Авиация — отдельный вид вооруженных сил в США?

 

Как и в Великобритании, в Соединенных Штатах во вре­мя Первой Мировой войны окрепло движение за создание независимых ВВС. После войны его возглавил бригадный генерал Уильям Митчелл, который начал летать в 1916 году, хотя имел дело с самолетами и раньше. Во время войны он командовал американской авиацией в Европе. После подпи­сания перемирия Митчелл вернулся в Соединенные Штаты и начал официальную борьбу за создание авиации, не зави­сящей ни от военного министерства, ни от армии.

Генерал Митчелл вошел в конфликт и с командованием флота, когда в начале 1920 года заявил, что воздушные атаки и атаки подводных лодок, которые прикончат любой повреж­денный корабль, «отныне делают невозможными такие сво­бодные действия надводных кораблей, как это было ранее. Они вообще способны загнать корабли с поверхности под воду». Через несколько дней на заседании конгресса Митчелл потребовал от флота проверить на практике его утверждения. Однако экстремизм способен породить только экстремизм, и вскоре разгорелись настоящие бои между теми, кто утверж­дал, что корабль совершенно беззащитен против воздушных атак, и теми, кто говорил, что корабли совершенно неуязви­мы для самолетов. Разумеется, по обе стороны линии фронта имелись умеренные, но их никто не слушал.

 

Интерес к бомбардировкам военных кораблей с воздуха родился не вчера. Капитан-лейтенант Б.Дж. Лейтон всесто­ронне рассмотрел проблему в своей статье «Возможности бомбардировщика», опубликованной в мае 1919 года. Лей­тон, пламенный сторонник морской авиации, доказывал, что вполне возможно уничтожать корабли бомбардировкой с воздуха, и этим должен заниматься флот. Через несколько месяцев капитан-лейтенант Г.Т. Бартлетг предложил исполь­зовать для опытов устаревшие корабли.

Заявления Митчелла значительно ускорили проведение таких экспериментов. Флот решил проверить воздействие авиабомб на корабли, в частности определить эффективность брони, В ноябре 1920 года в качестве опытового корабля был использован броненосец «Индиана». В его жизненно важных местах были размешены бомбы весом до 600 фунтов и подорваны. Возможно, эти бомбы имели слишком малую взрыв­ную силу, но, с другой стороны, броненосец был малень­ким старым кораблем (10288 тонн, 1895 год). Испытания, проведенные негласно, сделали очевидным лишь то, что необходимы дополнительные эксперименты. Взрывами бро­неносец «Индиана» был потоплен.

Генерал Митчелл был приглашен наблюдать за экспери­ментами с «Индианой». Газета «Лондон Иллюстрейтед Ньюс» каким-то образом сумела раздобыть снимки полученных бро­неносцем повреждений и опубликовала их. А Митчелл под­лил масла в огнь спора между линкором и самолетом. В то время генерал ратовал за создание военно-воздушных сил, не зависящих ни от армии, ни от флота, по образу и подо­бию Королевских ВВС. Он желал создать «министерство авиа­ции», аналогичное министерствам (или департаментам по американской терминологии) армии и флота. Однако морские летчики предпочитали оставаться в составе флота. Ар­мейская авиация являлась таким же отдельным родом войск, как пехота, артиллерия, кавалерия, со своей собственной организацией и должностями. В то же время морские летчи­ки были обычными строевыми офицерами.

Пока Митчелл боролся за создание независимых ВВС, появились намеки, будто адмиралам и другим морским офи­церам запрещено высказывать свои истинные взгляды. Тогда вопрос поднял контр-адмирал Уильям С. Симс, президент военно-морского колледжа. Раньше он совершенно не верил в ударный потенциал авиации. В стенах своего колледжа Симе провел ряд военных игр. После нескольких «боев» авианос­ных соединений против флота, не имеющего авианосцев, Симе превратился в ярого сторонника авианосной авиации.

Адмирал Симс стал неофитом воздушной мощи и сумел привлечь на свою сторону контр-адмирала Брэдли Э. Фиска, виднейшего исследователя американского флота. Фиск со­гласился, что самолеты способны уничтожать корабли. Выс­тупая в поддержку строительства авианосцев, Симс заявил: «Я совершенно убежден, что будущее неизбежно докажет: флот, имеющий 20 авианосцев вместо 16 линкоров и 4 авиа­носцев, уничтожит флот противника». Его поддерживал ад­мирал Фиск: «Если бы в море произошел бой между авиа­носцем и 2 линкорами, и мне пришлось бы выбирать, на какой стороне выступить, я предпочел бы находиться на авианосце, а не на линкорах».

Но и Симс, и Фиск выступали против предложения Мит­челла создать независимые ВВС, в которые будет сведена вообще вся военная авиация. Адмиралы были убеждены, что морская авиация должна входить в состав ВМФ.

