Техническое описание

 

Корпус

 

Проектные работы, связанные с переделкой готового корпуса линейного крей­сера в авианосец были очень трудны и сложны. Строительство корпуса шло как бы в три этапа: на первом этапе корпус строили для линейного крейсера, прежде чем за­консервировали на стапеле согласно условиям Вашингтонского договора.

Если бы строительство "Акаги" как линейного крейсера было доведено до кон­ца, то это был бы первый японский корабль, вооруженный 410-мм орудиями ГК, водо­измещением более 41000 тонн и скоростью 30 узлов. Это был бы самый мощный ко­рабль Императорского ВМФ, по своим тактико-техническим данным превосходящий многие линкоры. Вашингтонский договор поставил крест на этом проекте, но японцам удалось отстоять корпус и не давать его на слом.

На второй стадии строительства конструкторы решили отказаться от мощной броневой защиты и поставить на корпус легкую полетную палубу (палуба должна была быть легкой из-за своей большой метацентрической высоты, чтобы не пострадала ос­тойчивость корабля). В результате на глубоко сидящей в воде защищенной броней цитадели надстроили небронированные борта, палубы и ангары, вместе с венчающей все сооружение полетной палубой. Следует заметить, что вся переделка проходила в период, когда теория строительства авианосцев еще только начинала складываться, хотя ее развитие и шло значительными темпами. Поэтому неизбежно возникли труд­ности. Труднее всего оказалось найти подходящее место для дымовой трубы и артил­лерии. Переделка корпуса позволила устранить из его конструкции недостатки, остав­шиеся еще от того периода, когда "Акаги" был линейным крейсером. После того, как появились новые типы палубных самолетов, авианосец подвергся новой переделке, которая кардинально изменила силуэт корабля.

 

Схема бронирования (ниже ватерлинии)

 

Бронирование корпуса должно было защитить от снарядов, торпед и мин сило­вое отделение, артиллерийские погреба и баки с авиационным бензином, размещен­ные внутри цитадели. Цитадель простиралась на 2/3 длины корпуса и была защищена с бортов противоторпедными булями и броней из стали НТ, отличавшейся большой прочностью на разрыв. Край бронепояса был изготовлен из листов стали VC толщиной 152.4 мм, наклоненных наружу под углом 14°. Этот пояс проходил ниже конструктив­ной ватерлинии (3.5 м ниже ватерлинии и выступал всего на 0.5 м над поверхностью воды) внутри противоторпедного буля. Обшивку корпуса изготовили из листов стали НТ толщиной 14.3 мм. Нижний край цитадели также изготовили из стали НТ толщиной 25.4 мм, обшитой листами стали DS толщиной 22.2 мм. Верхний слой горизонтальной брони изготовили из листов стали Vickers толщиной 31.7-57.15 мм (тип стали NVNC или NC). Боковые скосы были сделаны из листов стали НТ толщиной 38.1 мм. Толщи­на горизонтальной брони варьировалась в зависимости от того, какой отсек защищал данный бронелист.

 

Тактико-технические данные авианосца "Акаги"                                                                                    

 

До переделки

После переделки

Начало работ

Завершение работ

Стандартное водоизмеще­ние

Боевое водоизмещение

Полная длина

Длина по ватерлинии

Длина между перпендикулярами

Полная ширина

Ширина по КВЛ

Осадка

Число ангаров

Число подъемников

Машины

Мощность

Скорость

Топливо

Запас хода

Вооружение

 

 

Самолеты: 

истребители

торпедоносцы

пикировщики

разведчики

19.11.1923

 

26900 тонн

34364 тонн

261.214м

248.956 м

233.019м

31.326м

28.956 м

8.076 м

3

2

4 турбины Тихон", 19 котлов "Кампон Б"

131200 л.с.

31 узел

3900 т мазута/2100 т угля

8000 миль/14 узлов

10x200 мм (2x2,6x1)

12х120мм(6х11)

 

 

16 Тип3 (A1N2)

28 Тип 13 (2МТ1, 3МТ2 - В1М1, В1МЗ)

-

16 Тип 10 (2MR1, 2MR4 - С1М2)

24.10.1935

31.08.1939

36500 тонн

41300 тонн

260.675 м

250.362 м

234.692 м

31.716м

28.956 м

8.17м

3

3

4 турбины Тихон", 19 котлов "Кампон Б"

133000 л.с.

