«Хирю» наносит ответный удар

 

Адмирал Ямагути немедленно приказал атаковать амери­канские авианосцы. С «Хирю» взлетели 8 истребителей и 18 пикирующих бомбардировщиков под командой лейтенанта Митио Кобаяси. Они встретили несколько американских са­молетов, которые привели японцев прямо к «Йорктауну». 2 «Зеро» по пути оторвались от группы, чтобы атаковать аме­риканские самолеты. Остальные самолеты «Хирю» были встре­чены воздушным патрулем, когда приблизились к «Йоркта­уну». К авианосцу прорвались лишь 8 «Вэлов». 2 были сбиты зенитным огнем, а 6 уцелевших сбросили бомбы на «Йорк­таун», который маневрировал на скорости 30,5 узлов. Еще один «Вэл» был сбит прямо над авианосцем, но его бомба взорвалась на полетной палубе, вызвав пожар. Другая бом­ба, взорвавшись в корабельной трубе, вызвала большой пожар, разворотила дымоходы, разбила 2 котла и погасила топки почти во всех остальных 7 котлах. Третья бомба проби­ла 4 палубы и взорвалась в районе погребов боеприпасов и топливных цистерн, вызвав еще более сильный пожар.

Погреба «Йорктауна» были спешно затоплены, и аварий­но-спасательная партия бросилась в бой. В 12.20, через 20 минут после первого попадания, авианосец из-за потери пара в котлах остановился. Пожары вывели из строя корабельный радар и большую часть радиоаппаратуры, вынудив адмирала Флетчера в 13.15 перенести флаг на крейсер. Адмирал Спрюэнс, находившийся на «Энтерпрайзе», принял на себя ру­ководство действиями авианосцев.

Во время этой атаки были сбиты 3 японских истребителя и 13 пикирующих бомбардировщиков. Уцелевшие пилоты сообщили адмиралу Ямагути, что американский авианосец окутался дымом и потерял ход. После этого Ямагути встре­тился с пилотом разведывательного самолета «Джуди», взле­тевшего с «Сорю» и теперь севшего на «Хирю». Пилот объяс­нил, что у него сломалось радио, и он поспешил назад лич­но сообщить, что соединение противника состоит из 3 авиа­носцев, а не одного, как сообщил самолет «Тонэ». Адмирал Ямагути быстро организовал новую атаку. К взлету были подготовлены 6 истребителей и 10 торпедоносцев (2 истре­бителя были с «Kara» и 1 истребитель с «Акаги»). Командо­вать ударной группой должен был лейтенант Ёити Томонага, руководивший утренним налетом на Мидуэй. На его соб­ственном самолете был поврежден топливный бак, и было ясно, что назад на авианосец Томонага не вернется. Самоле­ты начали взлетать с «Хирю» в 12.45.

Тем временем аварийная партия «Йорктауна» предпри­нимала сверхчеловеческие усилия, чтобы дать авианосцу ход. В 13.40 были исправлены 4 котла, и раненный авианосец уже мог развить 20 узлов. Он уже возобновил полеты, когда радар одного из крейсеров засек японские самолеты в 40 милях от соединения. «Йорктаун», оторвавшийся от осталь­ных американских кораблей немедленно поднял в воздух 8 «Уайлдкэтов» вдобавок к патрулирующей над ним четверке. 12 «Уайлдкэтов» атаковали противника, но не сумели остановить жаждущих мести японских пилотов. В 14.42 «Йорктаун» получил 2 попадания торпедами в левый борт. Взрывы разрушили топливные цистерны, заклинили руль и вызвали крен 17°, который через 20 минут увеличился до 26°.

Капитан 1 ранга Букмастер, опасаясь, что авианосец может перевернуться, в 15.00 приказал уцелевшим 2270 мо­рякам покинуть корабль. 4 эсминца подошли, чтобы снять команду, остальные корабли сопровождения продолжали наблюдение за воздухом.

Ирония судьбы заключается в том, что, когда «Йорктаун» был атакован, его собственные самолеты помогали распра­виться с противником, нанесшим роковой удар. Около 11.00, после атаки «Акаги», «Kara» и «Сорю» адмирал Флетчер при­казал выслать 10 «Доунтлессов» с «Йорктауна» на поиски японского авианосца (ведь разведка сообщала, что их будет 4 или 5). Один из этих разведчиков сообщил, что видит непов­режденный «Хирю» под прикрытием 3 линкоров, 3 крейсеров и 4 эсминцев примерно в 110 милях от «Йорктауна». Сообще­ние немедленно передали адмиралу Спрюэнсу, и тот в 15.30 отправил с «Энтерпрайза» ударную группу в составе 14 «Доунтлессов» «Энтерпрайза» и 10 «Доунтлессов» «Йорктауна». Пикирующими бомбардировщиками командовал лейтенант Уилмер Э. Галлахер, командир разведывательной эскадрильи «Энтерпрайза». Пикировщики полетели одни, так как все уце­левшие истребители были оставлены на авианосце, чтобы защищать его от возможных воздушных атак. (4 июня только истребители «Йорктауна» участвовали в боях. Один из них был сбит во время атаки японских авианосцев, а 4 — при патру­лировании над собственным авианосцем.) Лейтенант Галлахер заметил «Хирю» в 17.00.

У адмирала Ямагути остались только 6 истребителей, 5 пикирующих бомбардировщиков и 4 торпедоносца, которые опытные механики сумели подготовить к новому вылету. Ямагути решил произвести в сумерках третью атаку и гото­вил к вылету разведывательный самолет, когда были заме­чены самолеты «Энтерпрайза». Несмотря на отчаянные ма­невры, в «Хирю» попали 4 бомбы и 4 взорвались рядом с кораблем. Одна бомба разнесла носовой элеватор напротив мостика, другие вызвали неконтролируемые пожары. Ценой 2 SBD, сбитых во время атаки, и еще одного, упавшего в море от нехватки топлива, последний японский эскадрен­ный авианосец, участвовавший в бою у Мидуэя, был тяже­ло поврежден.

К этой последней атаке японских авианосцев присоеди­нились несколько «Летающих Крепостей», но их вклад огра­ничился пулеметным обстрелом горящего «Хирю». Это и ста­ло единственным реальным вкладом 21 бомбардировщика ВВС в победу. Последнюю атаку в этот день произвели 16 «Доунтлессов» «Хорнета». Они нашли объятый пламенем «Хирю» и атаковали корабли сопровождения, но безуспешно. 6 SBD и 5 SB2U морской пехоты тоже вылетели с Мидуэя, чтобы ата­ковать горящий авианосец, однако не нашли противника.