Третье поколение авианосцев

 

Все последующие перестройки линкоров в авианосцы были приостановлены Вашингтонским договором, поэто­му главные морские державы приступили к созданию авиа­носцев специальной постройки. Пионерами в этой области были Англия и Япония, имевшие «Гермес» и «Хосё». Эти авианосцы были построены в конце Первой Мировой вой­ны. Со следующего японского авианосца специальной по­стройки началось третье поколение этих кораблей. Это был «Рюдзё» (Сражающийся Дракон), самый маленький ко­рабль, построенный для взлета и посадки самолетов до появления эскортных авианосцев в период Второй Миро­вой войны.

Вашингтонский договор, а позднее и Лондонский, под­писанный Соединенными Штатами, Великобританией и Японией в 1930 году, не налагали ограничений на строи­тельство авианосцев водоизмещением менее 10000 тонн. Этот нюанс, а также скудость японского кораблестроительного бюджета привели к созданию «Рюдзё». Сначала авианосец должен был иметь только 1 ангарную палубу. В то время япон­цы использовали аэрофинишеры продольного типа, похо­жие па ранее использовавшиеся англичанами. Однако появ­ление изобретенной французами поперечной схемы аэро­финишера и использование барьеров, чтобы отделить поса­дочную зону в кормовой части полетной палубы от зоны стоянки в носовой части, позволило сократить водоизмеще­ние с проектных 10000 тонн до 7500 тонн. 25 ноября 1929 «Рюдзё» был заложен. Но вскоре Морской Генеральный штаб потребовал увеличить количество самолетов на корабле. Чтобы выполнить это требование, был оборудован второй уровень ангара. 2 апреля 1931 года «Рюдзё» был спущен на воду и вошел в строй в мае 1933 года. В результате всех изменений его водоизмещение достигло 8000 тонн.

После того, как в марте 1934 года во время шторма пере­вернулся миноносец «Томодзуру», «Рюдзё» подвергся серь­езной модернизации вместе с несколькими другими японскими кораблями новейшей постройки. С авианосца были сняты несколько орудий и увеличен балласт. Его водоизме­щение возросло до 10000 тонн при длине 591,3 фута.

«Рюдзё» не имел островной надстройки, а дым удалялся через 2 трубы разной величины, выведенные через правый борт. Его турбины позволяли авианосцу развивать скорость 29 узлов. Сначала вооружение «Рюдзё» состояло из 12 уни­версальных орудий калибра 127 мм, но в 1934 году 4 орудия были сняты. Авианосец нес 36 самолетов.

«Рюдзё» стал первым из 5 авианосцев третьего поколе­ния, построенных в Японии. Столько же их было построено и в Соединенных Штатах. Следующим японским авианос­цем стал «Сорю» (Голубой дракон) — наиболее удачная кон­струкция, которая послужила моделью для нескольких пос­ледующих авианосцев. «Сорю» был заложен 20 ноября 1934 года. Через 2 года был заложен почти однотипный «Хирю» (Летящий дракон). При постройке этого корабля были учте­ны уроки, полученные японским флотом во время шторма в сентябре 1934 года.

«Сорю» имел водоизмещение 18800 тонн, «Хирю» был на 1350 тонн больше. Оба корабля имели длину 747 футов и скорость 34 узла. Их вооружение состояло из 12 орудий ка­либра 127 мм и многочисленных 25-мм автоматов. Они мог­ли нести 53 и 57 самолетов соответственно. «Сорю» был за­кончен в декабре 1937 года, а «Хирю» вошел в строй летом 1939 года.

Хотя эти корабли были почти однотипными, их можно было легко различить. «Сорю» имел островную надстройку на правой стороне полетной палубы, тогда как остров «Хирю» был расположен на левом борту. Пока «Хирю» строился, «японское Военно-морское бюро аэронавтики пришло к заключению, что для улучшения контроля над происходящим на полетной палубе мостик должен располагаться как можно ближе к середине корабля. Однако в средней части правого борта располагались трубы, и размещение рядом мостика и труб отняло бы слишком много драгоценного простран­ства в ангаре. Поэтому было принято решение установить мостик «Хирю» по левому борту, а трубы — по правому. Та­кое расположение должно было вдобавок уравновесить корпус корабля. В это время авианосец «Акаги» проходил мо­дернизацию, и на нем тоже был установлен мостик на ле­вом борту, а 2 трубы — на правом. Предполагалось исполь­зовать «Акаги» и «Хирю» с островами на левом борту и «Kara» и «Сорю» с островами на правом в едином компактном строю «коробочкой». Если все островные надстройки находились внутри строя, это облегчало связь между кораблями (Об «уоки-токи» японцы тогда еще не слышали и были вынуждены Полагаться на визуальные средства связи. А.Б.). Такой строй был использован во время битвы при Мидуэе. Само­леты всех 4 авианосцев должны были действовать совместно.

