Глава 5. ТРИУМФ ЯПОНЦЕВ

 

Когда японское ударное соединение покинуло гавайские воды, «линкорные адмиралы» подняли шум, утверждая, что позиции линкора остаются непоколебимыми. Они заявляли, что американские линкоры в Пирл-Харборе стояли на яко­ре, их орудия не были приведены в боевую готовность, а команды находились на берегу, поэтому «схватка была нече­стной». Тремя днями позднее их аргументы были разбиты вдребезги, когда японские базовые самолеты атаковали и потопили британский линкор «Принс оф Уэлс» и линей­ный крейсер «Рипалс». Эти корабли встретили свой конец, действуя в открытом море, в полной боевой готовности.

Так как в Европе полыхала война, то англичане не могли собрать большой флот в зоне Индийского и Тихого океанов. Однако, учитывая осложнения в отношениях с Японией, Черчилль считал, что базирующийся в Сингапуре «сбаланси­рованный флот» в случае войны с японцами окажет им про­тиводействие. Так могло быть до середины 1940 года. Британ­ский флот сковывал немецкий и выделял часть сил для дей­ствий в Индийском и на Тихом океане. Французский флот, усиленный британскими кораблями, мог сражаться с италь­янским флотом на Средиземном море. Но капитуляция Фран­ции летом 1940 года лишила англичан поддержки французс­кого флота. Теперь контролируемое странами Оси побережье протянулось от норвежских фиордов в Арктике до турецких проливов в Средиземном море. Нападение Германии на СССР летом 1941 года возложило на плечи британского флота еще одну обязанность — сопровождать конвои в полярных морях.

Несмотря на всю сложность ситуации в Европе, ухудше­ние обстановки на Дальнем Востоке в конце 1941 года вы­нудило англичан увеличить свои силы на этом театре. В зоне Индийского и Тихого океанов англичане имели устаревший малый авианосец «Гермес», 4 тяжелых и 15 легких крейсе­ров, а также 9 эсминцев (все они были ветеранами Первой Мировой войны). Американский Азиатский флот, базиро­вавшийся на Филиппинах, состоял из 1 тяжелого и 2 легких крейсеров, 13 устаревших эсминцев и 28 подводных лодок (с неисправными торпедами). К союзникам присоединился французский легкий крейсер, поднявший флаг Свободной Франции. Малочисленные и разобщенные силы союзников, не имевшие плана совместных действий, без надежды на значительные подкрепления, должны были защищать Ма­лайю, Филиппины, Ост-Индию и даже Австралию и Новую Зеландию от угрозы японского вторжения.

Во главе японского потока, хлынувшего на юг, двигалось Южное Соединение вице-адмирала Нобутакэ Кондо. Выде­ленные ему силы составляли 2 линкора, 1 легкий авиано­сец, 12 тяжелых и 9 легких крейсеров, 53 эсминца и 16 под­водных лодок (с лучшими и мире торпедами), многочислен­ные вспомогательные корабли. Японцы придали Южному Соединению только легкий авианосец «Рюдзё», так как все серьезные цели находились в радиусе действия флотилий базовых самолетов с аэродромов Формозы и Французского Индокитая. (В начале войны 22-я флотилия насчитывала 132 двухмоторных бомбардировщика, 24 истребителя и 6 раз­ведчиков.)

Англичане прилагали все усилия к тому, чтобы создать «сбалансированный флот» в азиатских водах, но в Лондоне никак не могли прийти к единому мнению о том, как именно это следует делать. Адмиралтейство хотело собрать все имею­щиеся силы в Индийском океане, чтобы защитить многочис­ленные торговые пути, проходящие там. Премьер-министр Черчилль хотел создать в Сингапуре отряд из нескольких со­временных кораблей как «неопределенную угрозу» японцам. Форин Офис поддержал Черчилля, и его точка зрения побе­дила. 23 октября новейший линкор «Принс оф Уэлс» поки­нул английские воды и полным ходом пошел на Дальний Восток. Положение на Средиземном море вынудило линкор огибать Африку. На корабле был поднят флаг контр-адмирала (временное звание — адмирал) Тома Филлипса, который должен был командовать формируемой эскадрой.

Линейный крейсер «Рипалс», вошедший в строй еще в 1916 году, уже находился в Индийском океане. В начале ок­тября он прибыл из Англии в Дурбан вместе с одним из конвоев и был направлен на Ост-Индскую станцию. 28 ок­тября «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» встретились в Коломбо, 2 декабря оба линкора прибыли в Сингапур. Предполага­лось, что к ним присоединится новый авианосец «Индомитебл», и вместе они образуют «сбалансированный флот». Однако «Индомитебл» во время испытаний в Вест-Индии наскочил на мель и сейчас стоял ремонте.

Впрочем, еще до того как «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» прибыли в Сингапур, точка зрения Адмиралтейства на даль­невосточный вопрос победила. 2 линкора, 3 старых крейсера и несколько старых эсминцев никак не могли быть «неопре­деленной угрозой», а потому было решено отправить их в более безопасные воды. 5 декабря «Рипалс» вышел из Синга­пура в Австралию, в Порт-Дарвин. Но на следующий день было получено сообщение о появлении у берегов Индоки­тая японского конвоя, и линейный крейсер вернулся. Утром 8 декабря (7 декабря по гавайскому времени) японские вой­ска начали высадку на северо-восточном побережье Малайи.

