X авиакорпус против «Илластриеса»

 

Первая операция в новом году по переброске подкрепле­ний на Мальту началась как обычно. Соединение Н должно было отконвоировать из Гибралтара одно судно, направля­ющееся на Мальту. 3 транспорта с подкреплениями, идущие в Грецию, следовало передать Средиземноморскому флоту. Он должен был выйти из Александрии, чтобы провести 2 судна на Мальту, взять под охрану упомянутые выше 3 транс­порта и прикрыть 2 конвоя пустых транспортов, покидаю­щих Мальту. В ходе операции 5 «Суордфишей» должны были перелететь с «Арк Ройяла» на осажденный остров. Эта фаза завершилась благополучно ночью 8 января. На следующий день 10 итальянских трехмоторных бомбардировщиков атаковали Соединение Н с горизонтального полета. Радар крей­сера «Шеффилд» («Арк Ройял» радара не имел) заранее пре­дупредил об опасности, и авианосец поднял «Фулмары». Истребители отбили атаку, сбив 2 итальянских самолета. Позднее в тот же день «Скуа» «Арк Ройяла» отогнали еще 3 итальянских самолета, но не сбили ни одного.

С наступлением темноты Соединение Н передало транс­порты группе крейсеров и эсминцев, отделившейся от Сре­диземноморского флота, а само повернуло назад в Гибрал­тар, куда и прибыло без дальнейших происшествий.

На рассвете 10 января Средиземноморский флот все еще находился западнее Мальты. Главные силы адмирала Каннингхэма — 2 линкора,--авианосец «Илластриес» и 5 эсмин­цев — сопровождали транспорты. Еще 3 крейсера находи­лись неподалеку. Они прикрывали эсминец, который вели на буксире на Мальту после подрыва на мине. Утро 10 янва­ря прошло спокойно. Большая часть сложной и рискованной операции по переброске подкреплений на Мальту прошла удачно. Бомбардировщики Королевских ВВС, вылетевшие с Мальты, повредили в Неаполе близкими разрывами бомб итальянский линкор. В результате итальянские корабли ушли в Геную, оставив всякую мысль помешать операции.

«Фулмары» «Илластриеса» сбили над Средиземноморским флотом итальянский разведывательный самолет. В 12.00, когда соединение находилось в 85 милях от Мальты, к нему при­близились 2 итальянских трехмоторных бомбардировщика, летевшие низко над водой. Они попытались сбросить торпе­ды, однако находившиеся в воздухе «Фулмары» атаковали их и отогнали прочь.

Примерно в 12.30 корабельный радар обнаружил боль­шую группу самолетов, приближающуюся с севера. После некоторой заминки «Илластриес» развернулся против ветра и поднял в воздух дополнительные истребители. Гонявшиеся за итальянцами «Фулмары» в это время отчаянно пытались набрать высоту. Но это было безнадежное занятие. «Фулма­ры» могли набирать высоту со скоростью всего лишь 1200 фт/мин, то есть еще медленнее, чем их предшественники «Скуа» и «Си Гладиаторы»! Кроме того, на «Илластриесе» осталось всего 12 исправных «Фулмаров».

Вновь прибывшими самолетами были от 40 до 50 пики­рующих бомбардировщиков Ju-87, которые так отличились во время захвата немцами Польши, Франции и Балкан. Кро­ме того, искусство и фанатичная решимость, с которой не­мецкие пилоты провели атаку, резко отличались от поведе­ния итальянцев и стали совершенно новым фактором в вой­не на Средиземном море. Непривычным было и количество атакующих самолетов, оно резко превышало все, к чему уже привыкли английские моряки.