31.25 уз

5775 т мазута

8200 миль/16 узлов

6x200 мм (6x1)

12x120 мм (6х2)

28x25 мм (14x11)

 

12(+4) Тип 96 (А5М2)

38(+16) Тип 96 (B4Y1)

19(+5) Тип 96 (D1A2)

-

 

Схема бронирования вдоль ватерлинии

 

Выше ватерлинии у авианосца не было брони вообще. Некоторую защиту внут­ренним надводным помещениям корабля составляла обшивка бортов, изготовленная из стальных листов толщиной 14.3 мм. Большинство прочих конструктивных элемен­тов корпуса было изготовлено из стали DU-COL толщиной от 6.35 до 12.7 мм. Очень хорошо расположение бронирования (точнее его отсутствия) иллюстрируют рисунки поперечного сечения корабля и схемы бронирования при шпангоутах №198 и №174.

Бронелистами были защищены транспортеры боеприпасов, торпед и фрагмен­ты ангара. Этим и ограничивалась надводная бронезащита "Акаги".

 

Химический состав сталей, использованных при постройке "Акаги"

Содержание, %

Mild Steel (MS)

Ducol Steel (DS)

High Tensile Steel (HTS)

HHTS ННТ

Углерод (С)

0.25

0.25-0.3

0.35

0.4

Никель (Ni)

0-0.2

0-0.2

0-0.2

Хром (Cr)

следы

следы (0.02)

следы

следы

Медь (Cu)

0.2

0.2

следы

следы

Кремний (Si)

<0.2

<0.2

0.15

<0.2

Марганец (Mn)

0.3-0.6

1.2-1.5

0.8-1.2

0.8-1.2

Фосфор (Р)

<0.05

<0.05

<0.05

<0.05

Сера (S)

О.05

<0.05

<0.05

<0.05

 

Химический состав брони

 

КС

VC

VH

NVNC

MNC

CNC

CNC1

CNC2

С

0.34

0.43-0.53

0.43-0.53

0.43-0.53

0.3-0.38

0.38-0.46

0.36-0.44

0.36-0.44

Ni

3.78

3.7-4.2

3.7-4.2

3.7-4.2

3.3-3.8

2.5-3.0

1.8-2.3

1.3-1.8

Cr

2.06

1.8-2.2

1.8-2.2

1.8-2.2

3.3-3.8

0.8-1.3

1.4-1.8

1.4-1.8

Си

-

0.2

0.2

0.2

0.25

0.9-1.3

0.6-1.0

0.6-1.0

Мо

-

-

-

-

0.25-0.4

-

0.1-0.25

0.1-0.25

Si

-

0.05

0.05

0.05

0.35

0.05

0.35

0.35

Mn

0.31

0.3-0.45

0.3-0.45

0.3-0.45

0.3-0.45

0.3-0.45

0.3-0.45

0.3-0.45

Р

-

0.035

0.035

0.035

0.035

0.035

0.035

0.035

S

-

0.035

0.035

0.035

0.4

0.03

0.045

0.045

 

КС - Krupp Cemented

VC - Vickers Cemented

VH - Vickers Hardened

NVNC - New Vickers Non Cemented

MNC - Molybden Non Cemented

CNC - Copper Non Cemented

CNC1 - Copper Non Cemented 1

CNC2 - Copper Non Cemented 2

 

Полетная палуба

 

При вступлении на службу, "Акаги" был оборудован характерной трехуровневой полетной палубой. Верхняя полетная палуба (длина -190.2 м, максимальная ширина -30.48 м) предназначалась для взлета и посадки самолетов. В кормовой части палуба имела наклон 60%, который улучшал аэродинамические характеристики при посадке. Угол наклона кормовой части полетной палубы составлял 1.5° (в отношении ватерли­нии). Передняя часть полетной палубы также имела наклон, но в противоположную сторону. Высота корпуса от киля до полетной палубы составляла 29 м в центре кораб­ля и уменьшалась к оконечностям.

Средняя палуба начиналась в районе мостика и была длиной всего 15 м. С этой палубы мог стартовать только малый истребитель Тип 3 - "Накадзима A1N1". Многочисленные эксперименты показали, что этот самолет успешно может стартовать с подобного "пятачка", но опытные пилоты всеми способами избегали повторять по­добные опыты. Больше всего пилотов смущала не длина, а ширина палубы, ограни­ченная с обеих бортов башнями артиллерии ГК.