Уже первые посадки самолетов на борт перестроенного «Акаги» показали, что остров на левом борту создает возму­щения воздушного потока позади полетной палубы, кото­рые мешают садящемуся самолету. «Хирю» был уже почти закончен, и потому было решено, что корабль переделать невозможно. Чертежи уже строящихся авианосцев типа «Сёкаку» были изменены в начале 1939 года. По новым черте­жам трубы и мостик находились по правому борту.

«Сёкаку» (Летящий журавль) и «Дзуйкаку» (Счастливый журавль) стали самыми удачными авианосцами, построен­ными в Японии. Поодиночке или оба вместе они участвова­ли во всех крупных боях авианосцев на Тихом океане, за исключением битвы при Мидуэе. Даже дата нападения на Пирл-Харбор была определена, исходя из сроков ввода в строй этих авианосцев.

Срок действия Лондонского морского договора истек в 1936 году. Это позволило японцам отказаться от любых огра­ничений и создать великолепный проект. «Сёкаку» был за­ложен в декабре 1937 года, а «Дзуйкаку» — в мае 1938 года. Корабли оказались почти идентичны. Самым серьезным раз­личием стала разная форма форштевня. «Сёкаку» имел прямой форштевень, а «Дзуйкаку» — характерный японский изогнутый. Авианосцы имели маленькую островную надстрой­ку на правом борту и 2 трубы, выведенные через правый борт позади мостика. Они были загнуты наружу и вниз. Водо­измещение кораблей составило 25657 тонн. Они имели дли­ну 846 футов и развивали скорость 34 узла. Авианосцы были вооружены 16 орудиями калибра 127 мм и множеством зе­нитных автоматов. Авиагруппа состояла из 84 самолетов.

Эти 2 авианосца первыми в мире получили гидролокато­ры. Сначала на них были установлены пассивные гидрофо­ны, позволяющие обнаружить приближение подводной лод­ки и предпринять маневр уклонения. Сонар также позволял обнаруживать в темноте вражеские корабли. Напомним, что все это происходило до создания японцами радара. Позднее японцы обнаружили, что пассивный сонар может обнаружить подводную лодку, стреляющую торпедами, приближающие­ся торпеды и даже вражеские бомбардировщики! После «Сёкаку» все японские авианосцы во время постройки получали сонар, в том числе легкие и эскортные авианосцы. После 1942 года пассивные гидрофоны были заменены активными гид­ролокаторами для обнаружения подводных лодок.

«Сёкаку» и «Дзуйкаку» выглядят предпочтительно даже при сравнении их с американскими авианосцами типа «Эс­секс», хотя первый из этих кораблей был заложен на 3 года позднее.

Соединенные Штаты приступили к созданию авианосцев специальной постройки на 10 лет позднее, чем Британия и Япония. В 1927 году Генеральный Совет ВМФ выработал про­ект 5-летней кораблестроительной программы, которая пре­дусматривала закладку одного авианосца водоизмещением 13800 ежегодно с 1929 по 1933 год. Эти авианосцы должны были обеспечить флот достаточным количеством палубных самолетов, но в то же время не появлялся риск потерять слишком много самолетов, если 1 или 2 авианосца будут потоплены. Эти 5 авианосцев по 13800 тонн и «Саратога» с «Лексингтоном» по 33000 тонн должны были составить 135000 тонн, разрешенных Вашингтонским договором. Всего же программа Генерального Совета предусматри­вала в 1929—33 годах постройку 110 кораблей. После консультаций между президентом Гербертом Гувером, министром финансов и лидерами конгресса был внесен билль, предус­матривавший постройку 71 корабля, в том числе 5 авианос­цев. Реакция конгресса и общественности была отрицатель­ной, так как еще слишком сильны были тенденции изоляционизма и экономии. Соединенные Штаты имели 18 лин­коров, и министерство ВМФ проявляло мало интереса к стро­ительству новых кораблей. Новый билль, внесенный на ут­верждение конгресса, предусматривал постройку только 16 кораблей — 15 крейсеров и 1 авианосца. Наконец, 13 февра­ля 1929 года билль стал законом, утвердив постройку этих кораблей в период с 1929 по 1931 год. Задержки в проекти­ровании некоторых механизмов помешали закладке авианос­ца, а затем президент приказал приостановить все работы до ратификации Лондонского морского договора 1930 года. Даже после того, как президент дал разрешение начать стро­ительство авианосца, возникали различные препятствия. Конгрессмены решили, что на его постройку было выделено слишком много денег, и урезали ассигнования. Были со­чтены излишними такие устройства, как третий элеватор, катапульты на полетной палубе, торпедохранилище. Все они были изъяты из чертежей. Наконец, 26 сентября 1931 года был заложен киль авианосца «Рейнджер» (CV-4).

