Гибель «Одесити»

 

Этой же ночью «Одесити» покинул свое обычное место в центре конвоя и пошел один, делая противолодочный зиг­заг на скорости 14 узлов. Командир авианосца капитан 2 ранга Д.У. МакКендрик считал, что подводные лодки будут охо­титься за авианосцем в центре конвоя, и их «промахи» по­падут в торговые суда, находящиеся вокруг. Его опасения были вполне оправданны, так как командиры немецких ло­док имели приказ уничтожить эскортный авианосец.

В 22.33 было торпедировано торговое судно. На другом судне зажгли фальшфейеры, чтобы осветить подводную лод­ку, но вместо этого осветили «Одесити», чем и воспользо­вался командир U-751. В 22.37 подводная лодка добилась по­падания торпеды в авианосец.

Когда торпеда взорвалась, корабль вздрогнул, и его кор­ма ушла в воду. Машины остались целы, однако авианосец потерял управление. Он остановился, и через несколько минут подводная лодка всадила в него еще 2 торпеды. «Одесити» быстро пошел на дно. На нем погибли 75 офицеров и матро­сов, в том числе капитан 2 ранга МакКендрик.

Во время ночного боя 2 эскортных корабля столкнулись, и оба получили серьезные повреждения, после чего они не могли использовать свои гидролокаторы. Конвой больше не потерял ни одного судна, и подводные лодки больше не пытались его атаковать, хотя после гибели «Одесити» кон­вой еще раз был обнаружен немецким самолетом.

Всего этот конвой подвергся атакам 12 подводных лодок, которым противостояли 12 эскортных кораблей и «Одесити». Финальный счет потерь был следующим:

 

Англия                                                      Германия

1 эскортный авианосец потоплен      5 подводных лодок потоплены

1 эсминец потоплен

3 торговых судна потоплены             2 «Кондора» сбиты

2 эскортных корабля повреждены

 

30 торговых судов дошли до цели, а 2 судна и 2 военных корабля были потеряны в обмен на 5 подводных лодок, что было неплохим соотношением. Дениц назвал эту операцию поражением своих сил. Он написал в своем рапорте:

 

«Самым плохим обстоятельством было присутствие авиа­носца. Маневренный и быстроходный самолет постоянно кружил над конвоем. Когда он замечал подводную лодку, та должна была немедленно погружаться или отходить. При­сутствие вражеского авианосца также помешало длительно­му слежению за конвоем немецких самолетов. Поэтому по­топление авианосца приобретает важнейшее значение не только в этом случае, но и в любом будущем бою против конвоя».

 

Эскортный авианосец оправдал себя, но требовалось не­которое время, прежде чем такие корабли появятся в доста­точном числе, хотя и была принята большая программа их строительства. Немецкие подводные лодки еще будут про­должать бесчинствовать в Атлантике в 1942 году, хотя имен­но этот год станет годом триумфа авианосца.