День позора

 

В 6.00 первая волна, состоящая из 183 самолетов, возглав­ляемых капитаном 2 ранга Мицуо Футидой, начала разбег по качающимся палубам авианосцев. В нее входили 43 истребите­ля «Зеро», которые должны были захватить господство в воз­духе над Оаху и обстрелять аэродромы острова. 51 пикирую­щий бомбардировщик «Вэл», каждый из которых нес 551-фн бомбу, должны были атаковать армейский аэродром Уэллер, морскую авиабазу на острове Форд и корабли в гавани. Ко­рабли были целью для 40 торпедоносцев «Кейт» и еще 49 «Кейтов», вооруженных 1760-фн бронебойными бомбами. (Эти «бомбы» в действительности были 406-мм снарядами, осна­щенными стабилизаторами.) Сначала предполагалось, что «Кейты» атакуют 4 линкора и 4 авианосца. Японцы полагали, что на Тихом океане находятся 5 американских авианосцев: «Саратога» на Западном побережье и 4 на Гавайях. После со­общения, что авианосцев в гавани нет, все «Кейты» в после­днюю минуту были перенацелены на линкоры.

В 7.15, когда первая волна еще летела к Оаху, в воздух были подняты 167 самолетов второй волны капитан-лейте­нанта Шигеказу Симадзаки. 35 истребителей «Зеро» должны были обеспечить безопасность бомбардировщиков и обстре­лять аэродромы Оаху, если сопротивления в воздухе не будет. Они сопровождали 54 «Кейта», несущих по 1 — 551-фн и 6 — 132-фн бомб для атаки аэродромов, и 78 «Вэлов», вооружен­ных 551-фн бомбой. Пикирующие бомбардировщики должны были атаковать авианосцы, а потом крейсера и линкоры.

Кроме самолетов, отправленных для атаки Оаху, на авиа­носцах осталось 39 истребителей для прикрытия соединения с воздуха и 12 гидросамолетом на линкорах и крейсерах. Еще 4 гидросамолета вели поиск вокруг Оаху. Всего в операции участвовало более 400 самолетов.

Полет к Оаху прошел спокойно. В качестве радиомаяков самолеты использовали коммерческие радиостанции, пере­дающие музыку, сводки погоды и новости. Самолеты выско­чили из туч над дремлющим островом в 7.49. Японский план атаки предусматривал 2 возможности. Если удастся неожи­данная атака, ее должны начать торпедоносцы и горизон­тальные бомбардировщики. Пикирующие бомбардировщики должны были атаковать остров Форд. Если внезапность будет утеряна, то истребители и пикировщики должны нанести удар по острову Форд, чтобы проложить дорогу «Кейтам». Эти варианты требовали различной очередности атак, и окон­чательное решение капитан 2 ранга Футида должен был при­нять уже над Оаху. Ему следовало выпустить одну сигналь­ную ракету, если атака будет внезапной, и две — если вне­запность будет утеряна. К 7.40 Футида не получил никаких сообщений от разведывательных гидросамолетов. Больше он не мог ждать.

 

ЯПОНСКИЕ САМОЛЕТЫ, АТАКОВАВШИЕ ПИРЛ-ХАРБОР 7 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА

Первая волна

Капитан 2 ранга Мицуо Футида

 

                 Истребит.  Пикиров.      Горизонт.   Торпедоносец

                  «Зеро»       «Вэл»          бомбардир.      «Кейт»

                                                           «Кейт»

Акаги               9                                     15                     12

Ката                 9                                     14                     12

Сорю               8                                     10                     8

Хирю               6                                     10                     8

Сёкаку             6              26

Дзуйкаку         6              25

 

Вторая волна

Капитан-лейтенант Шигеказу Симадзаки

                         Истребители     Пикировщики    Горизонтальные

                            «Зеро»              «Вэл»                  бомбардиров.

