ОТ АВТОРА

Вот уже более восьмидесяти лет в строю отечественного Военно-Морского Флота состоит крейсер «Аврора». За свою жизнь он был участником и свидетелем многих событий. Имя корабля стало таким знаменитым, что история его, как это часто бывает, обросла легендами, рожденными в основном в произведениях художественной литературы и кинематографа, которых посвящено ему было немало.

Первая историческая книга «Аврора» вышла в Ленинграде в 1925 г. Ее автор, Алексей Иванович Холодняк, служил на крейсере вахтенным офицером еще в дореволюционное время. В 30-е годы над историей крейсера работал активный авроровский революционер Петр Иванович Курков, занимавший к тому времени пост заместителя Народного Комиссара Военно-Морского Флота. Много материалов о любимом корабле собрал и Лев Андреевич Поленов, мой отец, в жизни и службе которого с «Авророй» были связаны достаточно большие периоды времени (1914—1918, 1922—1928, 1944—1948 гг.). Однако эти работы не были завершены, Поэтому, когда в 1981 г. издательство «Судостроение» предложило мне написать книгу «Крейсер «Аврора», я после долгих колебаний согласился, считая, что тем самым смогу выполнить завещание отца, памяти которого посвящена эта работа.

Книга эта историко-техническая. В ней на основе архивных документов, дневников и воспоминаний участников событий, происходивших на корабле, я постарался изложить в строгой хронологической последовательности все основные этапы в жизни крейсера с момента замысла его создания до последней постановки на капитальный ремонт и реконструкцию.

Если читатель не найдет здесь известных по литературе фактов, то это значит, что они не нашли документального подтверждения. К сожалению, очень мало, а вернее, почти совсем не удалось обнаружить в фондах архивов данных о людях, непосредственно занятых созданием крейсера «Аврора». Только в материалах корабельного музея на «Авроре» сохранились сведения о Николае Матвеевиче Петрове, потомственном судостроителе, который еще подростком вместе со своим отцом, Матвеем Петровичем, принимал участие в постройке крейсера в эллинге Нового Адмиралтейства.

Книга рассчитана на читателей, серьезно интересующихся историей отечественного судостроения и флота, поэтому при работе над материалом я не старался упрощать терминологию и понятия, принятые в судостроении. Все даты до 1918 г. приводятся по старому стилю, а позднее — по новому.

Эта работа не могла бы быть завершена в столь короткий срок, если бы я не получал помощь со стороны работников Центрального государственного архива ВМФ (ЦГАВМФ) СССР, Центрального военно-морского архива (ЦВМА), Ленинградского государственного исторического архива (ЛГИА), Ленинградского архива кинофонофотодокументов (ЛАКФФД), Центрального военно-морского музея (ЦВММ) и его филиала на крейсере «Аврора», музея Балтийского судостроительного за вода им. С. Орджоникидзе, Центральной военно-морской библиотеки (ЦВМБ), Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и других организаций, а также специалистов в области вооружения и технических средств, за что я им бесконечно благодарен. Особенно я признателен инженеру-судостроителю Сергею Ивановичу Овсянникову, который не только консультировал меня по отдельным кораблестроительным вопросам, но и творчески выполнил все чертежи, приведенные в книге. Большую помощь оказал мне и Георгий Владимирович Сабинин, который репродуцировал фотоматериалы из архива Л. А. Поленова, публикуемые впервые. Кроме того я очень благодарен С. А. Турину, А. И. Турчаненко, В. Н. Герасимову и М. Г. Новаку, позволившим мне поместить в книге репродукции принадлежащих им фотоснимков.

Уважаемые читатели, если у Вас возникнут какие-либо пожелания или критические замечания, что весьма вероятно, поскольку очень трудно почти вековую историю легендарного корабля изложить в столь сжатом объеме, то просьба направлять их по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8, издательство «Судостроение».