U.S.S «WEST VIRGINIA" (BB-48)

 

Построен фирмой Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани в Ньюпорте, штат Виржиния. Киль заложен 12 апреля 1920 года, спуск состоялся в нояб­ре 1921-го, а укомплектовали новый линкор 1 декабря 1923 года. Командир - кэптен Томас Джонс Сенн.

В первый же год службы «Виви», как называли этот корабль моряки («Wee Vee» - по начальным бук­вам имени), потерпел аварию. На переходе каналом Тимбл Шоул (Хемптон Роудз, Виржиния) 16 июня 1924 года линкор сел на мель. Комиссия по расследованию этого инцидента пришла к выводу, что ни офицеры, ни экипаж «Вест Виржинии» не совершили ошибки, а дело заключалось в неверных навигационных данных, указывавших большую ширину фарватера, чем она реально была в момент аварии.

В 1925 году, впервые участвуя в соревнованиях по стрельбе на ближние дистанции, «Вест Виржиния» под командованием кэптена Э. Дж. Хепберна завоевал два трофея: Кубок американского оборонного общест­ва, который вручался линейному кораблю, показав­шему наилучший результат в стрельбах на ближнюю дистанцию, и Кубок Спокана, учрежденный ком­мерческой палатой города Спокан, штат Вашингтон. И в дальнейшем корабль продолжал пожинать лавры. 17 августа 1933 года секретарь флота Свенсон объя­вил о награждении «Вест Виржинии» вымпелом "боевой эффективности" среди класса линкоров. Это была уже четвертая победа корабля в этом престиж­ном соревновании, а в следующем году, когда коман­дира Уолтера С. Андерсона сменил Харольд Р. Старк, последовала и пятая.

Во время японской атаки Перл-Харбора 7 декабря 1941 года «Вест Виржиния» (командир - кэптен Мер-вин Беннион) получила попадания 2 бомб и 6-7 тор­пед, которые превратили корабль в пылающий остов, осевший на дно гавани с большим креном. При этом погибло 105 членов экипажа (из них 2 офицера), 52 получили ранения, но впоследствии вернулись в строй. Всего на линкоре по данным инспекторской проверки 1 декабря 1941 года числилось 87 офицеров и 1454 прочих чинов.

Первые торпеды попали в корабль в 0756. Шесть из них имели глубину хода 3,3 м, а одна шла глубже (около 5,8 м) и, попав в корму, практически уничтожила рулевой привод. То, что японцы, боясь зарывания торпед при сбросе в ил мелководной гава­ни, ставили их на небольшую глубину хода, отчасти спасло корабль - торпеды попадали в броневой пояс, что существенно ограничивало наносимые ими по­вреждения. Вторым счастливым для «Вест Виржинии» обстоятельством оказалась прекрасная дисциплина и распорядительность его офицеров. Молодые лейте­нанты Риккеттс, Старк, Уайт и Бихэм всегда считали воздушную атаку флота в Перл-Харборе очень веро­ятной и часто дискутировали относительно своих воз­можных действий. Поэтому после взрыва первой же японской бомбы в ангаре на острове Форд они пре­красно знали, что им делать. Еще до попадания в ко­рабль торпед пожарные и аварийные партии были вызваны наверх, объявлена боевая тревога. Это спасло многие жизни.

Первые же попавшиеся торпеды вывели из строя всю энергию, связь, освещение и зенитные орудия левого борта. Корабль кренился так быстро, что к зениткам правого борта, открывшим огонь в течение пары минут после боевой тревоги, пришлось органи­зовывать двойные цепочки ручной подачи боезапаса - одни матросы передавали снаряды, другие поддер­живали этих матросов от падения. Находившийся в центральном посту лейтенант-коммандер (капитан 3 ранга) Харпер быстро отдал приказ о контрзатоплении отсеков правого борта, но из-за выхода из строя те­лефонной связи его никто не услышал. Лейтенант Риккеттс, хотя и находился на больничном,  начал контрзатопление по своей инициативе, в чем ему по­могал боцманмат Биллиннгсли, знавший как управ­лять соответствующими приводами. Эти меры, а так­же швартовые канаты, которыми «Вест Виржиния» был связан с «Теннеси», уменьшили 28-градусный крен до 15°. Корабль погружался более-менее на ров­ном киле, пока его левый буль не достиг дна. И это несмотря на то, что две последние торпеды, попав уже над броневым поясом, вызвали огромные затоп­ления отсеков на 2-й и 3-й палубах. Одна из бомб пробила главную, 2-ю и 3-ю палубы.

