Это был ад!

 

Ни один из 15 «Дивастейторов» не сумел уйти от адского огня японцев. Из всего личного состава 8-й эскадрильи уце­лел только один человек — мичман Джон Г. Гэй. Мичман Гэй, прежде чем сбросить торпеду, приблизился на расстояние 800 ярдов к маневрирующему авианосцу «Kara». Вражеским ог­нем торпедоносец был поврежден, сам Гэй был ранен в руку, а его стрелок-радист был убит. После сброса торпеды «Дивастейтор» был обстрелян несколькими «Зеро». Он потерял уп­равление, упад в воду и затонул. Оглушенный и раненный Гэй каким-то чудом сумел выбраться из тонущего самолета. Плавая посреди японского соединения, Гэй прятался под сиденьем своего кресла. Чтобы не привлекать внимания япон­цев, он не рискнул надувать спасательный плот. Поэтому Гэй видел бой авианосцев 4 июня глазами рыбы. Только ночью, замерзший, истекающий кровью, голодный, он надул свою маленькую резиновую лодку. На следующий день его заметила и подобрала «Каталина» с Мидуэя.

Во время атаки 8-й эскадрильи истребители «Энтерпрайза» бесцельно кружили высоко в облаках. Они думали, что атакуют торпедоносцы «Энтерпрайза», и ждали условного сигнала, чтобы спуститься вниз и прикрыть их. Но сигнала, разумеется, не последовало.

Когда разошелся дым вокруг раскаленных стволов японс­ких зениток, показалась еще одна беззащитная эскадрилья тор­педоносцев. Это была 6-я эскадрилья «Энтерпрайза» под ко­мандованием капитан-лейтенанта Юджина Э. Линдсея. 14 «Ди­вастейторов» рванулись вперед, сквозь шквал огня с истреби­телей и кораблей. 10 самолетов, в том числе и самолет Линд­сея, были сбиты. Снова ни одна торпеда не попала в цель.

Японские артиллеристы смотрели вверх и не верили соб­ственным глазам. В атаку выходила еще одна эскадрилья торпедоносцев! Это была 3-я эскадрилья «Йорктауна» под ко­мандованием капитан-лейтенанта Ланса Э. Масси. 6 сопровождающих Масси торпедоносцев были сразу перехвачены сворой «Зеро». Капитан-лейтенант Масси повел свои 12 «Дивастейторов» в атаку на «Сорю». Все 12 торпедоносцев и 1 «Уайлдкэт» были сбиты. Капитан-лейтенант Джон С. Тэч при­вел уцелевшие 5 истребителей на «Йорктаун», однако все они получили такие тяжелые повреждения, что дальше уча­ствовать в бою не могли. Это была единственная истреби­тельная эскадрилья с американских авианосцев, которая вступила в бой 4 июня.

Из 41 авианосного торпедоносца уцелели всего 4. Ни одна торпеда в цель не попала. 5 из 9 бомбардировочных эскадри­лий американских авианосцев были уничтожены.

Но самоубийственная атака 3 эскадрилий торпедоносцев привела к такому стечению обстоятельств, которое позво­лило американцам уничтожить авианосцы Нагумо. Прежде чем сбросить торпеду, «Дивастейторы» должны были проде­лать долгий путь над самыми волнами, что делало их легкой добычей истребителей и зенитных орудий. Но торпедоносцы заставили японские истребители спуститься вниз, поэтому, когда через несколько минут над японскими авианосцами появились американские пикирующие бомбардировщики, они не встретили противодействия истребителей.

Во время атаки торпедоносцев моряки на японских авиа­носцах лихорадочно работали, чтобы подготовить самолеты к контратаке. На «Акаги» и «Kara» дли снимали с «Кейтов» бомбы и заменяли их торпедами. Снятые бомбы складыва­лись прямо на ангарной палубе. В 10.20 адмирал Нагумо при­казал поднимать самолеты ударной группы. Через 4 минуты первый «Зеро» начал разбег по палубе «Акаги», но прежде, чем он поднялся в воздух, бомбы обрушились на флагманс­кий корабль адмирала Нагумо.

33 пикирующих бомбардировщика «Энтерпрайза» под командованием капитан-лейтенанта Кларенса МакКласки примерно в 9.30 прибыли в предполагаемый район нахожде­ния японских авианосцев, но ничего не нашли. Самолеты «Энтерпрайза» повернули на север, пытаясь разыскать япон­ские авианосцы, пока позволяли запасы топлива. Адмирал Спрюэнс так сказал об этом решении: «МакКласки — выдающийся герой битвы у Мидуэя. Его решение разыскивать японцев решило судьбу нашего авианосного соединения, Мидуэя, а возможно, и Пирл-Харбора».

В 9.55 МакКласки увидел японский корабль, спешащий на север. Это был эсминец «Араси», который отделился от авианосцев, чтобы атаковать американскую подводную лод­ку. МакКласки последовал за ним, и через несколько минут летчики «Энтерпрайза» увидели вражеские авианосцы. «Акаги», «Kara» и «Сорю» шли вместе, а «Хирю» находился в нескольких милях севернее. Именно в тот момент, когда были замечены японские авианосцы, у одного «Доунтлесса» кон­чился бензин, и он рухнул в море. Пилот и бортстрелок про­вели 6 дней на плоту, прежде чем были спасены.

