До начала сражения

 

27 мая 1942 года в 6:00 авианосцы, несущие самолеты 1-го воздушного флота, покинули Хасирадзиму. Впереди двигался "Акаги" - флагман вице-адмирала Чуичи Нагумо. Командовал авианосцем - капитан 1-го ранга Таидзиро Аоки. Следом шли ос­тальные авианосцы эскадры: "Кага", "Сорю" и "Хирю". Группу прикрытия составляли скоростные линкоры "Харуна" и "Кирисима", тяжелые крейсера "Тоне" и "Чикума", лег­кий крейсер "Нагара", 12 эсминцев и вспомогательные суда. Состав отряда, предна­значенного для взятия Мидуэя (условное название операции "Ml", а объекта - "AF"), практически не отличался от состава отряда, участвовавшего в налете на Перл-Харбор. Операция "Ml" предусматривала нанесение трех ударов по американцам. Первый удар - на Датч-Харбор (Алеутские острова) - следовало нанести 3 июня. Это был отвлекающий удар, который должен был оттянуть на себя главные силы амери­канцев. На следующий день самолеты 1-го воздушного флота должны были совер­шить налет на Мидуэй. Японский штаб предполагал, что после того, как все укрепле­ния на Мидуэе будут уничтожены, американцы бросят оставшиеся у них корабли к Перл-Харбору и на подмогу к Мидуэю. Здесь-то их поджидали бы основные силы ад­мирала Ямамото, которые в генеральном сражении должны были бы пустить на дно остатки американского тихоокеанского флота. Затем десантники адмирала Кондо, вы­садившись на Мидуэе, закрепили бы успех японцев.

Для нейтрализации скромного гарнизона на Мидуэе японцы направили столь многочисленную эскадру потому, что в верхах военного командования предполагали, что налет американских бомбардировщиков 18 апреля 1942 года на Токио был совер­шен с аэродрома на Мидуэе.

Американские силы: авианосцы "Энтерпрайз" и "Хорнет" ("Hornet") и корабли сопровождения, 28 мая 1942 года покинули Перл-Харбор. Спустя два дня закончил ремонт в доке и отправился к условленному месту встречи авианосец "Йорктаун". Американские корабли соединились в 200 милях к северу от Мидуэя. Адмирал Нимиц (Nimitz) знал планы японцев благодаря работе разведки.

2 июня японская эскадра вошла в зону густого тумана и соблюдая полное ра­диомолчание изменила курс, направившись прямо на исходную позицию, расположен­ную в 200 милях на северо-запад от Мидуэя. Противники обнаружили друг друга около 9:00 утра 3 июня. Американцы засекли японский конвой в 700 милях к западу от Миду­эя. Поднятые по тревоге самолеты с островного аэродрома отправили на дно япон­ский танкер "Акебоно Мару". 3 июня в 2:50, в рамках плана "Ml", японцы нанесли от­влекающий удар по Датч-Харбору.

4 июня в 4:30 с четырех японских авианосцев поднялись самолеты и направи­лись к Мидуэю. В состав воздушного отряда (командир - старший лейтенант Дзоичи Томонага) входили 108 самолетов. По предложению капитана 2-го ранга Фучиды, ви­це-адмирал Нагумо выслал воздушную разведку, которая должна была патрулировать семь секторов (1-й сектор патрулировали самолеты с "Акаги"). Японцы опасались по­явления американских авианосцев в районе Мидуэя. Совершив налет на Мидуэй, в 7:00 Томонага послал радиосообщение на флагманский корабль, в котором сообщал о необходимости второго налета.