Примечания

1 Карронады отличались от обычных пушек тем, что имели более короткий ствол и другую систему крепления на станке.

2 Веселаго Ф. Список русских военных судов с 1688 по 1860 год. СПб., 1872. С. 106—107.

3 Пушки с левых бортов обоих кораблей (фрегата «Аврора» и транспорта «Двина») были установлены на береговых укреплениях.

4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 173.

5 Подписанная Великобританией, Россией, Турцией и Францией в 1841 г. Лондонская конвенция, регламентирующая режим плавания проливами Босфор и Дарданеллы, запрещала их проход военными судами всех государств.

6 Обзор деятельности Морского управления в России (1855—1880 гг.). СПб. 1880. С. 436.

7 При бортовой установке корабельных орудий пушки располагались по бортам, перпендикулярно диаметральной плоскости. Стрельба велась через орудийные порты, прорезанные в бортах. Поскольку угол наведения орудий ограничивался портами, наводка, по существу, производилась поворотом корабля.

8 Приз — захваченное неприятельское судно и его груз.

9 При закладке в 1869 г. корабль имел название «Крейсер», которое в 1872 г. было изменено на «Петр Великий».

10 Броненосные корветы «Князь Пожарский», «Минин», «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский» после постройки были отнесены к классу броненосных фрегатов, а с 1 февраля 1892 г. переведены в класс крейсеров 1 ранга.

11 Добровольный флот России — пароходство, созданное в 1878 г. на добровольные пожертвования населения с целью развить отечественное торговое мореплавание и создать резерв военного флота. Суда Добровольного флота в русско-японской и первой мировой войнах использовались в качестве вспомогательных крейсеров и военных транспортов.

12 Во время кругосветного плавания «Витязя» в 1886—1889 гг. под командованием капитана 1 ранга С. О. Макарова были впервые произведены подробные океанографические исследования вод Тихого океана.

13 Поскольку кораблестроительная база на Дальнем Востоке отсутствовала, а по условиям Лондонской конвенции 1841 г. Россия, как и другие иностранные державы, не имела права прохода военных кораблей Черноморскими проливами, то все корабли, предназначенные для океанских театров, строились на Балтике.

14 Героически погиб в бою с японской эскадрой 14 августа 1904 г.

15 Егорьев В. Е. Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904—1905 гг. Л.: Воениздат, 1939. С. 9.

16 Подробный анализ развития бронепалубных крейсеров дается в книге Р. М. Мельникова «Крейсер «Очаков» (Л.: Судостроение. 1986. С. 26—29).

17 ЦГАВМФ, ф. 421, он. 8, д. 54, л. 50. 53-55.

18 Офицеры Корпуса корабельных инженеров (ККИ) и Корпуса инженеров-механиков флота (КИМФ) до 1886 г. имели военно-сухопутные звания, а с 1886 г. для них были введены звания «судостроитель» и «инженер-механик» соответственно, с добавлением слов: младший, старший и т. п., указывающих на определенное звание в табеле о рангах (см. приложения).

19 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 54, л. 509.

20 ЛГИА, ф. 1304, оп. 1, д. 1230, л. 27.

21 Понятие «минное вооружение» в те годы включало не только мины заграждения, самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды), метательные мины для паровых катеров, которые пришли на смену шестовым минам, но также все электротехнические устройства на корабле: динамо-машины (генераторы), электродвигатели любого назначения, освещение, боевые фонари (прожекторы), электрические телеграфы, указатели и пр.

22 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 52, л. 50—60.

23 ЛГИА, ф. 1304. оп. 1. д. 1230. л. 40.

24 Гласис—невысокая защита из броневых плит, установленных наклонно на броневой палубе вокруг машинных люков и т. п.

25 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1239, л. 6.

26 ЛГИ А, ф. 1304, оп. I, д. 1230, л. 63.

27 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1239, л. 13.

28 Там же.

29 ЦГАВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 185, л. 2, 3.

30 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1239, л. 34.

31 Там же, л. 40.

32 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 3, д. 260, л. 14.

