Авианосцы на Алеутских островах

 

Операции на севере развивались для японцев более ус­пешно. Хотя разведка предупредила адмирала Нимица отно­сительно намерений японцев, он сумел наскрести слишком мало кораблей, чтобы отправить туда. В начале июня 1942 года на Алеутских островах находились 2 тяжелых и 3 легких крейсера, 14 эсминцев и 6 подводных лодок (построенные 20 лет назад), несколько катеров Береговой Охраны, а так­же несколько вспомогательных кораблей. Флот имел там около 20 разведывательных гидросамолетов «Каталина», действо­вавших с 3 плавучих баз. ВВС имели в этом районе около 100 истребителей, 12 тяжелых бомбардировщиков В-17 и 29 сред­них бомбардировщиков В-26, собранных на базах южной Аляски и Алеутских островов.

Японцы собирались 3 июня нанести удар по Датч-Харбору силами авианосных самолетов, чтобы уничтожить собран­ные там силы, которые могли атаковать острова северной Японии. После этого планировалась высадка десанта и зах­ват островов Атту, Адак и Кыска. На первые два острова должны были высадиться 1200 солдат, а на Кыску — 550 человек Специальных десантных сил флота (морской пехо­ты) и 700 строительных рабочих, чтобы создать базу на этом острове. Для проведения операции были выделены 34 кораб­ля и 6 подводных лодок под командованием вице-адмирала Мосиро Хосогая, который также командовал Северным со­единением. 4 линкора вместе с кораблями прикрытия из со­става Главных сил адмирала Ямамото должны были помочь ему в случае необходимости.

2-й дивизией авианосцев, которая наносила удар по Датч-Харбору, командовал контр-адмирал Какудзи Какута. Его авианосцы «Дзуньё» и «Рюзё» имели 32 истребителя, 24 пи­кирующих бомбардировщика и 20 торпедоносцев. Вместе с авианосцами шли 3 тяжелых крейсера, 3 эсминца и танкер. Вечером 2 июня японцы подошли к Датч-Харбору. Полоса тумана и туч, движущаяся с юго-запада, помешала амери­канским патрульным кораблям и самолетам обнаружить япон­цев. Патрульная «Каталина» все-таки заметила японское со­единение 2 июня, когда оно заправлялось с танкера, но по­теряла контакт раньше, чем смогла вызвать в атаку бомбар­дировщики. Один из патрулировавших в воздухе «Зеро» об­стрелял «Каталину», но в условиях плохой видимости лета­ющая лодка ускользнула.

Рано утром 3 июня 2 авианосца и их эскорт находились в 180 милях к югу от Датч-Харбора. Плохая погода, ранее укрывшая авианосцы от американцев, теперь сорвала ата­ку. С них взлетели 15 истребителей, 12 пикирующих бом­бардировщиков и 9 торпедоносцев. Один из торпедоносцев «Рюдзё» разбился сразу после взлета. Погода вынудила все самолеты «Дзунье» и 2 торпедоносца «Рюдзё» вернуться назад. Сократившаяся до 6 истребителей и 6 торпедоносцев ударная группа атаковала Датч-Харбор. (Один из вернувшихся истребителей «Дзуньё» сбил недалеко от соедине­ния «Каталину». 3 американских летчика были подобраны японским крейсером.)

Самолеты появились над целью в 5.45. Над Датч-Харбором они нашли почти идеальную летную погоду. В гавани находились база гидросамолетов, подводная лодка, катер Береговой Охраны, 2 войсковых транспорта. Японские само­леты бомбили и обстреливали гавань в течение 20 минут. Во время атаки серьезно пострадали береговые сооружения, погибли 25 человек. Одна «Каталина» была сбита, вторая сожжена на воде.

Один из японских пилотов сообщил, что видит в сосед­ней бухте 5 или 6 американских эсминцев. После этого сооб­щения адмирал Какута поднял вторую волну, состоящую из 9 истребителей, 6 пикирующих бомбардировщиков и 6 тор­педоносцев, вооруженных бомбами, а также 4 разведыва­тельных гидросамолета с крейсеров. Плохая погода вынуди­ла вернуться и эти самолеты. Однако 3 возвращающихся пилота все-таки сумели найти противника и обстреляли оказавшуюся на поверхности американскую подводную лодку.

4 гидросамолета натолкнулись на 2 армейских истребите­ля. 1 японский гидросамолет был сбит, второй поврежден. Этот короткий бой произошел прямо над новой базой ВВС на острове Умнак, однако низкие тучи скрыли взлетную полосу от японцев.