Младшие офицеры продолжали распоряжаться по кораблю, поскольку поднявшийся на мостик командир - кэптен Беннион - получил смертельное ранение в живот осколком бомбы, взорвавшейся на соседнем «Теннеси». Они организовали подачу снарядов к зе­ниткам из погребов (готовый боезапас закончился уже через несколько минут после открытия огня), борьбу с пожарами и  эвакуацию раненых.  За  полтора часа борьбы с пожарами линкор покинули только раненые и те, кого взрывы сбросили за борт. Работа велась под градом летевших отовсюду осколков (рядом рва­нули погреба на «Аризоне»), японские самолеты про­должали сбрасывать на линкор бомбы и обстреливать его бортовым оружием. Зенитчики вели огонь, не­смотря на большой крен.

К 0940 пламя охватило корабль с носа до башни №1, вокруг корабля горела растекшаяся по воде нефть. Барахтавшихся там людей спасали шлюпки с других кораблей и катер с ремонтного судна «Ригел». В 1005, когда все электроэнергия была потеряна, «Вест Виржиния» погрузился на дно гавани, а его над­стройки полыхали огнем, командовавший борьбой за живучесть офицер отдал приказ покинуть корабль. Моряки стали бросаться за борт, пытаясь доплыть до острова Форд. Наиболее везучим удалось найти мес­та в шлюпках или перебраться на «Теннеси», где они тут же стали помогать его зенитным расчетам. Днем из экипажа «Виви» были организованы несколько аварийных партий, которые вернулись на корабль для борьбы с пожарами. Большую помощь оказал стар­ший боцманмат Янсен, командир баржи YG-17, кото­рый подвел ее к борту линкора и оставался там до тех пор, пока последний пожар не был потушен. Затем Янсен увел свою баржу к горящему остову «Аризоны».

Однако оставалось множество очагов пожаров внутри корпуса. Жара становилась нестерпимой, и в 17 часам аварийным партиям пришлось оставить ко­рабль. Но глубоко под палубами осевшего на грунт линкора оставались еще люди, отрезанные огнем и водой. По одной из легенд, трое матросов, блокиро­ванных в насосном отделении, продолжали бороться за жизнь еще целых две недели, пока до них не доб­рались спасатели.

После обследования корпуса водолазами было установлено, что размеры торпедных пробоин дости­гают до 36 м в длину и 4,5 м в высоту, одна из броне­вых плит пояса сорвана взрывом и лежит на дне, практически не поврежденная. Одно из 127-мм орудий довольно быстро сняли для передачи на «Пенсильванию», на котором единственное попада­ние 250-кг бомбы разрушило такую установку. Не­смотря на то, что корпус покоился на дне практически на ровном киле, огромные пробоины не давали воз­можности откачать воду из корабля. Поэтому было построено несколько больших кессонов, которые за­тем водолазы с помощью кранов прикрепили к корпу­су линкора. В тех местах, где стенки кессонов неплот­но прилегали к рваным краям пробоин, а также в рай­оне днища, все зазоры герметизировали специальным цементом, который затвердевал в воде. Затем воду из корпуса откачали, линкор всплыл. Работы по очистке внутренних помещений проводились, в основном, усилиями экипажа, которому помогали гражданские рабочие. 17 мая 1942 года «Виви» ввели в сухой док военной верфи Перл-Харбора для временного ремон­та, чтобы корабль смог перейти в Бремертон. Компа­ния Дженерал Электрик, которая поставляла на лин­кор электромоторы и генераторы, прислала 50 спе­циалистов. Вместе с более чем сотней электриков Перл-Харбора они выполнили трудную работу по пе­ремотке всех главных моторов и генераторов. Со­рванную броневую плиту поставили на место.

После годичного предварительного ремонта, во время которого на пробоины наварили огромные за­платки, сняли обе решетчатые мачты, часть настроек, включая шельтердек вместе с 127-мм орудиями, «Вест Виржиния» своим ходом перешел на верфь флота в Бремертоне, где ему предстояло пройти практически полную перестройку. Работы временами прерывались из-за более срочных дел, но 4 июля 1944 года изменившийся до неузнаваемости корабль снова вошел в строй. При перестройке использова­лись исключительно сварные соединения вместо кле­панных. Благодаря полученной экономии веса линкор подвсплыл на 2,5 дюйма. Увеличили броню палуб и крыш башен, значительно улучшили водонепрони­цаемость корпуса, смонтировали совершенно новые систему вентиляции, пожарные и топливные магист­рали. Новые були повысили остойчивость и улучшили ПТЗ. Ширина корпуса стала 34,8 м (была 30 м), так что теперь линкор не мог проходить через Панамский канал. На корабле заменили орудия ГК и установили совершенно новые вспомогательную и зенитную ба­тареи. Если 7 декабря 1941 года его зенитная артил­лерия состояла из 8 127-мм/25 и 4 76-ММ/23 орудий и 10 12,7-мм пулеметов (имелись места для четырех 4-ствольных 28-мм автоматов), то после модернизации он нес 16 127-мм/38 универсальных орудий в спарен­ных закрытых установках, 10 (позднее 16) счетверенных 40-мм и 64 (позже 82) 20-мм автомата. Огнем орудий ГК управляли 2 директора, а 127-мм пушками - 4, каждая 40-мм установка также имела собственный директор. На корабле насчитывалось 13 радаров различных типов.

