороны был крупнейший в мире атолл Кваджелейн.

Под покровом темноты в ночь на 30 января «Мэриленд» (кэптен X. Дж. Рэй) подошел к прикры­вавшему вход в лагуну острову Рой. В предрассвет­ный час с линкора заметили огромный сноп огня, под­нявшийся над клубами дыма на берегу. Это была ра­бота самолетов с американских авианосцев, которые внесли свой весомый вклад в ослабление обороны острова. С восходом солнца «Мэриленд», вместе с крейсерами «Санта-Фе», «Индианаполис», «Билокси», также входившими в Северную Группу Огневой Под­держки, открыли огонь по заранее намеченным це­лям. Удачная стрельба по батареям и замаскирован­ным огневым позициям настолько ослабила японцев, что потери при высадке оказались чуть ли не самыми низкими за все десантные операции.

После удачной высадки на борт «Мэриленд» под­нялся со штабом вице-адмирал Коннелли, командо­вавший всем Северным Десантным Соединением (TF 53) и следующие несколько недель прошли в прикры­тии небольших транспортов, перевозящих на Квадже­лейн снабжение и топливо. 15 февраля в составе со­единения из нескольких небольших авианосцев и эс­минцев линкор ушел в Перл-Харбор, а оттуда напра­вился в Бремертон для ремонта на верфи.

Войдя в строй, «Мэриленд» поспешил на запад, чтобы принять участие в операции по захвату острова Сайпан. На переходе моряки линкора слушали вкрадчивый голос диктора радиостанции «Токийская Роза», говоривший о том, с каким нетерпением гарни­зон и воздушные силы Сайпана поджидают прибытия американцев. «Мэриленд» и «Колорадо» входили в состав в 4-го отряда Первой группы огневой поддерж­ки (TG 52.17), которым командовал сам Олдендорф (хотя на борту «Мэриленд» находился и "свой" контр-адмирал Т. Д. Раддок).

Утром 14 июня линкор открыл огонь по острову, быстро заставив замолчать два орудия противника, вступивших с ним в безрассудную дуэль. Затем, сле­дуя указаниям с самолетов, огромные снаряды стира­ли в порошок орудийные позиции, склады боезапаса, казармы, небольшие суда и постройки в городке Гарапан. Вторжение началось 15 июня и «Мэриленд» приготовился к стрельбе "по заявкам".

В сумерки 22 июня, когда линкор вместе с «Пенсильванией» и «Колорадо» стоял на якоре у юго-восточного берега Сайпана, ведя огонь осветитель­ными снарядами, над холмами острова показался двухмоторный бомбардировщик, идущий на неболь­шой высоте, чтобы избежать обнаружения американ­скими радарами. Проскочив перед носом стоявшего слева линкора «Пенсильвания», самолет сбросил торпеду и скрылся в темноте. Торпеда попала в «Мэриленд»!

Взрыв пришелся в носовую часть левого борта, разворотив огромные пробоины с обоих бортов (диаметр примерно 7,5 м) в районе 8-го шпангоута и ниже уровня 2-й палубы. Огромный корабль содрог­нулся, но повреждений от сотрясений не было - энер­гия взрыва ушла на пробитие узкого в этом месте кор­пуса насквозь. Все водонепроницаемые двери на ко­рабле были закрыты и опасность потерять плавучесть или остойчивость ему никак не угрожала Все затопления ограничились переборкой по 18-у шпангоуту, ко­торую аварийные партии быстро подкрепили. Но взрыв торпеды, повредил носовую цистерну, где хра­нилось 3750 галлонов авиабензина. Пары бензина с пугающей быстротой стали распространяться по со­седним отсекам, но чисто по счастливой случайности катастрофы не произошло. При взрыве торпеды по­гибло 2 члена экипажа. Давление в котлах поддержи­валось достаточным, чтобы сразу дать кораблю ход, и спустя 15 минут после попадания, когда стало ясно, что якорный привод действует, такой приказ был от­дан. Корабль поднял якорь и под эскортом двух эс­минцев ушел на Эниветок, а затем в Перл-Харбор, где верфь приступила к ремонту.

