Затопление авианосца

(При написании этой главы использовались мемуары капитана 1-го ранга Мицуо Фучиды, опубликованные в книге "Midway", Ballantine Books, New York, 1955)

 

Во время атаки самолетов противника на палубе "Акаги" (как и на других япон­ских авианосцах) шла подготовка к контратаке. Один за другим из ангаров на палубу поднимали самолеты, где их спешно заправляли и вооружали. В 10:20 вице-адмирал Нагумо приказал начать выпускать самолеты, сразу как только корабль будет готов. Самолеты на палубе уже прогревали двигатели, авианосец начал поворачивать под ветер, видимость была хорошей. Облака шли высоко и только время от времени на корабль набегали клочья тумана. В 10:24 офицер управления полетом дал добро на вылет первого самолета. Едва первый самолет - истребитель "Зеро" - успел оторвать­ся от полетной палубы, корабль был атакован пикирующими бомбардировщиками противника. Батареи ПВО авианосца, захваченные врасплох, успели сделать всего лишь несколько залпов, но американцы уже успели сбросить бомбы. Грохот взрыва и вспышка пламени стали первыми признаками прямого попадания...

Вид повреждений, нанесенных за какую-то долю секунды, поражал воображе­ние. На полетной палубе, у самого подъемника, зияла огромная дыра. Сам подъемник, закрученный и смятый, свисал над ангаром. Рваные листы обшивки полетной палубы торчали кверху. Задрав хвосты, горели, испуская клубы едкого дыма, разбитые само­леты.

Второе попадание авианосец получил в заднюю кромку полетной палубы у ле­вого борта. Повторные взрывы паров бензина и боеприпасов снова и снова сотрясали корабль, осыпая экипаж смертоносным градом осколков и горящих обломков и вызы­вая все новые пожары. Когда огонь добрался до тесно стоявших в конце палубы са­молетов, начали детонировать торпеды. Полетная палуба, где и так было жарко, пре­вратилась в настоящее пекло. Коридоры, каюты, мостик заполнялись едким дымом, среди которого метались обожженные люди. Авианосец продолжали сотрясать взры­вы, теперь они раздавались внутри корабля. Начальник штаба, контр-адмирал Кусака настаивал, чтобы Нагумо перенес флаг на борт легкого крейсера "Нагара", поскольку "Акаги" полностью потерял боеспособность и, что самое главное, лишился радиосвя­зи. Нагумо колебался. Ему не хотелось бросать корабль, офицеров, матросов, летчи­ков, с которыми он так успешно начинал войну. Но убедившись в том, что управлять эскадрой с борта авианосца невозможно, Нагумо по штормтрапу с помощью адъю­танта, капитана 3-го ранга Нисибаяси, покинул обреченный авианосец. В 10:46 вице-адмирала и членов его штаба уже не было на "Акаги". Эвакуация раненных на крейсер "Нагара" завершилась к 11:30.

Экипаж корабля прикладывал все усилия, чтобы локализовать пожары, но по­степенно становилось ясно, что огонь выходит из-под контроля. Вскоре пожар достиг генераторного зала, и авианосец, лишенный электроэнергии, хода и ставший полно­стью беспомощным, закачался на волнах, оставаясь развернутым носом к ветру. При взрывах были уничтожены огнеупорные двери ангаров. Часть экипажа корабля и лет­чики пытались укрыться на маневровой палубе. Аварийные команды - матросы в про­тивогазах и с разным противопожарным оснащением - как герои сражались с огнем. Каждый новый взрыв ухудшал ситуацию, распространял огонь и выводил из строя лю­дей. Все новые и новые аварийные команды буквально шли по телам своих предшест­венников, но только за тем, чтобы разделить их участь. Санитары и добровольцы едва успевали относить раненных и обожженных к медпункту.

Силовая установка авианосца не пострадала, но пожары на верхних палубах полностью прервали связь с машинным отделением. Взрывы, удары и грохот ясно го­ворили мотористам о том, что наверху что-то неладно. Поскольку машины были в пол­ной исправности, мотористы продолжали выполнять последний полученный приказ -"полный вперед". Когда пожар достиг силового отделения, все находившиеся там по­гибли в огненной западне. Главный механик авианосца, капитан 3-го ранга К.Тампо пытался спасти своих подчиненных из огненного мешка. Ему удалось пробраться че­рез горящие помещения корабля из силового отделения на мостик и доложить о си­туации. Поступил приказ эвакуировать моряков из силового отделения. Посыльные, отправленные вниз, до силового отделения не добрались, в результате никто из мото­ристов не спасся. В 18:00 капитан 1-го ранга Таидзиро Аоки, оценив число погибших и раненых и распространенность пожара, приказал команде оставить корабль. Эвакуа­цию экипажа проводили на шлюпках, которые перевозили людей на эсминцы сопрово­ждения. Многие моряки добирались вплавь. Эсминцы "Араси" и "Новаки" подобрали всех, кого удалось обнаружить. Из воды вынимали и летчиков, которые потеряв базу, совершали посадку на воду.

В 19:20 капитан 1-го ранга Аоки послал вице-адмиралу Нагумо радиограмму с просьбой добить обреченный корабль. Радиограмму приняли и на борту линкора "Ямато" и адмирал Ямамото запретил топить авианосец. Получив отрицательный ответ Аоки вернулся на борт корабля и поднялся на маневровую палубу, еще свободную от огня.

Адмирал Ямамото медлил с приказом о затоплении "Акаги". Он не видел в этом необходимости, поскольку главные силы японского флота шли на восток, чтобы к ночи встретиться с противником. Когда стало ясно, что бой проигран, адмирал больше не колебался. 5 июня 1942 года в 3:50 Ямамото приказал затопить агонизирующий авиа­носец.

Вице-адмирал Нагумо приказал командиру 4-го дивизиона эсминцев капитану 1-го ранга Косаку Арига потопить авианосец Все четыре эсминца выпустили торпеды по беззащитному кораблю. В 4:55 "Акаги" скрылся в волнах Тихого океана в точке 30°30' с.ш. и 179°08' з.д. ("The Maru Special №2" приводит другие координаты - 30°30' с.ш. и 178°40' з.д.). В момент погружения изнутри корабля раздавались взрывы. Официально авианосец был исключен из списков флота 25 сентября 1942 года.

Капитан авианосца, капитан 1-го ранга Таидзиро Аоки после войны рассказы­вал капитану К.Шендсу (Shands) (ВМФ США) о том, что в том бою погибло всего шесть пилотов. Остальные совершили вынужденное приводнение и были подобраны экипа­жами эсминцев. Всего из 1630 членов экипажа "Акаги" погибло и пропало без вести 221 человек.