Глава 4. ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

 

Война на Тихом океане официально началась утром в воскресенье 7 декабря 1941 года, когда 350 самолетов с 6 японских авианосцев атаковали американский Тихоокеанс­кий флот, стоящий в Пирл-Харборе, а также аэродромы острова Оаху. Атака японцев была самой крупной авианос­ной операцией в истории. Только удар англичан по Таранто был столь же блестяще спланирован и исполнен.

Вашингтонская конференция 1921 года и установленные ею соотношения сил флотов дали толчок развитию ударных авианосцев японского флота. Договор ограничил численность японского флота 60% численности американского в линко­рах и авианосцах. Японские лидеры утверждали, что для обес­печения национальной безопасности Япония должна иметь в этих классах кораблей 70% численности американского флота. Но, потерпев неудачу, Япония стала усиленно разви­вать крейсера, эсминцы, подводные лодки и морскую авиа­цию, которые не ограничивались договором.

Авиация заняла привилегированное положение в япон­ском флоте и во время учений показала впечатляющие дос­тижения. В начале 30-х годов в японском флоте начали скло­няться к мнению, что следует использовать авианосцы для неожиданного удара с воздуха по вражеским авианосцам. Это позволило бы закрепить превосходство в морской авиации, которого Япония добилась к 30-м годам, и дало бы преиму­щества в войне на море. Так как японцы на Лондонских кон­ференциях 30-х годов не сумели добиться разрешения стро­ить 70% тоннажа американского флота в тяжелых крейсерах и некоторых других классах кораблей, это ускорило приня­тие концепции внезапной авианосной атаки в качестве ос­новной доктрины флота. В 1933 году на авианосцах появи­лись пикирующие бомбардировщики, что увеличило возмож­ности авиагрупп.

К середине 30-х годов в составе японского флота числи­лись 4 авианосца, но в этот период возникли серьезные рас­хождения во мнениях относительно тактики их использова­ния. Одни офицеры считали, что авианосцы следует рассре­доточить на возможно большей площади, чтобы сократить вероятность обнаружения всего соединения. Другие призы­вали держать все имеющиеся авианосцы вместе, чтобы до­биться максимальной концентрации ударной мощи. После морских маневров 1936 года было принято решение рассре­доточивать авианосцы.

Вскоре родилась идея проведения воздушных атак круп­ными соединениями пикирующих бомбардировщиков и тор­педоносцев под прикрытием истребителей. Теория массиро­ванных воздушных атак была проверена во время морских маневров 1939 и 1940 годов, и в результате она была приня­та для наступательных авианосных операций. Но тут возник­ла проблема сосредоточения самолетов с рассредоточенных авианосцев. Радионаведение было невозможно из-за необхо­димости соблюдать молчание в эфире, так как это было обя­зательным условием достижения внезапности атаки. Кроме того, чем дольше собирались самолеты, тем больше они рас­ходовали бензина и, соответственно, тем меньше станови­лась дистанция атаки.

Проблему решил капитан 2 ранга Минору Гэнда, который прибыл в Японию в октябре 1940 года, покинув должность помощника военно-морского атташе в Лондоне. Гэнда какое-то время пробыл в Токио, перед тем как занять должность начальника оперативного отдела штаба 1-й дивизии авианос­цев. Находясь в столице, он однажды увидел кинохронику, в которой были засняты 4 американских авианосца, идущих в едином строю. В это время японские авианосцы обычно дей­ствовали попарно и никогда не собирались все вместе.