33 Там же, ф. 427, оп. 1, д. 252, л. 20.

34 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 2, д. 959, л. 44.

35 Там же, д. 958, л. 80.

36 ЦГАВМФ, ф. 421. оп. 2, д. 059. л. 95.

37 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 57, л. 581.

38 Там же, оп. 2, д. 1007, л. 86.

39 ЦГАВМФ. ф. 421. оп. 1, д. 1239, л. 60-64.

40 В русском флоте название типу кораблей давалось не по наименованию головного корабля, а по наиболее короткому и звучному названию одного из однотипных кораблей.

41 ЦГАВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 185, л. 15.

42 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 57, л. 579.

43 Там же, ф. 427, оп. 1, д. 196, л. 50, 60. По существовавшему в те годы порядку ведомственные заводы, какими являлись Адмиралтейские Ижорские заводы, Балтийский завод и другие, принадлежавшие Морскому министерству, получали наряд от своего министерства на изготовление необходимых изделий. С частными же предприятиями заказывающее министерство заключало контракты.

44 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. I, д. 1305, ч. II, л. 51.

45 ЦГАВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 185, л. 159.

46 Там же, ф. 417, оп. 1, д. 1617, л. 14.

47 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 1617, л. 15.

48 ЦГАВМФ, ф. 427, оп. I, д. 242, ч. I, л. 333.

49 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 3, д. 309, л. 12.

50 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 3, д. 309, л. 47.

51 Там же, ф. 417, оп. 1, д. 252, л. 47—50.

52 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 2, д. 1057, л. 164—165.

53 ЦГАВМФ. ф. 421, оп. 4, д. 535, л. 2.

54 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 4, д. 535. л. 96.

55 Массы статей нагрузки и водоизмещение указаны в «длинных английских тоннах» (1016 кг), которые были приняты в дореволюционном кораблестроении как мера массы.

56 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 61, л. 77—84.

57 1 дюйм=25,4 мм.

58 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1239, л. 189.

59 ЦГАВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 185, л. 90.

60 Там же, ф. 421, оп. 1, д. 1278, л. 9.

61 Там же, л. 66.

62 Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота с 1861 по 1917 г. М.: 1948, Воениздат. С. 76

63 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1239, л. 342.

64 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 221, л. ед.

65 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 3. д. 309, л. 463.

66 Там же, л. 467.

67 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 2505, л. 17.

68 Там же, л, 18.

69 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 2505, л. 24—25.

70 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 114, л. 238.

71 Там же, ф. 417, оп. 1, д. 2505, л. 24.

72 HP — сокращение от англ, horse-power — лошадиная сила, единица мощности; ЕНР — эффективная лошадиная сила.

73 Коэффициент для перехода от индикаторной мощности к эффективной мощности в наше время именуется пропульсивным коэффициентом. Он определяется по данным натурных испытании кораблей, а для сходных кораблей оценивается лишь приблизительно

74 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1224, л. 64.

75 Брюсов гражданский календарь на 1709—1715 гг. назван так по имени Якова Вилимовича Брюса (1670—1735), сподвижника Петра I, сенатора, генерал-фельдмаршала, переводчика, который ведал также Московской гражданской типографией.

76 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1224, л. 174—175.

77 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. 1, д. 2773, л. 30.

78 Толщина элементов набора указана на чертеже мидель-шпангоута.

79 Титов А. Деревянная обшивка стальных судов //Морской сборник. 1897. № 11. С. 113.

80 Знаком * отмечены средства, требовавшие питания в боевых условиях.

81 Пиронафт — русский керосин, нефтяной продукт с удельным весом порядка 0,858, имел малую огнеопасность. Применялся на флоте в специальных фонарях для освещения.

82 ЦГАВМФ, ф. 479, оп. 3, д. 227, л. 198.

