Глава 2. Новая 20-летняя

 

Новый шанс возглавить мировой прогресс в су­достроении представился русскому флоту в 1902 г. На­деяться на это позволяли три обстоятельства. Во-пер­вых, ведомству предстояло разработать грандиозную 20-летнюю программу судостроения на 1902-1923 гг. Волей-неволей предстояло осмотреться и выбрать типы кораблей, которые, по крайней мере, не уступали бы за­падным. Кстати пришлась и полезная инициатива доб­росовестного выполнявшего свой долг государственно­го контроля. Уже однажды (хотя подобных примеров в истории почти не встречалось), государственный конт­ролер Т.И. Филиппов предъявлял Морскому министер­ству обвинение в "незаконном нарушении интересов казны", допущенном при подписании контрактов на за­каз в Америке броненосца "Ретвизан" и крейсера "Ва­ряг". Нечто подобное следовало и из отчета государ­ственного контролера генерала П.Л. Лобко за 1901 г.

Генерал обращал внимание на странную безза­ботность Морского министерства, которая также мог­ла обернуться большим ущербом для государства.

Оказалось, министерство по завершении стапельных работ на последней программе судостроения все еще не озаботилось загрузкой освободившихся стапелей. Это, как отмечал государственный контролер гене­рал П.Л. Лобко, может повести к весьма нежелатель­ным последствиям, включая и возможные забастовки рабочих. В министерстве, однако, не спешили, и только 23 октября 1902 г. Управляющий Морским министерством вице-адмирал П.П. Тыртов созрел до ходатайства о выделении министерству кредита в 50 млн. рублей на новое судостроения в счет еще разра­батывавшейся новой судостроительной программой. Редким для императора историческим изречени­ем ходатайство министерства поддержал Николай II. Его резолюция гласила: "Судостроение не может оста­навливаться без самых вредных для государства по­следствий". Но, что именно надо строить, и он не имел никакого понятия. На совещании 9 декабря 1902 г. ми­нистр финансов граф С.Ю. Витте согласился выделить на 1903 г. 12-миллионный кредит; столько же выделялось на 1904 г. Министр уже хорошо знал безалабер­ность Морского министерства, которое, не имея ни­какого творческого задела, сгоряча предложило строить два корабля для Балтики и два для Черного моря, по чертежам броненосца "Бородино''. Безмерно перегруженные (уже до 600 т и уже отставшие от сво­его времени, эти корабли, по мнению бюрократии, вполне могли возглавить новую судостроительную программу.

Всецело поглощенная предвоенной грандиозной судостроительной гонкой 1898-1903 гг., министерство оказалось совершенно неподготовленным к решению ответственейших проблем будущей программы и типов перспективных кораблей. Особенно болезненным было полное отсутствие творчес­кого задела по всем кораб­лям будущей программы. Приходилось или риско­вать, или обращаться к ус­таревшим, но зато хорошо отработанным современ­ным кораблям. Это был по­стыдный, ничем не оправ­данный цейтнот.

По проекту новой программы предполага­лось, что к 1923 г. русский Балтийский флот "будет равносилен соединенному флоту Германии, Швеции. Норвегии и Дании на Бал­тийском море". Тихоокеан­ский флот должен был сохраниться в прежнем со­ставе. В соответствии с этой программой, с учетом исключения из списков от­служивших свой срок ко­раблей (броненосец — 25 лет, крейсер — 20 лет, мин­ные суда — 16 лет) флот России в 1923 г. должен был составить 42 эскадрен­ных броненосца, 24 броне­носца береговой обороны, 23 больших крейсера, 40 малых крейсеров, 11 крей­серов, 147 истребителей, 84 мореходных миноносца.

Таковы были намет­ки, состоявшего тогда в ГМШ капитана 2 ранга И.О. Эссена. Программа определяла динамику рос­та флота, состав действую­щих и выбывающих кораб­лей. Неясно было лишь с их типами — в большин­стве вместо них оставались пока одни белые пятна. С характеристиками был лишь броненосец — он был вписан в итоге обсуждений в начале 1903 г. По-види­мому, не без участия Н.О. Эссена, для начальника ГМШ была составлена и весьма обнадеживающая па­мятная записка. Она была подготовлена для совеща­ния, состоявшегося 17 января 1903 г. в кабинете на­чальника ГМШ Ф.К. Авелана с участием членов МТК и приглашенных инженеров Н.В. Долгорукова и Н.Е. Титова. В итоге обсуждения выяснилось три пути выбора типа броненосца новой программы.