Капитан 2 ранга Гэнда долго обдумывал увиденное и ре­шил, что несколько авианосцев могут действовать в составе одного соединения. Тогда они легко смогут собрать свои эс­кадрильи в одно большое ударное соединение. Слабым мес­том такого построения считалось то, что противник может обнаружить все авианосцы разом. Однако многочисленные истребители и плотный зенитный огонь кораблей сопровож­дения могли отразить любую атаку. Предложение было при­нято командиром 1 -и дивизии авианосцев, а затем команду­ющим 1-м воздушным флотом, созданным в апреле 1941 года. В составе этого соединения были сведены почти все имеющи­еся у японцев авианосцы. Гэнда предложил, чтобы 6 быстро­ходных авианосцев действовали в прямоугольном строю на расстоянии 7700 ярдов один от другого. Это был так называе­мый строй «коробочка», который следовало использовать при ударах по вражеским портам и наземным сооружениям. Для действий против вражеского флота 6 авианосцев должны были образовать строй перевернутого V, образованного 3 дивизия­ми авианосцев. Эти строи были приняты, но опробовать их на практике удалось только в ноябре 1941 года, когда началась подготовка удара по Пирл-Харбору.

(Первый из них был использован в Пирл-Харборе, в Индийском океане, при Мидуэе, то есть при атаках вражес­ких баз. При Мидуэе это построение не сработало и больше в авианосных боях не использовалось. Строй перевернутого V не применялся вообще.)

Пока в Европе и на Азиатском материке бушевал по­жар, Япония, территория которой пока не была задета вой­ной, стремительно наращивала силы своего авианосного флота. В 1939 году в составе флота имелись 6 авианосцев: «Акаги», «Kara», «Сорю», «Хирю», «Рюдзё», «Хосё». Еще 2 находились в постройке: «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Японские верфи, имевшие ограниченные возможности, были пол­ностью заняты строительством кораблей других классов и торговых судов, необходимых для эскалации войны в Азии. К тому же строительство эскадренного авианосца занима­ло около 3 лет, поэтому было принято решение переобору­довать в авианосцы несколько вспомогательных кораблей ВМФ и гражданских судов.

Первыми на переоборудование отправились эскадренные танкеры «Цуругисаки» и «Такасаки» (12000 тонн). Они были специально спроектированы как вспомогательные корабли ВМФ, и во время постройки был получен приказ достроить их как базы подводных лодок. «Цуругисаки» вошел в состав флота в 1939 году, а уже в январе 1941 года стал на верфь для переоборудования. Переоборудование «Такасаки» нача­лось еще во время постройки. В декабре 1940 года он вошел в строй как авианосец «Дзуйхо» (Счастливый феникс). «Цуру­гисаки» покинул верфь как авианосец «Сёхо» (Благосклон­ный феникс).

В качестве легких авианосцев эти корабли имели водоиз­мещение 11262 тонны и длину 662 фута. Как и многие их пред­шественники, эти авианосцы не имели острова. Во время пе­рестройки их дизеля были заменены турбинами, позволяв­шими развить скорость 26 узлов. 2 элеватора, установленные еще во время первого переоборудования, связывали ангар­ную и полетную палубы. Каждый корабль мог нести 31 само­лет. Артиллерийское вооружение составляли 8 — 127-мм уни­версальных орудий и многочисленные 25-мм автоматы.

Третий корабль этого класса тоже был построен как база подводных лодок. В декабре 1941 года «Тайгей» стал на пере­оборудование и в 1942 году снова вошел в состав флота, но уже как легкий авианосец «Рюхо» (Феникс-дракон).

Следующими кораблями, которые планировалось перестро­ить в авианосцы, были 2 строящихся гражданских судна — «Касивара Мару» и «Идзумо Мару». Оба были заложены в 1939 году как пассажирские лайнеры водоизмещение 27700 тонн со скоростью 24 узла. Они были специально спроектированы для последующего переоборудования в авианосцы — имели двойное дно, большое расстояние между палубами, место для элеваторов и так далее. Корабли вошли в строй в 1942 году как авианосцы «Дзуньё» (Сокол-сапсан) и «Хиё» (Летящий яст­реб) соответственно.

Для переоборудования в авианосцы были выбраны еще 3 не таких больших лайнера: «Нитга Мару», «Явата Мару», «Касуга Мару» (17000 тонн, 22 узла). В их проектах также была предусмотрена возможность подобной перестройки. Все они были заложены в 1938 году, и первая пара была закон­чена в качестве лайнеров до того, как флот реквизировал их. Третий корабль — «Касуга мару» — начал переоборудование еще во время постройки. Зато в качестве авианосца он дол­жен был войти в строй первым. В сентябре 1941 года япон­ский флот получил авианосец «Таё» (Гигантский ястреб).