13 августа «Мэриленд» в составе крупной опера­тивной группы направился к Соломоновым островам. Корабли стали на якорь в бухте Пурвис острова Фло­рида, скрываясь от японских разведчиков, и только 6 сентября вышли к островам Палау. Оперативная группа под командованием контр-адмирала Дж. Б. Олдендорфа подошла к островам Пелилиу и Ангаур 12 сентября - за три дня до высадки. Корабли откры­ли огонь по береговым батареям и огневым позициям, а подводные пловцы тем временем расчищали под­ходы к берегу для десантных судов. После окончания операции линкоры в конце сентября ушли на Манус (острова Адмиралтейства).

«Мэриленд» бросил якорь в бухте Зееадлер 1 ок­тября, но уже 12-го снова вышел в море, чтобы при­соединиться к 7-му Флоту адмирала Кинкейда. За­дачей сил огневой поддержки контр-адмирала Олден­дорфа, которые состояли из 6 линкоров, нескольких крейсеров и дивизионов эсминцев, была бомбарди­ровка берега и поддержка войск при высадке в заливе Лейте на Филиппинах. Утром 20 октября «Миссисипи», «Мэриленд» и «Вест Виржиния» с 3 эсминцами (группа огневой поддержки контр-адмирала Уэйлера), первыми заняв намеченную позицию у пляжей Крас­ный и Белый близ города Сан-Рикардо, обрушили всю мощь своих орудий на береговые укрепления врага, чтобы облегчить задачу десанту. Линкоры выпустили по 30 снарядов из каждого орудия ГК (установленная квота для предварительной бомбардировки) после чего эстафету приняли 8 эсминцев ближней поддерж­ки, вошедшие в бухту Сан-Педро. После захвата плацдармов линкоры приступили к выполнению вто­рой части своей миссии - прикрытию подходов к зали­ву Лейте.

В течение следующих дней кораблям пришлось выдерживать все усилившиеся воздушные налеты японцев. А вскоре пришло сообщение от подлодок, патрулировавших в Южно-Китайском море, что круп­ное соединение надводных кораблей японского флота направляется к проливу Сан-Бернардино - северным воротам в залив. Одновременно самолеты дальней разведки донесли об обнаружении группы кораблей во главе с четырьмя авианосцами к северу от острова Лусон. Стало ясно, что японские линкоры намерева­ются атаковать суда вторжения в заливе Лейте, а их авианосцы - бросить вызов авианосцам адмирала Холси. Вечером 24 октября находившиеся в заливе корабли 7-го Флота приготовились к бою. В соедине­ние, которому поручалось прикрыть ведущий в залив с юга пролив Суригао, входили 6 линкоров, пять из которых считались японцами потопленными в Перл-Харборе: «Пенсильвания», «Калифорния», «Теннеси», «Вест Виржиния» и «Мэриленд».

Ранним утром 25 октября у входа в пролив Суригао из темноты стали проявляться силуэты японских кораблей. Находившиеся в засаде торпедные катера вышли в атаку и донесли о нескольких попаданиях. Это не остановило японцев, которые упрямо продви­гались вперед - прямо под торпеды американских эсминцев. А еще дальше, перегородив узкий пролив бронированной линией, входящего в своеобразную мышеловку врага ожидали линкоры Олдендорфа. В результате             комбинированных торпедно-артиллерийских атак (вклад «Мэриленда» заключался в 48 бронебойных 406-мм снарядах, которые он вы­пустил с З59 по 409 шестью полными залпами) оба входящих в состав японского соединения линкора -«Фусо» и «Ямаширо», а также несколько кораблей охранения были потоплены. Только крейсеру «Могами» и одному из эсминцев удалось бежать. Олдендорф не стал преследовать противника, поскольку существовала опасность появления других соедине­ний с севера, а снарядов ГК на линкорах оставалось мало.