После двух месяцев учений и тренировок «Вест Виржиния» взял курс на запад. В октябре 22-летний ветеран вернулся к боевой службе и с того времени вплоть до дня победы он своими 16-дюймовками про­кладывал путь к Японским островам. Подобно мсти­тельному привидению, появившемуся после смерти в Перл-Харборе, «Виви» за неполный год до капитуляции врага успел отплатить ему за понесенное в пер­вый же день войны поражение и закончил боевую ра­боту в Токийской бухте.

"Песней №1" в его "хит-параде" после разминки у островов Палау стала операция в заливе Лейте. Дей­ствуя под тем самым, опаленным в Перл-Харборе флагом (по другой версии тот флаг сожгли после окончания японской атаки), старый линкор под коман­дованием кэптена X. В. Уили обрушил на береговые позиции японцев сотни тонн снарядов, облегчая рабо­ту десанту. Там же линкор и пустил врагу "первую кровь", сбив шесть самолетов. «Вест Виржиния» был во главе колонны линкоров 7-го Флота в битве в про­ливе Суригао, выпустив по противнику за 16 минут 93 бронебойных снаряда главного калибра. Именно они нанесли смертельные повреждения японскому линко­ру «Ямасиро». После пополнения запасов на Улити линкор оставался в заливе Лейте для защиты транс­портов до конца ноября.

В декабре 1944 года после короткого отдыха на Новых Гебридах «Вест Виржиния» стал флагманом оперативной авианосной группы TG77.12 контр-адмирала Раддока, которая прикрывала высадку на остров Миндоро. Вместе с «Колорадо», «Нью-Мексико», дивизией крейсеров, шестью эскортными авианосцами и 18 эсминцами он вошел в море Сулу, чтобы поддержать войска генерала Макартура, кото­рые должны были высадиться в районе города Сан-Хосе на южной оконечности этого филиппинского ост­рова. Эскортные авианосцы ранее входили в опера­тивную группу "Таффи 2", выдержавшую тяжелый бой с линейными силами японцев у острова Самар в ок­тябре. Теперь, когда угрозы со стороны надводных кораблей противника больше не предвиделось, а главную опасность представляла его авиация, авиа­группы на эскортных авианосцах существенно изме­нили: вместо 16 истребителей они стали несли по 24, а число торпедоносцев-бомбардировщиков сократили с 12 до 9. Линкоры и крейсера были включены в со­став оперативной группы также для усиления ее ПВО. Эти меры оказались далеко не лишними. В ходе этой операции зенитчики линкора сбили бомбардировщик (13 декабря) и истребитель противника.

Рождество экипаж «Вест Виржинии» встречал на одной из передовых баз южнее экватора, а уже на следующий день он вышел в море на рандеву с груп­пой TG 77.2 вице-адмирала Олдендорфа, чтобы участвовать в высадке в заливе Лингайен на острове Лусон. На линкоре (командир кэптен Уили) держал флаг начальник 4-й дивизии контр-адмирал А. Соуэлл. «Вест Виржиния», австралийский тяжелый крейсер «Шропшир» и 2 эсминца образовали отряд "N". Почти неделю японская авиация беспрерывно атаковала американские корабли, появившиеся у "сердца" Фи­липпинских островов, но под этим шквалом атак «Вест Виржиния» все три дня до высадки так удачно "обработал" выделенный участок японской обороны, что 6-я армия, оказавшись на берегу, почти не встре­тила сопротивления. 9 января линкор буквально "своим телом" прикрывал австралийский тяжелый крейсер «Австралия», который умудрился в тот день получить пятое попадание "камикадзе". Еще месяц «Виви» оставался в этом районе, препятствуя любым попыткам японского флота помочь своим войскам.