«Таё» имел водоизмещение 15600 тонн и длину 592 фута. Турбины позволяли ему развить скорость 21 узел. На корабле были установлены 2 элеватора, и обычно он нес 23 самолета. Два остальных корабля, в некоторых мелочах отличавшиеся от «Таё», вошли в строй в 1942 году. Эти 3 авианосца были аналогичны английским и американским эскортным авиа­носцам. Но японцы намеревались использовать их в составе флота, что, как мы увидим позднее, им не удалось.

В это же время была пересмотрена и организационная струк­тура флота, чтобы увязать ее с новой тактикой действий авиа­носцев. До сих пор наиболее сильные авианосцы («Акаги», «Kara», «Сорю» и «Хирю») были разделены между 1-м фло­том, основу которого составляли линкоры, и 2-м флотом, главной силой которого были тяжелые крейсера. В конце 30-х годов возобладало мнение, что авианосцы следует свести в отдельное авианосное соединение, чтобы сражаться с вра­жескими авианосцами. Поэтому 10 апреля 1941 года был сформирован 1-й воздушный флот под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо.

 

ЯПОНСКИЕ АВИАНОСЦЫ ОСЕНЬЮ 1941 ГОДА

1-й воздушный флот

Вице-адмирал Нагумо

1-я дивизия авианосцев         2-я дивизия авианосцев

Вице-адмирал Нагумо            Контр-адмирал Т. Ямагути

Акаги                                      Хирю

Ката                                        Сорю

3 эсминца                               3 эсминца

4-я дивизия авианосцев         5-я дивизия авианосцев

Контр-адмирал К. Какута      Контр-адмирал Т. Хара

Рюдзё                                      Сёкаку

                                                Дзуйкаху

2 эсминца                                2 эсминца

 

Придана 1-му флоту (линкоры)

3-я дивизия авианосцев

Контр-адмирал Т. Кувабара

Хосё

Дзуйхо

2 эсминца

 

ЯПОНСКАЯ АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ ОСЕНЬЮ 1941 ГОДА

 

Истребители

Пикировщики

Торпедоносцы

Акаги

21 А6М «Зеро»

18 D3А«Вэл»

27 B5N «Кейт»

Kara

21 А6М «Зеро»

27 D3A «Вэл»

27 B5N «Кейт»

Сорю

18 А6М «Зеро»

18 D3А«Вэл»

18 B5N «Кейт»

Хирю

18 А6М «Зеро»

18 D3А«Вэл»

18 B5N «Кейт»

Сёкаку

18 А6М «Зеро»

27 D3A «Вэл»

27 B5N «Кейт»

Дзуйкаку

18 А6М«Зеро»

27 D3A «Вэл»

27 B5N «Кейт»

Хосё

11 А5М «Клод»

8 B5N «Кейт»

Дзуйхо

16 А5М «Клод»

12 B5N «Кейт»

Рюдзе

16 А5М «Клод»

18 B5N «Кейт»

 

Эти самолеты образовали мощную воздушную армаду из 429 машин, которая базировалась на 7 авианосцах 1-го воз­душного флота. Истребителем на большинстве авианосцев служил А6М «Зеро», хорошо зарекомендовавший себя в боях над Китаем.

B5N «Кейт» впервые взлетел в 1937 году. Это был первый в мире моноплан-торпедоносец и первый японский авиа­носный самолет с убирающимся шасси.

D3A «Вэл» был самым новым в ряду созданных фирмой «Аичи» пикирующих бомбардировщиков, причем он был спроектирован в основном по чертежам Хейнкеля. D3A1 был запущен в серийное производство в 1941 году. Несмотря на неубирающееся шасси, этот самолет имел высокую манев­ренность и был способен уйти от истребителей противника и сбросить бомбы.