Глава 11. Приемки и сдачи

 

С 1 июня по 1 июля 1910 г., стоя у Галерного ос­тровка в вооруженном резерве, продолжали сдачу ме­ханизмов и установок по артиллерии и минным частям, готовили компасы, проверяли рулевое устройство. Приняли комиссией кормовую динамомашину, конча­ли установку артиллерии и приборов управления в бое­вой и дальномерной рубках. 1 июня сдали одну из глав­нейших бытовых систем — водопровод. В действии проверили и паровое отопление. 14 июля командир Шванк, как и было запланировано (опасались низкого уровня воды в Финском заливе), в 6 час. 39 мин. утра приказал поднять вымпел и начать кампанию. В 6 час. 40 мин. подошли 7 буксирных пароходов: портовые № 3 и № 6, "Охта", "Россия", "Александр", "Слон" и лоц­манский "Силач". С их помощью оттянулись от стенки и, имея осадку ахтерштевнем 7,75 м, форштевнем 7,62 м, отошли кормой вниз по течению. Против р. Екатерингофки (ниже Балтийского завода), с помощью паро­ходов развернулись и в 7 час. 55 мин. пошли в морской канал. Каналом шли с 8 час. 10 мин. до 8 час. 58 мин. Пары поддерживали в 15 котлах. В 10 час. 15 мин., миновав открытую часть фарватера, вошли на Малый Кронштадтский рейд и семью выстрелами салюта обменялись с крепостью. В 11 час. 30 мин. у бочек Боль­шого Кронштадтского рейда отдали буксиры, спустили лоцмана и пошли на мерную линию для испытания главных машин.

За время с 12 час. 50 мин. дня до 5 час. 10 мин. вечера, имея под парами уже все 25 котлов, сделали на мерной линии 8 пробегов. При скорости от 12 до 16,1 узла машины развивали мощность до 11 000 л.с. Воз­вращение корабля с первого испытания команды всех кораблей, стоявших на Большом рейде, приветствова­ли криками "ура.". Это был и в самом деле большой успех нового судостроения: в отличие от прежней прак­тики долгой Кронштадтской подготовки, корабль, при­шедший с завода из Петербурга, сходу ушел на мерную линию и блестяще провел первое испытание.

Подняв флаг, корабль стал принадлежать фло­ту. Задачи боевой подготовки требовали налаживания в кратчайший срок уставного порядка службы и выхо­дов в море, что было несовместимо с присутствием на корабле больших масс "вольных" мастеровых и во множестве совершавшимися на корабле монтажно-сборочными наладочными, а кое-где и корпусными работами. Затяжные стоянки для ведения работ "размагничивали команду, мешая нормальной организа­ции службы и боевой подготовки. В стремлении при­мирить эти две стихии, командиры пытались убедить начальство в необходимости ускорить достройку, уве­личив время как на плавание, так и на состояние воо­руженного резерва. Оказалось, однако, что на пути возрождения флота может встать и новое рожденное революцией 1905 г. учреждение — Государственная Дума. Заблокировав принятие новой судостроитель­ной программы, она руками своего бюджетного коми­тета ограничивала и расходы на плавание, и дострой­ку кораблей. Теперь думская бюрократия заняла место доцусимской.

Особенно душил корабли некомплект команды. Для ее восполнения на "Андрее Первозванном" перед испытаниями, как можно судить из строевого рапор­та командира от 14 июля 1910 г., поступили 68 мат­росов с "Громобоя", 31 — также с достраивавшегося крейсера "Паллада", 201 — с транспорта "Океан". И все же состав команды при входе корабля в Среднюю гавань — всего 583 человека — был далек от штат­ного. Людей не хватало даже для надзора за помеще­ниями и механизмами. Огромно-необъятным оставал­ся и перечень незавершенных работ, которые в сложившихся условиях грозили затянуться по край­ней мере, на год. Во всей своей неприглядности в лет­нюю жару явили себя проблемы вентиляции и отсут­ствие бортовых иллюминаторов. Соображения о необходимости их установки и заказе 48 переносных вентиляторов командир Шванк представил Морско­му министру еще 29 июля 1910 г.

После осмотра водолазами состояния подвод­ной части корпуса корабля, 17 июля вошли в Алексан­дровский док. 20 июля, встав на кильблоки, приступи­ли к прорезанию в подводной части корпуса отверстий трюмной системы, заделке отверстия упраздненного носового минного аппарата. Окраску подводной час­ти корпуса задерживало оказавшееся очень трудоем­ким выбивание кильблоков, мешавших окрасочным работам. Первая постановка в док. как это почему-то случалась и с другими кораблями (крейсер "Громобой" во Владивостоке, броненосец "Император Алек­сандр II" в Кронштадте в 1903 г.) оказалась неудачна. Корабль при посадке на блоки получил четыре вмяти­ны, из которых одна имела стрелку прогиба обшивки величиной до 70 мм, а другая — прогиб флора со стрелкой до 89 мм.