Остальные «Доунтлессы» ринулись в пике. Их встретил лишь слабый зенитный огонь, истребителей не было вооб­ще. Эскадрилья МакКласки атаковала «Акаги» и «Кага». В 10.26 первая бомба попала в полетную палубу «Акаги». После 6 месяцев войны миф о неуязвимости авианосцев Нагумо раз­летелся вдребезги.

Одна бомба попала и задний срез центрального элеватора «Акаги», пробила палубу и изорвалась внутри корабля, выз­вав пожары. Платформа элеватора рухнула вниз в ангар. Более 60 самолетов, стоявших на полетной и ангарной палубах, были охвачены пламенем. А ведь большинство из них были заправ­лены и вооружены. Поэтому в считанные секунды ангар пре­вратился в огненный аду и средства внутрикорабельной связи вышли из строя. Еще одна бомба попала в кормовую часть полетной палубы, а одна разорвалась вблизи авианосца, крепко встряхнув его. В 10.46 адмирал Нагумо и его штаб были вы­нуждены по тросу спускаться из окна мостика в катер, сто­ящий у борта поврежденного авианосца.

Шедший рядом «Kara» был поражен 4 бомбами, а 5 бомб взорвались рядом с авианосцем. Одна из бомб попала в сто­ящую прямо перед мостиком небольшую цистерну с бензи­ном и взорвала ее. Взметнувшееся пламя охватило мостик. Все находящиеся там, в том числе и капитан корабля, погибли. 3 остальные бомбы упали среди стоящих на палубе самолетов, и вскоре весь авианосец тоже был охвачен огнем.

Когда самолеты МакКласки начали пикировать на «Акаги» и «Kara», на сцене появились 17 пикирующих бомбарди­ровщиков «Йорктауна». Хотя они взлетели на полтора часа позднее, капитан-лейтенант Маквелл Ф. Лесли выбрал более удачный курс, который привел его прямо на встречу с вра­гом. Эти самолеты выбрали своей целью «Сорю», и первая бомба попала в авианосец в 10.25. Через минуту в «Сорю» попали еще 2 бомбы. Первая взорвалась впереди элеватора № 1, а следующие две — прямо на элеваторе № 2. Снова раз­рывы бомб вызвали страшные пожары среди заправленных и вооруженных самолетов, стоящих на полетной и ангарной палубах. Авианосец был быстро охвачен пламенем, и уже че­рез 20 минут команде было приказано покинуть корабль.

Американские пикирующие бомбардировщики поверну­ли на восток к своим авианосцам, оставив позади себя 3 высоких столба дыма, поднимающиеся над горящими япон­скими авианосцами. Во время атаки были сбиты лишь не­сколько американских самолетов, но когда МакКласки вы­ходил из пике, 2 «Зеро» увязались за ним. Он бросил свой «Доунтлесс» к самой воде, и стрелок-радист открыл огонь из спаренного 7,62-мм пулемета. Один «Зеро» был сбит, вто­рому пришлось отвернуть. Однако во время этой стычки япон­ские пули изрешетили SBD, который все-таки сумел дотя­нуть до своего авианосца. Сам МакКласки получил 5 пуль в левую руку и плечо. У другого SBD во время пикирования спаренный пулемет сорвался со шкворня. Обычно требова­лись 2 человека, чтобы поставить его на место. Но стрелок сумел удержать пулемет и даже сбил один «Зеро».

Возвращение стало более серьезной проблемой, чем япон­ские истребители. На авианосцах подсчитали, что нужно идти на запад со скоростью 24 узла, чтобы принять самолеты. Од­нако кораблям приходилось несколько раз разворачиваться против легкого восточного ветра и развивать 27 узлов, чтобы поднять или посадить самолеты воздушного патруля. Поэто­му соединение двигалось на запад со средней скоростью не более 12 узлов. Авианосцы сохраняли радиомолчание, по­этому, когда самолеты «Энтерпрайза» и «Хорнета» прибыли в указанную для посадки точку, они не обнаружили там своих авианосцев, которые находились в 60 милях от этого места.

Самолеты начали ходить кругами в поисках своих плакучих баз и заметили их, когда горючее уже было на исходе. 17 пикировщиков «Йорктауна» сразу нашли свой авианосец, благодаря проницательности командира эскадрильи. Снача­ла они держались в воздухе, чтобы дать сесть истребителям, а потом японские самолеты атаковали «Йорктаун», и «Доунтлессам» пришлось улететь прочь. 15 самолетов сели на «Йорктаун», а у 2 кончился бензин, и они упали в море. «Энтерпрайз» также принял на борт несколько истребите­лей «Йорктауна». Один раненный пилот, садившийся на «Хорнет», не поставил гашетки пулеметов на предохраните­ли, и когда «Уайлдкэт» коснулся полетной палубы, пулеме­ты начали стрелять, убив 5 человек и ранив еще 20.

Всего во время атаки от действий противника и в резуль­тате вынужденных посадок на воду «Энтерпрайз» потерял 1 F4F, 14 SBD, 10 TBD. «Хорнет» потерял 12 F4F и 15 TBD. Потери «Йорктауна» составили 1 F4F, 2 SBD, 12 TBD. Но японцы дорого заплатили за эти 67 самолетов.

Когда адмирал Нагумо покинул горящий «Акаги», командование ударным соединением временно перешло к ко­мандиру сил прикрытия, а командование воздушными опе­рациями взял па себя контр-адмирал Ямагути на оставшем­ся целым «Хирю».