Операции американских авианосцев

 

После того, как в 1925 году «Лэнгли» вошел в состав аме­риканского флота, он начал принимать участие в различных учениях и маневрах. Сначала его линкоры использовались только для защиты линкоров от атак береговой авиации.

На учениях 1928 года «Задачи флота VIII», проведенных на Гавайских островах, самолеты «Лэнгли» совершили нео­жиданный налет на Пирл-Харбор, «разбомбив» некоторые аэродромы армии и флота. Пока флот находился на Гавай­ях, в строй вошел «Лексингтон», а после возвращения флота в Калифорнию к нему присоединилась и «Саратога». Два больших авианосца участвовали в учениях 1929 года под кодовым названием «Задачи флота IX» и оказали огромное влияние на ход операций. В большинстве предыдущих игр гидросамолеты-разведчики с линкоров и крейсеров изоб­ражали авианосные самолеты, и их использование было чисто теоретическим. Так как «Саратога» и «Лексингтон» не были связаны черепашьей скоростью «Лэнгли» (15 уз­лов), то они сумели продемонстрировать, на что способны авианосные самолеты.

Когда начались маневры 1929 года, предполагалось, что военные действия продлятся несколько месяцев. Адмирал Уильям В. Пратт на Тихом океане командовал силами «Чер­ных», или наступающих. Они состояли из 10 линкоров, 1 лег­кого крейсера, 42 эсминцев, 15 подводных лодок и, как сна­чала планировалось, авианосцев «Саратога» и «Лэнгли». По­том оказалось, что «Лэнгли» не успевает закончить ремонт вовремя, чтобы участвовать в маневрах, поэтому гидросамо­леты OL-8 с плавбазы «Арустук» должны были изображать 24 самолета «Лэнгли». Сами эти самолеты были переведены на «Саратогу».

Силы «Черных» должны были атаковать Панамский ка­нал, который защищало соединение «Голубых», состоящее из 4 линкоров, 5 легких крейсеров, 29 эсминцев, 24 подвод­ных лодок, авианосца «Лексингтон» и береговой авиации армии и флота, базирующейся в зоне канала.

Если по огневой мощи соединение «Черных» превосходило соединение «Голубых», то в воздухе сильнее были «Голубые». Они имели 152 самолета против 116 самолетов «Черных».

 

СОЕДИНЕНИЕ «ГОЛУБЫХ»

 

На «Лексингтоне»

36 истребителей F3B-1

18 торпедоносцев Т4М-1

9 разведчиков O2U-1

 

на линкорах и крейсерах

18 гидросамолетов Q2U-1

авиация флота на берегу

54 торпедоносца Т4М-1

армейская авиация

23 бомбардировщика

18 истребителей

(На «Лексингтоне» также находились 6 истребителей F6C, но для них не имелось пилотов. Оба авианосца имели многоцелевые самоле­ты OL-8. На плавбазе «Арустук» находилось 5 таких самолетов.)

 

СОЕДИНЕНИЕ «ЧЕРНЫХ»

 

На «Саратоге»

18 истребителей F2B-1

18 истребителей F3B-1

18 торпедоносцев Т4М-1

9 разведчиков O2U-1

 

самолеты «Лэнгли» на «Саратоге»

18 истребителей F3B-1

6 разведчиков O2U-1

 

на линкорах и крейсерах

29 гидросамолетов O2U- 1

 

Прежде чем соединение «Черных» сумело атаковать Панамский канал, соединение «Голубых», в том числе и «Лексингтон», успело пройти в Тихий океан. Корабли адмирала Пратта должны были «уничтожить» канал. Адмирал Ривз, находившийся на «Саратоге», предложил такой план: «Саратога» сделает большой крюк к югу и поднимет самолеты для атаки тихоокеанского входа в канал. Этот маневр позволит авианосцу атаковать с неожиданного направления и, вероятно, обойти морские и воздушные патрули. Одновре­менно гидросамолеты «Арустука», изображающие самолеты «Лэнгли», проведут атаку атлантического входа в канал. Они взлетят на таком расстоянии от цели, что уже не смогут вер­нуться на корабль. Отбомбившись, пилоты приземлятся и сдадутся в плен.

