Вашингтонский договор

 

12 ноября 1921 года, во время открытия Вашингтонской конференции, амери­канский делегат, госсекретарь Чарльз Эванс Хьюз (Hughes) предложил провести со­кращение вооружений на море. Согласно предложению Хьюза, общее водоизмещение авианосцев для США и Англии должно было быть ограничено 80000 тоннами, а для Японии выделялась квота в 45000 тонн. Обсуждение проблемы авианосцев состоя­лось во время "горячей" дискуссии 28 декабря 1921 года. Японский делегат на конфе­ренции - Министр ВМФ, вице-адмирал Томасабуро Като - выступил против американ­ского предложения и потребовал для Японии тех же 80000 тонн, что и для США. Япон­цы всячески старались добиться своего, оказывали давление на делегации других стран. Дело в том, что в планах Японии было построить три авианосца полным водо­измещением 27000 тонн каждый.

Утром 6 февраля 1922 года представители США, Великобритании, Японии, Франции и Италии подписали так называемый "Вашингтонский договор", который ог­раничивал производство морских вооружений.

Статья VII Вашингтонского договора разрешала Японии иметь авианосцы об­щим водоизмещением 81000 тонн (82296 метрических тонн (Стандартное водоизмещение (вашингтонское) определяется как водоизмещение корабля, готового выйти в море и имеющего на борту полный запас топлива, боеприпасов, пресной воды и т.п. Стороны, подписавшие Ва­шингтонский договор, определяли водоизмещение кораблей в английских тоннах (1016 кг). В японской военно-морской терминологии также есть понятие стандартного водоизмещения, но японцы вкладывают в него другой смысл: водоизмещение корабля, готового выйти в море и имеющего на борту 25% запаса топлива, 75% боезапаса, 33% смазочного масла и 66% питьевой воды)), в то время как США и Великобритания получили   возмож­ность иметь авиа­носцев общим во­доизмещением 135000 тонн (137160 метриче­ских тонн).

В разделе II четвертой части Договора давалось определение авианосца как ко­рабля стандарт­ным водоизмеще­нием более 10000 тонн и приспособ­ленного для про­изведения взлета и посадки самолетов с колесным шасси.

Статья IX Договора запрещала договорившимся странам иметь авианосцы во­доизмещением более 27000 тонн. Исключение составляли два американских авианос­ца, созданных на базе недостроенных линейных крейсеров: "Саратога" ("Saratoga") и "Лексингтон" ("Lexington"), водоизмещение которых достигало 33000 тонн.

Статья X Договора ограничивала калибр орудий главного калибра авианосцев 8 дюймами (203 мм). Зенитные пятидюймовки (127 мм) не подпадали под ограничения Договора. Ограничение на калибр ГК накладывалось на авианосцы для того, чтобы исключить возможность их использования в качестве тяжелых крейсеров.

Вашингтонский договор кардинальным образом менял оборонную политику как Соединенных Штатов, так и Японии. Между двумя странами началась борьба за влия­ние на Тихом океане.

19 статья Вашингтонского договора определяла количество военных баз на Ти­хом океане для Соединенных Штатов и Японии.

Достройка линейных крейсеров "Амаги" и "Акаги" была включена в новую про­грамму развития флота вместе с другими кораблями, строительство которых началось до 3 июля 1922 года. Те корабли, что получили разрешение на достройку в феврале-марте 1922 года, а также те корабли, строительство которых началось до 3 июля 1922 года вошли в состав программы строи­тельства кораблей на 1923 год ("1923 Кантай Сейдзо Синходзу Кейкаку"), принятой 46-й сес­сией японского пар­ламента в марте 1923 года.

Перестройку линейного крейсера "Акаги" начали на верфи в Куре 9 но­ября 1923 года. К этому времени главный конструктор проекта – капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото (вместе с капитаном 1-го ранга Судзуки) вернулся к планам перестройки ко­рабля. Был принят график надзора за ходом стапельных работ, связанными с перестройкой ко­рабля. Во время большого земле­трясения, обру­шившегося на ок­руг Канто 1 сен­тября 1923 года, корпус "Амаги" по­лучил настолько тяжелые повреж­дения, что 14 ап­реля 1924 года ко­рабль пришлось исключить из списков флота. 12 мая 1924 года корпус неудачливого корабля пошел на слом. Вместо "Амаги" в качестве авианосца было решено перестро­ить линкор "Кага". Этот линкор заложили 19 июля 1920 года на верфи в Кобе. 17 нояб­ря 1921 года корабль был спущен на воду, а 5 февраля 1922 года поступил приказ приостановить работы. Через 5 месяцев, 11 июля 1922 года корпус отбуксировали на верфь в Йокосуке. 19 ноября 1923 года появился приказ начать достройку "Акаги" и "Кага" в качестве авианосцев.

Перестройка кораблей шла в три этапа и была довольно сложным процессом, ведь приходилось переделывать в авианосцы корпуса линкора и линейного крейсера. Основная трудность заключалась в расположении броневых поясов. "Акаги" получил вдоль главной палубы бронепояс толщиной 79 мм (первоначально планировали 96 мм). Остальные части корпуса были защищены броней толщиной 57 мм. Броня той же толщины защищала противоторпедные були. Вдоль нижней части булей проходил до­полнительный бронепояс, который не только защищал днище корабля от торпед, но и был силовым элементом в конструкции корабля. Толщина брони главного пояса уменьшили с 254 до 152 мм. Даль­нейшая пере­стройка корабля прибавила голов­ной боли для кон­структоров. Суще­ствовавшая в то время технология постройки авиа­носцев была явно недостаточной. Отсутствие каких бы то ни было прототипов за­ставляло разра­ботчиков создавать эксперимен­тальную конст­рукцию, в которой неизбежно появ­лялись ошибки. Авианосец "Акаги" стал экс­периментальным полигоном для всех последую­щих кораблей этого класса. Все конструктивные ошибки учитыва­лись при построй­ке авианосца "Кага", который стал первым про­тотипом, в конст­рукции которого нашли свое отражение все основные принципы японского авианосца.

"Акаги" спустили на воду 22 апреля 1925 года. 25 марта 1927 года на корабле торжественно подняли военно-морской флаг. Командование новеньким авианосцем принял капитан 1-го ранга Йоитаро Умицу.

В процессе достройки и оснащения авианосца японские кораблестроители по­лучили огромный опыт, связанный с конструированием самолетных ангаров, системой отвода выхлопа, размещением орудий главного калибра и расположением палуб. Удалось успешно модернизировать некоторые составляющие корабля, но, в целом, результат оказался неудовлетворительным. Самыми большими и вместе с тем самы­ми трудноразрешимыми проблемами были система отвода выхлопа и конструкция летной палубы.

Можно смело сказать, что "Акаги" был экспериментальным и единственным в своем роде кораблем. Вместе с авианосцем "Кага", он стал одним из первых кораблей Императорского ВМФ, которых можно было бы назвать ударными авианосцами.