Около 30 немецких самолетов разбились на 3 группы в строю, похожем на листья, клевера прямо над «Илластриесом». Пикировщики непрерывно меняли высоту, скорость и место в строю, чтобы уйти от зенитного огня англичан. 10 Ju-87 спикировали на линкоры, может быть лишь для того, чтобы отвлечь внимание на себя. Главный удар наносили 3 группы пикирующих бомбардировщиков, кружившие над авианосцем. Ju-87 входили в пике с интервалом несколько секунд, пикируя под углом от 65° до 80°. Они словно забыли о десятках орудий, стреляющих по ним. Адмирал Каннингхэм позднее писал:

 

«Нас слишком заинтересовал этот новый вид воздуш­ной атаки, чтобы мы испугались по-настоящему. Не было сомнений, что нас подкараулили настоящие специалисты. Самолеты образовали большой круг над нашим соединени­ем. Мы не могли не восхищаться их умением и меткостью. Один за другим они вываливали из строя, выходя в атаку. Самолеты сбрасывали бомбы в упор. Когда они выходили из пике, некоторые из них пролетали вдоль полетной палубы «Илластриеса» ниже уровня трубы».

 

«Илластриес» скрылся из вида среди огромных фонтанов воды, и море вокруг него буквально вскипело от близких разрывов. Когда авианосец снова стал виден, он двигался вне строя эскадры, пылая от носа до кормы. За 6 минут в «Илластриес» попали 6 бомб, а седьмая, пробив платформу пом-поми, взорвалась в воздухе рядом с кораблем, изреше­тив борт осколками. Одна из 500-фн бомб имела контактный взрыватель. При взрыве она перебила расчет переднего пом-пома. Вес остальные бомбы имели вес 1000 фунтов. Одна из них попала в кормовой элеватор, когда тот поднимал «Фулмар». В кабине истребителя находился пилот. Взрыв разрушил лифт, и 300-тонная платформа рухнула на ангарную палубу. Осколками были выведены из строя кормовые 114-мм ору­дия, в ангаре вспыхнул пожар. Огонь охватил 9 «Суордфишей» и 4 «Фулмара», стоявшие там, причем все самолеты были вооружены и заправлены бензином.

Еще одна 1000-фн бомба попала в 10 футах от разбитого кормового элеватора, пробила бронированную полетную палубу и взорвалась в ангаре.

Находившиеся в воздухе «Фулмары» настигли последнюю десятку немецких пикировщиков, когда те заходили в атаку на авианосец, и сбили 5 самолетов. Из уцелевшей пятерки только 1 самолет сумел сбросить бомбу. Она пробила уже помятую бронированную полетную палубу, пробила ангар­ную палубу и взорвалась, сея смерть и разрушения.

«Илластриес» получил тяжелые повреждения. На корабле погасло освещение, он был весь объят пламенем. Его судьба висела на волоске, ни один другой авианосец не мог, полу­чив 6 прямых попаданий, остаться на плаву.

Однако «Илластриес» сумел сделать это. Во многом спа­сение корабля объясняется его бронированной полетной палубой, но главная заслуга все-таки принадлежит отваж­ному экипажу под командованием капитана 1 ранга Денни­са Бонда. Из 1400 человек экипажа погибли 126 человек и был ранен еще 91 моряк. Такие небольшие потери можно считать настоящим чудом.

И уже совершенной фантастикой стало то, что через 3 часа после атаки, в 15.30 «Илластриес» уже шел к Мальте, управляясь машинами. 5 патрулирующих в воздухе «Фулмаров» сделали все, что могли. Они сбили за день 8 самолетов противника. Когда у истребителей топливо начало подходить к концу, они улетели на Мальту.

Пока авианосец ковылял к Мальте, немцы и итальянцы атаковали его еще 4 раза. Итальянцы сбрасывали свои бомбы с горизонтального полета, a Ju-87 — с пикирования. Немцы добились еще одного попадания 1000-фн бомбой, которая взорвалась возле кормового элеватора, вызвав новые повреж­дения. Погашенные было пожары вспыхнули с новой силой.

Пожары полыхали на «Илластриесе», когда он в 22.15 пришвартовался в Гранд-Харборе. Самолеты X авиакорпуса нанесли ему тяжелейшие повреждения, но не сумели пото­пить. По крайней мере — пока. Единственным кораблем со­единения Каннингхэма,- кроме «Илластриеса», который так­же пострадал во время атаки 10 января, был линкор «Вэлиант». Он получил небольшие повреждения от осколков бомб. На следующий день немецкие самолеты снова атаковали конвой, следующий в Александрию. Бомба попала в легкий крейсер «Глостер», пробила 5 палуб, но не взорвалась. Зато бомба, попавшая в легкий крейсер «Саутгемптон», причи­нила такие тяжелые повреждения, что крейсер пришлось затопить.