Единственным недостатком этого плана было то, что «Саратоге» требовался хотя бы 1 корабль сопровождения для обеспечения безопасности полетов. Он должен был подби­рать пилотов, чьи самолеты упадут в море. Адмирал Пратт опасался, что гибель хотя бы одного пилота вызовет небла­гоприятную реакцию общественности в Соединенных Шта­тах. Но единственным кораблем «Черных», который имел скорость и дальность плавания, позволяющие ему сопровож­дать «Саратогу», был их единственный легкий крейсер «Ома­ха». Но, так или иначе, 22 января «Саратога» и «Омаха» от­правились в смелый поход.

Днем 25 января разведывательный самолет «Саратоги» об­наружил эсминец, а вскоре авианосец открыл огонь по нему. Посредники объявили, что эсминец «потоплен» орудиями авианосца. Затем эсминцу было приказано следовать за авиа­носцем для обеспечения безопасности полетов, так как на крейсере, долгое время следовавшем со скоростью 30 узлов, кончалось топливо.

Через 2 часа авианосец «Саратога» встретился с другим кораблем «Голубых» — легким крейсером «Детройт». Хотя он был «потоплен» 203-мм орудиями «Саратоги», «Детройт» успел сообщить по радио координаты авианосца «Черных». Авианосцу «Голубых» «Лексингтону» было приказано атако­вать противника.

Однако в тот же день «Лексингтон» натолкнулся на ди­визию линкоров «Черных» и в реальном бою был бы на­верняка потоплен. Посредники объявили, что авианосец только «поврежден», так как его потеря на этой стадии во­енной игры исказила бы весь ход учений. Вместо этого было сказано, что скорость «Лексингтона» снизилась до 18 узлов. Но теперь «Лексингтон» уже не имел шансов на атаку «Са­ратоги».

В течение ночи «Саратога» шел к Панамскому каналу. Его самолеты были вооружены, заправлены, проверены и пере­проверены. После этого их подняли на палубу и приготовили к взлету. В предрассветных сумерках пилоты «Саратога» заня­ли свои места в кабинах и запустили моторы. Крейсер «Дет­ройт», шедший следом за авианосцем, так описывал эту сцену по радио:

 

«Все самолеты «Саратоги» запустили моторы. Какое зрели­ще! Тысячи язычков красного пламени от выхлопов! Я вклю­чил опознавательные огни и зажег фальшфейеры, чтобы обозначить свое место. Но вдруг что-нибудь сорвет атаку? Это будет очень обидно...»

 

В 4.58, находясь в 140 милях от Панамского канала, авиа­носец начал поднимать самолеты. С него взлетели 49 истре­бителей-бомбардировщиков F2B и F3B, 17 вооруженных бомбами торпедоносцев Т4М, 3 разведчика O2U и 1 гидро­самолет OL-8 для обеспечения связи между самолетами и авианосцем. Почти в это же время плавбаза «Арустук» под­няла свой единственный самолет.

Немного позднее в то же утро с «Саратоги» взлетела вто­рая волна из 13 бомбардировщиков O2U «Корсар».

Авианосные самолеты достигли цели без помех. Во-пер­вых, армию не известили, что единственный гидросамолет на самом деле изображает всю авиагруппу «Лэнгли». Во-вто­рых, несколько армейских истребителей, находящихся в воздухе, имели моторы с водяным охлаждением и значи­тельно уступали самолетам флота, имевшим моторы воздуш­ного охлаждения.

Атака увенчалась полным успехом. Самолет с «Арустука» «отбомбился» по атлантическому входу в канал, после чего его пилот сдался. Самолеты «Саратоги» «уничтожили» шлюз и аэродром на другой стороне канала, а затем улетели в море. 4 самолета сели на берегу из-за низкого давления масла в моторах. У одного F3B во время посадки на «Саратогу» за­кончилось топливо, и самолет упал в море. Пилот был быс­тро спасен. Остальные 78 самолетов сели на авианосец бла­гополучно.

Но к этому времени и сам авианосец «Саратога» уже был «потоплен». Подняв первую ударную волну, авиано­сец столкнулся с дивизией линкоров «Голубых», которые немедленно его обстреляли. Если бы использовались на­стоящие боеприпасы, авианосец немедленно пошел бы на дно. (Дивизия линкоров «Черных», которая должна была защищать авианосец как раз от таких нежелательных встреч, не сумела встретиться с ним из-за навигационной ошибки.) Едва успел завершиться этот бой, как подвод­ная лодка «Голубых» атаковала «Саратогу» и выпустила в авианосец 4 торпеды. В последний раз злосчастная «Сара-тога» была «уничтожена» самолетами «Лексингтона», ког­да его собственные самолеты летели к Панамскому кана­лу. «Саратога» не сумела контратаковать и была потоплена в третий раз за одно утро.