После того как первая волна относительно удачно отбом­билась по Датч-Харбору, на обратном пути произошло со­бытие, оказавшее серьезное влияние на дальнейший ход военных действий на Тихом океане. Один истребитель «Зеро», поврежденный над Датч-Харбором, был вынужден сесть на остров Акутан. На японских картах этот остро» был обозна­чен как место вынужденной посадки поврежденных самоле­тов. Позднее подводная лодка должна была забрать всех ока­завшихся там пилотов. Истребитель сел, но на пробеге ска­потировал. Пилот погиб, ударившись головой о приборную доску. Позднее этот «Зеро» был найден американцами и пе­ревезен в Соединенные Штаты. Это был первый практичес­ки исправный «Зеро», попавший в руки американцев.

Корабли адмирала Какуты медленно двигались к Датч-Харбору, принимая самолеты. Последний самолет сел, ког­да японское соединение находилось всего в 100 милях от Датч-Харбора. Около 15.00 адмирал Какута повернул на юго-запад, все еще не обнаруженный американскими самолета­ми, совершавшими разведывательные полеты в радиусе 550 миль. В этот день разбился еще один разведывательный гид­росамолет с японского крейсера.

Прогнозы метеорологов предсказывали, что 4 июня по­года над Датч-Харбором будет плохой, поэтому в течение ночи 3/4 июня адмирал Какута двигался на запад, заправ­ляя топливом эсминцы и готовя высадку на острова Адак и Атту, намеченную на следующий день. Утром опустился гус­той туман, а метеорологи предсказывали, что на западе сто­ит еще более скверная погода. Прогнозы из Токио обещали вероятное улучшение видимости над Датч-Харбором, и ад­мирал Какута повернул свои корабли назад. 2 «Кейта» взле­тели с «Рюдзё», чтобы произвести разведку погоды. На ос­новании их донесений были подняты 15 истребителей, 11 пикировщиков и 6 торпедоносцев. Так как погода была переменчивой, в налете приняли участие только лучшие пило­ты обоих авианосцев.

Пока японские самолеты летели к Датч-Харбору, амери­канские самолеты наконец обнаружили авианосцы против­ника. Сначала одинокий В-26 заметил японские корабли и сбросил торпеду так близко от «Рюдзё», что она пролетела над авианосцем и упала в воду с другого борта. Пилот ушел от зенитного огня, вернулся на базу, загрузился бомбами и снова взлетел, но на сей раз японских кораблей не обнару­жил. Его самолет разбился во время возвращения на аэро­дром. Затем несколько В-17 обнаружили японские корабли, однако их бомбы не причинили японцам никакого вреда. Один бомбардировщик был сбит, из 10 человек экипажа спасся лишь один, который попал в плен к японцам. Последнюю в этот день атаку провели несколько В-26, вооруженных тор­педами, но попаданий не добились.

32 японских самолета, взлетевших для атаки Датч-Харбора, споил нашли над городом хорошую погоду. Их бомбы снова нанесли серьезные повреждения береговым сооружениям. 4 новые нефтяные цистерны вместимостью 6666 баррелей были взорваны. В гавани была потоплена плавучая казарма. Амери­канцы понесли большие потери в личном составе.

На обратном пути 4 японских истребителя и 4 пикирую­щих бомбардировщика встретились над все еще не обнару­женной взлетной полосой на острове Умнак. С аэродрома взлетели 8 истребителей Р-40 и сбили 2 «Зеро» и 2 «Вэла». Один американский истребитель был сбит, а еще один раз­бился при посадке. В результате за 2 дня операции японцы потеряли 9 самолетов.

Во время атак 4 июня адмирал Какута получил приказ адмирала Нагумо отложить операцию на Алеутских островах и следовать на юг, чтобы соединиться с авианосцами Нагу­мо к северу от Мидуэя. Северное соединение повернуло на юг, но в 19.30 Ямамото приказал продолжать операцию. Авиа­носцы должны были держаться в 600 милях юго-западнее Кыски. К «Дзуньё» и «Рюдзё» присоединился легкий авиа­носец «Дзуйхо» и несколько других кораблей из состава Со­единения вторжения. Сформированное авианосное соединение с 7 по 17 июня крейсировало к югу от Кыски в надежде уничтожить какой-нибудь американский авианосец, который будет послан к Алеутским островам. Позднее соединение было усилено авианосцем «Дзуйкаку» с кораблями сопровожде­ния, однако новый бой так и не состоялся. Проводились лишь тренировочные полеты. 7 июня японцы, не встретив сопро­тивления, высадились на Кыску и Атту. Единственными аме­риканскими солдатами на этих островах были 10 безоруж­ных метеорологов на Кыске.

После боя у Мидуэя адмирал Нимиц приказал авианос­цам «Энтерпрайз» и «Хорнет» двигаться на север, но приказ был отменен раньше, чем американцы подошли на дистан­цию атаки к японскому соединению. Объединенные японс­кие силы могли оказаться слишком велики для измученных пилотов «Энтерпрайза» и «Хориста».

Японский форпост на севере Американского континента сохранялся до середины 1943 года, когда американские вой­ска освободили Атту и оккупировали Кыску, гарнизон ко­торого японцы эвакуировали перед самым началом амери­канской высадки.