Налет на Токио

 

Вернувшись после ударов по Уэйку и Маркусу, «Энтерпрайз» почти месяц оставался в Пирл-Харборе и вышел в море только 8 апреля 1942 года. За это время на нем был установлен новый радар, а 12,7-мм пулеметы были замене­ны 30 более мощными 20-мм автоматическими пушками. Но что было гораздо более важно, — истребительная эскадрилья увеличилась с 18 до 27 самолетов. Большинство «Уайлдкэтов» было улучшенной моделью F4F-4. Модель -4 была тихоходнее, чем модель -3 (318 миль/час против 330 миль/ час), но имела складывающиеся крылья, протестированные бензобаки и броню, прикрывающую пилота.

«Энтерпрайз» вышел в море в сопровождении 2 тяжелых крейсеров, 6 эсминцев и танкера. Утром 12 апреля, когда корабли находились на полпути между Мидуэем и берегами Сибири, на горизонте появилось соединение, состоящее из авианосца «Хорнет», переброшенного с Атлантики, 1 тяже­лого и 1 легкого крейсеров, 4 эсминцев и танкера. Моряки Хэлси впервые увидели «Хорнет», но уж совсем неожидан­но выглядели самолеты, стоящие на его полетной палубе. Это были большие двухмоторные бомбардировщики, не имевшие тормозных крюков, которые стали неотъемлемой принадлежностью любого авианосного самолета. После не­которого замешательства в самолетах опознали средние ар­мейские бомбардировщики В-25В «Митчелл». Командовал ими подполковник Джеймс Г. Дулитл, а их целью была Япония.

К середине апреля 1942 года положение союзников на Тихом океане стало отчаянным. Американский Тихоокеанский флот еще не восстановил свои силы после переброски части кораблей в Атлантику и разгрома в Пирл-Харборе. Ази­атские флоты союзников просто прекратили свое существо­вание. Уэйк, Ява, Рабаул, Сингапур, Батаан были захваче­ны японцами. Коррехидор, островная крепость в Манильской бухте, бомбилась и обстреливалась японцами и не име­ла ни малейшей надежды на спасение. Японское ударное авиа­носное соединение тайфуном пронеслось по Тихому океану, сметая все на своем пути. Японцы бомбили Австралию, над ней тоже нависла угроза вторжения. Поэтому 18 апреля дух союзников был поднят сообщением, что американская авиа­ция бомбила столицу Японии Токио.

Идею этого смелого рейда нельзя приписать какому-то одному человеку. Хотя до Японии было трудно добраться, предложение авианосного удара по островам вражеской мет­рополии выдвинул главный маршал авиации сэр Чарльз Портал в конце декабря 1941 года во время беседы с генералом Генри Арнольдом, начальником штаба американс­ких ВВС. Портал отметил успех налетов на Таранто и Пирл-Харбор и порекомендовал американцам провести знало тачную атаку против Японии. Однако Арнольд не захотел обсуждать эту идею с моряками, так как счел английское предложение попыткой ограничить действия ВВС на Тихо­океанском театре, чтобы Соединенные Штаты увеличили количество своих тяжелых бомбардировщиков на европей­ском театре.

Когда началась война, президент Рузвельт не раз выска­зывал желание нанести бомбовый удар по Токио. Чтобы под­готовить такую атаку, требовалось решить множество пред­варительных проблем, мешали и другие не менее важные вопросы, и потому в первый месяц войны к реальной рабо­те над этим проектом не приступали. Наконец 10 января 1942 года капитан 1 ранга Френсис С. Лоу, работник оперативно­го отдела штаба главнокомандующего ВМС, предложил ад­миралу Кингу нанести удар по Японии армейскими бомбар­дировщиками, которые взлетят с авианосцев. Он предложил использовать армейские самолеты потому, что малый ради­ус действия авианосных самолетов вынудил бы соединение подойти на 200 миль ближе к берегам Японии, и оно под­верглось бы интенсивным вражеским контратакам. Адмира­ла Кинга заинтересовала эта идея, и он предложил капита­ну 1 ранга Лоу обсудить вопрос с капитаном 1 ранга До­нальдом Б. Дунканом, офицером по воздушным операциям в штабе Кинга. Через 5 дней Дункан представил доклад — 30 страниц рукописного текста. Он рекомендовал доставить на авианосце на расстояние 400 миль от берегов Японии 15 ар­мейских бомбардировщиков В-25. Двухмоторные самолеты взлетали с авианосца, бомбили свои цели в Японии и сади­лись на базы в Китае. В-25 был выбран потому, что его раз­меры (размах крыльев 67 футов 7 дюймов) и дальность поле­та (1300 миль с нагрузкой 3000 фунтов бомб) представля­лись оптимальными для взлета с авианосца. Предложенное количество самолетов равнялось 15 потому, что эти бомбар­дировщики нельзя было убрать в ангар, и их пришлось бы размещать на полетной палубе. Самолеты были слишком велики, чтобы сесть обратно на авианосец, поэтому после ата­ки им предстояло садиться в Китае.