На верфях Мальты шла круглосуточная работа, чтобы подготовить «Илластриес» к выходу в море и поскорее уб­рать его из-под ударов немецкой авиации, базирующейся в соседней Сицилии. Большой плавучий док был потоплен, и ни один из оставшихся на Мальте малых доков не мог при­нять авианосец. Корабль разгрузили, чтобы уменьшить осад­ку, и водолазы отремонтировали повреждения подводной части, нанесенные близкими разрывами.

Теперь на Мальту обрушились тяжелые удары X авиакор­пуса, которому было приказано потопить «Илластриес» и торговые суда, прибывшие на остров. К счастью, X авиакор­пус был еще не готов проводить массированные атаки. Пер­вый большой налет немцев состоялся 16 января. 60 пикиру­ющих бомбардировщиков, появившихся в небе Мальты, обрушили свой смертоносный груз на верфи и драгоценный авианосец. Верфи сильно пострадали, а в корабль попала еще одна бомба, вызвав дополнительные повреждения. 18 января немецкие пикирующие бомбардировщики обратили свое внимание на аэродромы Мальты. «Илластриес» уже был от­ремонтирован в достаточной степени, чтобы на следующий день выйти в море. Однако немецкие самолеты появились снопа, и корабль получил новые повреждения от близких разрывов. Немногие уцелевшие истребители и зенитные ору­дия делали все, что могли, но отбить все атаки были просто не в состоянии. (В течение января 1941 года Мальта подверг­лась 58 воздушным налетам.)

Только вечером 23 января «Илластриес» вышел с верфи и выскользнул в море. К рассвету он уже шел со скоростью 20 узлов, направляясь в Александрию. Этого от корабля не ждали ни враги, ни друзья. Авианосец разминулся с крей­серским соединением, высланным ему навстречу из Алек­сандрии. Но точно так же немецкие и итальянские самоле­ты, высланные, чтобы добить «Илластриес», не нашли авиа­носец, зато они атаковали крейсера.

Из Александрии авианосец прошел через Суэцкий канал и Красное море, обогнул Африку, пересек Атлантику и при­был на капитальный ремонт в Соединенные Штаты. Потре­бовалось 10 месяцев работ на Норфолкской верфи ВМФ, чтобы исправить полученные кораблем повреждения.

После ухода «Илластриеса» «Арк Ройял» остался един­ственным английским авианосцем на Средиземном море, так как старый «Игл» еще раньше был отправлен в Южную Атлантику. 31 января «Арк Ройял» вышел из Гибралтара, чтобы атаковать важный итальянский порт и промышлен­ный центр Геную. Во время перехода с авианосца взлетели 8 «Суордфишей», чтобы торпедировать дамбу, сдерживающую воды озера Тирсо на Сардинии. Эту дамбу использовала элек­тростанция, снабжающая электричеством треть острова.

Один из «Суордфишей» сразу был вынужден вернуться на авианосец, а те самолеты, которые достигли цели, были встречены плотным зенитным огнем. Один «Суордфиш» был сбит, другой потерял торпеду. Но 4 торпедоносца все-таки сбросили свои «рыбки», однако, похоже, они зарылись в ил, так как взрывов не последовало. Когда уцелевшие «Суордфиши» вернулись на «Арк Ройял», погода ухудшилась, вынудив отменить продолжение операции.

6 февраля «Арк Ройял» и Соединение Н вышли в море и взяли курс к берегам северной Италии, чтобы повторить попытку атаки Генуи. На этот раз английские корабли были замечены итальянскими самолетами и самолетами Виши. Чтобы обмануть итальянцев, соединение временно взяло курс на Сардинию, а 2 эсминца отделились от главных сил и на­чали интенсивные радиопереговоры, чтобы еще больше за­путать итальянцев. Крупное итальянское соединение, в со­ставе которого имелись 3 линкора, вышло в море, чтобы перехватить англичан, но не сумело установить контакт. Ита­льянская эскадра и Соединение Н разошлись всего в 30 ми­лях друг от друга, никого не заметив. Единственным кораб­лем Соединения Н, имевшим радарную установку, был лег­кий крейсер «Шеффилд», но итальянцы прошли за предела­ми досягаемости его радара. (Кроме «Шеффилда», в составе Соединения Н имелись линкор, линейный крейсер и 10 эс­минцев.)

