Американская авиация уничтожена

 

Пока гибли корабли в гавани Пирл-Харбора, под удар попали и несколько аэродромов на острове Оаху. Сопротив­ления в воздухе не было, и американские самолеты были атакованы на взлетных полосах. Японцы не дали им взлететь на перехват бомбардировщиков или для поиска авианосцев.

Первые бомбы обрушились на остров Форд. Там стояли 29 патрульных гидросамолетов PBY «Каталина». Еще 4 «Ка­талины» в это время находились в воздухе. В течение несколь­ких минут все PBY, кроме одного, были уничтожены или серьезно повреждены, так же как несколько наблюдатель­ных самолетов. Единственный уцелевший гидросамолет под­нялся в воздух в напрасной попытке отыскать японские авиа­носцы. Пара наблюдательных самолетов с острова Форд тоже успела взлететь. Один из них был вооружен всего лишь 7,62-мм винтовкой.

Бухта Канэохе на северном берегу Оаху служила базой патрульных бомбардировщиков Тихоокеанского флота «Ка­талина». Утром 7 декабря в бухте находились 33 гидросамоле­та. Часть из них стояла на берегу, некоторые были пришвар­тованы на воде. (3 «Каталины» их Канэохе в то утро находи­лись в воздухе.) Почти одновременно с атакой аэродрома на острове Форд был атакован и Канэохе. Когда рассеялся дым взрывов, то 27 «Каталин» были уничтожены, а остав­шиеся 6 — повреждены.

Среди японских самолетов, атаковавших Канэохе, было и звено из 9 истребителей лейтенанта Фусата Иида. Зенит­ный огонь с аэродрома был слабым, но самолет Иида все-таки получил попадание. Был пробит бак, и «Зеро» стал быстро терять бензин. Иида понял, что не сможет вернуться на авианосец. Поэтому он развернул свой истребитель и спи­кировал на ангары. Иида стал одним из немногих японских пилотов, погибших в этот день.

На аэродроме Эва в нескольких милях к западу от Пирл-Харбора стояли 49 самолетов морской пехоты — истребите­ли и разведывательные бомбардировщики, оставшиеся от эскадрилий, перелетевших на борт «Энтерпрайза» и «Лек­сингтона», а также несколько наблюдательных самолетов. Когда японские самолеты улетели прочь, 33 американских самолета были уничтожены, и ни один из оставшихся не мог подняться в воздух.

На другой стороне гавани Пирл-Харбора, рядом с вер­фью ВМФ, находился армейский аэродром Хикэм. Там, как и на остальных аэродромах, самолеты были выстроены в центре летного поля крыло к крылу, чтобы их было легче охранять от диверсантов. За несколько минут японские са­молеты превратили большую часть из них в обугленные ске­леты. Такая же история произошла на аэродроме Уэллер в центре Оаху, где были уничтожены 44 армейских самолета. Но японцы почти не уделили внимания маленькому армей­скому аэродрому Беллоуз, находящемуся у югу от Канэохе. В 8.30 один японский самолет обстрелял эскадрилью истреби­телей, стоящую на земле. Эти самолеты ВВС стояли без топ­лива и боеприпасов, поэтому понадобилось время, чтобы подготовить их к вылету. Наконец, 9 истребителей начали выруливать на взлетную полосу, когда над аэродромом по­явились 7 японских самолетов. 7 американских истребителей были уничтожены на земле, лишь 2 поднялись в воздух, но и они были быстро сбиты.

Японцы пропустили лишь один аэродром на Оаху — ма­ленький учебный аэродром Халеива, находящийся на севе­ро-западном побережье. Возможно, они просто не знали о его существовании. Эскадрилья истребителей, находившая­ся там, была не готова к вылету, когда появились японцы. Лишь в 8.15 взлетели 2 армейских истребителя, а позднее еще 3. Эти истребители, а также 6 перехватчиков, сумевших подняться с Уэллера, претендовали на уничтожение несколь­ких японских самолетов. Но утренний бой целиком остался за японцами, которые недорогой ценой совершенно пара­лизовали американские воздушные силы на Оаху. К началу атаки ВВС имели 143 исправных самолета и еще 88 ремонти­рующихся, из которых 101 самолет был уничтожен. Из 69 патрульных бомбардировщиков флота, стоявших на аэродро­мах к началу атаки, 68 были уничтожены или повреждены. Еще 7 PBY, отправленных в полет, не были замечены атаку­ющими. (7 декабря еще 12 «Каталин» находились на Мидуэе.) Все 49 самолетов морской пехоты, имевшиеся на острове Оаху, были уничтожены, так же как и некоторое число на­блюдательных и учебных самолетов флота.

В разгар боя на остров прилетели две группы американс­ких самолетов. Первая прибыла с севера, почти по тому же маршруту, что и японские самолеты. Она состояла из 11 тя­желых бомбардировщиков В-17. Они вылетели из Калифор­нии без пулеметов и боеприпасов, чтобы дотянуть до Гавай­ев. Один В-17, пытавшийся сесть на Беллоуз, был обстрелян японскими истребителями, загорелся и был уничтожен, когда сел. Еще 6 бомбардировщиков сумели сесть на аэро­дром Хикэм, один сел на Уэллер, 2 благополучно сели на Халеива, а последний — вообще на поле для гольфа.