Лишь однажды за всю историю флота двухмоторный са­молет действовал с авианосца. 29 августа 1939 года капитан-лейтенант Тэрстон Б. Кларк проделал 11 взлетов и посадок на авианосец «Лексингтон» на двухмоторном транспортном самолете XJO-3. Он должен был определить на практике, могут ли действовать с авианосца двухмоторные самолеты, имеющие шасси с носовым колесом. Авианосец находился в море у берегов Калифорнии. По словам Кларка, «адмирал Хэлси <тогда командир дивизии авианосцев> прибыл на борт корабля, чтобы проследить за опытами, которые проходили очень удачно. Полеты произвели на него большое впечатле­ние». Кларк совершил на одну посадку меньше, чем плани­ровалось, потому что «все шло просто отлично». Хотя XJO-3 был меньше, чем В-25 (взлетный вес 18600 фунтов и размах крыльев 49,5 футов), стало ясно, что двухмоторный самолет может взлететь с авианосца. Однако капитан 1 ранга Дункан не знал об опытах с XJO-3 до 1966 года, когда он встретился с автором этой книги.

17 января капитаны 1 ранга Лоу и Дункан предложили генералу Арнольду использовать для бомбежки Японии В-25. Арнольд согласился оказывать проекту всяческую поддерж­ку. Именно он назвал подполковника Джеймса Дулитла, опытного летчика-испытателя, в качестве руководителя лет­ной части проекта.

Когда командование ВМФ и ВВС согласовали план бом­бардировки Японии, осталось ответить на один, но самый важный вопрос. А сумеет ли в действительности В-25 взле­теть с авианосца? В-25В имел взлетный вес около 25200 фун­тов, и обычно ему для взлета требовался разбег 1200—1500 футов. Самый тяжелый самолет, базировавшийся на авиа­носцах — торпедоносец TBD «Дивастейтор», — имел взлет­ный вес всего 9860 фунтов. Если на палубу авианосца погру­зить 15 бомбардировщиков В-25, то для разбега первому из них оставалось всего 450 футов. Было решено попытаться произвести взлет в таких условиях. Для опытов был выделен авианосец «Хорнет», готовившийся к переходу с Восточно­го Побережья Соединенных Штатов на Тихий океан.

3 самолета В-25 под командованием лейтенанта ВВС Ар­нольда Э. Фитцджеральда прибыли в Норфолк и провели несколько взлетов с укороченным разбегом с берегового аэродрома. На одном В-25 отказал мотор, и он был снят с испытаний.

31 января «Хорнет» пришел в Норфолк. На следующий день на борт авианосца прибыл капитан 1 ранга Дункан, чтобы обсудить детали эксперимента с командиром корабля капи­таном 1 ранга Марком Э. Митчером. Митчер был одним из самых опытным авиаторов флота. «Хорнетом» он командовал с октября 1941 года, когда авианосец вошел в строй. (В 1929 году командир первого американского авианосца «Лэнгли», покидая корабль, рекомендовал на свое место Митчера. Но хотя Митчер и был старшим помощником, он был слишком молод и имел звание всего лишь капитан-лейтенанта.)

Дункан сразу перешел к сути дела, спросив Митчера, может ли «Хорнет» взять на борт 15 В-25. Митчер быстро прикинул что-то на макете полетной палубы и ответил, что это можно сделать. Он даже не спросил, зачем ему прини­мать на борт армейские бомбардировщики.

