Пять авианосцев потоплены

 

Первый авианосец Нагумо ушел под воду 4 июня в 19.20. Им стал «Сорю», который унес с собой тела 718 офицеров и матросов.

Потом наступила очередь «Kara». Пожары, начавшиеся утром после атаки американских пикирующих бомбардиров­щиков, охватили весь авианосец, и в 16.40 старший помощ­ник приказал команде оставить корабль. Однако через 2 часа пламя немного стихло, и аварийная партия вернулась на авианосец, чтобы попытаться спасти его. Но все усилия были напрасны, и люди снова покинули корабль. В 19.25, после двух сильных взрывов не то бомб, не то бензина «Kara», разломился и затонул вместе с телами 800 человек команды.

Горящие «Акаги» и «Хирю» продержались на плаву до утра 5 июня. Когда на палубе «Акаги» горели и взрывались само­леты, его машины оставались невредимы. Пожары на ангар­ной палубе и повреждения корабельных средств связи отре­зали машинные отделения от мостика, и никто внизу не получил приказа покинуть пост. Пожары вышли из-под кон­троля, и в 18.00 капитан приказал оставить корабль. После того, как эсминцы сняли уцелевших моряков, капитан 1 ранга Тадзиро Аоки радировал адмиралу Нагумо, прося разрешения затопить авианосец. Сообщение было получено адмира­лом Ямамото, который немедленно приказал отложить за­топление. Получив такой приказ, Аоки один вернулся на авиа­носец и привязал себя к якорю. Наконец 5 июня в 3.50 адми­рал Ямамото дал разрешение затопить «Акаги». Штурман авианосца вернулся на корабль и убедил Аоки покинуть его. 4 японских эсминца выпустили торпеды в поврежденный «Акаги» и через 7 минут, в 4.55, он пошел на дно. Когда волны сомкнулись над полетной палубой авианосца, внутри него произошел сильный взрыв, потрясший эсминцы. На «Акаги» погиб 221 человек.

«Хирю», последний авианосец соединения Нагумо, по­врежденный накануне, тоже вот-вот должен был пойти на дно. После атаки пикирующих бомбардировщиков «Энтерпрайза» машины «Хирю» отказали, и в 21.33 авианосец оста­новился. Его крен увеличился до 15°, и 5 июня в 2.30 уцелев­шим морякам было приказано покинуть корабль. Однако ад­мирал Ямагути и командир корабля капитан 1 ранга Томео Кику остались на борту гибнущего авианосца. Штаб пытался убедить Ямагути покинуть «Хирю», но адмирал, которого все называли преемником Ямамото, отказался. Перед тем как команда покинули корабль, адмирал обратился к ней с небольшой речью. Он заявил: «Как командир дивизии авиа­носцев я целиком и полностью отвечаю за гибель «Сорю» и «Хирю». Я решил оставаться на борту до конца. Но я прика­зываю всем вам покинуть корабль и продолжать вашу вер­ную службу его величеству императору».

Командир дивизиона эсминцев, прикрывавшего авиано­сец, поднялся на борт гибнущего корабля, чтобы убедить двух офицеров покинуть «Хирю». Однако он вернулся на свой флаг­манский эсминец один. В 5.05 он приказал двум эсминцам потопить «Хирю» торпедами. Приказ был выполнен. Раздались несколько взрывов, корабль вздрогнул от удара, но пока не тонул. Наконец в 8.20 «Хирю» ушел под воду, унося с собой 416 человек, двое из которых были привязаны на мостике.

Приказ оставить «Хирю» не дошел до машинного отделе­ния. В течение ночи температура там значительно повысилась, так как на палубе наверху бушевал пожар, но с мостика не поступало никаких приказов. Время от времени механики лили воду на потолок, чтобы снизить температуру. Когда люди в машинных отделениях № 1 и № 4 начали терять сознание, уцелевшие собрались в отделении № 2. Никто ничего не знал о судьбе механиков отделения № 3. Рано утром 5 июня 67 человек сумели пробиться на полетную палубу авианосца. Так как «Хирю» начал тонуть, 39 человек нагрузили водой и пи­вом спасательный вельбот и спустили его на воду. Вместо па­руса они подняли одеяло и отправились в плавание, надеясь добраться до Уэйка или Маршалловых островов.

Их одиссея закончилась через 2 недели. 4 человека умер­ли, прежде чем вельбот был замечен американской базой гидросамолетов «Баллард». Один из японцев скончался на борту «Балларда», но 4 офицера и 30 матросов машинной команды «Хирю» были спасены.