16 февраля «Вест Виржиния» прибыл в тыловую базу на атолл Улити для отдыха и начал принимать боезапас, топливо и снабжение с кораблей 10-й эс­кадры обслуживания. Но уже в 3 часа утра следующего дня кэптен Уили получил приказ от адмирала Нимитца "идти полным ходом к Иводзиме". Вскоре после заката линкор в сопровождении двух эсминцев по­спешил в 900-мильный путь к острову Иводзима. Он всего на час опоздал к высадке первой волны морских пехотинцев 19 февраля: в 10.45 корабль прибыл в рай­он бомбардировки, доложил контр-адмиралу Роджер­су, получил копии всех приказов и карт, после чего открыл огонь. Его точная стрельба по берегу, которая велась до исчерпания боезапаса, уберегла американ­ских десантников от многих напрасных жертв. «Вест Виржиния» оказался единственным кораблем из числа участвовавших в операции в заливе Лингайен, успевшим к новой высадке. За такую "оборотистость" он получил от Нимитца сигнал "Хорошо сделано!".

Затем наступила очередь острова Окинава. Лин­кор, на мачте которого снова развевался флаг контр-адмирала Соуэлла, входил в состав 4-го отряда Со­единения Огневой Поддержки и Прикрытия (TF 54) контр-адмирала Мортона Дейо. В первый день высад­ки 1 апреля около 1913 в левый борт «Вест Виржинии» врезался "камикадзе", сумевший прорваться через мощный зенитный огонь. Четверо моряков погибло, 23 было ранено. Но уничтожило всего одну 20-мм уста­новку. "Камикадзе" попал в носовую надстройку, а его бомба пробила палубу, но не взорвалась (ее потом удалось разоружить). Самолет разрушил противоосколочный щит, воздухозаборник котельного отделе­ния, часть сигнального мостика, пробил палубу и по­вредил камбуз, а его двигатель влетел в корабельную прачечную. К счастью, взрыва не последовало, а начавшиеся в камбузе, прачечной, кубриках и швей­ной мастерской пожары были быстро потушены. В целом повреждения оказались незначительными и ограничились только районом попадания, где также разорвало несколько кабелей и коммуникаций. Менее, чем через час, командир корабля кэптен Уили доло­жил о полной боеспособности, а все ремонтные рабо­ты силами экипажа закончили за три дня.

Во время самого сильного налета японской авиа­ции 12 апреля зенитчики линкора сбили два самолета. На следующий день огонь 16-дюймовых орудий лин­кора перенесли на Шьюри Кастл - сильно укреплен­ную позицию японцев на Окинаве, по которой было выпущена сотня снарядов. Затем «Вест Виржиния» оказывал поддержку войскам, высадившимся на ост­рове Иесима, к западу от Окинавы. В общей сложно­сти по позициям японцев на Окинаве и Иесиме ко­рабль выпустил 1300 406-мм снарядов. 17 июня в ко­рабль снова врезался "камикадзе", но повреждения оказались незначительными.

Самым памятным днем в истории корабля стало 31 августа, когда «Виви» первым из старых линкоров стал на якорь в Токийской бухте у столицы повержен­ного противника. В день подписания японской капиту­ляции на борту линкора «Миссури» стоявший всего в нескольких милях «Вест Виржиния» оказался единст­венным кораблем, помнившим рейд на Перл-Харбор.

Окончание войны не закончило службу линкора-ветерана, который среди других был привлечен к опе­рации «Волшебный Ковер» - возвращению на родину американских солдат. Всего до середины декабря он перевез 7500 человек. 30 декабря 1945 года «Вест Виржиния» оставил транспортную службу и через не­сколько дней на верфи Пьюджет Саунд началась его консервация. 9 января 1947 года он был поставлен в резерв Тихоокеанского флота, где и пребывал вплоть до продажи на слом 15 сентября 1959-го.

В ходе войны на Тихом океане «Вест Виржиния» провел 223 дня на боевых заданиях. О его "заслугах" перед японцами красноречиво свидетельствует спе­циальное сообщение Токийского радио, обращенное к его экипажу, о массовой предварительной похоронной церемонии лучших японских пилотов-самоубийц, по­клявшихся приложить все усилия для уничтожения этого корабля.

За участие в войне линкор «Вест Виржиния» (ВВ-48) получил на свою «Азиатско-Тихоокеанскую ленту» 5 боевых звезд:

1. Перл-Харбор (7 декабря 1941 года).

2.  Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (10 октября-29 ноября 1944 года)

3.  Операции на острове Лусон: высадка в заливе Лингайен (4-18 января 1945 года)

4.   Операции у  Иводзимы:  высадка  и  оккупация  острова Иводзима (15 февраля-16 марта 1945 года)

5.  Операция на Окинаве: высадка и оккупация острова Оки­нава 24 марта-30 июня 1945 года)

Линкор был награжден «Медалью Оккупационной Служ­бы» за действия у берегов Японии 2-24 сентября 1945 года.