Нижняя полетная палуба (длина - 55.02 м, максимальная ширина - 22.86 м) предназначалась для старта торпедоносцев. Не смотря на свою скромную длину, для взлета "Палубных штурмовых самолетов Тип 13 - Мицубиси 2МТ1 и ЗМТ2 (В1М1 -

В1МЗ)" этого было вполне достаточно. Подобное экспери­ментальное распо­ложение полетных палуб в три уровня, по мысли конструк­торов, должно было облегчить экипажу обслуживание само­летов и обеспечить старт максимально возможного количе­ства самолетов за ограниченное время. Кроме того, отпадала необходимость под­нимать самолеты на верхнюю палубу, ес­ли они могли взле­тать с двух нижних. Таким образом,

"Акаги" был авиа­носцем, способным одновременно вы­пускать и принимать самолеты. Более то­го, подобное распо­ложение полетных палуб позволяло ор­ганизовать непрерывный цикл. По­сле старта и вы­полнения задания самолет призем­лялся на главную полетную палубу, его опускали в ан­гар, заправляли, вооружали и само­лет снова отправ­лялся в бой с пе­редней палубы.

 

Подъемники

 

Первоначально авианосец имел два подъемника самолетов: носовой (длина 11.8 м, ши­рина 13 м), распо­ложенный по пра­вому борту, и кор­мовой (длина 12.8 м, ширина 8.4 м), расположенный симметрично по диаметральной плоскости. При по­мощи носового подъемника пере­мещали большие самолеты между ангаром и полетной палубой. Кормовой подъемник служил для перемещения самолетов меньше­го размера.

 

Аэрофинишер

 

Первое вре­мя авианосец был оборудован аэро­финишером экспе­риментальной кон­струкции. Экспери­ментальный аэро­финишер пред­ставлял собой ва­риант английской конструкции. Попе­рек верхней полетной палубы было натянуто 60 стальных тросов диаметром 12 мм. Тросы располага­лись на кормовой половине палубы на протяжении примерно 100 метров. Самолеты палубной авиации оборудовались специальным гаком, который при посадке цеплялся за натянутые тросы. Кроме того, при посадке самолеты выпускали закрылки и сочета­ние этих двух тормозов эффективно сокращали длину пробега. Тем не менее часто случались аварии, поэтому было принято решение оснастить авианосец новым аэро­финишером. В 1931 году на авианосце появился аэрофинишер конструкции инженера Сиро Кабая. Конструктивно, новый аэрофинишер представлял собой натянутые попе­рек полетной палубы тросы, концы которых фиксировались на вращающихся бараба­нах. Вращение барабанов контролировалось с помощью гидравлической системы, ко­торая по мере оттягивания троса увеличивала сопротивление. Этот аэрофинишер со временем получил официальное обозначение Куре Сики 4 Гата (4-й тип арсенала в Куре). Всего в состав аэрофинишера входило 12 тросов. Точно такой же аэрофинишер установили и на "Кага".

 

Ангары

 

Главные ангары на авианосце вмещали 60 самолетов и располагались в три этажа на корме и в два этажа на носу.

Под главными ангарами авианосца находились склады авиационного вооруже­ния, откуда при помощью транспортеров подавались боеприпасы, вооружение, торпеды. Авиационный бензин хранили на самом нижнем уровне над двойным дном. Спе­циальная система подавала топливо на полетную палубу и в ангары. Все работы, свя­занные с подготовкой самолетов к вылету и послеполетным обслуживанием (ремонт поломок, дозаправка, пополнение боезапаса, перевооружение и т.д.), проводили в ан­гарах. Из ангаров на полетную палубу самолеты доставлялись с помощью подъемни­ков. После того, как самолет поднимали на верх, его откатывали на стартовую пози­цию.

Оба ангара - верхний и нижний - были разделены на три отсека. Первый отсек простирался от кормовых дверей ангара до среднего подъемника. В этом отсеке стоя­ли торпедоносцы. Второй отсек простирался от среднего подъемника до подъемника, расположенного на носу, и предназначался для пикирующих бомбардировщиков. Тре­тий отсек находился на носу авианосца и предназначался для истребителей. Такое разделение позволяло лучше организовать площадь ангаров, а также отвечало типам палубной авиации. Кроме того, торпедоносцы обычно требовали большой площади для паркования, а также им требовалось много места для пробега. Расположение тор­педоносцев в другом месте на авианосце затруднило бы пуск и прием самолетов.

Подъемники на палубе и в ангарах имели защитный бортик, предотвращающий несчастные случаи и аварии. Противопожарную безопасность ангаров обеспечивала специальная система тушения огня, работающая на углекислом газе. Кроме того, в ангарах находились пожарные помпы и углекислые огнетушители. В случае необходимо­сти пожар можно было бы затушить забортной водой.

