Гибель «Лексингтона»

 

Радар «Лексингтона» обнаружил японские самолеты в 10.55, когда они находились в 70 милях от авианосца. Его собственные самолеты и самолеты «Йорктауна» улетели, чтобы атаковать японские авианосцы, еще раньше, до того как были замечены вражеские самолеты.

Воздушный патруль из 8 «Уайлдкэтов» собирался садить­ся на авианосцы, так как у нею кончалось топливо. Ему на смену излетели еще 9 «Уайлдкэтов». Находившимся в возду­хе 8 истребителям было приказано держаться как можно ближе к авианосцам из-за нехватки топлива. Оставшиеся 9 истребителей не смогли удержать атакующих. В воздухе также находились 23 «Доунтлесса». Они попытались остановить от­носительно тихоходные японские торпедоносцы. Однако сами SBD были слишком тихоходны и слабо вооружены, чтобы играть роль перехватчиков. 4 американских пикирующих бом­бардировщика были сбиты, хотя они сумели уничтожить та­кое же число «Кейтов».

69 японских самолетов атаковали оба авианосца в усло­виях отличной видимости. Маневрируя на большой скорос­ти, авианосцы разделились. На 2 отдельные группы раздели­лись и корабли сопровождения. Это не было предусмотрено никаким планом и привело к роковым последствиям.

Торпедоносцы атаковали огромный «Лексингтон» с обо­их бортов. Один самолет разлетелся на куски, получив прямое попадание зенитного снаряда, но остальные сбросили торпеды. Практически одновременно на корабль устремились 11 торпед. Несмотря на искусный маневр уклонения, пред­принятый капитаном 1 ранга Фредериком Шерманом, авиа­носец (длина 888 футов) был слишком велик, чтобы увернуться от всех торпед. В 11.20 первая торпеда попала в носо­вую часть левого борта, а через минуту еще одна торпеда попала в этот же борт напротив мостика. В корабль также попали 5 бомб, однако они нанесли относительно неболь­шие повреждения. Одна мелкая бомба взорвалась в неболь­шом складе боеприпасов на главной палубе, другая попала в огромную трубу авианосца. Близкими разрывами была по­вреждена подводная часть корпуса. В самый разгар боя нео­жиданно взревела корабельная сирена, поврежденная оскол­ком, но вскоре кто-то перекрыл ей пар. Через 9 минут атака на «Лексингтон» закончилась.

Японские самолеты уделили некоторое внимание и «Йорктауну». В 11.38 в этот авианосец были сброшены 8 торпед, однако «Йорктаун» был меньше «Лексингтона» и гораздо маневреннее. Маневрируя на скорости 30 узлов, он укло­нился от всех торпед. В 11.27 «Йорктаун» получил первое и единственное попадание. 800-фн бомба попала в полетную палубу в 15 футах от острова, пробила 4 палубы и взорвалась. Взрывом были убиты 37 человек, многие моряки получили ранения, в основном ожоги. Возникшие пожары были быст­ро взяты под контроль. Еще 2 бомбы взорвались рядом с авианосцем, причинив небольшие повреждения.

Когда японские самолеты улетели на свои авианосцы, «Лексингтон» имел крен 7°. 3 из 16 котельных отделения были затоплены, на палубах бушевали пожары, а 2 элеватора были заклинены, к счастью в верхнем положении. В течение часа пожары были потушены, крен выровнен, и полеты возоб­новились, когда корабль сумел дать 25 узлов. Механики со­общили Шерману, что если понадобится полный ход, они его дадут.

Внезапно в 12.47 страшный внутренний взрыв потряс «Лексингтон». Во время атаки были повреждены цистерны с авиабензином. Бензин начал испаряться, и теперь его пары воспламенились. Взрыв следовал за взрывом, и каждый следующий казался сильнее предыдущего. Электропроводки и телефонные провода были разорваны в клочья, пламя вжи­лось над кораблем. Водяные магистрали в районе пожара были разрушены, и пожарные команды оказались бессильны что-либо сделать. Температура в носовом машинном отделении быстро росла и наконец достигла 160° F. Несмотря на все это, «Лексингтон» продолжал принимать самолеты до 14.14. В 14.25 очередной сильнейший взрыв повредил систему вен­тиляции машинных отделений. К борту авианосца подошел эсминец, чтобы помочь в борьбе с пожарами, но все его усилия тоже были бесполезны. В 16.30 пришлось эвакуиро­вать людей из машинных отделений, и «Лексингтон» оста­новился. В 17.07 был отдан приказ покинуть корабль. Эвакуа­ция 2735 офицеров и матросов прошла организованно. Не­которые матросы выстроились шеренгой на полетной палу­бе, перед тем как покинуть авианосец. Другие просто сидели на палубе и ели мороженое. Подошли 3 эсминца, чтобы по­добрать экипаж «Лексингтона». При эвакуации не погиб ни один человек, была спасена даже любимая собака Шермана. Около 18.00, после тщательного осмотра корабля, чтобы удостовериться, что не забыт ни один раненый, капитан 1 ранга Шерман последним покинул авианосец. Адмирал Фитч, который держал флаг на «Лексингтоне», перешел на крей­сер. После этого в 18.53 адмирал Флетчер приказал эсмин­цам добить пылающего гиганта. В «Лексингтон» были выпу­щены 5 торпед, 4 из них взорвались, и через час объятый пламенем авианосец ушел на дно, унося с собой тела 216 членов экипажа.

