Глава 3. Сомнения адмирала

 

Есть основание полагать, что отказ от шанса выйти на проект отечественного дредноута во многом остается на ответственности самой авторитарной и ам­бициозной фигуры в министерской верхушке — пред­седателя МТК вице-адмирала Ф.В. Дубасова. О его подвигах на ниве рутины уже говорилось (Мельников P.M., Эскадренные миноносцы класса "Доброволец" СПб., 1999. С. 50). Чиновник в адмиральских эполе­тах (кем адмирал оказался на посту председателя МТК), сумевший не оценить революционной роли под­водных лодок, торпедных катеров и турбинных двига­телей, Ф.В. Дубасов с таким же олимпийским безраз­личием мог отвернуться и от идеи дредноута.

И дело пошло по привычной накатанной колее сложившихся за 20 лет рутинных порядков. Бесконеч­ные и множественные изменения решений, перекройки проектов без существенной реально видимой необхо­димости, бесчисленные переделки на строящихся ко­раблях — месячные задержки МТК с рассмотрением предоставлявшихся ему на утверждение рабочих чер­тежей — весь ком этих подчас непостижимых предцусимских неурядиц во всей своей неприглядности по­вторялся и при создании новых кораблей. И все это происходило на базе отставших на эпоху проектов.

Итак, уверенно оставив в стороне путь, который мог привести к "дредноуту", участники совещания начали по порядку перебирать имеющиеся варианты проек­та броненосца новой программы. Ближайший вариант— воспроизведение всесторонне отработанного типа броне­носца "Бородино"—пришлось сразу признать неприем­лемым. Виной тому была выявившаяся огромная пере­грузка, достигавшая 600 т. При сохранении в этом проекте (водоизмещение по первоначальному чертежу 13516 т) всех его характеристик и в особенности осадки 26 футов (7,93 м), водоизмещение пришлось бы увели­чить до 15 330 т. А это было почти на 1800 т больше, чем предполагалось для типа "Бородино".

На этом же совещании в МТК 17 января 1903 г. было признано, что "пересоставление" проекта с целью создания "улучшенного" типа "Бородино", вылилось бы фактически в составление нового проекта с такими же расходами времени. В то же время такой "пересос­тавленный" проект не сможет обеспечить той боевой мощи, какая будет возможна в проекте, разработанном заново. Такой корабль, заведомо уступающий более мощным иностранным представителям этого класса, останется единичным экземпляром и поэтому расходы на его создание будут явно неоправданными.

Эту не вполне внятно изложенную и, видимо, чуть позднее соединенную с протоколом заседания инже­неров докладную записку вице-адмирал Ф.В. Дубасов представил начальнику ГМШ 17 января 1903 г. Адми­рал явно не успел определить свою позицию относитель­но выбора пути создания перспективного линейного ко­рабля новой программы. Пытаясь проявить широту взгляда, он к этой же докладной записке добавил, что вышеизложенные соображения по отношению типа "Бо­родино" для Балтийского флота Совещанием полностью применены и к типу "Князь Потемкин-Таврический" по отношению Черного моря". Это означало, что для обоих флотов предполагалось создать единый тип корабля. Та­кая широта подхода вновь возрождала надежду на вы­бор единственного современного типа—дредноута.

Об этом, казалось бы, с определенностью гово­рил заключительный вывод того же Совещания МТК от 17 января 1903 г. Собравшиеся предлагали: для реали­зации кредита, выделенного на судостроение в 1903 г., "следует теперь же приступить к строению в С-Пб порту к составлению нового проекта линейного броненосца для Черного и Балтийского морей, причем для такого проекта должны быть даны задания, а затем заложить на верфях Балтийских и Черноморских по два проекти­рованных броненосца". Как видно, об усовершенствования имевшихся новей­ших броненосцев — "Бородино" на Бал­тике, "Князя Потемкина Таврического" на Черном море — речи не было. Новые корабли предполагалось создать неизме­римо мощнее этих прототипов. Так следо­вало из логики записки Ф.В. Дубасова, так следовало из характера совершивше­гося мирового прогресса. Ведь заложен­ные в 1902 г. серийные английские броне­носцы типа "Кинг Эдвард VII" (с их 4 305-мм, 4 234-мм орудиями в башнях и 152-мм в батарее), как и проектировав­шийся в том же году "Лорд Нельсон" (14 орудий калибром 305-234 мм в баш­нях) видимым образом приближались к явившемуся через два года "Дредноуту". Недалек был от него и заканчи­вавшийся в 1902 г. японский броненосец "Микаса", проектом которого в начале предполагалось вооружение из 4 305-мм, 4 254-мм и 14 152-мм орудий. Следую­щим, вполне предвиденным шагом в раз­витии этого типа должен был стать зало­женный в 1904 г. "Катори". При водоизмещении 16 400 т он имел воору­жение из 4 305-мм, 4 254-мм башенных и 12 152-мм казематных орудий и вместо контрактной 18,5 уз скорости достиг на испытаниях (имея котлы Никлосса) 20,22 уз. И предполагая строить корабль, "отве­чающий всем современным требовани­ям", а также обладающий значительными преимуществами по сравнению с проектами, принятыми в других флотах, нельзя было не стре­миться во всем превзойти названные (могли быть и дру­гие) образцы мирового судостроения. Такой путь давал большие шансы прийти к типу "Дредноута". И это, казалось бы, вот-вот должно было произойти. Но адмирал Ф.В. Дубасов, оставив все свои сомнения, уже оконча­тельно, как вдруг выяснилось, присоединился к реше­нию в пользу рутины.