                                                                                      «Кейт»

Акаги                    9                        18

Ката                      9                        20

Сорю                    9                        17

Хирю                    9                        17

Сёкаку                                                                             27

Дзуйкаку             —                        —                            27

 

Осмотревшись, Футида решил выбрать вариант внезап­ной атаки. Он выпустил одну ракету, и торпедоносцы нача­ли выходить на указанную им позицию. Но истребители не отреагировали на сигнал. Футида решил, что они не замети­ли ракеты, и выпустил еще одну. Истребители увидели раке­ту, но ее увидели и пикирующие бомбардировщики. После­дние решили, что это означает потерю внезапности, и ринулись в атаку первыми. Таким образом, все японские само­леты разом обрушились на Тихоокеанский флот.

В последний момент Футида передал по радио сигнал: «Тора... Тора... Тора...»( Тигр...Тигр... Тигр...). Это был кодовый сигнал, означаю­щий, что неожиданная атака удалась. Эти слова были услы­шаны на авианосце «Акаги» — флагманском корабле вице-адмирала Нагумо. Однако какая-то шутка атмосферы донес­ли их до флагмана адмирала Ямамото линкора «Нагато», который стоял на якоре в японских водах.

Первые японские бомбы упали на остров Форд в 7.55. Первая же бомба и вызванный ею пожар уничтожили всю патрульную эскадрилью. 6 «Каталин» были уничтожены, седь­мая получила такие повреждения, что ее уже нельзя было отремонтировать, а еще 5 вышли из строя на срок от 1 до 10 дней. Затем вниз полетел град бомб и торпед, и через 2,5 часа линейные силы американского Тихоокеанского флота и воздушные силы на Гавайях перестали существовать.

В правильном строю у острова Форд были пришвартованы 7 из 9 линкоров Тихоокеанского флота, а также танкер и ремонтная мастерская. В хвосте колонны стоял линкор «Не­вада». Он получил попадание торпедой. Артиллеристы лин­кора выскочили наверх, и плотный зенитный огонь отогнал остальные самолеты. Впереди «Невады» стоял линкор «Ари­зона», а к нему борт о борт была пришвартована плавучая мастерская «Вестал». Несколько торпед прошли под килем «Вестала» и попали в «Аризону». Тяжелая бомба попала ря­дом со второй башней линкора, пробила несколько палуб и взорвалась в носовом погребе. Боеприпасы сдетонировали. Взрывом было убито более 1000 человек, в том числе коман­дир корабля и контр-адмирал. Носовая часть корабля была разрушена, столб пламени поднялся на 500 футов вверх. Че­рез несколько секунд еще одна бомба попала в трубу «Ари­зоны», а 6 бомб взорвались на палубе. Разбитые останки лин­кора затонули на мелководье. Всего на корабле погибли 1103 офицера и матроса. В плавучую мастерскую «Вестал» попали 2 бомбы, но корабль сумел дать ход и отойти от «Аризоны».

Это спасло и плавучую мастерскую, и ее команду. «Вестал» выбросился на берег, чтобы не затонуть.

Следующим в ряду линкоров стояли «Вест Вирджиния» и «Теннеси». Внешняя «Вест Вирджиния» получила 6 или 7 торпед и 2 бомбы. Охваченный пламенем линкор стреми­тельно сел на дно гавани, на нем погибли 105 человек. «Тен­неси» был прикрыт от торпед «Вест Вирджинией», и в этот линкор попали только 2 бомбы. Зато его засыпало горящими обломками «Аризоны», пылающей в 75 футах за кормой. «Тен­неси» не мог двигаться, так как «Вест Вирджиния» прижала его к бетонным швартовым сваям, но линкор не получил серьезных повреждений, и лишь 5 человек из его команды погибли.

Впереди этих кораблей стояли линкоры «Мэриленд» и «Оклахома». «Оклахома» получила 5 торпедных попаданий и перевернулась. Ее мачты уперлись в илистое дно гавани. На корабле погибли 415 человек, в том числе много моряков, попавших в ловушку под толстыми броневыми палубами линкора, когда он перевернулся. 2 бомбы попали во внут­ренний линкор этой пары «Мэриленд». На нем погибли 4 человека, а повреждения были относительно невелики.

Далее в «линкорном ряду» стоял танкер «Неошо». Он ус­пел дать ход и не получил повреждений.

