Глава 12. Залпы над Балтикой

 

В продолжение осени последовательно нара­щивали список технических средств, устройств и ме­ханизмов, принятых комиссией капитана 1 ранга Васильковского и передававшихся в ведение судо­вой команды. 2 сентября 1910 г. испытывали вспо­могательную динамомашину завода Вольта. На сле­дующий день также успешно испытали и приняли два водоопреснителя с производительность 25 т (сутки) фирмы Р. Круга, а 24 сентября — четыре ис­парителя той же фирмы суммарной производитель­ностью 180 т в сутки. Последующие сдачи задержи­вались выходом в море и возобновились к концу года. 8 декабря после 6-часового испытания приняли две верхние кормовые динамомашины (640 ампер и 105 вольт) и две верхние боевые. 9 и 10 декабря при­няли в действии 64 телефона от электромеханичес­кого завода Н.К. Гейслера.

6 октября 1910 г. достройку прервали новым вы­ходом в море. Закончив сборку машин после ревизии, начали кампанию и успешно провели в море 3-часовой пробег со скоростью, равной 0,9 от полной: с этого дня машины и котлы поступили в полное управление эки­пажа. Но чтобы это можно было сделать при продол­жавшемся отчаянном некомплектом команды для вы­ходов на последующие стрельбы в море, пришлось "позаимствовать" в машинной школе 10 машинистов и 30 кочегаров. 7-9 и 11-18 октября проверяли дей­ствие приводов артиллерии в гавани при кренах от 0° до 8°. 14 октября пошли в море на стрельбы, но из-за обнаружившейся плохой регулировки башен верну­лись. После работ, проведенных представителями Ме­таллического завода, казематные установки при крене 8°, действовали исправно. 14-16 и 21 октября при кре­не 8°, несмотря на появившийся в гавани лед, продол­жали испытания. 22-23 октября при кренах 0° и 8° (при­няли в отсеки 300 т. воды) добились в полной исправности и в башнях. 24 октября начали кампанию и с комиссией капитана 1 ранга Васильковского, при­няв также главного инспектора морской артиллерии, приступили к стрельбам.

На плесе за Толбухиным маяком в продолжение трех дней сделали 216 выстрелов (55 из 305-мм, 113 — из 203-мм и 48 из 120-мм орудий). Корпус корабля и орудийные установки повреждений не обнаружили. Подкреплений требовала палуба сильно проседавше­го при выстрелах 120-мм каземата.

К испытаниям на скорострельность 305-мм ору­дия оказались не готовы. В их приводах вертикально­го наведения часть деталей червячного зацепления требовала замены. Доработки требовали и установки 203-мм башен. Не удалось проверить артиллерию и корпус корабля одновременным залпом из всех ору­дий одного борта. В залпе не смогли участвовать кор­мовая башня 305-мм орудий и одно 203-мм казе­матное орудие. Виной были частные осечки гальвани­ческих трубок, недостаточная обученность прислуги и не во всем оконченные работы. Стрельбу решили повторить весной 1911 г. Столь плачевные результа­ты в немалой степени объяснялись, по-видимому, по­следствиями забастовочного движения и очевидной слабости контрольно-приемного аппарата флота, ко­торый тогда на постоянной основе только еще форми­ровался. Свою роль сыграла и недостаточная подго­товленность артиллерийских офицеров.

О неосвоенности цусимского опыта напомина­ла и вызывавшая общую неудовлетворенность конст­рукция мамеринцев башен. Они, как и на броненос­цах типа "Бородино", при попадании снаряда могли заклинить башню, а теперь, оказывается, могли "на­рушить движение башен" даже под действием стрель­бы "соседних орудий". Как видно, послецусимские преобразования флота и судостроения не соверша­лись так волшебно-организованно, как об этом при­ходится сегодня слышать.

Обширным был перечень работ на предстоящую зиму. В нем сверх названных были установка в 305-мм башнях муфт Дженни, налаживание гальванической стрельбы 120-мм орудий, установка системы продува­ния орудий воздухом после выстрела.