Беспокойство вызвало и сильное нагреванием об­шивки корпуса под конденсационными цистернами. Ис­правлять пришлось по гнутый вал рулевой машины. За­вершали согласование орудийных установок 305-мм орудий, но в казематах такая работа задерживалась не­получением прицелов. Краны для ростерных шлюпок Путиловский завод обещал прислать только в августе. С доставкой рулевого электродвигателя запаздывал и ревельский завод "Вольта". Не были готовы приборы управления артиллерийским огнем, элеваторы подачи 120-мм патронов, система ручной подачи снарядов, по­грузка мин Уайтхеда, шлюпки, такелаж, лежавшие на ответственности Петербургского порта. Тогда же в доке по опыту проведенных испытаний Франко-русский завод шаг гребных винтов уменьшил с 5,72 до 5.56 м.

10 августа вышли из дока и, оставаясь в Сред­ней гавани в состоянии вооруженного резерва, про­должали работы и подготовку к заводским испытани­ям. Их, вступив в кампанию, провели 24 августа! Для работы у котлов с крейсеров "Громобой", "Диана" и "Паллада" приняли 75 кочегаров. К исходу дня, со­вершив четыре пробега (по 4 мили) достигли 18-уз ско­рости. Мощность машин доводили до 15 554 л.с. Пя­тый пробег прервали из-за тумана, который пережидали на якоре у Толбухина маяка. Утром сня­лись с якоря и вернулись в Среднюю гавань для про­должения работ.

В 7 час. утра 7 сентября, приняв Комиссию в со­ставе 31 человека по предводительством контр-адмира­ла Васильковского провели официальные 8-часовые ис­пытания. При осадке 7,93 м на ровный киль наибольшая скорость составила 18,3 уз. Вычисления индикаторных диаграмм выявили суммарные мощнос­ти левой машины 8660, правой 8975 л.с. Контрактная мощность — 17 600 л.с. — была превышена, несмотря на вывод из действия одного котла. Как объяснял ко­мандир, "котлы поставлены три года назад — то есть уже новыми считать нельзя". В море доходили до рас­стояния 4 миль у о. Гогланд. Против сильного ветра (зюйд-вест 3-5 баллов) корабль брал много воды но­сом, но, по мнению командира Шванка, "шел спокой­но и артиллерией можно действовать".

Осмотр приемной комиссией части деталей ра­зобранных механизмов существенных неисправностей не обнаружил. Правильность окончательной сборки машин проверили 6 октября 1910 г. трехчасовыми по­бегами на скорости, составлявшей 0,9 от полной, пос­ле чего заведование механизмами передали штатной команде. Ее численность 494 человека, как это видно из строевого рапорта командира от 1 октября 1910 г., по-прежнему была чуть ли не вдвое меньше штатной. Флот, все еще не оправившийся от последствий Цусимы и вызванных революцией мятежей, был не в силах подготовить для кораблей потребное число мат­росов-специалистов. Столь же фатально не хватало и офицеров. Их, чтобы при отчаянном некомплекте ко­манды возглавить и взять под контроль и управление огромный корабль, добавили только к 1 октября. По строевому рапорту командира на этот день сверх ра­нее назначенных офицеров числились два лейтенанта: Николай фон Транзе 2-й — вторым минным офице­ром, Кирилл Станкевич — вахтенным начальником. Должность старшего судового механика перешла к подполковнику Антону Моннерот-дю-Мену. Принад­лежащий, как приходится предполагать, к испанскому дворянскому роду (вероисповедание римско-католи­ческое) он получил свое назначение 22 сентября 1910 г. и в чине инженер-механика капитана 1 ранга про­служил вплоть до 1916 г. Трюмным механиком стал капитан Андрей Ген, и. д. старшего судового врача вместо Я. Кефели — надворный советник Владимир Красильников, штатным судовым священником — присланный из Таврической епархии отец Алексей Сербов. В списке от 1 ноября 1910 г. добавились четы­ре лейтенанта: Борис Хлюстин — старший штурманс­кий офицер, князь Михаил Черкасский — младший ар­тиллерийский офицер, барон Александр Фитингоф 2-й (1881-1941, Шанхай) — младший артиллерийский офицер, мичман Евгений Крагельский прибыл на дол­жность вахтенного начальника. Добавили и одного трюмного механика — капитана Мечислава Сляского. В смутном 1917 г. он в чине инженер-механика капи­тана 2 ранга займет должность старшего механика.