 

Вооружение

 

Главный калибр

 

Первоначально, "Акаги" был вооружен 10 пушками калибра 200 мм. Располага­лись пушки следующим образом: четыре пушки находились по две в башнях, установ­ленных по бортам в районе средней полетной палубы перед боевым мостиком. Ос­тальные шесть пушек находились по одной в казематах по обоим бортам в кормовой части авианосца. Первоначально в казематах планировали установить пушки калибра 120 мм, но затем их заменили на 200-мм орудия. Японские конструкторы рассчитыва­ли, что в непосредственном бою "Акаги" с американскими авианосцами "Саратога" и "Лексингтон" преимущество останется за японским кораблем, поскольку американ­ские авианосцы несли только 8 орудий калибра 203 мм. Однако расположение орудий на японском авианосце оказалось очень невыгодным. Если американцы могли сосре­доточить на каждом борту огонь всех восьми орудий, то японский авианосец мог дать бортовой залп только из пяти орудий.

Вооружение авианосцев 200-мм орудиями ГК - довольно редкий случай в миро­вом кораблестроении (одно время подобным образом также были вооружены амери­канские авианосцы). 200-мм пушка, установленная на "Акаги" представляла собой ва­риант пушки 50 кал.ая 3 Кендо Сики 20 см 1 Гата, которую также устанавливали на тяжелые крейсера. Таким образом, по мощности вооружения "Акаги" не уступал удар­ным крейсерам. Пушку сконструировал инженер К.Хада в конце 1916 года в арсенале ВМФ в Куре. В 1924 году пушку модернизировали и присвоили обозначение 50 кал. 3 Нендо Сики 20 см, а с 1931 года пушку называли 50 кал. 3 Нендо Сики 1 Го 20 см.

Тяжелые орудия установили на верхней палубе, чтобы повысить эффектив­ность огня. Замена 120-мм орудий на 200-мм привела к тому, что предел водоизмеще­ния, указанный в Вашингтонском договоре оказался превышен на 2500 тонн. Характе­ристика орудий главного калибра приведена в таблице.

Во время модернизации, проведенной в 1934/38 годах с авианосца сняли обе башни ГК, оставив только шесть пушек в казематах.

 

Тяжелая зенитная артиллерия

 

Между двумя Мировыми войнами развитие зенитной артиллерии шло в направ­лении увеличения калибра. Следуя общей моде Императорский ВМФ принял на воо­ружение новую модификацию пушки 40 кал. 3 Нендо Сики 8 см. Необходимость мо­дернизации зенитки объяснялась ее неудовлетворительными ТТХ. Модернизированная пушка получила новый замок и бо­лее тяжелые бое­припасы. Новое орудие стало назы­ваться 45 кал. 10 Нендо Сики 12 см. Конструктором пуш­ки был инженер К.Хада. Выпуск зе­ниток наладили в арсенале ВМФ в Ку­ре (ответственный за выпуск - капитан 2-го                    ранга М.Оямада). Всего было изготовлено 2125 таких пушек. Характеристики 120-мм орудия приведе­ны в таблице.

Зенитные орудия разместили в барбетах по обоим бортам корабля. Во время перестройки пушки не заменили на новые. Только 6 пушек, расположен­ных по правому борту получили по­сле перестройки башни. Нехватка денег, нависавшая дамокловым мечом над Императорски­ми ВМФ, не обошла стороной и "Акаги". Именно отсутствием финансирования объясняется то, что на авианосце оставили старые пушки и не установили башен.

 

Зенитные автоматы калибра 25 мм

 

В процессе перестройки противовоздушная оборона авианосца была значи­тельно усилена двадцатью восемью зенитными пушками калибра 25 мм. Данная авто­матическая пушка была разработана Гочкисом в 1930 году. Японцы закупили во Фран­ции несколько таких пушек и провели испытания в Йокосуке. Эта модель получила обозначение 94 Сики или 95 Сики (19 июня 1935 года). После незначительной моди­фикации, 6 августа 1936 года пушку приняли на вооружение как 96 Сики 25 мм Кидзю 1 Гата. Характеристики 25-мм зенитных автоматов приведены в таблице.

Расчет 25-мм зенитного автомата состоял из 7 номеров.

