Тучи войны над Тихим океаном

 

Когда в конце 1941 года над Тихим океаном сгустились тучи войны, Соединенные Штаты буквально в последнюю минуту предприняли попытку усилить гарнизоны морской пехоты на Мидуэе и Уэйке. Эти отдаленные острова были очень важны как заправочные базы для бомбардировщиков, летящих с Гавайских островов на Филиппины, и патруль­ных самолетов, охранявших Гавайи.

Был отдан приказ направить на каждый остров по 25 ар­мейских истребителей с Оаху, но командующий силами ВВС на Гавайских островах отказался послать самолеты, если за ним не сохранят полный контроль над ними. Адмирал Хазбенд Э. Киммел, командующий Тихоокеанским флотом, не мог бросить на произвол судьбы острова, на которых были расположены гарнизоны морской пехоты, и которые исполь­зовались в качестве передовых баз подводными лодками и патрульными самолетами ВМФ. Самолеты ВВС, имевшие малую дальность полета, приходилось доставлять на острова авианосцами. Хотя армейские самолеты могли стартовать с авианосцев, сесть обратно они уже не могли, так как не имели тормозных крюков. Поэтому такие самолеты были бы навечно прикованы к островам.

Первым, 28 ноября 1941 года, должно было выйти в море направляющееся на Уэйк Оперативное Соединение 8 под командованием вице-адмирала Хэлси. За 9 дней до этого из Пирл-Харбора пришла база гидросамолетов, чтобы доставить на Уэйк наземный персонал эскадрильи истребителей мор­ской пехоты.

Соединение адмирала Хэлси состояло из авианосца «Энтерпрайз», 3 тяжелых крейсеров и 9 эсминцев. Оно покинуло гавань вместе с 3 линкорами, чтобы создать впечатление, будто проходят обычные учения. В море линкорам было при­казано проводить обычные манеры в районе Гавайских ост­ровов, пока авианосец и его сопровождение не достигнут Уэйка.. Максимальная скорость линкоров равнялась 17 уз­лам, а авианосец и крейсера сопровождения могли дать бо­лее 30 узлов. Взять с собой линкоры значило бы сильно затя­нуть операцию.

Выйдя в море, «Энтерпрайз» принял самолеты, которые на время стоянки авианосца в порту перелетели на аэродром Форд. На «Энтерпрайз» сели 83 самолета: 18 торпедоносцев «Дивастейтор», 36 пикирующих бомбардировщиков «Доунтлесс», 18 истребителей «Уайлдкэт» корабельной авиагруппы и 11 «Уайлдкэтов» морской пехоты. Их должно было быть 12, но один самолет остался на острове Форд из-за поломки мо­тора. Его пилот перелетел на авианосец на бомбардировщике и должен был взять один из корабельных истребителей.

12 летчиков морской пехоты, прибывшие на борт «Энтерпрайза», были из состава 211-й истребительной эскадри­льи морской пехоты майора Поля Э. Путнэма. Обычно эта эскадрилья действовала с аэродрома Эва, находящегося в нескольких милях к западу от Пирл-Харбора. Хотя механики и техника эскадрильи уже были отправлены на Уэйк (а не­которые на Мидуэй), майор Путнэм сам впервые узнал, что они отправляются на Уэйк, только в 14.00 в день перед от­плытием. Лишь после долгих споров его командир позволил майору сообщить пилотам, что они «будут включены в со­став эскадрильи ВМФ на время обычных учений. Поэтому будет лучше, если они захватят с собой туалетные принад­лежности».

Позднее майор Путнэм вспоминал: «Никто из них не ждал ничего страшнее обычной прогулки, когда уходили с твин­дека «Энтерпрайза». А ведь их ждала смерть или, что еще хуже, 4 года плена».

Уже во время похода летчикам было приказано собраться в отсеке предполетного инструктажа. Там им вручили отпе­чатанные на мимеографе листочки. Все разговоры и возгла­сы «Что это?» сразу смолкли, когда пилоты прочитали:

 

«Энтерпрайз»

 

Море,

28 ноября 1941 года

 

Боевой приказ № 1

 

1.  «Энтерпрайз» теперь действует в условиях состояния войны.

2.  В любое время дня и ночи мы должны быть готовы к немедленным действиям.

3. Могут встретиться вражеские подводные лодки.

4.  Долг каждого офицера и матроса быть бдительным, особенно во время вахты на боевом посту. Это должен осоз­нать весь экипаж.