Хотя «Лексингтон» и потопил свой «систершип», авиа­носец «Голубых» далеко уйти не сумел. На следующее утро бомбардировщики «Голубых», вылетевшие с аэродромов в зоне качала, чтобы снова атаковать авианосец «Черных», около 7.00 заметили какой-то авианосец и ринулись в атаку. Слишком поздно они обнаружили, что авианосцем был «Лексингтон», принадлежавший «Голубым», а не «Сарато­га». Как заявило командование флота, ошибка была «понят­ной», так как выглядевшие совершенно одинаково авианос­цы в этот момент находились на расстоянии всего 12 миль друг от друга. На крышах башен были нанесены опознава­тельные знаки, но толпы людей, стоявшие там, сделали опознание авианосцев просто невозможным. Позднее на трубе «Саратоги» была нанесена сплошная вертикальная полоса, а на трубе «Лексингтона» полоса шла горизонталь­но вокруг ее верхнего края.

Демонстрация воздушной мощи авианосцев оказала ре­шительное воздействие на командование американского ВМФ. Главнокомандующий адмирал Г.А. Уайли заявил: «Взлет 83 самолетов с палубы «Саратоги» утром 26 января навсегда останется в истории авиации как одно из самых знамена­тельных событий. Ни одна операция, проведенная когда-либо с плавучей авиабазы, не говорила так красноречиво в пользу авианосца как составляющей части флота».

Адмирал назвал атаку «Саратоги» «наиболее блестяще вы­полненной и наиболее эффективной операцией в нашей истории».

Последовали новые учения с участием авианосцев. В 1938 году они были проведены дважды, и оба раза — в Карибс­ком море. Сначала самолеты «Лексингтона» вывели из строя «Саратогу» и «Лэнгли» и повредили несколько линкоров, показав, как быстро может авианосная авиация уменьшить силу вражеского флота. В ходе этих учений флотам «против­ников» понадобилось 5 дней, чтобы установить контакт. Ре­зультатом этих и последующих учений стало увеличение до 18 числа разведывательных самолетов на больших американ­ских авианосцах. Учения продолжались до конца 30-х годов, открыв новую эпоху в морской войне.

В 1938 году военные игры проводились на Тихом океане. Самолеты «Саратоги» провели неожиданную атаку укрепле­ний армии и флота вокруг Пирл-Харбора. Но в это время американский флот базировался на калифорнийском побе­режье, и возможности авианосной атаки Пирл-Харбора никто не придал значения.

Когда авианосец, наконец, прочно вошел в состав аме­риканского флота, у него на борту появились самолеты кор­пуса морской пехоты. Соединенные Штаты были единствен­ной страной, имевшей авиационные части, целиком укомп­лектованные личным составом морской пехоты. Первым из офицеров морской пехоты, получившим удостоверение пи­лота, стал в 1912 году лейтенант Альфред Э. Каннингхэм. Авиа­ции морской пехоты быстро росла, многие ее летчики участвовали н боях Первой Мировой войны. Впервые они появи­лись ни Порчу американских авианосцев в 1931 году. 2 ноября этого года эскадрилья разведывательных самолетов VS-14M, принадлежащих морской пехоте, перелетела на борт «Сара­тоги». Эскадрилья VS-15M прибыла на борт «Лексингтона». Они базировались на авианосцах до 14 ноября 1934 года. За это время через 2 эскадрильи прошли 60 из 100 летчиков корпуса морской пехоты. В 30-х годах и другие эскадрильи морской пехоты периодически появлялись на авианосцах для проведения учений и тренировок. В январе 1939 года Гене­ральный Совет ВМФ решил, что авиация морской пехоты будет оснащена организована и обучена: во-первых, для под­держки действий морской пехоты на берегу, а во-вторых как замена авианосных эскадрилий ВМФ. На заключитель­ном этапе Второй Мировой войны самолеты морской пехоты постоянно базировались на авианосцах. Часть авианосце» американского флота даже имели авиагруппы, целиком укомплектованные летчиками морской пехоты.