Rambler's Top100

Программы вооружения японского ВМФ

 

В конце XIX - начале XX веков (период "Реставрации Мейдзи") наряду с реформой всей структуры японского государства началось воплощение в жизнь программы перевооружения японского Императорского Военно-морского флота. Одной из составляющих частей программы перевооружения был так называемый проект "флот 8-8" ("хачи-хачи-кантай). Этот проект обрел завершенность 4 апреля 1907 года. Главным инициатором проекта стал вице-адмирал Гоннохиде Ямамото, который, кстати, был отцом и предыдущего проекта перевооружения ВМФ в 1895 году. Окончательный проект предусматривал постройку шести линкоров и шести линейных крейсеров. В таком виде программа получила названия "Флот 6-6", а по просьбе вице-адмирала Гоннохиде Ямомото капитан 2-го ранга Тецутаро Сато разработал концепцию применения этого флота с учетом потребностей японского ВМФ и опыта русско-японской войны. В апреле 1907 года увидел свет "Императорский оборонный трактат" ("Тейкоку Кокубо Сирон"), в котором утверждалось, что Япония к 1920 году достигнет господства в бассейне Тихого океана. Военно-морской флот Японии должен состоять из боевого флота ("Кайсен Кантай"), состоявшего из трех дивизионов линейных кораблей (восемь боевых единиц), трех дивизионов линейных крейсеров (четыре боевые единицы), и трех дивизионов крейсеров других классов (четыре боевые единицы). Корабли прочих типов составляли вспомогательный флот (Линкоры (линейные крейсера), а также крейсера в Императорском ВМФ с 28 декабря 1903 года были сгруппированы в дивизионы, называвшиеся по-японски "Сентай" ("Сен" - военный, "тай" - соединение, часть). Каждому дивизиону присвоили номер, начиная с номера 1: "Дай Ичи Сентай" - 1-й дивизион кораблей и т.д. 18 августа 1914 года было определено, что в составе дивизиона должны входить четыре корабля).

4 апреля 1907 года был принят документ, озаглавленный "Императорская оборонная политика" ("Тейкоку Кокубо Хосин"). По просьбе императора Мацухито маршал Аритомо Ямагата в ноябре 1906 года сформулировал принципы оборонной политики Японии, с учетом политических уроков русско-японской войны и все более нарастающий интерес Соединенных Штатов к Дальнему Востоку и Тихому океану.

Документ, получивший гриф "Совершенно секретно" среди наиболее вероятных противников называл Россию, затем следовали США и Франция. С января по апрель 1907 года капитан 2-го ранга Сато сделал на заседаниях Главного штаба ВМФ несколько докладов, посвященных "Императорскому оборонному трактату". 31 марта 1912 года появилась новая классификация боевых кораблей (по-иному давались определения линкоров, линейных крейсеров, средних крейсеров и т.д.). Документ, озаглавленный "Дополнительная программа нового флота" ("Син Кайгун Дзудзицу Кейкаку"), предусматривал введение нового класса крейсеров, предложенного мини­стром ВМФ, вице-адмиралом Минору Сайто. Планы предусматривали введение в строй в период с 1911 по 1918 год 51 корабля: семи линкоров, трех крейсеров 1-го ран­га, четырех крейсеров 2-го ранга, одного легкого крейсера, двадцати шести минонос­цев и десяти подводных лодок. Если бы все эти планы удалось реализовать, то к 1 ап­реля 1919 года Императорский ВМФ насчитывал бы в своем составе (только тяжелых кораблей): восемь линкоров (в том числе "Фузо"), восемь крейсеров 1-го ранга (в том числе "Курама" и четыре крейсера типа "Конго"), восемь крейсеров 2-го ранга (в том числе один "экспериментальный" крейсер, "Тоне" и три крейсера типа "Чикума").

