Организация японской морской авиации во время 2-й Мировой войны

 

Японская морская авиация, базировавшаяся как на берегу так и на авианосцах, была тесно связана со структурой японского Императорского морского флота.

Возглавляло всю эту организацию Министерство военно-морского флота Япо­нии, которому формально подчинялся штаб Объединенного флота (Ренго Кантай). До апреля 1943 года возглавлял штаб адмирал Ямамото.

Объединенный флот состоял из нескольких флотов (кантай), каждый из кото­рых контролировал свой участок Тихого или Индийского океана. Среди этих флотов имелся Воздушный Флот (Коку Кантай).

Воздушный Флот в свою очередь подразделялся на воздушные флотилии (Коку Сентай), флотилии состояли из воздушных групп (корпусов) (Кокутай). Кокутаи счита­лись основной организационной структурой Воздушного Флота.

Воздушные группы (корпуса) по численности соответствовали авиационному полку (крылу) европейских стран. Численность групп зависела от типа группы (истребительная, бомбардировочная или смешанная группа) и насчитывала до 84 са­молетов и до 2000 человек личного состава. Иногда размеры кокутая могли превы­шать названную численность. В свою очередь кокутай состоял из пятнадцати секций (бунтай). Например кокутай бомбардировщиков подразделялся на четыре авиацион­ные секции (хикобунтай), четыре секции обслуживания и секции интендантства, связи, метеорологического оповещения, медицинскую и материально-техническую секцию и др.

Как правило кокутаем командовал офицер в ранге тайса (капитан 1-го ран­га/полковник). Этот офицер имел заместителя, отвечающего за выполнение приказов и офицера, командующего самолетами во время выполнения боевого задания. Замес­тители носили погоны тай-и (капитан-лейтенант/капитан) или, реже, сёса (капитан 3-го ранга/майор).

Каждому кокутаю был присвоен идентификационный номер или собственное имя. Например, к середине 1944 года было 85-90 кокутаев. Из них 65 имело номера, а остальные носили имена баз, где проходили формирование. Около 40-45 кокутаев бы­ло развернуто в воздушные флотилии, а остальные кокутай базировались на авианос­цах или других надводных кораблях.

Номера воз­душных групп не­сли в себе инфор­мацию о типе са­молетов группы и месте ее формиро­вания. О типе са­молетов, которыми оснащалась группа, говорила первая цифра номера:

• 1  - разве­дывательные     са­молеты;

• 2 - истре­бители типа "Ко" -"Зеро",   предназна­ченные для дости­жения господства в воздухе;

• 3 - истребители перехватчики "Оцу";

• 4 - ночные истребители "Хей";

• 5 - штурмовики;

• 6 - смешанные группы, как правило, базирующиеся на авианосцах, включали в свой состав истребители, пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы и разведчики;

• 7 - средние бомбардировщики наземного базирования;

• 8 - летающие лодки;

• 9 - разведывательные гидропланы и бомбардировщики, приданные надвод­ным кораблям и плавучим базам для противолодочной борьбы и патрулирования;

• 10 - транспортные самолеты.

О месте формирования части говорила вторая цифра номера. Кокутаи подразделялись на две части - хикотая. Хикотай примерно соответст­вовал эскадрильи. Существовало несколько видов хикотаев:

• истребительный (Сентоки Хикотай);

• штурмовой (Когеки Хикотай);

• разведывательный (Тейсацу Хикотай);

• транспортно-десантный (Унсо Хикотай).

Штаты хикотаев разного типа отличались друг от друга:

• Истребители "Ко" - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов резерва, 36 пи­лотов и 144 человека обслуживающего персонала;

• Истребители "Оцу" - то же;

• Истребители "Хей" - 18 самолетов первой линии, 6 самолетов резерва, 46 летчиков и 114 человека обслуживающего персонала;

• Палубные пикирующие бомбардировщики - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов резерва, 90 летчиков, 134 человека обслуживающего персонала;

• Палубные бомбардировщики - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов ре­зерва, 144 летчика, 116 человек обслуживающего персонала;

• Бомбардировщики наземного базирования (трехместные) - 36 самолетов пер­вой линии, 12 самолетов резерва, 144 летчика, 204 человека обслуживающего персо­нала;

• Бомбардировщики наземного базирования - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов резерва, 252 летчика, 252 человека обслуживающего персонала;

• Палубные разведывательные самолеты - 18 самолетов первой линии, 6 са­молетов резерва, 96 летчиков, 114 человек обслуживающего персонала;

• Разведывательные самолеты наземного базирования - 18 самолетов первой линии, 6 самолетов резерва, 132 летчика, 304 человека обслуживающего персонала;

• Разведывательные гидросамолеты - 18 самолетов первой линии, 6 самолетов резерва, 72 летчика, 59 человек обслуживающего персонала;

• Летающие лодки - 12 самолетов первой линии, 4 самолета резерва, 72 летчи­ка, 72 человека обслуживающего персонала.

Данные по наземным службам не охватывают всей инфраструктуры, действо­вавшей на уровне кокутая - штабов, снабжения, медицинской помощи, управления. Например, на сентоки хикотай, оснащенный истребителями "Ко:1 и "Оцу", приходилось 470 человек наземного личного состава.

В состав хикотая входили два хикобунтая (иногда называемых дайтай), каждый хикобутай подразделялся на два чутая. Чутай состоял из двух-трех звеньев. До 1944 года звено насчитывало три машины и было наименьшим авиационным подразделе­нием японской морской авиации. В 1944 году число самолетов в звене увеличилось до четырех и звено стало состоять из двух пар.