Пятый авианосец был потоплен уже после боя. Получив приказ капитана 1 ранга Букмастера, экипаж покинул «Йорктаун», однако авианосец не только не перевернулся, а по­чти выровнялся без помощи людей. После эвакуации ко­манды крейсера и эсминцы бросили авианосец и пошли на восток, подальше от японцев. В 18.00 адмирал Флетчер от­правил один эсминец, чтобы тот держался рядом с «Йорктауном» и потопил авианосец, если его попытаются захва­тить японцы. Утром 5 июня командир эсминца радировал в Пирл-Харбор, что, по его мнению, корабль еще можно спасти. Потом наблюдатели эсминца заметили пули, вспе­нивающие воду между двумя кораблями, а затем и челове­ка, машущего им с палубы авианосца. Оказалось, что на «Йорктауне» остались двое раненых, брошенных умирать в лазарете. Один — который скончался вскоре после спасе­ния — сумел выползти наверх и открыл огонь из пулемета, чтобы привлечь к себе внимание. Адмирал Нимиц, внима­тельно следивший за ходом боя, приказал еще одному эс­минцу, буксиру и тральщику идти на помощь авианосцу. Если бы имелся большой буксир или крейсер, который смог бы буксировать «Йорктаун», тот несомненно был бы спа­сен. Однако 5 июня прибыл только маленький тральщик «Вирео». В 14.26 с него на авианосец завели буксирный трос, но тральщик смог лишь развернуть авианосец против встреч­ного восточного ветра. 2 эсминца, прибывшие чуть позднее, высадили на авианосец аварийную партию, которая рас­клепала якорные цепи, чтобы облегчить корабль. Тем вре­менем, в 150 милях от собственного корабля капитан 1 ранга Букмастер сформировал на борту эсминца «Хамманн» спа­сательную партию из 29 офицеров и 141 матроса. «Хамманн» и еще 2 эсминца помчались навстречу еле ползущему «Йорктауну». 6 июня в 14.00 они нашли авианосец. Вскоре при­был еще один эсминец, и теперь «Йорктаун» прикрывали в общей сложности 6 эсминцев.

Капитан 1 ранга Букмастер и его люди, вернувшиеся на корабль, потушили единственный еще горящий пожар и начали контрзатопление, чтобы выровнять крен. Они сбра­сывали в воду самолеты и оборудование, чтобы облегчить корабль. «Хамманн» стоял у борта «Йорктауна», обеспечи­вая подачу электроэнергии, а остальные эсминцы кружили вокруг авианосца, прикрывая его от атак подводных лодок. Казалось, «Йорктаун» все-таки будет спасен.

Помешали этому адмирал Ямамото и вице-адмирал Нагумо. Покинув горящий «Акаги», Нагумо перенес флаг на легкий крейсер. Вечером 5 июня он приказал гидросамолету крейсера произвести разведку в западном секторе. Самолет сообщил, что «Йорктаун» брошен командой и дрейфует. Получив это донесение, адмирал Ямамото направил под­водную лодку 1-168 добить авианосец. 1-168 была одной из подводных лодок дозора, развернутого слишком поздно, что­бы принять участие в бою. Лодка успешно проникла внутрь завесы эсминцев вокруг «Йорктауна», приблизилась к нему на расстояние 600 ярдов и описала круг вокруг авианосца. 6 июня в 13.30 подводная лодка выпустила 4 торпеды. Одна про­шла мимо. Две проскочили под килем «Хамманна» и попали в авианосец, четвертая попала в эсминец. Взрывом торпеды «Хамманн» переломило пополам, и через 4 минуты он зато­нул. Из 241 человека экипажа погиб 81, а еще несколько моряков скончались позднее от ран.

3 эсминца бросились за 1-168, а 2 начали поднимать из воды моряков «Хамманна». Командир подводной лодки ка­питан-лейтенант Яхати Танабэ легко ушел от преследовате­лей, и 1-168 осталась цела. «Вирео» отдал буксирный трос и снял спасательную партию с авианосца.

«Йорктаун» упрямо держался на плаву, и капитан 1 ранга Букмастер собирался на следующее утро возобновить спаса­тельные работы. Однако ночью крен авианосца начал быст­ро увеличиваться. 7 июня в 6.00 «Йорктаун» затонул. Присут­ствовавшие при этом эсминцы приспустили флаги.