83 В марте 1899 г. вице-адмирал В. П. Верховский на заседании МТК поднял вопрос о целесообразности установки артиллерии на марсах, значение которой он считал сомнительным, так как стрелять из пушек прицельно очень трудно из-за качки, к тому же видимость застилает дым из труб. К его мнению присоединились контр-адмиралы А. А. Бирилев и З. П. Рожественский. Вице-адмирал К. К. де Ливрон также не видел пользы от этих пушек. Он считал, что на марсах следует установить пулеметы, что позволит уменьшить диаметр мачт, и таким образом сократить соответствующую статью нагрузки. Однако было принято решение сохранить боевые марсы для кораблей 1 ранга, а на крейсерах 2 ранга и кораблях водоизмещением до 3000 т ставить легкие марсы с пулеметами.

84 С подробным описанием действия системы ПУАО можно ознакомиться по книге Р. М. Мельникова «Крейсер «Варяг» (Л.: Судостроение, 1983. С. 90-92).

85 ЦГАВМФ, ф. 427, оп. 2, д. 739, л. 2.

86 Переговоры Морского министерства с фирмой «Армстронг» об испытании на кораблях русского флота и закупке дальномеров Барра и Струда начались в 1898 г. и длились почти до самого начала русско-японской войны. Обострившиеся отношения России с Англией — тайной союзницей Японии, а также высокая стоимость дальномеров не позволили Морскому министерству закупить приборы в достаточном количестве чтобы обеспечить каждый корабль 1 л 2 рангов двумя дальномерами.

87 ЦГАВМФ, ф. 930, оп. 22, д. 130, л. 170—172.

88 Позднее, в 1910 г., в снабжение крейсера был дополнительно включен моторный катер, который поднимался с правого борта на тех же шлюпбалках, что и 12-весельный катер.

89 Плутонг — группа орудий, как правило, одного калибра, способных одновременно вести стрельбу по одной цели. Плутонговый командир — офицер, управляющий стрельбой плутонга, Эти названия существовали и в советском ВМФ до 30-х годов.

90 14 марта 1923 г. в связи с 25-летней годовщиной РКП(б) была переименована в Коммунистическую.

91 Кондуктор — унтер-офицерское звание старших корабельных специалистов сверхсрочной службы в русском флоте до 1917 г. Присваивалось после сдачи специальных экзаменов. Кондукторы занимали промежуточное положение в военной иерархии между офицерами и «нижними чинами» (матросами и унтер-офицерами).

92 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. 1, д. 27734, л. 78.

93 Там же, ф. 421, оп. 8, д. 157, л. 400.

94 Там же, л. 401.

95 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 157, л. 401—407.

96 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 2699. л. 1.

97 Там же, ф. 421, оп. 4, л. 758, л. 257.

98 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 2699, л. 25.

99 ЦГАВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 828, л. 6.

100 Гельмерсен П. В. Морская практика. СПб, 1909. С. 193.

101 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 2699, л. 68.

102 Там же, ф. 421, оп. 1, д. 1239, л. 154.

103 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 15, л. 98.

104 Там же, ф. 427, оп. 1, д. 828, л. 71, 76, 78.

105 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 15, л. 141.

106 Там же, д. 30, л. 89.

107 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 15, л. 123—124.

108 Там же, ф. 870, оп. 1, д. 29110, л. 72—73.

109 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 15, п. 165.

110 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 2760, л. 129, 138.

111 Русско-японская война 1904—1905 гг.: Работа исторической комиссии по описанию действий флота. Кн. 1, СПб, 1912. С. 142—143.

112 Существует такое мнение: вторая от полубака пара пушек была без защиты, поскольку предполагается, что для этих щитов необходима была пригонка по высоте из-за шлюпочных ростров. Однозначного ответа в архивных документах пока не найдено.

113 Было приказано отправить его в ноябре с отрядом крейсеров под командованием капитана 1-го ранга Л. Ф. Добротворского (он же командир крейсера «Олег») на одном из вспомогательных крейсеров. Но было это выполнено или нет, сказать трудно.

114 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 189, л. 50.

115 Там же, ф. 427, оп. 1, д. 828, л. 153.

116 ЦВММ, докум. фонд, инв. № 36388. Исторический журнал крейсера 1 ранга «Аврора», л. 5.

117 7 октября командующему эскадрой З. П. Рожественскому было присвоено звание вице-адмирала.

