Авианосцы японского флота

 

При Мидуэе японский флот потерял 4 эскадренных авиа­носца, которые внесли огромный вклад в победы первых месяцев войны. Хотя до середины 1943 года американцы не имели превосходства в авианосцах, сразу после сражения у Мидуэя они уже были сильнее противника. После прибытия «Уоспа» Тихоокеанский флот имел 4 эскадренных авианос­ца, тогда как у японцев в строю находились эскадренный авианосец «Дзуйкаку», средние авианосцы «Дзуньё» и «Рюдзё», легкий авианосец «Дзуйхо» и старый «Хосё».

После Мидуэя разгромленный 1 -и воздушный флот в июне 1942 года был расформирован. Вместо него главным удар­ным авианосным соединением стал 3-й флот. В его состав вошли 2 дивизии авианосцев. 1-я дивизия состояла из эскад­ренных авианосцев «Сёкаку» (находится в ремонте) и «Дзуй­каку» и легкого авианосца «Дзуйхо». Во 2-ю дивизию вошли «Дзуньё», «Хиё» и «Рюдзё». Авианосцам в качестве прикры­тия были приданы 2 линкора, 5 тяжелых и 1 легкий крейсе­ра, несколько эсминцев. Такая организация фактически по­вторяла концепцию 1-го воздушного флота — сосредоточе­ние всех авианосцев в одном соединении с минимальным эскортом. Японский флот все еще не был готов создавать авианосные оперативные соединения.

Только что вошедший в строй «Хиё» был заложен в 1939 году как пассажирский лайнер «Идзумо Мару». Как и одно­типный «Касивара Мару», ставший авианосцем «Дзуньё», «Хиё» (Летящий ястреб) имел водоизмещение 24140 тонн и нес 53 самолета. Он вошел в строй 31 июля 1942 года.

В середине 1942 года в Японии строились всего 2 авиа­носца: «Тайхо» (29300 тонн) и «Унрю» (17150 тонн). Это были отлично спроектированные, быстроходные мощные кораб­ли, однако они должны были войти в строй лишь в конце июня и конце сентября 1944 года соответственно.

Кроме них, еще 2 корабля перестраивались в авианосцы. Г»:па подводных лодок «Тайгей» должна была покинуть верфь легким авианосцем «Рюхо» (Феникс-дракон). Этот корабль пошел и состав японского флота в 1934 году как плавучая база подводных лодок, специально предназначенная для даль­нейшей перестройки в авианосец. Перестройка началась 18 декабря 1941 года, предполагалось, что работы продлятся 3 месяца. Однако выяснилось, что требуется заменить нена­дежные дизеля турбинами, и переоборудование заняло го­раздо больше времени. На корабле была сооружена полетная палуба (но без острова), системы обслуживания самолетов и так далее. «Тайгей» еще в качестве базы подводных лодок получил 2 элеватора. В качестве авианосца он мог нести 31 самолет. Стоя на верфи, «Рюхо» получил попадание бом­бой, сброшенной во время рейда Дулитла 18 апреля 1942 года. Повреждения были небольшими, и 28 ноября 1942 года легкий авианосец «Рюхо» вошел в состав японского флота.

Другим кораблем, перестроенным в авианосец, стал пас­сажирский лайнер «Нитта Мару», который вышел с верфи эскортным авианосцем «Тюё» (14500 тонн). Его перестройка несколько задержалась, так как предполагалось, что этот лайнер повезет японскую делегацию на встречу с президентом Рузвельтом в конце 1941 года. «Тюё» простоял на верфи с июня по ноябрь 1942 года. Он был однотипным с закон­ченными ранее эскортными авианосцами «Таё» и «Уньё». Все эти корабли сразу были спроектированы с учетом возмож­ности перестройки в авианосцы.

После поражения при Мидуэе взгляды японского Морс­кого Генерального Штаба начали меняться, и в политике производства вооружений главный упор был сделан на уве­личение количества авианосцев и усиление авианосной авиа­ции. Первоначальная кораблестроительная программа пре­дусматривала постройку улучшенного авианосца типа «Хирю» (17100 тонн) и 2 улучшенных авианосцев типа «Тайхо» (30000 тонн). Эта консервативная программа была отброшена в сто­рону, и 30 июня 1942 года была утверждена новая. Этот так называемый «Пересмотренный пятый кораблестроительный план» предусматривал постройку уже 20 авианосцев. Кроме того, предполагалось перестроить и авианосцы стоящий на верфи неоконченный линкор и несколько торговых судов. 4 старых линкора планировалось оснастить полетными палу­бами, чтобы они могли нести по 22 пикирующих бомбарди­ровщика каждый.

Наиболее впечатляющим из этих проектов была пере­стройка незаконченного линкора «Синано». Он был заложен 7 апреля 1940 года как третий суперлинкор типа «Ямато» (64000 тонн, 9 — 460-мм орудий). Работы на «Синано» шли согласно графику до середины 1941 года, когда приоритет был отдан другим кораблям. С декабря 1941 года по июнь 1942 года строительство шло довольно вяло, отчасти из-за вспыхнувших дебатов о роли линкора в будущей войне, выз­ванных событиями 7 и 10 декабря 1941 года. В результате в июне 1942 года было принято решение достроить «Синано» в качестве авианосца.