 

Характеристика артиллерии авианосца "Акаги"

 

200-мм пушка (50 кал. 3 Нендо Сики 200 мм 1 Гата)

120-мм зенитка (45 кал. 10 Нендо Сики 12 см)

25-мм зенитка (96 Сики 25 мм Кидзю 1 Гата)

Калибр

200 мм (7.9 дюйма)

120 мм (4.72 дюйма)

25 мм

Замок

поршневой

клиновидный

автоматический (использует энер­гию пороховых газов)

Общая длина

Длина зарядной камеры

10000 мм (50 кал.)

5400 мм (45 кал.)

655

2400 мм (60 кал.)

Число нарезов

48

34

12

Масса (с замком)

17900кг

2950 кг

115 кг, замок 43 кг

Начальная скорость снаряда

870 м/с

825 м/с

900 м/с

Давление газа в стволе

30 кг/мм2

26.4-26.5 кг/мм2

27 кг/мм2

Живучесть ствола

около 300 вы­стрелов

900 выстрелов

3000-15000 вы­стрелов

Теоретическая скоро­стрельность

5 выстрелов в мин

11 выстрелов в мин

260-100 выстре­лов в мин, сред­няя - 220-240 вы­стрелов в мин, практическая - 110-120 выстре­лов в мин

Масса снаряда

110кг

-

Зависит от типа

Масса метательного заряда

в среднем 32.63 кг (в шелковых картузах)

 

Дальность огня

20000 м (казематы) 28000 м (башни)

по горизонтали -15600м по вертикали -10400м

при угле возвы­шения 50° - 7500 м, 80° - 5200 м

Угол возвыше­ния/склонения

-5°.. .+25° (казематы)

-5°. ..+70° (башни)

-10°.. .+73°

-10°. ..+80°

Масса башни

Полная башня

 

18. 5 тонн

22.3 тонны

1100 кг

 

Система управления огнем

 

Система управления огнем артиллерии среднего калибра

 

Управление огнем артиллерии среднего калибра (тяжелой зенитной артилле­рии) осуществлялось при помощи двух постов управления огнем, размещенных по обоим бортам корабля. Первый пост находился перед главной дымовой трубой на вы­ступающем спонсоне по правому борту. С этого поста управления руководили огнем зенитной артиллерии правого борта. Второй пост управления находился с левого бор­та под главной надстройкой (в спонсоне). С этого поста управляли артиллерией. С по­стов управления информация передавалась к каждому орудию при помощи сельсинов.

ТТХ прибора управления артиллерийским огнем Тип 91:

• рабочий диапазон 2000 -15000 м

• диапазон углов возвышения: 0°...90°

• диапазон углов поворота ±180°

• диапазон бортовых колебаний ±15°С

• диапазон продольных колебаний ±15°С

Устройство позволяло вносить горизонтальную и вертикальную поправку в пре­делах ±100 метров. Вся информация при помощи сельсинов направлялась в систему управления орудиями. Предусматривалась возможность вносить поправки на ветер (0-20 м/с), скорость корабля (0-40 уз), атмосферное давление, влажность и т.п. Скорость обработки горизонтальных углов составляла 5.5 °/с, а вертикальных - 2.5 °/с.

Для оптического управления огнем зенитной артиллерии "Акаги" был оборудо­ван тремя стереоскопическими дальномерами базой 4.5 м. Дальномер правого борта находился непосредственно перед центром управления огнем правого борта. Дально­мер левого борта стоял перед надстройкой на главной палубе. Третий дальномер был установлен на крыше надстройки. Дальномеры имели проблесковые объективы диа­метром 48 мм.

 

Система управления огнем мелкокалиберной зенитной артиллерии

 

Управление огнем зенитной артиллерии калибра 25 мм осуществлялось при помощи 1.5-метровых дальномеров, расположенных на правом и левом бортах. Еще один 1.5-метровый дальномер находился на мостике и использовался для проведения точных измерений.

 

Радиооборудование

 

Авианосец "Акаги" был оборудован приемниками и передатчиками, работаю­щими в диапазонах длинных и коротких волн. Антенны находились на двух мачтах по обоим бортам корабля. Во время приема и выпуска самолетов эти антенны откидыва­лись в стороны так, что располагались параллельно поверхности воды.

 

Силовая установка

 

Силовая установка авианосца "Акаги" состояла из 4 турбинных групп (так назы­ваемого "разветвленного" типа - Бунрю Сики) с передачами. Авианосец унаследовал силовую установку линейного крейсера практически без изменений. Конструктивная мощность машин - 131000 л.с., что позволяло кораблю развивать скорость до 30 уз. На корабле было два силовых отделения. Носовое силовое отделение работало на два внешних гребных винта, в то время как кормовое отделение работало на два внутрен­них винта. Кроме бронепояса, защиту силовых отделений обеспечивал ряд помеще­ний, расположенных вдоль борта.