Первый состоял в том, чтобы "повторить наибо­лее современный в боевом отношении тип "Бородино". Вторым могло быть составление проекта "улучшенного" типа "Бородино". Многие усовершенствования в существующий проект можно было внести уже теперь, а в "улучшенном" "Бородино" требовалось придать корпусу "более действенную" в подводной части защи­ту отнесением существующей подводной переборки на 16 фут вместо теперешних 6 фут от наружного борта. Существующую 152-мм артиллерию следовало заме­нить на 203-мм. Назван был и третий путь: "составить совершенно новый проект линейного броненосца, впол­не отвечающий всем современным требованиям, а так­же обладающий значительными преимуществами по сравнению с проектами, принятыми в других флотах".

"Значительные преимущества" мог обеспечить лишь корабль, вооруженный несколькими башнями с орудиями 305-мм или большего калибра. Неизвестно, думал ли так составитель записки в ГМШ, знал ли он об инициативе инспектора английского флота Мея, ко­торый будто бы ("Техника — молодежи" 1972 № 7. с. 45) в итоге глубоких исследований уже в 1902 г. предложил проектировавшиеся корабли типа "Лорд Нельсон" (заложены в 1904 г.) вооружить двенадца­тью 305-мм орудиями. Рутина, как известно, была сильна и в английском флоте: корабли получили тра­диционно смешанную, хотя и существенно усиленную артиллерию из 4 305-мм и 10 243-мм орудий.

Теперь им оставалось (конструктивные схемы были до удивления схожи) сделать следующий шаг к дредноуту. Но это произошло только в сентябре 1905 г., когда на верфи в Портсмуте был заложен "Дредноут".

Русскому флоту в 1902 г. надо было лишь вспом­нить призыв, с которым когда-то к великому князю Константину обратился его сподвижник и выдающий­ся патриот И.Ф. Лихачев. "В наш век нескончаемых совершенствований и преобразований в морском ис­кусстве единственное средство не быть позади других — это стремиться быть впереди всех", — говорилось в его "Записке о состоянии флота" в январе 1859 г. Но никто не решился пригласить в МТК еще жившего ад­мирала — это могло оказаться неугодно великому князю генерал-адмиралу. Ведь он в 1882 г. свой безу­частностью вынудил адмирала уйти в отставку, а в 1888 г. оставил без внимания призыв адмирала о создании в русском флоте службы Генерального штаба.

На обсуждении будущих проектов не приглаша­ли также еще жившего адмирала П. Бурачка, который в 1907 г. в своих заметках о флоте дал нелицеприят­ную оценку интеллектуального уровня прожитой им эпохи. Не присутствовал на заседаниях МТК и "по­стоянный возмутитель спокойствия" вице-адмирал С.О. Макаров, неоднократно заставлявший МТК рас­сматривать его инициативы по совершенствованию флота, его вооружения и кораблей. Все решалось в привычном почти интимном кругу МТК и избранных им адмиралов. По всем этим обстоятельствам упомя­нутый в докладной записке "совершенно новый про­ект" не мог вызвать энтузиазма у собравшихся для об­суждения "докладной записки" адмиралов. Тем не менее корабельные инженеры были готовы к разработ­ке именно "нового проекта". Силами Санкт-Петербур­гского порта и при помощи МТК эта работа могла быть выполнена в продолжение трех месяцев при усло­вии безотлагательного (не в пример постоянным задер­жкам при проектировании предшествовавших кораб­лей) рассмотрения в МТК всех возникающих вопросов. Инициативного проекта инженеры не пред­лагали —бюрократия, почти всегда оставлявшая их без внимания — отучила их от подобной бесполезной траты времени.

К работам над новым проектом инженеры Санкт-Петербургского порта могли приступить немед­ленно по получении Главным корабельным инженером порта "главных оснований проекта" — то есть боевых элементов будущего корабля. Возможно, что задания на составление нового проекта, который мог бы быть первым отечественным дредноутом, еще обнаружатся в архивах, но пока приходит в недоумении останавли­ваться перед неким "табу", которое без мотивировок и объяснений было наложено на новый проект. Не встре­чается в документах ни одной таблицы сравнений с этим проектом, и приходится думать, что судьба его решена кем-то из начальствующей верхушки МТК и ГМШ, а может быть, и генерал-адмиралом.

Очень многое мог бы решить самый авторитет­ный тогда адмирал Ф.В. Дубасов.