«Мэриленд» патрулировал у входа в пролив до 28 октября, а затем ушел на острова Адмиралтейства для пополнения запасов и заправки топливом. Вер­нувшись в залив Лейте 16 ноября, линкор продолжал защищать транспорты и десантные суда от атак с воздуха, которые заставляли экипажи постоянно на­ходиться на боевых постах. До 18 налетов в сутки проводили японские самолеты, число «камикадзе» среди которых росло изо дня в день. Многие амери­канские корабли получили повреждения, а «Мэриленд» 27 ноября (в день, когда был поврежден «Колорадо») только резким отворотом смог уклонить­ся от торпеды.

29 ноября, как и в предыдущие дни, на корабле, находившемся в центре ордера группы TG 77.2, сыг­рали боевую тревогу и экипаж разбежался по боевым постам. Вскоре после захода солнца было получено сообщение о появлении японских самолетов, стволы зениток зашевелились, нащупывая цели. Внезапно один из самолетов бросился в пикирование, мгновен­но скрывшись в облаках. Секундами позже он выныр­нул из них и, оставляя позади разрывы снарядов вре­зался в палубу «Мэриленда» между носовыми баш­нями ГК.

Силой взрыва полубак разворотило как картонный, не выдержала даже 89-мм сталь броневой палубы. Все и вся вокруг места падения "камикадзе" оказалось уничтоженным: переборки разорвало, замки с дверей и люков вырвало "с мясом", разорвало и искорежило водопроводные трубы, кабели, вентиляционные кана­лы. В добавок начался сильный пожар, делая из лин­кора прекрасно освещенную мишень. К счастью новых атак не последовало, и аварийные партии быстро приступили к работе, несмотря на клубы едкого дыма, охватившие место взрыва. Большая же часть экипажа осталась на боевых постах.

После погашения пожара удалось определиться с числом жертв: погиб 31 человек, еще 30 было тяжело ранено и обожжено (1 офицер). Медицинский центр корабля также серьезно пострадал: операционная, лаборатория, аптека и палаты оказались разрушены, так что первую помощь пострадавшим пришлось ока­зывать в неприспособленных для этого местах.

Через три дня «Мэриленд» ушел из залива Лейте в компании с двумя тяжело поврежденными в один с ним день эсминцами «Софли» и «Олик» («Saufley», «Aulick»). Полное господство в воздухе и на море позволило обойтись без эскорта. Пройдя ремонт в Перл-Харборе, линкор 16 марта стал на якорь у атолла Улити, где для гигантской по масштабам операции на Окинаве сосредотачивались корабли 5-го Флота. Через пять дней эта армада вышла в море, коман­дующий соединением бомбардировки берега и под­держки войск, куда входил и «Мэриленд», контр-адмирал М. Л. Дейо держал флаг на «Теннеси».

Утром 25 марта на кораблях, подошедших к своим назначенным позициям, сыграли боевую тревогу. «Мэриленд» назначили для прикрытия демонстраци­онной высадки на юго-восточном берегу острова, то­гда как главный десант должен был высаживаться на западном. Тут же появились японские самолеты. Один "камикадзе" пустил на дно эсминец «Льюс» («Luce»), другие атаковали эсминец, который приблизился к месту катастрофы, чтобы подобрать из воды уцелев­ших.