Рано утром 8 февраля 16 «Суордфишей» взлетели с «Арк Ройяла». 4 самолета несли мины, остальные были вооруже­ны бомбами. 10 самолетов направились к нефтеперегонному заводу Азенда возле Ливорно. Итальянцы оказались застиг­нуты врасплох и открыли огонь уже после того, как самоле­ты сбросили бомбы. Один «Суордфиш» пропал без вести. Как предполагают, он врезался в аэростат заграждения. 2 само­лета, направленные к Азенде, цели не нашли и вместо нее бомбили железнодорожный узел Пизы. В это время «Суордфиши», несущие мины, прошли над гаванью Специи и вы­сыпали свой смертоносный груз на выходном фарватере.

Когда 15 вернувшихся «Суордфишей» садились на «Арк Ройял», авианосец сопровождала только пара эсминцев. Ос­тальные корабли Соединения Н взяли курс на Геную. Под прикрытием истребителей «Арк Ройяла» они выпустили по городу и порту 400 тонн снарядов, в том числе 273 снаряда калибром 381 мм.

Соединение Н на большой скорости уходило прочь от берегов Италии, каждую минуту ожидая мощного ответного удара со стороны итальянских кораблей, подводных лодок или самолетов. 6 истребителей постоянно находились в воз­духе, а остальные стояли на полетной палубе авианосца в готовности к немедленному старту. Но вялая воздушная ата­ка была без труда отбита, при этом истребители сбили 2 итальянских самолета-разведчика. И это было все! Английс­кие самолеты бомбили Италию, корабли Королевского Флота обстреляли важный порт и спокойно ушли. Потери англичан составили всего лишь 1 самолет и 3 человека его экипажа.

Несмотря на крайнюю усталость. Соединение Н не по­лучило отдыхи. Как только оно вернулось в Гибралтар, ко­раблям пришлось принимать топливо и тут же выходить в Атлантику на поиск немецких линейных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Поиски оказались бесплодными, и «Арк Ройял» вернулся в базу, но лишь для того, чтобы через 10 дней снова покинуть ее. Самолеты «Арк Ройяла» нашли 2 торговых судна, захваченных немецкими рейдерами, но не смогли найти сами линейные крейсера.

Вечером 30 марта «Фулмар» все-таки заметил 2 корабля — это были «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Однако по странному капризу судьбы рация самолета немедленно отказала, и лет­чики не смогли сообщить о контакте. «Фулмар» спешно вер­нулся на авианосец, и через 45 минут адмирал Сомервилл получил рапорт пилота. Вражеские корабли находились при­мерно в 147 милях от авианосца, что для «Суордфишей» оз­начало 2 часа полета. Так как приближалась ночь, командир «Арк Ройяла» не хотел отправлять в полет ценные самоле­ты, пока не будет точно известно положение немецких кораблей, которые могли пройти до 90 миль с момента обна­ружения. Хотя приближались сумерки и погода начала пор­титься, экипаж, заметивший противника, немедленно взле­тел снова, но уже на другом «Фулмаре».

«Арк Ройял» подготовил к взлету 9 торпедоносцев «Суордфиш» и полным ходом направился к предполагаемой пози­ции противника. Однако «Фулмар» не нашел ничего, кроме пустынного моря.

На следующее утро на разведку были подняты «Суордфиши», но они не смогли обнаружить неуловимые немецкие линейные крейсера. Днем при взлете разбился «Суордфиш» с глубинными бомбами на борту. Все 3 человека экипажа погибли. Глубинные бомбы взорвались под корпусом «Арк Роняла», но вреда не причинили. Потом пришло сообще­ние, что немецкие корабли замечены в 200 милях от фран­цузского побережья. «Суордфиши» «Арк Ройяла» уже не могли их настичь. Летные операции в бурной Атлантике представ­ляли собой резкий контраст по сравнению с полетами в спо­койном Средиземном море. Эта тренировка позднее сослу­жила пилотам «Арк Ройяла» хорошую службу.