Второе поколение авианосцев

 

Авианосцы, вошедшие в строй между 1917 годом и серединой 20-х годов, были первым поколением этих кораблей.

Большинство из них было перестроенными крейсерами, вспо­могательными и торговыми судами. Только английский «Гер­мес» и японский «Хосё» являлись авианосцами специальной постройки. Вашингтонская конференция дала толчок появ­лению второго поколения авианосцев. 7 линкоров и линей­ных крейсеров были превращены в авианосцы.

Как раз перед вступлением Соединенных Штатов в Пер­вую Мировую войну конгресс утвердил постройку 6 линей­ных крейсеров. Они имели водоизмещение 35300 тонн и дли­ну 874 фута, каждый из них был вооружен 10 орудиями ка­либра 456 мм. Турбоэлектрическая машинная установка по­зволяла им развивать скорость 35 узлов. Дым котлов выво­дился через 7 (!) труб. Но уже на начальной стадии строи­тельства проект был пересмотрен. Водоизмещение кораблей увеличилось до 43500 тонн, а скорость сократилась на 2 узла. Новое вооружение составляли 8 орудий 406 мм. Ни один из этих кораблей не был заложен до окончания военных дей­ствий, и ни один не был спущен на воду, когда 8 февраля 1922 года их строительство было приостановлено. В соответ­ствии с решениями Вашингтонской конференции Соеди­ненные Штаты получили разрешение перестроить 2 крейсе­ра в авианосцы водоизмещением не более 33000 тонн. 1 июня 1922 года было принято решение достроить линейные крей­сера «Лексингтон» (готовность 33,8%) и «Саратога» (готов­ность 35,4%) как авианосцы. Однотипные с ними «Конститьюшн», «Констеллейшн», «Рейнджер» и «Юнайтед Стейтс» были разобраны.

Прежде чем был подписан договор об ограничении мор­ских вооружений, флот планировал постройку авианосца водоизмещением 15000 тонн. Большая часть подготовленных для него чертежей была использована при перестройке «Саратоги» и «Лексингтона». Они должны были стать самыми крупными и самыми сильными кораблями этого класса в мире. Их корпуса, сохранившие стремительные линии ли­нейных крейсеров, имели длину 888 футов. Поэтому новые авианосцы были самыми большими военными кораблями до начала Второй Мировой войны. Официально каждый авиа­носец имел стандартное водоизмещение 33000 тонн, факти­чески они были на 3000 тонн больше. Американский флот утверждал, что этот вес разрешен статьями Вашингтонского договора, которые не учитывали вес добавочных средств за­щиты от воздушных и подводных атак. Единственным кораб­лем, который превосходил их по водоизмещению, был анг­лийский линейный крейсер «Худ» (42100 тонн), однако он был на 27,5 футов короче. Каждый авианосец имел турбоэлектрическую установку, развивающую мощность 180000 л.с., что в 6 раз превышало мощность машинных установок современных линкоров. Проектная скорость авианосцев рав­нялась 33 '/4 узла, но оба авианосца превзошли ее. «Лексин­гтон» однажды в течение часа развил скорость 34,5 узла при мощности 210000 л.с., а «Саратога» поставил рекорд, дос­тигнув 34,99 узла. Мощность машинных установок этих ко­раблей была так велика, что зимой 1930 года «Лексингтон» был подключен к городской электросети в Такоме (штат Вашингтон), когда городская электростанция вышла из строя, и авианосец в течение 30 дней обеспечивал электро­энергией целый городской район. За время этой аварии «Лек­сингтон» выдал 4251160 квт-часов электроэнергии.

Сначала американцы хотели оставить полетную палубу авианосцев совершенно свободной от всяких надстроек, но после испытаний в аэродинамической трубе было решено объединить посты управления, трубу и орудия в массивной островной надстройке по правому борту. Этот остров, растя­нувшийся почти на треть длины корабля, включал в себя массивную трубу, выводившую дым из 16 корабельных кот­лов, и башни артиллерии главного калибра.

По условиям Вашингтонского договора на авианосцах можно было устанавливать орудия калибром до 203 мм, чем американцы и воспользовались. При проектировании «Саратоги» и «Лексингтона» было решено установить орудия максимального калибра плюс большое количество зениток. Бюро Аэронавтики выступило против, заявив: «Необходи­мой защитой авианосца от самолетов будут самолеты, кото­рые несет он сам, поэтому нет необходимости устанавливать зенитные орудия на борту авианосца». Кроме того, Бюро Аэронавтики в качестве главного калибра отстаивало орудия 152 мм. Однако Генеральный Совет ВМФ взял верх, заявив, что, хотя «авианосец во многих случаях будет способен с успехом защитить сам себя собственными самолетами, од­нако главной задачей этих самолетов является не защита соб­ственного авианосца, поэтому вполне может так случиться, что они будут отсутствовать, когда потребуется защищать авианосец. Кроме того, самолет будет совершенно бесполе­зен как оборонительное оружие ночью и в плохих погодных условиях». Как часто бывает, самым лучшим выходом стал компромисс.

Войдя в строй, эти авианосцы имели 8 орудий калибра 203 мм в 4 башнях, 2 впереди и 2 позади надстройки. Эти орудия имели дальность стрельбы 28000 ярдов. Кроме них, каждый авианосец имел 12 универсальных орудий калибра 127 мм на спонсонах по краям полетной палубы, не считая зенитных пулеметов.

Главным оружием авианосцев должны были стать их соб­ственные самолеты. При спуске «Лексингтона» на воду ад­мирал Моффет пророчески сказал: «Этот огромный авиа­носец... представляет собой мощное наступательное оружие. Я убежден, что атаку бомбардировщиков, поднятых с тако­го авианосца в неизвестном месте в неизвестный момент и с неизвестной заранее целью, самолеты берегового базирова­ния отразить не смогут».

«Саратога» вошла в состав флота 16 ноября 1927 года. При­мерно через месяц, 14 декабря, завершил приемные испы­тания «Лексингтон». Каждый из них имел на борту по 4 эс­кадрильи, общая численность которых равнялась 72 самоле­там. Контр-адмирала Джозефа М. Ривза, командующего воз­душными силами Линейного Флота, это число не удовлет­воряло. Вскоре после того, как авианосцы поступили в его распоряжение, он начал эксперименты с целью увеличения авиагрупп. Постепенно к марту 1929 года авиагруппа «Лек­сингтона» увеличилась до 120 истребителей и бомбардиров­щиков. Но Ривз считал, что в его ангар еще можно втиснуть 30 самолетов. Он рассмотрел план, по которому каждый из 3 авианосцев — «Лексингтон», «Саратога» и «Лэнгли» — дол­жен действовать только одним типом самолетов. Это облег­чило бы обслуживание самолетов. Серия экспериментов убе­дила адмирала, что на «Саратоге» могут базироваться до 200 истребителей. Однако сам же Ривз высказался против такой новации, так как потеря одного авианосца лишала флот всех его истребителей, бомбардировщиков или торпедоносцев. Адмирал Ривз лично руководил погрузкой самолетов на «Лэн­гли» и разместил на палубе 42 машины. При этом еще оставалось свободное место для взлета этих самолетов.