В тот же день в 17.35 из Сингапура вышли оба линкора в сопровождении 4 эсминцев, чтобы атаковать японцев. Для обеспечения операции адмирал Филлипс потребовал от Королевских ВВС обеспечить воздушную разведку и прикры­тие с воздуха «Соединения Z» — так был назван его отряд. Однако британская авиация, базировавшаяся в Сингапуре, не могла обеспечить этого, так как аэродромы на севере Малайи были приведены в негодность японцами, да и сам Сингапур нуждался в защите с воздуха.

На следующий день, незадолго до полудня Соединение Z было обнаружено японской подводной лодкой, а вечером с «Принс оф Уэлса» заметили 3 японских самолета. После этого в 20.15 адмирал Филлипс неохотно повернул корабли назад в Сингапур. Он понимал, что после утери внезапности без прикрытия с воздуха у него не осталось шансов атако­вать японские транспорты.

Подводная лодка сообщила по радио о встрече с анг­лийскими кораблями, но потеряла контакт с ними рань­ше, чем смогла навести на них вылетевшие с аэродромов Индокитая самолеты. В тот вечер японцы подняли в воздух отряд базовых торпедоносцев с задачей отыскать и пото­пить британские линкоры. Это были двухмоторные G3M «Нелл» — улучшенная модель базового бомбардировщика ВМФ, хорошо зарекомендовавшего себя в войне против Китая.

Соединение Z эти самолеты не нашли, а в сумерках пе­ред поворотом на обратный курс едва не атаковали собствен­ный крейсер. После этого им пришлось выполнять риско­ванную ночную посадку с подвешенными торпедами.

Тем временем английские корабли двигались на юг в Син­гапур, к относительной безопасности. Незадолго до полуно­чи 9 декабря Филлипс получил сообщение, что японцы высаживаются в Куантане в 200 милях к северу от Сингапу­ра. 10 декабря в 1.00 британское соединение повернуло к бе­регу. Адмирал Филлипс не хотел нарушать радиомолчание, чтобы не выдать противнику свое местонахождение, поэто­му он не стал запрашивать из Сингапура истребители при­крытия на следующее утро. В предрассветных сумерках еще одна японская подводная лодка заметила британские кораб­ли и даже выпустила по ним 5 торпед. Все они прошли мимо, и англичане их не заметили. После этого подводная лодка передала по радио сообщение об атаке, но вскоре потеряла контакт с Соединением Z.

Филлипс прибыл к Куантану в 8.00 утра. Японцев там не оказалось. Разочарованный адмирал приказал осмотреть за­меченный ранее маленький пароходик, тащивший несколь­ко барж. Сообщение о японской высадке оказалось ложным, зато оно привело английские корабли прямо под удар япон­ской авиации.

В это утро с аэродромов вблизи Сайгона в воздух были подняты все исправные самолеты. Они должны были найти и уничтожить британскую эскадру. Первыми взлетели 11 раз­ведчиков, затем поднялись 52 торпедоносца G3M, а потом еще 34 G3M, вооруженных бомбами. Японские самолеты внимательно разыскивали корабли противника внутри «бе­зопасной» зоны радиусом 400 миль от своих аэродромов. Сна­чала были замечен британский эсминец, отделившийся ра­нее от Соединения Z, и 9 японских бомбардировщиков ата­ковали его. Сброшенные бомбы легли вокруг эсминца, но вреда не причинили. После этого бомбардировщики повер­нули назад в Сайгон. Торпедоносцы продолжали поиск, так как их радиус действия мог быть увеличен, если бы они са­дились на только захваченные японцами аэродромы север­ной Малайи.

Около 10.30 самолеты, возвращающиеся в Сайгон, заме­тили «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Они вызвали остальные бомбардировщики, и вскоре после 11.00 началась атака.

Линкоры имели мало шансов отразить нападение с воз­духа. В 12.33 «Рипалс», разбитый вдребезги попаданиями 550-фн бомбы и 5 торпед, перевернулся и затонул. Через 47 минут «Принс оф Уэлс», пораженный одной или дву­мя 1100-фн бомбами и 6 торпедами, тоже перевернулся вверх дном и исчез в волнах. Японские самолеты, сделав свое дело, на последних каплях бензина поспешили в Сай­гон. Когда они покидали место своего триумфа, появи­лись наконец британские истребители из Сингапура. Они были вызваны, когда началась атака, но прибыли, когда лишь круги на воде указывали место, где только что нахо­дились 2 линкора. 3 подоспевших эсминца спасли 2081 че­ловека из 2921. Адмирала Филлипса среди спасенных не оказалось.

В течение первых 48 часов войны японцы уничтожили бри­танский «линейный флот», базирующийся в Сингапуре, а также американский линейный флот в Пирл-Харборе. От восточного побережья Африки до Западного Побережья Со­единенных Штатов ни в Индийском, ни в Тихом океане не осталось ни одного линкора союзников, который мог бы дать бой японцам. Гибель «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» развея­ла все сомнения относительно того, могут ли линкоры от­бить атаку торпедоносцев, не имея воздушного прикрытия. Во время атаки были сбиты всего 3 японских самолета, каж­дый из которых имел экипаж 7 человек.