Другая группа состояла из бомбардировщиков SBD «Доунтлесс» «Энтерпрайза». Доставив свой груз истребителей морской пехоты на Уэйк, «Энтерпрайз» и его эскорт пошли назад в Пирл-Харбор. Они должны были прибыть в порт в субботу, но из-за сильного волнения на море скорость кораблей упала. Поэтому, когда японцы атаковали Пирл-Хар­бор, «Энтерпрайз» находился еще в 200 милях от Оаху. В 6.15 с авианосца взлетели 2 разведывательных бомбардировщи­ка, чтобы перебросить членов штаба адмирала Хэлси в Пирл-Харбор с сообщением о благополучном прибытии истреби­телей на Уэйк. Эта информация считалась слишком секрет­ной, чтобы доверять ее радио. Через 22 минуты в Пирл-Хар­бор отправили еще 18 SBD. 13 входили в 6-ю разведыватель­ную эскадрилью, 4 — в 6-ю бомбардировочную, плюс само­лет командира авиагруппы авианосца.

В 8.20 первая пара «Доунтлессов», подлетев к Оаху, за­метила самолеты над аэродромом Эва, а потом и клубки дыма от разрывов зенитных снарядов. Пилоты решили, что стрельбы учебные, и стали прикидывать, как им лучше зай­ти на посадку на Форд. Внезапно на них набросились японс­кие истребители. Но, благодаря искусству пилотов, оба са­молета сумели сесть на аэродром Форд. Через 10 минут при­летели остальные самолеты «Энтерпрайза». Никто точно так и не узнал, что произошло с замыкающим самолетом. По радио слышали, как его пилот говорил: «Не атакуйте меня! Это 6-Бейкер-З (третий самолет 6-й бомбардировочной эс­кадрильи), американский самолет». Затем другие пилоты ус­лышали, как он приказывает стрелку покинуть горящий са­молет. А потом все стихло.

Еще один SBD, расстрелянный японскими истребите­лями, разлетелся на куски прямо над аэродромом Эва. Два других самолета «Энтерпрайза» проявили инициативу, сами обстреляв японские самолеты, но оба были сбиты лучше вооруженными и более маневренными «Зеро», хотя стрелку одного из «Доунтлессов» и удалось сбить японский истре­битель. Но удачливый пулеметчик был убит. Стрелок дру­гого «Доунтлесса» погиб, когда самолет разбился. Оба пи­лота благополучно приземлились с парашютами. Третий SBD, пытавшийся уйти от японцев, был обстрелян и по­врежден. Его пилот сумел посадить самолет на воду возле аэродрома Хикэм. Он и его стрелок спаслись. Остальные 11 «Доунтлессов» «Энтерпрайза» сумели прорваться и, из­решеченные пулями, сели на различных полосах аэродро­ма Форд.

К 10.00 последний японский самолет улетел. Все они на­правились на север, к ожидавшим их возвращения авианос­цам. Японцы оставили позади себя 4 потопленных и тонущих линкора, 4 поврежденных линкора. 3 эсминца и минный заг­радитель были потоплены, 2 крейсера тяжело повреждены, еще несколько кораблей получили небольшие повреждения. Японцы также уничтожили 188 самолетов и еще больше по­вредили. Было убито 2335 офицеров и матросов, в том числе 2008 моряков. Это было примерно в 3 раза больше, чем поте­рял американский флот в двух предыдущих войнах — Испа­но-американской и Первой Мировой.

Авианосная авиация еще раз показала изумленному миру свою мощь.

Японские потери составили 30 самолетов и 55 летчиков, что было поразительно мало по сравнению с достигнутыми результатами. Улетая, один из японских пилотов передал по радио: «Пирл-Харбор беспомощно задыхается в огне и дыму».

Два из погибших японских самолетов заслуживают осо­бого упоминания. Один «Зеро», поврежденный над Оаху, сел на маленький островок Ниихау. Этот остров был отрезан от остального архипелага, так как не имел ни радио, ни теле­фона, ни даже электричества. Японский пилот, потерявший сознание при посадке, был вскоре захвачен островитянами, которые предположили, что он участвовал в налете на Оаху. Они решили сторожить пленника, пока не прибудут пред­ставители властей. Но регулярные посещения Ниихау были забыты после налета на Оаху. К пятнице пилот убедил одно­го из островитян, японца по происхождению, помочь ему захватить оружие и освободиться из плена. Затем они сняли с «Зеро» пулемет и подожгли самолет. Остаток дня и субботу 13 декабря японский пилот и его товарищ терроризировали остров. Наконец один островитянин убил пилота голыми руками, хотя японец трижды ранил его из пистолета. Остро­витянин, который помог пилоту, покончил с собой, после того как увидел, что пилот мертв.

Другой «Зеро», тоже, возможно, поврежденный над Оаху, был замечен 2 разведывательными гидросамолетами SOC «Си Галл» с тяжелого крейсера «Нортгемптон». Эти бипланы имели скорость всего 160 миль/час и были вооружены одним 7,62-мм пулеметом и еще одним таким же пулеметом на задней турели. Самолеты «Нортгемптон» заметили «Зеро» в 11.20 и через 20 минут сумели сбить его.

Но большинство японских самолетов были сбиты зенит­ным огнем кораблей. Всего японцы во время атаки потеряли 9 «Зеро», 15 «Вэлов» и 5 «Кейтов». Один «Кейт» упал в воду возле авианосца, но 3 человека его экипажа были спасены. Все 5 сверхмалых подводных лодок были потеряны во время атаки, погибли 9 из 10 членов экипажей. Они не причинили никакого вреда, а уцелевший моряк стал первым пленным в этой войне.