На следующее утро, 2 февраля, с помощью крана на па­лубу «Хориста» погрузили два В-25. Один из них откатили на кормовой конец полетной палубы, а второй вперед, туда, где должен был находиться первый из 15 самолетов. В это же утро авианосец в сопровождении 2 эсминцев вышел в море.

Примерно в 13.00 лейтенант Фитцджеральд запустил мо­торы своего самолета. «Хорнет» развернулся против ветра, доведя скорость воздушного потока над полетной палубой до 45 миль/час. В-25, чтобы взлететь, должен был набрать ско­рость около 70 миль/час. Но вот пилот отпустил тормоза, и бомбардировщик на удивление легко взлетел. Когда пригото­вился взлетать второй В-25, наблюдатель сообщил, что по­близости показалась подводная лодка. Произошел небольшой переполох. «Хорнет» открыл огонь из 127-мм орудий, а эс­минцы начали сбрасывать глубинные бомбы. Но тревога ока­залась ложной, и моряки вернулись к своим изумленным го­стям. Лейтенант Джеймс Ф. МакКарти в 15.30 поднял в воздух второй В-25. «Хорнет» вернулся в порт, и Дункан умчался в Вашингтон. 24 бомбардировщика В-25 были поставлены на переоборудование. Требовалось всего 15 машин, но взяли боль­ше, чтобы заменить те, которые будут повреждены во время тренировок и перелета на Западное Побережье. Все В-25 были оснащены фотокамерами, осветительными ракетами, допол­нительными топливными баками и противообледенительным оборудованием. С них сняли башенные установки 12,7-мм пу­леметов. Они использовались крайне редко, а вес нужно было экономить. Была снята часть радиооборудования. Дорогостоя­щий бомбовый прицел Нордена заменили примитивным са­модельным устройством, стоящим 20 центов, которое пре­красно работало при бомбометании с бреющего полета. На хвосте каждого самолета были приварены 2 штанги, которые должны были изображать пулеметы.

В обстановке максимальной секретности армейские лет­чики (по 5 человек на самолет) и обслуживающий персонал тренировались на аэродроме Эльджин-филд во Флориде в условиях строжайшей секретности. Под командованием лей­тенанта ВМФ Генри Л. Миллера армейские пилоты практи­ковались во взлетах с полосы, разбитой на 50-футовые от­резки.

Пока пилоты-добровольцы тренировались, «Хорнет» пе­ресек Карибское море, прошел через Панамский канал и прибыл в Сан-Диего. Там корабль использовался для подго­товки авианосных летчиков, пока на него не прибыл капи­тан 1 ранга Дункан. Он сообщил Митчеру, что «Хорнет» дол­жен доставить 15 бомбардировщиков Джимми Дулитла к бе­регам Японии. Адмирал Хэлси и его начальник штаба выле­тели с Гавайев в Сан-Франциско, чтобы обсудить операцию с Дунканом и Дулитлом. «Хорнет» и его эскорт (Оператив­ная Группа 16.2) должны были встретиться с «Энтерпрайзом» (Оперативная Группа 16.1) к северу от Гавайских ост­ровов. «Энтерпрайз» должен был обеспечивать воздушную разведку и прикрытие соединения.

«Хорнет» вышел из залива Сан-Франциско и 31 марта пришвартовался в Аламеде. Бомбардировщики, перелетев­шие через всю страну, были уже готовы. Кранами 16 В-25 установили на палубу авианосца. Один самолет, пилотируе­мый лейтенантом Миллером, должен был взлететь пример­но в 100 милях от Сан-Франциско, чтобы показать армейским пилотам, как это происходит на авианосце. Собственные самолеты «Хорнета» были убраны вниз, а часть были даже разобрана и укреплена под потолком ангара.

Утром 2 апреля «Хорнет» вышел в море в сопровождении 1 тяжелого и 1 легкого крейсеров, 4 эсминцев и танкера. Уже в море было решено, что самолет лейтенанта Миллера поле­тит в составе ударной группы. Это решение было принято после того, как Миллер убедил Дулитла, что 16 самолетов легко взлетят с авианосца, а на борту корабля уже находят­ся дополнительные армейские летчики.