5. Срыв одним человеком быстрого выполнения поручен­ной ему задачи, особенно наблюдателями, расчетами ору­дий и всеми палубными вахтами, может привести к тяже­лым потерям в людях и даже к гибели корабля.

6. Капитан уверен, что экипаж достойно встретит любую неожиданность.

7.  В традициях нашего флота достойно встречать любые испытания, сохранять хладнокровие и сражаться.

8. Теперь нам нужны крепкие нервы и отважное сердце.

 

Дж.Д. Мюррей,

Капитан 1 ранга, ВМФ США,

командир

 

Одобрено: 28 ноября 1941 года, У.Ф. Хэлси,

Вице-адмирал, ВМФ США, командир авианосного соединения

Затем нилотам морской пехоты сообщили, что они на­правляются на Уэйк.

 

«Энтерпрайз» действовал в условиях состояния войны из-за ухудшения японо-американских отношений. За 2 дня до выхода оперативного соединения адмирал Киммел получил из Вашингтона депешу, предупреждавшую, что «перегово­ры с японцами, возможно, вскоре закончатся». Адмиралу Хэлси было послано так называемое «военное предупрежде­ние». Хэлси, которому во время похода к Уэйку предстояло провести авианосец недалеко от принадлежащих японцам островов, спросил адмирала Киммела: «Как далеко, по-вашему, я могу в этом зайти?» Киммел ответил уклончиво: «Я могу сказать вам одно: используйте ваш здравый смысл». Но для Хэлси эти слова были «прекраснейшим приказом, который он когда-либо получал».

Когда соединение «Энтерпрайза» вышло в море, адми­рал Хэлси приказал привести в готовность боеголовки бомб и торпед, заправить самолеты и ежедневно высылать воздушный патруль на 200 миль вперед по курсу с устным при­казом топить любой замеченный японский корабль. Адми­рал Киммел, чтобы обеспечить переход соединения, отпра­вил с Оаху на Уэйк 12 патрульных гидросамолетов PBY «Ка­талина», чтобы вести поиск в радиусе 500 миль, пока «Энтерпрайз» будет находиться вблизи от острова. Другая эскад­рилья из 12 «Каталин», действуя с Мидуэя, аналогичным образом должна была прикрыть соединение, перебрасываю­щее самолеты на этот остров.

Утром 4 декабря «Энтерпрайз» находился в 200 милях от Уэйка. Он поднял 12 истребителей майора Путнэма. Один из гидросамолетов, временно базирующихся на острове, выле­тел навстречу, чтобы привести «Уайддкэты» морской пехо­ты к их новому дому. Как только истребители коснулись зем­ли, соединение «Энтерпрайза» повернуло назад, в Пирл-Харбор, оставив маленький гарнизон готовиться к отраже­нию японского штурма.

На следующий день после «Энтерпрайза» из Пирл-Хар­бора вышел «Лексингтон», чтобы доставить на Мидуэй 18 пикирующих бомбардировщиков SB2U «Виндикейтор» 231-й разведывательной эскадрильи морской пехоты. Оперативное Соединение 12 контр-адмирала Джона Г. Ньютона, кроме авианосца, имело 3 тяжелых крейсера и 5 эсминцев. Адми­рал Ньютон принял ряд мер предосторожности: самолеты «Лексингтона» вели противолодочное патрулирование, а днем соединение шло зигзагом. Однако Ньютону, в отличие от Хэлси, не было показано присланное из Вашингтона «воен­ное предупреждение», поэтому корабли и самолеты соеди­нения не находились в состоянии полной боевой готовности. Ожидая прибытия «Лексингтона» к Мидуэю утром 7 декаб­ря, патрульная эскадрилья находилась в полной готовности. Утром 5 «Каталин» вылетели на разведку, а еще 2 гидроса­молета летели навстречу «Лексингтону», чтобы привести са­молеты морской пехоты на остров. 4 «Каталины» находились на острове в 1-минутной готовности. Каждая была вооруже­на 2 бомбами весом 500 фунтов. (Еще один самолет эскадри­льи находился в ремонте.)

Но «Лексингтон» так и не доставил свой груз на Мидуэй. Утром 7 декабря, когда он находился в 400 милях от острова, адмиралу Ньютону было приказано присоединиться к поискам японского оперативного соединения, атаковавше­го Пирл-Харбор.