В это время названия американским кораблям давались в «соответствии с политикой министерства <ВМФ> присваи­вать им названия, ранее данные линейным крейсерам, разобранным по условиям Вашингтонского договора». Но на­звание этого авианосца, а также сохраненные имена «Саратоги» и «Лексингтона», установили правило давать авианос­цам названия исторических кораблей и знаменитых битв. Лексингтон (штат Массачусетс) и Саратога (ныне Шайлервилль, штат Нью-Йорк) были местами сражений периода амери­канской революции. Они также напоминали о бриге «Лексин­гтон» (1776 год), шлюпе «Саратога» (1772 год) и шлюпе «Рей­нджер» (1777 год). Именно он нес «звезды и полосы», когда этому флагу был впервые отдан салют наций. Это произошло, когда Джон Пол Джонс привел «Рейнджер» в бухту Киберон во Франции. Но в 1780 году первый «Рейнджер» был захвачен англичанами и переименован в «Галифакс».

Хотя водоизмещение «Рейнджера» планировалось равным 13800 тоннам, оно было увеличено на 700 тонн. Полетная палуба на первоначальных чертежах была совершенно глад­кой, но во время постройки на ее правой стороне появилась маленькая островная надстройка. «Рейнджер» получил со­мнительную честь стать самым тихоходным американским авианосцем, так как его турбины позволяли кораблю раз­вить скорость всего 29 узлов. Дым выводился через 6 малень­ких труб по 3 на каждом борту Трубы были соединены так, что дым можно было выводить с подветренной стороны. Во время полетов трубы можно было откинуть в горизонталь­ное положение. «Рейнджер» имел 8 универсальных орудий калибра 127 мм и несколько зенитных пулеметов. Он нес 75 самолетов, но среди них не было торпедоносцев. В строй ко­рабль вошел 4 июня 1934 года.

Хотя флот был вынужден строить «Рейнджер», Генераль­ный Совет считал, что минимальные эффективные размеры авианосца — 20000 тонн. Постройка 2 таких кораблей была утверждена в 1933—34 годах, деньги выделялись Админист­рацией общественных работ. «Йорктаун» (CV-5) был зало­жен 21 мая 1934 года, а «Энтерпрайз» (CV-6) — 16 июля. Они оказались на 100 тонн больше проектных 20000 тонн и имели длину 809,5 футов. Корабли имели максимальную ско­рость 34 узла. Их чертежи предопределили внешний вид всех последующих американских авианосцев. Они имели большую островную надстройку на правом борту. На ней устанавлива­лись труба и треногая мачта. Каждый корабль должен был не­сти около 80 самолетов. Они могли стартовать с помощью ка­тапульт с полетной и с ангарной палуб. Это увеличивало ко­личество самолетов, которые можно было немедленно под­нять в воздух в чрезвычайной ситуации. Это были первые авиа­носцы, получившие 3 элеватора. Каждый корабль был воору­жен 8 орудиями калибра 127 мм и зенитными пулеметами.

Так как «Йорктаун» и «Энтерпрайз» уже находились в по­стройке, американцы вскоре должны были получить 5 авианосцев общим водоизмещением 120500 тонн, исключая ма­ленький «Лэнгли». Для постройки еще одного авианосца, по условиям Вашингтонского договора, оставалось лишь 14500 тонн. Это привело к созданию «Уоспа» (CV-7), который был заложен в апреле 1936 года. Хотя «Уосп» и был меньше «Рейнджера» (12700 тонн против 14500 тонн), он был на 30 фу­тов длиннее. Новый авианосец, как и «Йорктаун», имел боль­шой остров, высокую трубу и треногую мачту. Нижние палу­бы «Уоспа» представляли собой смесь всех ранее построен­ных авианосцев. Он имел 2 винта, но развивал скорость 30 узлов. На «Уоспе» планировалось установить 3 элеватора, как на «Йорктауне», но при постройке были установлены толь­ко 2 элеватора. В носовой части левого борта «Уоспа» был установлен выносной элеватор как раз такого размера, что на нем могли разместиться 2 основных и хвостовое колесо современного самолета. Когда это приспособление не исполь­зовалось, оно ставилось в вертикальное положение для хра­нения. «Уосп» мог нести 84 самолета и был вооружен 8 уни­версальными орудиями калибра 127 мм, а также зенитными пулеметами.

«Йорктаун» вошел в состав американского флота 30 сен­тября 1937 года, «Энтерпрайз» — 12 мая 1938 года, «Уосп» — 25 апреля 1940 года. Это были последние американские авиа­носцы, отвечавшие ограничениям Вашингтонского договора. 17 мая 1938 года конгресс принял «Акт об увеличении фло­та», разрешив построить авианосцы общим водоизмещением 40000 тонн. Было решено построить еще один корабль типа «Йорктаун», а не ждать, пока будут готовы новые чертежи. Вот так в сентябре 1938 года был заложен «Хорнет» (CV-8) представлявший собой слегка измененный «Йорктаун».

Когда началось это стремительное строительство новых авианосцем, пожилой «Лэнгли» в 1937 году был исключен из числа авианосцев и перестроен в базу гидросамолетов. Его полетная палуба потеряли 40% своей длины в носовой час­ти, и на этом месте была сооружена небольшая надстройка.