118 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 251.

119 Русское военно-морское искусство. М.: Военмориздат Военно-Морского министерства СССР. 1951. С. 353.

120 Обстрелянные английские рыболовные суда были приписаны к порту Гулль (Халл).

121 Гулльский инцидент до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий, две из них достаточно полно разобраны в книге участника похода и Цусимского сражения корабельного инженера эскадренного броненосца «Орел» младшего помощника судостроителя ККИ В. П. Костенко. По его версиям, в инциденте могли участвовать и миноносцы, закупленные Японией в Англии, и германские, которые скрытно наблюдали за продвижением русской эскадры (В. П. Костенко. На «Орле» в Цусиме. Л.: Судпромгиз, 1955. С. 345—349). Однако этот вопрос еще никто до конца не исследовал.

122 Русско-японская война 1904—1905 гг.: Работа исторической комиссии по описанию действия флота в войну 1904—1905 гг. Кн. 6. С. 138—139.

123 Кравченко В. Через три океана. СПб, 1910. С. 69.

124 Егорьев Е. Вокруг Старого Света в 1904—1905 гг. Пг., 1915. С. 15.

125 ЦВММ, докум. фонд, инв. № 36388. Исторический журнал крейсера 1 ранга «Аврора».

126 Кравченко В. Через три океана. С. 57, 59.

127 Русско-японская война 1904—1905 гг.: Работа исторической комиссии по описанию действий флота. Кн. 6. С. 147.

128 Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 10. С. 251.

129 ЦГАВМФ, ф. 763, оп. 1, д. 17, л. 16.

130 Егорьев Е. Вокруг Старого Света в 1904—1905 гг. С. 43.

131 Егорьев Е. Вокруг Старого Света в 1904—1905 гг. С. 47.

132 Фактически это общее название двух островов: Симоносима и Каминосима.

133 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. 1. д. 33717, л. 44.

134 Коордонат — маневр, состоящий из двух последовательных поворотов на один и тот же угол в противоположные стороны. Применяется для смещения линии пути.

135 Фактически командовал II броненосным отрядом командир эскадренного броненосца «Ослябя» капитан 1 ранга В. И. Бэр, так как контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам скончался 10 мая. Чтобы не усугублять накануне встречи с неприятелем и без того тяжелое настроение на эскадре, смерть его, по решению З. П. Рожественского, была скрыта от личного состава кораблей.

136 Локсодромия — путь корабля при боевом маневрировании с удержанием неподвижной или движущейся цели на постоянном курсовом угле.

137 ЦВММ, документ, фонд, инв. № 36388. Исторический журнал крейсера 1 ранга «Аврора», л. 94—98.

138 Фотографии «Авроры» периода похода и по выходе ее из боя подтверждают отсутствие 37-мм пушек на марсе. К сожалению, в архивных документах не удалось найти объяснения причин и времени, когда пушки были убраны с марса.— Л. П.

139 Эринс-тали — тали, которыми поддерживается гафель.

140 Кравченко В. Через три океана. С. 165—179.

141 ЦГАВМФ, ф. 763, оп. 1, д. 310, л. 4.

142 Петров М. А. Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота в связи с эволюцией военно-морского искусства. Л.: Ред.-изд. отдел ВМС РККА. 1927. С. 270.

143 Русско-японская война 1904—1905 гг.: Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. Кн. 7. С. 195, 199, 200.

144 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 252.

145 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. 1, д. 33717, л. 61.

146 За время перехода в Манилу скончались и были похоронены еще трое авроровцев.

147 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. 1, д. 33715, л. 78.

148 С 1901 по 1934 гг. Филиппины были колонией США.

149 Кравченко В. С. Через три океана. С. 217.

150 ЦВВМ, документ. фонд, инв. № 36388. Исторический журнал крейсера I ранга «Аврора», л. 106.

151 Кравченко В. Через три океана. С. 227.

152 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 44, л. 62.

153 В 14 ч 30 мин американский броненосец береговой обороны «Монаднок» переменил свое место и стал ближе к русским кораблям.