Морские летчики, спекулируя на угрозах Митчелла со­здать независимые ВВС, убедили адмиралов сформировать собственные воздушные силы внутри ВМФ. Флот запросил у конгресса разрешение на создание военно-воздушного от­дела в рамках министерства флота, который будет занимать­ся авиацией флота и морской пехоты. Разрешение было дано, и в августе 1921 года было создано «Бюро аэронавтики». Его руководителем был назначен контр-адмирал Уильям Э. Моффет. Этот пост он занимал до самой своей гибели в апреле 1932 года, когда он разбился на дирижабле «Акрон». Адми­рал Моффет быстро доказал, что не уступает генералу Мит­челлу как организатор и публицист.

Флот провел опыты по воздушным бомбардировкам ко­раблей в июне — июле 1921 года. Флот был вынужден отве­чать за запросы общественности, конгресса и генерала Мит­челла, но в то же время адмиралы и сами хотели проверить воздействие авиабомб на корабли, чтобы выяснить пути улуч­шения их конструкции. Генерал Митчелл смотрел на эти испытания как на способ получить доказательства того, что самолет способен потопить любой корабль. Он также стре­мился навербовать новых сторонников в свой лагерь, даже если это будет в ущерб интересам флота. В то время армейс­кая авиация была совершенно не готова к подобным испы­таниям. От флота потребовали обеспечить самолеты радио­оборудованием, компасами и даже бомбовыми прицелами. Кроме того, потребовались самолеты, дирижабли и корабли ВМФ, которые должны были вывести армейских пилотов на цели, находящиеся в 60 милях от берега. Ведь армейские летчики еще ни разу не отваживались залетать так далеко. Адмиралов вынудили собственными руками пилить сук, на котором они сидели.

Испытании начались 21 июня, когда 3 летающие лодки ВМФ атаковали трофейную немецкую субмарину U-117. Каж­дый самолет сбросил по 3 бомбы весом 180 фунтов. Подвод­ная лодка затонула через 12 минут после первого попадания. Затем самолеты флота сбросили учебные бомбы-болванки на маневрирующий броненосец «Айова». Этот устаревший корабль управлялся по радио. Генерал Митчелл запретил своим самолетам принимать участие в этой фазе экспери­ментов. Флот заявил, что Митчелл боится, что его самолеты не сумеют обнаружить цель и добиться попадания в манев­рирующий корабль.

13 июля новые армейские бомбардировщики МВ-2 сбро­сили на трофейный немецкий эсминец G-102 44 бомбы ве­сом 300 фунтов и потопили его за 19 минут. Через 5 дней самолеты армии и флота провели успешную атаку немец­кого легкого крейсера «Франкфурт» (5100 тонн). Вес сбра­сываемых бомб постоянно рос — 250, 300, 520 фунтов. Наконец были сброшены 14 бомб весом 600 фунтов. Одна из них, упав у самого борта крейсера, взорвалась под водой подобно мине. Подводная часть корабля была разрушена, и он медленно затонул.

Основные испытания были проведены 20—21 июля, когда бомбардировке подвергся немецкий линкор «Остфрисланд» (22800 тонн, 1911 год). Хотя «Остфрисланд» был поврежден в Ютландском бою, считалось, что его защитные качества не хуже, чем у существующих линкоров. Самолеты флота и морской пехоты сбросили 34 мелкие бомбы, 6 из которых попали в корабль. Прежде чем назначенная для это­го комиссия смогла обследовать повреждения, прилетели армейские самолеты и сбросили серию 600-фн бомб, 2 из которых попали в линкор. После этого комиссия осмотрела «Остфрисланд» и выяснила, что серьезных повреждений он не получил.

Утром 21 июля «Остфрисланд» был атакован 8 армейски­ми бомбардировщиками МВ-2. Каждый из самолетов нес по 2 бомбы весом 1000 фн. Это было самое мощное оружие, которым на тот день располагала авиация. Первая же бомба попала прямо в цель. Затем были сброшены еще 5 бомб, из которых 3 попали в линкор. После этого атака была прекра­щена, и на корабль отправилась комиссия для осмотра по­вреждений. Она обнаружила, что линкор сохранил мореход­ность и мог выдержать новые удары.

Днем армейские самолеты вернулись, теперь каждый нес бомбу в 2000 фунтов. Этот снаряд был создан 4 месяца назад по специальному заказу генерала Митчелла. 1 бомба попала в корабль, еще 2 взорвались в воде рядом с ним. Через неко­торое время «Остфрисланд» затонул.

