Новый «Арк Ройял» и новая эра

 

Если авианосная авиация американского и японского флотов в 20-х и 30-х годах бурно развивалась и совершенствовалась, то Королевский Флот тормозил развитие авианосцев. При этом японцам помогала как целая английская миссия во главе с полковником Сэмпилом, ранее летчиком КМВС, так и отдельные люди, например, бывший коман­дир звена Ратленд. Английское министерство авиации нео­хотно поставляло самолеты ВСФ, причем эти самолеты были отнюдь не лучшего качества. Например, министерство не строило пикирующих бомбардировщиков из-за своей глу­пой слепой веры в эффективность высотного бомбометания. Соединенные Штаты и Япония создали великолепные са­молеты этого типа и давно имели их в составе своих авиа­носных эскадрилий. Авианосные истребители и торпедонос­цы, созданные в Англии в этот период, значительно уступа­ли своим зарубежным аналогам.

Даже принятое в 1924 году решение, что 70% летчиков ВСФ должны быть морскими офицерами, не решало про­блемы с личным составом. Пилоты, которые хотели сделать себе карьеру, могли достичь высоких чинов только на служ­бе в КВВС.

При таком положении вещей у Королевского Флота не возникало серьезного желания создать современные эффек­тивные авианосные силы. Кораблестроительная программа 1934 года предусматривала постройку первого авианосца тре­тьего поколения для Королевского Флота. Он был заложен в июне 1935 года.

Авианосец был спущен на воду 13 апреля 1937 года и по­лучил название «Арк Ройял». Это был уже третий корабль Королевского Флота, носящий это имя. Первый был заложен в 1586 году по приказу сэра Уолтера Рейли. Сначала он был назван «Арк Рейли», но перед самым спуском его переимено­вали в «Арк Ройял», после чего корабль был куплен правительством. В качестве флагманского корабля лорда Говарда Эффингема он участвовал в разгроме Непобедимой Армады. Второй «Арк Ройял» был танкером, заложенным в 1914 году. После начала Первой Мировой войны он был конфискован правительством перед самым окончанием постройки. В 1915 году корабль был перестроен в плавучую базу гидросамолетов (7020 тонн). Он верно послужил Британии, хотя и не зарабо­тал громкой славы. Второй «Арк» участвовал в Дарданелльской операции, а позднее действовал в горячих точках в Черном море, у берегов Сомали, возле Басры, в Мраморном море, у Смирны. В 1935 году, перед самым спуском нового авианос­ца, он был переименован в «Пегасус» и продолжал служить в качестве экспериментального корабля.

Третьему «Арк Ройялу» предстояло стать самым знамени­тым из авианосцев, поднимавших флаг Святого Георгия. Это был красивый корабль водоизмещением 22000 тонн и дли­ной 800 футов. Предыдущие авианосцы за редкими исключе­ниями («Лексингтон» и «Саратога») имели ангары и полет­ную палубу, сооруженные как надстройка над главной палу­бой. «Арк Ройял» стал образцом для всех будущих англий­ских (и не только английских) авианосцев. Он имел двуху­ровневый ангар и полетную палубу, включенные в обводы корпуса. Такой тип конструкции корабля позволял добиться максимальной длины полетной палубы по отношению к ва­терлинии (721,5 фут). 3 элеватора подавали самолеты из обо­их ангаров на полетную палубу. «Арк Ройял» имел остро­вную надстройку на правой стороне полетной палубы. В над­стройке находилась высокая труба, через которую выводил­ся дым из топок. Мощные турбины позволяли кораблю раз­вить скорость 31,5 узел. Авианосец был вооружен 16 универ­сальными орудиями калибра 114 мм в спаренных установках и 80 мелкими зенитными автоматами (6 8-ствольных пом-помов и 32 пулемета 12,7 мм).

Превосходство конструкции «Арк Ройяла» увидеть очень легко. Он мог нести 72 самолета примерно при тех же разме­рах, что имели «Корейджес» и «Глориес». Но эти авианосцы имели на борту только по 48 самолетов. Впрочем, Адмиралтейство решило, что для облегчения эксплуатации будет луч­ше сократить авиагруппу до 60 машин. «Арк Ройял» был дос­троен 16 ноября 1938 года и после испытаний передан флоту.

В Англии все большие опасения вызывали военные при­готовления фашистской Германии, и в ответ парламент ут­вердил кораблестроительную программу 1936 года. Она пре­дусматривала постройку 2 линкоров, 2 авианосцев, 7 крей­серов и была крупнейшей программой со времен Первой Мировой войны. Секция проектирования авианосцев Адми­ралтейства была завалена работой над детальными чертежа­ми «Арк Ройяла», который был заложен в прошлом году. Наиболее простым решением стала бы постройка новых авианосцев этого же типа. Но контр-адмирал Реджинальд Дж. Гендерсон не желал больше строить такие корабли. Ранее он командовал «Фьюриесом», а потом и первой английской эскадрой авианосцев, когда та была создана в 1931 году. Те­перь адмирал Гендерсон занимал пост контролера ВМФ и Третьего Морского Лорда и отвечал за проектирование и постройку кораблей. Он был уверен, что новый авианосец должен быть целиком забронирован, что поможет ему про­тивостоять мощным атакам базовых бомбардировщиков во внутренних морях Европы. Если бы проектирование нового авианосца шло обычным путем, то закладка корабля задер­жалась бы по крайней мере на 2 или 3 года. Несгибаемый Гендерсон создал проект целиком бронированного авианос­ца всего за 3 месяца! Его настойчивость дала английскому флоту корабли, которые могли выносить удары, уничтожав­шие любые небронированные корабли.