Воздушная флотилия (коку сентаи) - часть высшего уровня состояла из трех-четырех кокутаев, но были сентаи, состоявшие из шести-десяти кокутаев - все зависе­ло от задач, поставленных перед данной флотилией. В состав флотилии также входи­ло небольшое авиационное подразделение, подчинявшееся непосредственно коман­дованию сентая. Кроме того, в сентае имелась развитая административная инфра­структура и штаб, в ведение которого входили вопросы общей организации флотилии, координация действий подразделений сентая, обслуживание баз, доставка топлива, боеприпасов, оборудования, пищи и обмундирования, замена потерянных самолетов, замена выбывшего летного и наземного состава, проведение учений в рамках флоти­лии, организация транспортировки личного состава и оборудования. Периодически в ведение командования сентая поступали разведывательные и транспортные самоле­ты, моряки-торпедисты, обслуживающие самолеты-торпедоносцы, строительные ба­тальоны, транспортные суда и т.д.

Еще более высокий организационный уровень был представлен воздушными флотами. Обычно в состав воздушного флота входило две воздушные флотилии, в конце войны некоторые воздушные флоты могли состоять из трех-четырех флотилий.

На протяжении всей войны Япония располагала семью воздушными флотами:

• 11-й коку кантай - сформирован в конце 1941 года;

• 12-й коку кантай - сформирован в начале 1943 года;

• 13-й коку кантай - сформирован в сентябре 1943 года;

• 14-й коку кантай - сформирован в конце 1943 года;

• 1-й коку кантай - сформирован в конце 1943 года;

• 2-й коку кантай - сформирован в июле 1944 года;

• 3-й коку кантай - сформирован в июле 1944 года.

Первые четыре из перечисленных флотов действовали над районами Тихого океана, контролируемыми японцами. 1-й воздушный флот был сформирован в конце 1943 года для прикрытия остальных Мобильных Сил ВМФ и подчинялся непосредст­венно главнокомандующему Объединенного Флота. В состав 1-го Воздушного флота входили две большие флотилии - 61-я и 62-я.

Остальные воздушные флоты подчинялись командующим флотов отдельных ТВД:

• Юго-Восточный флот - контролировал Новую Гвинею, Новую Британию, Но­вую Ирландию, Соломоновы острова (8-й и 9-й Флота, 11-й Воздушный флот, назем­ные силы);

• Северо-Западный флот - контролировал Северную Японию и Курилы (5-й Флот, 12-й Воздушный флот, наземные силы);

• Юго-Западный флот - контролировал Бирму, Малайю, Французский Индоки­тай, Голландскую Ист-Индию и Филиппины (Флот крейсеров, эсминцев и подводных лодок, 13-й Воздушный флот, наземные силы);

• Центрально-Тихоокеанский флот - контролировал Маршалловы острова, Ка­ролинские острова, Марианские острова (легкие корабли, наземные силы и 14-й Воз­душный флот).

Кроме того в состав Императорского военно-морского флота входило несколько авиационных частей, предназначенных для авианосцев. Для таких отрядов зарезерви­ровали номера с 1 по 10, однако, на практике, число их никогда не превышало пяти. В свою очередь из авианосцев формировали дивизионы, в каждом дивизионе было по две авиационные части. Авианосцы не только служили базами для самолетов, но и подчинялись авиационному командованию. Часто используемый штамп "авианосцы адмирала Нагумо" означает "палубная авиация адмирала Нагумо", поскольку Нагумо фактически командовал 11-м Воздушным флотом (Коку Кантай), а не самими авианос­цами, которые подчинялись другим командирам. Когда авиационная часть базирова­лась на определенном дивизионе авианосцев (а сами по себе дивизионы авианосцев не были самостоятельной тактической единицей), это означало, что авианосцы посту­пали в распоряжение военных летчиков.

Собственную организацию имели Силы наземного базирования (конкёчитай). Первоначально, конкёчитай формировали для защиты территорий, на которых они са­ми базировались. Таким образом формировалась цепь наземных аэродромов для кон­тролирования оккупированных территорий. Во главе каждой Базы стоял военный в чи­не вице-адмирала, который, как правило, командовал кантаем этого региона. Вице-адмиралу подчинялись все тактические части и соединения (морские, наземные и воз­душные), расположенные на территории Базы.

Для координирования действий сухопутных и воздушных частей формировали Военно-воздушные Базы (Кичи Коку Бутай), которых было семь. В середине 1944 года эта организация была представлена следующим образом:

• Первая база включала 11-й Воздушный флот с командованием в Рабауле и подчинялась Силам наземного базирования юго-восточного региона.

• Вторая база включала 12-й Воздушный флот (командование в Симусю) и под­чинялась Силам наземного базирования северо-восточного региона.

• Третья база включала 13-й Воздушный флот (командование в Маниле) и под­чинялась Силам наземного базирования юго-западного региона.

• Четвертая база включала 14-й Воздушный флот (командование на Сайпане) и подчинялась Силам наземного базирования центрального региона.

• Пятая база включала 1-й Воздушный флот (командование в Давао) и непо­средственно подчинялась Объединенному флоту.

• Шестая база включала 2-й Воздушный флот (командование в Каноя).

• Седьмая база включала 3-й Воздушный флот (командование в Кисаразу).

В структуре военно-воздушные базы в свою очередь выделялись военно-воздушные штурмовые силы.

Кроме всех упомянутых выше соединений, частей и подразделений, военная авиация включала в свой состав большое количество вспомогательных частей: учеб­ных, материально-технического снабжения, ремонтных, строительных, транспортных и т.д.