Испытания не доказали абсолютно ничего, так как флот и генерал Митчелл смотрели на их результаты совершенно по-разному. Кроме того, армейские авиаторы пренебрегли планами испытаний. Корабли различных размеров — от под­водной лодки до линкора — были потоплены самолетами. Но уже давно было известно, что большое количество взрыв­чатки может уничтожить любой корабль, вне зависимости от того, каким образом ее доставят к цели — снарядом, тор­педой, миной или авиабомбой. Местонахождение кораблей, которые использовались в качестве мишеней, было заранее известно летчикам. Бомбардировщики МВ-2 с бомбовой на­грузкой имели дальность полета всего 400 миль и не могли одновременно проводить поиск цели и атаку. Корабли сто­яли неподвижно, а их орудия молчали, команда не исправ­ляла повреждения. Командование флота заявило, что резуль­тат будет совершенно иным, если изменить эти условия.

Однако генерала Митчелла переполняла гордость. Он по­топил линкор атакой с воздуха. Когда «Остфрисланд» скрыл­ся под водой, Митчелл заявил: «Так завершились первые в мире большие испытания линкора и самолета. Они показа­ли способность самолета уничтожить любой корабль любо­го класса».

К сожалению, концепция Митчелла основывалась на высокой точности горизонтального бомбометания. Но эффективность этого метода атаки была пересмотрена спустя 30 лет, когда начальник штаба американского ВМФ адми­рал Флетчер заявил: «Ни один корабль, маневрирующий в открытом море, не был потоплен горизонтальным бомбардировщиком».

Флот но оставлял своих попыток улучшить конструкцию кораблей и пропел еще ряд экспериментов по воздушным бомбардировкам линкоров. В сентябре 1921 года броненосец «Алабама» был потоплен армейскими бомбардировщиками, которые сбрасывали 1000-фн и 2000-фн бомбы. В сентябре 1923 года флот предоставил генералу Митчеллу для экспе­риментов броненосцы «Нью Джерси» и «Вирджиния». В но­ябре 1924 года флот провел серию экспериментов на новей­шем линкоре «Вашингтон» (32500 тонн). Этот недостроен­ный корабль все равно был обречен на уничтожение пара­графами Вашингтонского договора. Корабль подвергся об­стрелу торпедами, на него сбрасывали бронебойные бомбы. В конце концов он был потоплен артиллерийским огнем. Когда были опубликованы результаты экспериментов, пред­ставители флота заявили, что линкор типа «Вашингтон», ма­неврирующий в открытом море, защищенный зенитными орудиями, имеющий опытную обученную команду, может отразить атаку большого числа современных самолетов и вы­держать до 8 попаданий, если только они не придутся в одно место. Комиссия флота, которая изучала результаты экспериментов, в январе 1925 года заявила:

 

«Линкор сегодня уже не является неуязвимым для воз­душных атак, хотя, как показали опыты с «Вашингтоном», все еще обладает достаточно эффективной защитой. Линкор будущего можно спроектировать, так распределив броню по палубам и бортам, что атаки с воздуха не нанесут ему смер­тельных повреждений, особенно при улучшении подразде­ления корпуса на отсеки. Поэтому нельзя сказать, что появ­ление авиации сделало линкор устаревшим».

 

Билли Митчелл продолжал агитировать за создание не­зависимых ВВС. Он утверждал, что именно авиации принад­лежит главная роль в защите Америки. Армейскому коман­дованию это надоело. Митчелл был снижен в звании до пол­ковника и отправлен в ссылку на базу в Техасе. Когда во время шторма в сентябре 1925 года разбился дирижабль ВМФ «Шенандоа», Митчелл заявил: «Этот несчастный случай есть прямой результат некомпетентности, преступной небрежно­сти и почти предательского руководства национальной обо­роной нашими военным и военно-морским департамента­ми». За свою критику Митчелл был предан суду военного трибунала и признан виновным. Он был лишен звания и должности и уволен в отставку без всяких выплат и льгот. Генералу Митчеллу не удалась его попытка создать незави­симые ВВС. Однако его теория об уничтожении военных ко­раблей горизонтальными бомбардировщиками господство­вала еще много лет. Ее несостоятельность была доказана в ходе Второй Мировой войны как в Атлантике, так и на Ти­хом океане. Совершенно неправильным был взгляд Митчел­ла на авианосцы. Он заявлял:

 

«Авианесущие корабли бесполезны для действий против вражеских воздушных сил, имеющих базы на берегу. Их можно использовать только против вражеских кораблей и флотов. Но, если эти флоты будут иметь много подводных лодок, сохранение авианосцев в генеральном плане развития морс­ких вооружений принесет мало пользы».

 

Генерал Митчелл в действительности сделал очень мно­го для ВМФ, когда вынудил флот заинтересоваться авиа­носцами и создать свою собственную авиацию.

В самый разгар спора Митчелла с моряками произошло другое важнейшее событие, которое оказало большое влияние на развитие авианосцев.