В море летчикам и морякам были объявлены все детали плана, хотя многие уже догадывались о цели похода. Планом предусматривалось, что бомбардировщики взлетят вечером 18 апреля в 500 милях от берегов Японии. Головной самолет подполковника Дулитла сбросит на Токио зажигательные бомбы, чтобы вызвать пожары. На их пламя через 3 часа сбро­сят бомбы еще 12 самолетов. 3 оставшихся бомбардировщи­ка атакуют Нагою, Кобе и Осаку. После атаки самолеты дол­жны были лететь в Китай и садиться на аэродромы, принад­лежащие войскам Чан Кай-Ши. Позднее бомбардировщики должны были действовать в составе ВВС союзников в Китае.

13 апреля группа «Хориста» встретилась с «Энтерпрайзом», 2 тяжелыми крейсерами, 4 эсминцами и танкером. Встреча произошла на день позже, чем планировалось, так как адмирал Хэлси не сумел сразу вылететь из Сан-Фран­циско после встречи с Дунканом и Дулитлом из-за сильных западных ветров. Добравшись наконец до Пирл-Харбора, Хэлси имел встречу с адмиралом Нимицем, и лишь на сле­дующий день, 8 апреля, «Энтерпрайз» вышел в море. 16 ко­раблей обеих оперативных групп встретились на 38° север­ной широты, на линии перемены дат и взяли курс на Токио. Впереди шли 2 подводные лодки, которые должны были осмотреть японские прибрежные воды и предупредить авиа­носцы в случае какой-либо опасности.

Бурное море и плохая погода задерживали соединение. Временами скорость падала до 16 узлов из-за неуклюжих тан­керов. Когда погода изменилась к лучшему, с «Энтерпрайза» взлетели истребители и начали патрулировать над соедине­нием. 16 апреля бомбардировщики В-25 были подготовлены к взлету. Чтобы обеспечить максимальный разбег, самолеты были сдвинуты к самому краю полетной палубы, их крылья и хвосты торчали над водой. Постоянные испытания и про­верки были необходимы, так как на палубе самолеты под­вергались воздействию соленых брызг и ветра. Во время по­хода летчики изучали свои цели и маршруты полета в Китай после атаки.

17 апреля соединение заправилось с танкеров, и те в со­провождении одного эсминца отделились от главных сил. Через некоторое время позади остались и другие эсминцы, которые не могли в течение долгого времени поддерживать высокую скорость. Авианосцы и крейсера продолжили идти на запад навстречу штормовому ветру со скоростью 20 узлов. В тот же день бомбардировщики были вооружены и заправ­лены, старт должен был состояться вечером 18 апреля.

В предрассветные часы 18 апреля, когда 6 затемненных кораблей рассекали высокую волну, радар «Энтерпрайза» обнаружил в 12 милях от соединения 2 небольших патруль­ных судна. Адмирал Хэлси приказал изменить курс, и все 9000 человек экипажей 6 кораблей заняли свои боевые по­сты. Через полчаса дозор исчез с экранов радиолокаторов, и в 4.11 корабли снова повернули на запад.

В 5.08 с «Энтерпрайза» взлетел воздушный патруль в со­ставе 8 «Уайддкэтов» и 3 «Доунтлессов». Он должен был осмотреть море впереди по курсу соединения на расстоя­ние 200 миль. Еще 3 SBD взлетели, чтобы патрулировать над самим соединением. Через 50 минут один из «Доунт­лессов» заметил японское патрульное судно. Самолет по­спешил к «Энтерпрайзу» и сбросил свое донесение на па­лубу авианосца. Сообщение пилота заканчивалось словами: «...думаю, что замечен противником». Адмирал Хэлси сно­ва изменил курс.

В 7.38 японское патрульное судно было замечено уже с палубы «Хорнета»! Очевидно, что все японские суда, нахо­дящиеся в окружности радиусом 12 миль, могли видеть 2 больших авианосца. Немного позднее радист «Хорнета» пе­рехватил японскую радиограмму, переданную откуда-то по­близости. А через несколько минут еще одно патрульное суд­но было замечено еще ближе к авианосцам.

Оперативное Соединение 16 пересекло линию японских дозоров, состоящую примерно из 50 траулеров, оснащен­ных рациями. Они патрулировали в 700 милях от японских берегов, чтобы предупреждать как раз о подобных рейдах против Японии.