Сначала предполагалось, что «Синано» будет плавучей авиабазой, а не настоящим авианосцем. Корабль не должен был иметь собственной авиагруппы. Он должен был прини­мать, перевооружать, заправлять и ремонтировать самолеты других авианосцев, а также самолеты берегового базирова­ния. Перед завершением работы над проектом сторонники авианосцев заявили, что он все-таки должен нести какое-то число собственных самолетов. Последовали небольшие деба­ты, но все-таки было решено, что «Синано» получит авиа-группу, состоящую из 18 истребителей, 18 штурмовиков, 6 разведчиков и 5 резервных самолетов, всего 47 машин, что больше приличествовало легкому авианосцу.

Зато во всех остальных отношениях «Синано» был не просто большим, а очень большим авианосцем. Фактически это был крупнейший в мире авианосец — до постройки в 50-х годах кораблей типа «Форрестол». «Синано» должен был иметь водоизмещение 62000 тонн и длину 873,75 фута. Про­ектом предусматривалась развитая островная надстройка на правом борту с дымовой трубой, наклоненной наружу под углом 26°, чтобы отвести дым от полетной палубы. (Подоб­ную трубу уже имел «Тайхо».) На корабле были установле­ны 16 — 127-мм универсальных орудий в спаренных уста­новках и 105 — 25-мм автоматов в строенных установках. Когда «Синано» был закончен, к ним добавили еще 40 од­ноствольных 25-мм автоматов и 12 ракетных установок. Этот корабль стал первым из больших авианосцев (CVB). Он дол­жен был пойти в строй в декабре 1944 года.

После Мидуэя 4 корабля были перестроены в авианосцы. Это были легкие авианосцы «Титосэ» и «Тиёда» и эскортные авианосцы «Кае» и «Синьё».

Авианосцы «Титосэ» и «Тиёда» ранее были гидроавианос­цами под теми же названиями, построенными в 1938 году. Их перестройка началась осенью 1942 года. Корабли имели водо­измещение 11190 тонн и длину 631,5 фута. На них базировалось по 30 самолетов. Оба корабля использовались как авианосцы первой линии. Комбинированная дизельно-турбинная установка позволяла им развить скорость 29 узлов. «Титосэ» вошел в строй 1 января 1944 года, а «Тиёда» — 31 октября 1943 года.

«Кае» раньше был быстроходным торговым судном «Ар­гентина Мару». Он являлся самым маленьким японским авиа­носцем (13600 тонн, длина 546 футов). На корабле были ус­тановлены турбины с эсминцев, что обошлось довольно до­рого. Но корабль имел скорость всего 23,82 узла. «Кае» (Мор­ской ястреб) вошел в строй как эскортный авианосец 23 ноября 1943 года. В основном он использовался как авиа­транспорт и учебный авианосец.

«Синьё» был немецким пассажирским лайнером, который оказался в Японии осенью 1939 года, когда в Европе вспых­нула война. Корабль был приобретен у Германии (с обяза­тельством заплатить вдвое, когда война закончится), и в сен­тябре 1942 года началось его переоборудование. Эскортный авианосец «Синьё» имел водоизмещение 17500 тонн и длину 650,75 фута. Турбоэлектрическая машинная установка позво­ляла развить скорость 22 узла. В качестве германского лайнера «Шарнхорст» корабль использовался для проверки новых вы­сокотемпературных котлов с повышенным давлением пара, которые создавались для германских военных кораблей. Это создало японцам дополнительные проблемы, и вскоре после завершения перестройки котлы были заменены. «Синьё» во­шел в строй 15 декабря 1943 года. Он мог нести 33 самолета.

Программа ускоренной постройки авианосцев, принятая после битвы у Мидуэя, предусматривала постройку 5 авиа­носцев улучшенною тина «Тайхо» и 15 авианосцев улучшен­ного типа «Унрю», кроме уже строящихся самих «Тайхо» и «Унрю». Постройка 3 кораблей, которые согласно старой программе планировалось заложить в 1943 - 44 годах, была отменена. В итоге по Пересмотренному пятому кораблестро­ительному плану японский флот должен был иметь 22 авиа­носца.

 

Номер в программе      Название       Тип        Дата ввода в строй

130                               Тайхо                           март 1944

302                               Унрю                           июль 1944

5001                             Амаги                *         август 1944

5002                                                       *         аннулирован

5003                             Кацураги           *         март 1945

5004                             Касаги               *         декабрь 1944

5005                                                       *         аннулирован

5006                             Асо                    *         сентябрь 1945

5007                             Икома                *         октябрь 1945

5008                                                       *          июль 1945

5009                                                       *          март 1946

5010                                                       *          декабрь 1945

5011                                                       *          сентябрь 1946

5012                                                       *          сентябрь 1946

5013                                                       *          март 1947

5014                                                       *          сентябрь 1947

5015                                                       *          март 1948

5021                                                       **        январь 1947

5022                                                       **        июль 1947

5023                                                       **        январь 1948

5024                                                       **        август 1948

5025                                                       **        сентябрь 1948

* - Улучшенный тип  Амаги

** - Улучшенный тип  Тайхо

 

К концу 1944 года японский флот должен был иметь 7 авианосцев первой линии, включая «Синано», «Сёкаку» и «Дзуйкаку». В конце 1945 года планировалось иметь 12 авиа­носцев, в конце 1946 года —15 авианосцев и в конце 1948 года — 23 авианосца.