Самым южным из линкоров был «Калифорния». В корабль попали 2 торпеды, и так как его водонепроницаемые пере­борки были в плохом состоянии, он начал крениться. В лин­кор также попали 2 бомбы, одна из которых взорвалась в маленьком складе боеприпасов. Несмотря на все попытки команды удержать линкор на плаву, «Калифорния» медлен­но села на дно. На корабле погибли 98 офицеров и матросов. В разгар боя самый северный из линкоров — «Невада» — дал ход. В начале атаки он получил попадание торпедой в носовую часть, а в 8.25 в него попали 2 или 3 бомбы, сбро­шенные пикирующими бомбардировщиками. Самый старший офицер из находившихся на борту — капитан-лейтенант ре­зерва — приказал дать ход, и линкор медленно пошел по фарватеру. Несколько пикирующих бомбардировщиков «Вэл» атаковали его. По крайней мере, еще 3 бомбы попали в цель, и корабль скрылся среди столбов воды, поднятых близкими разрывами. Возможно, японцы хотели потопить линкор и закупорить главный фарватер. Короткий поход «Невады» за­кончился в 9.40, когда с помощью 2 портовых буксиров то­нущий линкор удалось посадить на мель. На корабле погибли 50 человек.

Линкоры стояли прямо напротив военно-морской вер­фи, забитой кораблями всех размеров, от линкора «Пен­сильвания», стоящего в доке, до 4 торпедных катеров, по­груженных на палубу танкера. «Пенсильвания» вместе с эс­минцами «Кэссин» и «Дауне» находилась в большом сухом доке. Эти корабли поставили плотную огневую завесу и дол­гое время избегали повреждений, пока не появилась вторая волна японских самолетов. Большая часть бомбардировщи­ков обрушилась на верфь. В «Пенсильванию» попала одна бомба. Зажигательные бомбы упали между «Кэссином» и «Даунсом». Топливные цистерны обоих эсминцев были ра­зорваны взрывом, и пламя охватило оба корабля. Сначала взорвались боеголовки торпед, потом погреба боеприпасов, а в довершение несчастий «Кэссин» соскочил с кильблоков и рухнул на «Дауне».

Эсминец «Шо» стоял рядом в маленьком плавучем доке. Бомба, попавшая и него, оторвала носовую часть эсминца и затопила док.

Позади «Пенсильвании» к доку была пришвартована под­водная лодка «Кэшелот», а еще дальше стояли борт о борт легкий крейсер «Хелена» и минный заградитель «Оглала». Японская торпеда, пройдя под килем «Оглалы», попала в «Хелену». Взрывом было затоплено машинное отделение. Но тем же взрывом разорвало корпус «Оглалы», и на следую­щее утро минный заградитель затонул.

У восточного берега острова Форд были пришвартованы база гидросамолетов и разоруженный линкор, использовав­шийся как самоходная мишень, а также 2 легких крейсера. Сначала бывший линкор «Юта» не был удостоен внимания японских самолетов. Мичман Такое Йосикава, японский разведчик, действовавший на Оаху перед атакой, главную ошибку при перечислении кораблей сделал, когда отнес «Юту» к линкорам. (В его сообщении, полученном на авиа­носцах в утро атаки, говорилось о 9 линкорах.) «Юта» находилась на якорной стоянке, обычно используемой авианос­цами. Возможно, поэтому, и из-за покрытой деревом палу­бы, она была принята за авианосец. Ошибка японцев стоила жизни 54 морякам «Юты» из 100, находившихся на борту в это утро.

Впереди «Юты» стоял легкий крейсер «Рейли». В него по­пала торпеда. Выбросив за борт палубные грузы и затопив некоторые отсеки, команда не позволила крейсеру перевер­нуться. Позднее в него попала бронебойная бомба, пробила корпус и взорвалась на дне гавани. Японские самолеты ста­рались избегать кораблей в этой части гавани, так как рядом с ними стояли почти 30 эсминцев, которые вели сильный зенитный огонь.

Больше во время атаки не был поврежден ни один ко­рабль, за исключением большой плавбазы гидросамолетов «Кертисс». Ее орудия подбили «Вэл», выходящий из пике над островом Форд. Поврежденный самолет врезался в борт корабля и вызвал пожар. Затем еще несколько пикировщи­ков атаковали «Кертисс», и он получил попадание бомбой, которая вызвала пожар в ангаре.