Весной 1937 года были заложены 2 новых авианосца — «Илластриес» и «Викториес». Постройка еще 2 авианосцев была утверждена кораблестроительной программой 1937 года. В нее входили также 3 линкора и 7 крейсеров. «Формидебл» и «Индомитебл» были заложены в июне и ноябре 1937 года соответственно.

Эти 4 авианосца типа «Илластриес» имели бронирован­ную полетную палубу толщиной 76 мм и 114-мм броню ан­гара и бортов. Однако ничто не дается даром. Большой вес броневой коробки привел к тому, что ангар имел только 1 уровень. 2 элеватора на концах ангара поднимали самолеты на полетную палубу. Водоизмещение кораблей равнялось 23000 тонн, а максимальная длина — 753,5 футам. Турбозубчатые агрегаты позволяли им развивать скорость 31 узел. Так как авианосцы имели только 1 уровень ангара, то на них базировалось всего по 36 самолетов. Но это не считалось се­рьезным недостатком при действиях в европейских водах, так как противник на этом театре вообще не имел авианос­цев. (Когда эти авианосцы были переведены на Тихий оке­ан, они смогли принимать до 60 самолетов американской постройки при использовании палубных стоянок.)

В 1937 году Королевский Флот сделал большой шаг вперед в деле строительства авианосцев. Но в этом же году произошло еще одно важное событие, оказавшее огромное влияние на развитие английских авианосцев. Королевский Флот нако­нец-то взял в свои руки контроль над Воздушными Силами Флота. Среди тех, кто поддерживал ВМФ в борьбе за это, находился Уинстон Черчилль, который вскоре станет Пер­вым Лордом Адмиралтейства, а летом 1940 года — премьер-министром и министром обороны. Формально заявление об отделении ВСФ от КВВС было сделано летом 19.37 года. После двухлетнего переходного периода, 24 мая 1939 года эта про­цедура завершилась. Но еще 5 лет обслуживающий персонал КВВС служил в составе ВСФ в море и на берегу.

Адмиралтейство создало новую должность, и в Совете Ад­миралтейства, который руководил английским флотом, по­явился Пятый Морской Лорд, он же командующий военно-морской авиацией.

Программа 1938 года предусматривала постройку 1 эскад­ренного авианосца и «авианосца обслуживания самолетов» «Юникорн». Кроме них в программу были включены 2 линко­ра и 10 крейсеров. Постройка еще 1 авианосца была утвержде­на программой 1939 года вместе с 2 линкорами и 9 крейсера­ми. Новые эскадренные авианосцы «Индефетигебл» и «Имплейкебл» были заложены в феврале и ноябре 1939 года соот­ветственно. Эти корабли отличались от «Илластриеса» тем, что имели дополнительный «полуангар» в кормовой части под главным ангаром. (Заложенный ранее «Индомитебл» тоже по­лучил его во время постройки, но первая троица кораблей осталась без изменений.) Кормовой элеватор на этих кораб­лях обслуживал оба ангара, а носовой — только главный. «Имплейкебл» и «Индефетигебл» имели бортовую броню ангара 37 мм (вместо 114 мм) и 4 турбины вместо 3. Они развивали скорость 32 узла. Но более важным было то, что эти авианос­цы несли вдвое больше самолетов — 72 вместо 36.

Все 6 кораблей типа «Илластриес» внешне напоминали «Арк Ройял». Первые 4 корабля имели максимальную длину 753,5 фута, последняя пара — 766 футов. Все они были воо­ружены 16 универсальными орудиями калибра 114 мм, рас­положенные в 8 башнях на спонсонах вдоль полетной палу­бы. Они также имели по 6 — 8-ствольных пом-помов и мно­гочисленные 20-мм автоматы.

Таким образом, с 1935 по 1939 год Королевский Флот заложил 7 эскадренных авианосцев плюс необычный «Юникорн». Это была самая честолюбивая программа строитель­ства авианосцев в мирное время. «Авианосец обслуживания самолетов» «Юникорн» должен был действовать вместе с эскадренными авианосцами в качестве судна обслуживания и ремонтной мастерской. Этот первый в мире специализиро­ванный авианосец будет описан более детально позднее.

Обширные кораблестроительные программы и восстанов­ление контроля флота над корабельной авиацией снова вывели Великобританию вместе с США и Японией в лидеры развития морской авиации, которая сыграла решающую роль в войне на море в годы Второй Мировой войны.