154 ЦГАВМФ, ф. 763, оп. 1, д. 379, л. 80.

155 Там же. ф. 726, оп. 1, д. 45. л. 79: д. 38, л. 55.

156 Там же, ф. 763, оп. 1, д. 379, л. 57—58.

157 ЦГАВМФ, ф. 763, оп. 1, д. 379, л. 90—94.

158 Морской атлас. Т. 3. Военно-исторический. Ч. I. Описание к картам. 1959. С. 704.

159 ЦГАВМФ, ф. 763, оп. 1, д. 379, л. 86.

160 ЦГАВМФ, ф. 763, оп. 1. л. 379, л. 78.

161 30—31 октября 1905 г. во Владивостоке произошло вооруженное выступление матросов Сибирского флотского экипажа (Краснознаменный Тихоокеанский флот. М.: Воениздат. 1981. С. 63).

162 ЦГАВМФ, ф. 763, on. 1, д. 379, л. 61.

163 Там же, л. 61, 64.

164 Там же, л. 55—57.

165 ЦГАВМФ, ф. 763, оп. 1, д. 379. л. 65.

166 Там же, л. 66—67.

167 Там же, л. 58.

168 ЦГАВМФ, ф. 417, оп. I, д. 3-368, л. 389.

169 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 58, л. 51.

170 Там же, ф. 870, оп. I, д. 33885, л. 15

171 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 57—58.

172 Свеаборг — морская крепость, расположенная на островах финских шхер у входа в Гельсингфорс (Хельсинки), где базировались основные силы Балтийского флота.

173 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 13. С. 328.

174 Селяничев А. К. Флот под Красным флагом революции. М.: Просвещение, 1983. С. 27.

175 Микац В. Новая страница из истории «Авроры» //Морской сборник. 1986. № ю. С. 61—62.

176 Цит. по кн.: Селяничев А. К. Флот под Красным флагом революции. С. 28.

177 Цит. по кн.: Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М.: Воен-издат, 1978. С. 94.

178 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 13. С. 372.

179 Н. О. Эссен возглавил «Петербургский морской кружок», объединивший морское офицерство, мысль которого не была «засушена» господствующей в морском ведомстве рутиной. В это же время в Петербурге была создана «Лига обновления флота», в Кронштадте — «Общество офицеров флота». Целью этих кружков и обществ было изучение военно-морских вопросов, пропаганда идей флота в широких слоях населения (ЦГАВМФ. ф. 2224, оп. 1, д. 3,-л. 161, 162; М. А. Петров. Обзор главнейших кампаний и сражения парового флота. Л.: Ред.-изд. отдел ВМС РККА, 1927. С. 311).

180 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 66, л. 38.

181 Там же, ф. 421, оп. 1, д. 1499, л. 198.

182 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. 1, л. 33886, л. 34, 41.

183 Там же, ф. 726, оп. 1, д. 48, л. 46; ф. 421, оп. 8, д. 118, л. 51.

184 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 11, л. 1,

185 Там же, д. 66, л. 18.

186 Там же, д. 219, л. 386.

187 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 66, л. 21.

188 Там же, д. 69, л. 89.

189 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 219, л. 408.

190 ЦГАВМФ, ф. 2224, оп. I, д. 3, л. 204.

191 Станционер — военный корабль, находящийся в иностранном порту (на станции) для демонстрации военного присутствия.

192 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 140, л. 21.

193 Там же, ф. 2224, оп. 1, д. 3, л. 209.

194 Там же, ф. 726, оп. 1, д. 103, л. 80.

195 ЦГАВМФ, ф. 2224, оп. 1, д. 3, л. 277—278.

196 Там же.

197 С 1913 г. для офицеров Корпуса инженер-механиков флота были введены общефлотские звания: мичман, лейтенант и т. д.

198 ЦГАВМФ. ф. 870. оп. 1, д. 54520, л 67

199 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 1.

200 В скобках указан год вступления в строй.

201 Судовой список российского императорского флота 1914г. СПб., 1914.

202 ЦГАВМФ, ф. 870, оп. 1, д. 54520, л. 69.

