Гибель «Лэнгли»

 

В феврале 1942 года японский смерч обрушился на Яву. Союзники могли надеяться отстоять от японцев этот важ­ный остров, только перебросив туда истребители, чтобы противодействовать вражеской авиации. Однако американс­кие армейские истребители не могли совершить 1000-миль­ный перелет из Австралии на Яву и должны были садиться на Тиморе для дозаправки бензином. Чтобы помешать это­му, японцы 20 февраля захватили Тимор.

Тогда верховное командование союзников решило доста­вить истребители на Яву морем. Для этого была выделена пла­вучая база гидросамолетов «Лэнгли», некогда прославившая­ся как первый американский авианосец. На его полетную па­лубу были погружены 32 истребителя Р-40Е. «Лэнгли» также принял на борт их пилотов и 12 механиков. Еще 27 истребите­лей в разобранном виде были погружены на транспорт «Си Уитч». 22 февраля оба корабля вышли из Фримантла.

Потребность в истребителях на Яве была такой острой, что корабли направились в Чилачап без сопровождения. Это был единственный порт на Яве, куда союзники еще могли доставлять грузы относительно свободно. Сначала планиро­валось, что корабли прибудут в порт ночью и к рассвету 28 февраля выгрузят самолеты. Этот план был изменен, когда стало известно, что японские десантные силы приближают­ся к порту. Утром 23 февраля был получен новый приказ, который требовал, чтобы «Лэнгли» полным ходом (14 уз­лов) следовал в Чилачап и прибыл туда вечером 27 февраля. Однако «Лэнгли» задержался в море 26 февраля, чтобы встре­титься с кораблями сопровождения. Когда наконец к авиа­транспорту присоединились 2 эсминца, отряд задержался, чтобы уклониться от обнаруженной подводной лодки. В ре­зультате «Лэнгли» и его эскорт лишь утром 27 февраля нача­ли последний 100-мильный бросок к Чилачапу.

Около 9.00 в небе над кораблями появился неизвестный самолет. Командир «Лэнгли» запросил истребительное при­крытие, но потрепанные армейские эскадрильи на Яве не смогли выделить ни одного самолета. В 11.40 было замечено множество самолетов, и прозвучал сигнал боевой тревоги.

Два 76-мм зенитных орудия «Лэнгли» открыли бешеный огонь, так же как орудия кораблей сопровождения.

Первыми подошли 9 японских двухмоторных бомбарди­ровщиков. Их первые два захода командир «Лэнгли» капитан 1 ранга Роберт П. МакКоннел сорвал искусным маневриро­ванием. Но во время третьей атаки японские пилоты разга­дали его маневр и добились 5 прямых попаданий и 2 близких разрывов.

29-летний корабль вздрогнул от удара. Самолеты на его палубе исчезали в пламени, раздуваемом свежим ветром, рулевая машина и гирокомпас были уничтожены, образо­вался крен 10° на правый борт. Потом над накренившимся «Лэнгли» появились 6 «Зеро» и принялись обстреливать го­рящий корабль.

Несмотря на хаос, капитан 1 ранга МакКоннел предпри­нял отчаянную попытку спасти полуразбитый корабль. Го­рящие самолеты были сброшены в воду, крен был умень­шен контрзатоплением, и «Лэнгли» направился к Яве, что­бы выброситься на берег. Это позволило бы спасти уцелев­шие самолеты. Но вскоре корабельные динамо-машины были затоплены, и корабль потерял ход. В 13.32 МакКоннел при­казал команде покинуть корабль. Все армейские летчики и весь экипаж, кроме 16 человек, были спасены эсминцами. Когда на борту «Лэнгли» остались только трупы, эсминцы потопили его торпедами и артогнем. Он пошел ко дну в 74 милях от Явы.

«Си Уитч» прибыл в Чилачап на следующий день, но был вынужден покинуть порт, так и не выгрузив самолеты. Истребители были выброшены в море. Так закончились все попытки отстоять Яву от японцев.

28 февраля, на следующий день после гибели «Лэнгли», к северу от Явы японскими авианосными самолетами был потоплен последний корабль союзников в этих водах. Само­леты — 6 пикировщиков «Вэл» и 6 горизонтальных бомбар­дировщиков «Кейт» — взлетели с авианосца «Рюдзё». Их жер­твой стал эсминец «Поуп», пытавшийся выскочить из Яван­ского моря, после того как японские корабли и самолеты уничтожили все находившиеся там корабли союзников. «Поуп» был поврежден авиацией, а затем добит артиллерией крейсеров, которые подоспели как раз вовремя, чтобы закончить дело. Как ни странно, при потоплении эсминца погиб только 1 человек. 151 человек команды попал в плен, из них 27 позднее умерли от болезней.

В это время 4 авианосца Нагумо, вышедшие 25 февраля из бухты Старин г (Целебес) вместе с линкорами и крейсерами сопровождения, крейсировали в открытом море к югу от Явы. Они должны были отрезать союзникам пути спасения с ост­рова, на который 1 марта высадились японские войска.

1 марта около 9.45 самолеты ударного соединения обна­ружили американский танкер «Пекос», находившийся неда­леко от острова Рождества. Рано утром танкер принял с эс­минцев «Эдсолл» и «Уиппл» команду «Лэнгли». После не­скольких атак в 15.48 беззащитный танкер был потоплен. (Этой ночью эсминец «Уиппл» разыскал 232 человека с «Пе­коса», многие их которых были с «Лэнгли».)

А недалеко от этого места японские крейсера и 2 бомбар­дировщика с авианосца «Сорю» обнаружили эсминец «Эд­солл». Только 5 человек спаслись с безжалостно расстрелян­ного корабля. Они кончили войну в плену. «Уиппл» сумел добраться до Австралии. В этом же районе японские корабли потопили большой голландский транспорт.

В течение следующих нескольких дней японские корабли потопили еще 1 американский эсминец, британский эсми­нец, американскую канонерку и австралийский шлюп.

5 марта 4 японских авианосца выслали 180 самолетов для атаки Чилачапа. В порту было потоплено около 20 кораблей, в основном торговых. Чилачап был захвачен японцами 8 мар­та, а на следующий день они полностью оккупировали Яву. После падения острова Нагумо увел свои авианосцы в бухту Старинг, чтобы приготовиться к следующему рейду — в Индийский океан.