3 апреля «Мэриленд», методично размазывавший по земле японские позиции и укрепления, получил радио о немедленном переходе к западному берегу, чтобы подавить береговые батареи, с которыми никак не мог справиться вооруженный 203-мм пушками крейсер «Миннеаполис». Тут требовались именно 406-мм орудия «Мэриленда», который шестью 4-снарядными залпами быстро выполнил порученную работу. Командир корабля кэлтен Дж. Д. Уилсон так описывал этот эпизод:

"Это был один из величайших моментов моей карьеры -видеть прекрасную работу наших орудий. После окончания стрельбы я получил сообщение от командира «Миннеаполиса», которым действительно можно гордиться. Там говорилось что-то вроде: "Здорово получилось! Я вижу, что старые пушки хороши как всегда. Мои "горошины" не смогли даже поцарапать японские орудия".

После высадки десанта «Мэриленд» с остальными кораблями находились в готовности вести стрельбу по заявкам с берега. Прислуга часами оставалась у ору­дий и зенитных автоматов. Скопление американских кораблей и судов у мыса Боло подвергалось неустан­ным атакам японской авиации и многие из них пошли на дно. Рано утром 7 апреля экипаж «Мэриленда» подняли по воздушной тревоге. Повышенная боевая готовность продолжалась весь день, пока линкор вме­сте с другими кораблями двигался на север, чтобы перехватить вышедшее к Окинаве японское соедине­ние во главе с суперлинкором «Ямато». Окрыленные успехом в проливе Суригао, американские адмиралы непременно жаждали еще одной победы в традици­онном морском бою. Внезапно из облаков вывалился "камикадзе" с подвешенной 250-кг бомбой и врезался справа в крышу башни №3 - прямо в 20-мм автоматы. Мощный взрыв разметал прислугу зениток и полно­стью уничтожил сами установки. От огня начал взры­ваться 20-мм боезапас, осколки градом ударили по боевым постам на шканцах и грот-мачте. На следую­щий день тяжело раненных на патрульном катере пе­реправили на госпитальное судно «Комфорт». Всего пострадало 53 человека: 10 погибло, 6 пропали без вести, 19 получили тяжелые ранения и 18 - средней тяжести.

Еще неделю «Мэриленд» оставался у Окинавы, посылая залп за залпом из оставшихся в строю ору­дий по японским укреплениям. Затем он проложил курс на Перл-Харбор через Гуам, но на переходе пришла телеграмма, что его ожидают на верфи в Бремертоне, куда линкор прибыл в тот день, когда миру объявили о победе в Европе.

После ремонта и уста­новки нового оборудова­ния и вооружения «Старая Мэри» в августе вышла на испытания вдоль берегов Калифорнии. Но больше принять участия в боевых действиях не пришлось -Япония капитулировала и война на Тихом океане закончилась. Вместо этого в рамках операции «Волшебный ковер» лин­кор вместе с другими ко­раблями приступил к пе­ревозке отвоевавших сол­дат домой. Эта служба для корабля закончилась только 3 апреля 1947 года, когда его поставили в ре­зерв в Бремертоне. 1 мар­та 1959 года корабль ис­ключили из списков флота, а в июле продали на слом фирме Лернер Компани из Окленда, штат Калифор­ния. Фрагменты броневого пояса использовали в мо­нументе, воздвигнутом у дворца правительства штата Мэриленд в Анна­полисе.

За участие в войне на Тихом океане «Мэриленд» (ВВ-46) получил 7 'боевых звезд:

1.    Перл-Харбор   (7   декабря 1941 года)

2.    Операция    на    островах Гильберта   (13   ноября-8 декабря 1943 года)

3.    Операция  на  Маршалловых островах: захват и ок­купация островов Кваджелейн и Майдзуро (28 ян-варя-8 февраля 1944 го­да)

4.    Операция на Марианских островах: захват и оккупа­ция острова Сайпан (11 июня-10 августа 1944 го­да)

5.    Операция    на    Западных Каролинских островах: за­хват и оккупация островов Южные Палау (в сентяб­ря-14 октября 1944 года)

6.    Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (1 октября-29   ноября   1944 года)

7.    Операции    на    Окинаве: высадка и захват острова Окинава (24 марта-30 ию­ня 1945 года)