Адмирал Хэлси больше не мог задерживать вылет бом­бардировщиков. Авианосцы находились в 650. милях от Япо­нии и в 250 милях от намеченной точки взлета. В 8.00 он передал на «Хорнет»: «Поднимайте самолеты. Полковнику Дулитлу и его отважным парням: удачи и да хранит вас бог».

На самолеты были погружены еще несколько 5-галлонных канистр с бензином, и в 8.20 подполковник Дулитл поднял в воздух головной бомбардировщик. В этот момент «Хорнет» находился в 623 милях от Японии и в 668 милях от центра Токио. Один за другим 15 В-25 взмыли в небо с палу­бы авианосца. Последний стартовал через час после первого и на 25 миль ближе к Японии. Единственной жертвой стал матрос, которого задело пропеллером последнего бомбар­дировщика.

Пока взлетали В-25, было замечено очередное японское патрульное судно. Пикирующий бомбардировщик «Доунтлесс», взлетевший с «Энтерпрайза», атаковал его, но про­махнулся. Тогда легкий крейсер «Нэшвилл» обстрелял и по­топил японца. Крейсер подобрал 5 человек команды этого 70-тонного суденышка. Всего в зоне старта предположитель­но находились 19 японских судов и 1 подводная лодка.

Один из пленных рассказал, что сообщил капитану сво­его судна (унтер-офицеру): «Вон впереди два наших пре­красных авианосца». Поднявшись на палубу, капитан по­смотрел на авианосцы и ответил: «Конечно, они прекрас­ны, только они не наши». После этого он спустился вниз и застрелился.

Как только В-25 оказались в воздухе, все 6 американских кораблей немедленно развернулись и пошли прочь от бере­гов Японии. На «Хорнете» привели в готовность свои соб­ственные самолеты, и они патрулировали в воздухе на об­ратном пути. У одного из пикировщиков «Хорнета» кончи­лось топливо, и он зарылся в воду рядом с авианосцем. Оба члена экипажа погибли. Вскоре к авианосцам присоединились эсминцы и танкеры, и 25 апреля все корабли вернулись в Пирл-Харбор.

Первые бомбы с низколетящих В-25 посыпались на То­кио 19 апреля в 0.15. Налет стал полной неожиданностью для японцев. Патрульные суда сообщили о приближении 3 авианосцев (!), однако японские штабисты полагали, что будут использованы обычные авианосные самолеты, и со­единение подойдет гораздо ближе к Японии. Вдобавок, ког­да появились В-25, в Токио только что дали отбой учебной воздушной тревоги, и кое-кто решил, что прилетевшие бом­бардировщики участвовали в учениях. В-25 отбомбились по намеченным целям, встретив лишь слабый зенитный огонь. Один бомбардировщик даже добился прямого попадания в легкий авианосец «Рюхо», достраивающийся на верфи в Йокосуке.

Ни один из В-25 не был сбит над Японией. 15 самолетов достигли берегов Китая. Они оказались над материком в темноте во время сильного шторма. У всех бомбардировщи­ков кончилось топливо, и все они разбились при посадке. Из 75 человек экипажей этих самолетов 5 человек погибли, а 10 были захвачены в плен японцами. Пленных японцы судили военно-полевым судом и троих расстреляли. Один летчик умер в тюрьме. Шестеро были освобождены после окончания войны. Один самолет сел в Приморье на терри­тории Советского Союза. Советы интернировали и само­лет, и 5 человек его экипажа. С летчиками обращались хорошо, но освободить отказывались. Вероятно, Советы опа­сались, что японцы истолкуют посадку В-25 на их террито­рии как враждебный акт. В конце концов, эти 5 человек весной 1943 года отбыли в Иран, а оттуда вернулись в Со­единенные Штаты. В результате 65 человек из 80, в том чис­ле и подполковник Дулитл, вернулись на службу в ВВС Соединенных Штатов еще до конца войны. В ходе этой от­чаянной операции погибли 9 человек.

Ущерб, причиненный бомбардировкой, был очень мал. Однако налет поднял дух союзников и заставил японцев вернуть столь нужные повсюду истребители в метрополию. Этот налет был учтен японскими штабистами, когда они планировали операцию у атолла Мидуэй.

Откуда прилетели бомбардировщики? На этот вопрос президент Рузвельт ответил прямо: «Из Шангри-Ла» — ска­зочного города из романа Джеймса Хилтона «Утерянный горизонт».