Печальным подтверждением легкомысленнос­ти проектировщиков стало и отсутствие на кораб­лях, казалось бы, естественно необходимого для мо­реходности полубака. В Черном море "Князь Потемкин Таврический" (как и следовавшие за ним броненосцы типа "Евстафий") имели полубак, что­бы учесть недостатки их прототипа — низкобортно­го "Три Святителя". На Балтике, наоборот, имея пример низкобортного "Наварина" и отличной мо­реходности броненосцев типов "Ослябя" и "Бороди­но" от полубака отказались. Очень бы хотелось знать, кому из адмиралов и инженеров принадлежа­ла сделанная в начале проектирования лукавая ого­ворка о возможности обойтись без полубака, если это не повредит мореходности. История, как и со­временники, за редким исключением не оставляют в тени авторов выдающихся головотяпств, которые сегодня стыдливо именуют "человеческим факто­ром". Не обозначен пока что в истории и автор названной лукавой оговорки. Зато осталась непопра­вимая беда, которой оборачивался для кораблей каждый выход в штормовое море. Даже при спокой­ном море "Андрей Первозванный" по свидетельству командира, брал много воды носом.

Живописные подробности о полузатопленном состоянии, в котором оказывался корабль, идя против волны и ветра, когда о ведении стрельбы из башен нельзя было, и думать, сохранились в рапортах капи­тана 1 ранга П. В. Римского-Корсакова (1862-1927) — командира однотипного "Императора Павла I".

"Ниже вида", как сказал бы адмирал И.Ф. Ли­хачев, оказалось на новых кораблях конструкция вентиляции помещений экипажа и машинных отделе­ний. Издавна служившая на кораблях предметом по­стоянных нареканий (в МТК в 90-е годы контроль над проектированием вентиляции осуществлял специ­ально назначенный корабельный инженер Н.Е. Титов) вентиляция на этих кораблях оказалась едва ли не са­мой неудачной в истории отечественного судострое­ния. На "Андрее Первозванном" в машинное отделе­ние свежего воздуха в сравнении с "Императором Павлом I" подавались вдвое меньше. Особенно не­выносимые условия для экипажа создал "революци­онный" отказ от иллюминаторов (очень уж хотелось как-то по-особенному учесть опыт войны). Уместное на "Мониторе" 1861 г., такое решение в 1910 г. для экипажа почти в 1000 человек (о сокращении в 1905 г. до 750 человек пришлось забыть) было едва ли не бесчеловечным.

Вместо предполагавшихся 298-мм бортовых ил­люминаторов приходилось довольствоваться 152-мм палубными (с решетками и боковыми крышками), чем люди лишались и естественного освещения и местной вентиляции. С разрешением морского министра вице-адмирала С.А. Воеводского, лично 14 июня 1910 г. оз­накомившегося с варварскими условиями обитаемос­ти на "Андрее Первозванном", вентиляция была существенно изменена (исторический совет адмирала К.П. Пилкина в 1880-х гг. вентилироваться с помо­щью открытых дверей оказался слишком вредонос­ным). В каюты офицеров установили настольные электрические вентиляторы. От этого обитаемость ко­раблей существенно улучшиться не могла, и для обес­печения стабильного обмена воздуха в помещениях для "Андрея Первозванного" по настоянию министра разработали проект вытяжной (вместо оказавшейся малодейственной вдувной) вентиляции. Одних венти­ляторов предстояло заказать 40 штук. В ноябре, как докладывал министру контр-адмирал Васильковский, этот проект находился на рассмотрении в МТК. Еще 4-5 месяцев требовалось на его осуществление на ко­рабле. До 5 месяцев могли занять работы по установке системы угольной погрузки.

Задерживала многие работы неготовность эле­ваторов подачи завода Лесснера. Крайне неподготов­ленным для работ оказался Кронштадтский порт, где не нашлось самых элементарных предметов по электротехнике. Не было и пожарных шлангов, отчего не удавалось испытать пожарную систему. Увы, даже в этом ничтожном против стоимости кораблей оборудовании сказалось полное истощение запасов порта при снабжении кораблей 1-й, 2-й, и 3-й тихоокеанских эс­кадр. Сотни шлангов, как и другое многомиллионное имущество, достались японцам в Порт-Артуре или по­коились на кораблях в Корейском проливе... И теперь новые корабли должны были по крохам собирать то, что осталось от прежнего недавно огромного и блиста­тельного флота...

Свой норов не замедлили проявить и революционные решетчатые мачты. Как и следовало по зако­нам строительной механики корабля, они отчаянно вибрировали, требуя дополнительных креплений. На­греваясь же от дыма из близко расположенных дымо­вых труб, густая решетка мачт превращалась в высокотемпературный радиатор отопления, перекры­вавший сообщение с площадками наблюдения и уп­равления огнем. Пришлось искать обходные пути со стальными штормтрапами.

Доделки и доработки продолжались, в лучших традициях прошлого, еще по происшествии почти по­лутора лет после вступления корабля в строй флота.