Однако реализация проекта постройки "Флота 8-8" продвигалась значительно медленнее, чем это хотелось бы японским военным. В казне не было денег, возникли политические противоречия, и 12 июля 1910 года Совет министров Японии принял решение прекратить программу. В качестве компромисса была принята весьма уре­занная программа, которая стала расцениваться как первый шаг к созданию в буду­щем могучего военно-морского флота.

Новый Министр ВМФ - вице-адмирал Ясиро Муцуро - снова поднял вопрос о строительстве "Флота 8-8" и так энергично взялся за дело, что уже 22 июня 1914 года Совет Министров одобрил этот план. Окончательное решение предусматривало по­стройку "Флота 8-4" - на четырех линейных крейсерах было решено сэкономить. Нача­ло 1-й Мировой войны и дебаты в парламенте снова отсрочили начало реализации проекта.

10 сентября 1915 года следующий Министр ВМФ - Томосабуро Като - добился одобрения плана в Оборонной комиссии, однако на заседании Совета Министров (13 сентября) план строительства "Флота 8-4" был принят только частично. 37-я сессия японского парламента приняла "Новую программу строительства военных кораблей 1916" ("1916 Синзокан Кейкаку"). Эта программа, принятая 24 февраля 1916 года пре­дусматривала постройку нескольких кораблей по программе "Флот 8-4": линкора "Нагато", легких крейсеров "Тенрю" и "Тацута", эсминца "Таникадзе", подводных ло­док "14", "19" и "20", а также танкера "Суносаки". 25 февраля 1917 года 38-я сессия парламента отказалась продолжать программу "Флот 8-4" из-за ... роспуска парламен­та. Чрезвычайная 39-я сессия приняла 14 июня 1917 года "Комплексную программу флота 8-4" ("Хачи-Си Кантай Кансей Кейкаку"). Программа предусматривала строи­тельство в течение ближайших семи лет трех линкоров ("Муцу", "Кага" и "Тоса"), двух линейных крейсеров ("Амаги" и "Акаги"), девяти крейсеров, двадцати семи эсминцев, восемнадцати подводных лодок и трех вспомогательных кораблей.

Планируемые тактико-технические данные линейных крейсеров типа "Амаги" представлялись следующими:

• нормальное водоизмещение - 41200 тонн;

• стандартное водоизмещение - 40000 тонн;

• длина по ватерлинии - 249.9 м;

• ширина по ватерлинии - 30.7 м;

• осадка -15.3 м;

• высота борта - 9.4 м;

• проектируемая мощность силовой установки -131200 л.с.;

• проектируемая максимальная скорость - 30 узлов;

• вооружение; 10x410 мм (в двухорудийных башнях, две башни на носу и три на корме), 16x140 мм (в казематах по одному), 4x120 (в казематах по одному), 8x610 мм подводных торпедных труб.

"Акаги" (систершип "Амаги") заложили 6 декабря 1920 года на военно-морской верфи в Куре. Закладка "Амаги" состоялась через десять дней - 16 декабря 1920 года на верфи в Йокосуке. 5 февраля 1922 года - накануне подписания "Вашингтонского до­говора" - командование Императорского ВМФ приказало остановить строительство всех кораблей. К этому моменту оба линейных крейсера находились в состоянии 40% готовности. Пописанный 6 февраля 1922 года и ратифицированный 17 августа 1923 года "Вашингтонский договор" не дал Японии достроить восемнадцать кораблей, пре­дусмотренных программами "Флот 8-6" и "Флот 8-8" (В период между февралем и мартом 1922 года специальным распоряжением было разрешено продолжить строительство следующих кораблей: двух крейсеров водоизмещением 7500 тонн, трех эсминцев (№11, 13 и 15), шес­ти подводных лодок (№48, 64, 72, 73, 74 и 75), плавучей базы "Чогей", четырех транспортов - "Ондо", "Момия", "Хаятомо" и "Наруто", а также двух авианосцев - "Амаги" и "Акаги").