Каждая турбинная группа состояла из турбин типа "Гидзюцу Хомбу" или короче Тихон", работающих на общую передачу. Масса турбинной группы (без передачи) -311 тонн, а масса передачи - 272 тонны.

Конструкция турбин была целиком разработана японскими инженерами, кото­рые использовали довольно редко применяемую на практике схему циркуляции пара. Подобные турбины устанавливали на большинстве японских кораблей, построенных после 1-й Мировой войны. Благодаря своей конструкции турбины можно было уста­навливать попарно, что и делалось на крупных кораблях. Каждая турбинная группа состояла из двух турбин высокого давления и двух турбин давления низкого. Турбины высокого давления также могли работать на задний ход. Подобная схема силовой ус­тановки отличалась отсутствием маршевой турбины, обеспечивающей экономический ход корабля. Отсутствие маршевой турбины японцы компенсировали системой рас­пределения пара. Когда корабль шел экономическим ходом то пар сначала подавался на лопатки турбин высокого давления, а затем на турбины низкого давления. Если же корабль шел полным ходом, то пар подавался прямо (!) на турбины низкого и высокого давления. Это решение приводило к перерасходу топлива на максимальных скоро­стях, но авторы конструкции рассудили, что максимальную скорость корабль развива­ет сравнительно редко, поэтому перерасходом топлива можно пренебречь.

Отработанный пар направлялся в конденсаторные камеры, охлаждаемые за­бортной водой. При движении полным ходом в камеры поступал еще довольно горя­чий пар и камеры едва справлялись со своей функцией.

Пар генерировался в 11 больших котлах типа Кампон (сокращение от Кансей Хомбу - Технический департамент ВМФ, где и были сконструированы эти котлы). Кот­лы типа В (Ро) работали на мазуте и находились в центральной части корабля ближе к баку. Каждый большой котел размещался в отдельном водонепроницаемом отсеке. 8 малых котлов, работающих как на мазуте, так и на угле, размещались в двух отсеках сразу за большими котлами. Котлы вырабатывали пар с рабочим давлением 20 кг/см2. Конструкция котлов походила на конструкцию английских котлов Yarrow, самых рас­пространенных в то время. Котлы на "Акаги" были водотрубного трехбарабанного типа с двумя водными барабанами внизу и одним паровым барабаном сверху, соединен­ными между собой слегка изогнутыми трубками. Эта кривизна позволяла компенсиро­вать температурное расширение.

 

Отвод дыма

 

Большой проблемой для создателей корабля было сконструировать систему отвода дыма. Использованная на "Хосё" система с вращающимися дымовыми трубами не удовлетворяла требованиям моря­ков и летчиков. Дым из труб клубился над полетной палубой и затруднял посадку самолетов. Поэтому во время постройки "Акаги" была создана его модель в мас­штабе 1:48, на кото­рой отрабатывалась система отвода дыма. Модель обдували в аэродинамической трубе Исследовательского института в Касумигауре (Гидзицу Кенкё Сё). Во время аэродинамических испытаний пришлось мно­гократно изменить размеры и форму главной дымовой трубы. Наконец, было решено остановиться на большой трубе на правом борту. Труба была наклонена под углом 120° так, что вершина трубы смотрела вниз. За главной трубой находилась дополни­тельная дымовая труба, направленная вертикально вверх и слегка возвышавшаяся над уровнем полетной палубы. Вспомогательная труба предназначалась для отвода дыма при раскочегаривании котлов. В целом, эта система не удовлетворяла даже своих создателей, поскольку главная дымовая труба слишком низко нависала над по­верхностью воды и ее могло залить или повредить при поперечной качки или сильном волнении.

Все эти опасения в полной мере подтвердились на протяжении первых не­скольких месяцев службы. За это время трубу не раз заливало водой. Система охлаж­дения трубы, которая по мысли создателей, должна была понижать температуру дыма и уменьшать его турбулентность, также не выдержала испытание. Более того, смеши­вание дыма с холодным забортным воздухом приводило к усилению турбулентности потока. Во время перестройки в 1934/38 годах главная дымовая труба подверглась полной реконструкции, а вспомогательную трубу вовсе убрали. Но новая система от­ведения дыма также была весьма далека от совершенства. Кстати, подобные пробле­мы встречались и на других авианосцах Императорских ВМФ.