Пока самолеты «Сёкаку» и «Дзуйкаку» сражались с аме­риканскими авианосцами, сами японские авианосцы отра­жали удар американских самолетов.

Утром 8 мая адмирал Флетчер, как и его противник, ад­мирал Такаги, приказал разыскать вражеские авианосцы. В 6.25 «Лексингтон» поднял в воздух 18 разведывательных са­молетов. Через 2 часа оба японских авианосца были обнару­жены в 175 милях на северо-запад от американского соеди­нения. В 9.30 капитан-лейтенант Диксон, командир одной из эскадрилий пикировщиков «Лексингтона», подтвердил со­общение разведчика. Теперь японские авианосцы находились в 25 милях от точки первого контакта. Диксон обнаружил, что японцы пытаются укрыться в дождевых шквалах. Адми­рал Флетчер уже после первого сообщения приказал атако­вать противника всеми самолетами, которые только могли подняться в воздух. Летчикам ВВС тоже было приказано при­нять участие в атаке. Однако они провели только одну атаку уже отходящей Группы вторжения, не причинив японцам никакого вреда.

В 9.15 «Йорктаун» поднял в воздух ударную группу из 6 «Уайлдкэтов», 24 «Доунтлессов» и 9 «Дивастейторов». Через 10 минут «Лексингтон» поднял 9 «Уайлдкэтов», 22 «Доунтлесса» и 12 «Дивастейторов». Всего Флетчер отправил в ата­ку 82 самолета против 69 японских.

Через 1 час 15 минут самолеты «Йорктауна» увидели оба японских авианосца в 8 или 10 милях один от другого, при­чем увидели совершенно случайно, через просвет в тучах. «Дзуйкаку» тут же скрылся в дождевом шквале, а «Сёкаку» развернулся против ветра, поднимая самолеты. В 10.57 аме­риканцы начали атаку «Сёкаку». «Уайлдкэты» «Йорктауна» прикрыли свои пикировщики и торпедоносцы от японских истребителей, и они сумели выполнить хрестоматийную скоординированную атаку. Однако ее результаты оказались полным разочарованием. Торпеды либо прошли мимо, либо, даже попав в цель, не взрывались. В авианосец попали 2 бом­бы: одна в носовую часть полетной палубы, другая в кормо­вую. Первая сделала невозможным взлет самолетов и вызва­ла пожар, а вторая разрушила мастерскую для ремонта авиа­моторов. Маневренность авианосца не пострадала.

Самолеты «Лексингтона» попали в беду раньше, чем уви­дели вражеские авианосцы. 3 «Уайлдкэта» оторвались от груп­пы и вернулись на свой авианосец. Большая часть пикиров­щиков не нашла японские корабли и тоже вернулась на «Лек­сингтон». Остатки авиагруппы — 6 истребителей, 4 пикиру­ющих бомбардировщика и 12 торпедоносцев — заметили японские корабли в 11.40. Истребители «Зеро» схватились с «Уайлдкэтами», и 3 F4F были сбиты. Снова «Сёкаку» ушел от всех торпед, а пикировщики добились только 1 попада­ния. Хотя пилоты и сообщили, что «Сёкаку» «быстро оседа­ет», на самом деле авианосец мог маневрировать, испытывая небольшие сложности. Однако теперь он не мог ни под­нимать, ни принимать самолеты. Потери его экипажа соста­вили 108 убитых и 40 раненых. Так как «Сёкаку» вышел из строя, то «Дзуйкаку» принял на борт все самолеты, вернув­шиеся после атаки американских авианосцев.

Этот день обошелся японцам в 30 самолетов, погибших в бою, в основном сбитых при атаке «Лексингтона» и «Йорктауна», 13 машин были потеряны по другим причинам. Не­сколько тяжело поврежденных самолетов, севших на «Дзуй­каку», были сброшены за борт, чтобы освободить место са­молетам «Сёкаку». В этот день японский флот потерял боль­шое число опытных пилотов.