203 ЦГАВМФ, ф. 2224, оп. I, д. 3, л. 208.

204 Там же, ф. 870, оп. 1, д. 54524, л. 80.

205 Броненосный крейсер «Паллада» вступил в строй в 1911 г. (см. указатель кораблей).

206 ЦГАВМФ, ф. 719, оп. 1, д. 9, л. 47.

207 ЦГАВМФ, ф. 719, оп. 1, д. 9, л. 49.

208 ЦГАВМФ, ф. 719, от. 1, д. 32, л. 22.

209 Там же, ф. 972, оп. 2, д. 3071, л. 722; д. 3123, л. 15, 19.

210 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 1, д. 206, л. 1.

211 Так тогда называли зенитные пушки.

212 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 1003, л. 206.

213 ЦГАВМФ, ф. 726, оп. 2, д. 204, л. 184—185.

214 К этому времени в Адмиралтейский завод входили верфи как Галерного островка, так и Адмиралтейства.

215 Франко-Русский завод в эти годы уже не имел своей причальной стенки на Большой Неве. Его подъемный кран был установлен на территории, арендованной у Адмиралтейского завода.

216 ЛГИА, ф. 1440, оп. 8, д. 534, л. 68.

217 Там же, л. 48.

218 Там же, л. 51.

219 Там же, л. 10-14.

220 ЦГАВМФ, ф. 401, on. 2, л. 1100, л. 251.

221 Лендер В. Ф. Труд, равный подвигу. М.: Воениздат. 1982. С. 28.

222 ЦГАВМФ, ф. 972, оп. 2, д. 2532, л. 33.

223 ЛГИА, ф. 1440, оп. 8, д. 534. л. 30.

224 Тюлин В. Н. Гидроакустика. Л.: Изд. ВМА им. К. Е. Ворошилова, 1941. С. 4—9.

225 ЦГАВМФ, ф. 479. оп. 1, д. 315, л. 5.

226 Курков П. И. 1917 год на «Авроре» //Морской сборник. 1927 № 10 С. 16.

227 ЦГАВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 315, л. 6 об.

228 В русском флоте на больших кораблях командир питался отдельно, в своей столовой (салоне), иногда приглашая к своему столу кого-нибудь из офицеров. Существовала традиция приглашать в кают-компанию командира корабля. Без этого приглашения командир не мог присутствовать за офицерским столом во время обеда, ужина и т. п.— Л. П.

229 ЦГАВМФ, ф. 407, оп. 1. д. 7935, л. 69.

230 Там же, ф. 201, оп. 1, д. 1, л. 3.

231 ЦГАВМФ, ф. 407, оп. 1, д. 7935, л. 2, 3, 20, 48, 63.

232 Курков П. И. 1917 год на «Авроре». С. 17.

233 Там же. С. 18.

234 Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. Док. № 12. М.—Л.: Изд. АН СССР, 1957

235 ЦГАВМФ, ф. р-187, оп. 1, д. 330, л. I, 3, 7, 9.

236 Курков П. И. 1917 год на «Авроре». С. 18.

237 ЦГАВМФ, ф. р-201, оп. 1. д. 3. л. 24.

238 Демин Л. А. На «Авроре» в Октябрьские дни /ЦВММ. Записки музея 1. Л.: 1958. С. 7.

239 Бонч-Бруевич М. Д. Вся власть Советам. М.: Воениздат. 1964. С. 129.

240 Цит. по ст. А. М. Блинова «Крейсер Революции» //Вопросы истории 1967. № 10. С. 216.

241 Курков П. И. 1917 год на «Авроре». С. 21.

242 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 265.

243 Антонов-Овсеенко В. В революции. М.: Госполитиздат, 1957. С. 14.

244 ЦГАВМФ, ф. р-187, оп. I, д. 339, л. 1.

245 Цит. по кн.: Холодняк Ал. «Аврора». Л.: Ред.-изд. отдел ВМС СССР, 1925. С. 106.

246 Курков П. И. Крейсер «Аврора»: Воспоминания участника //Сб. «Пять лет Красного Флота». Петроград, 1922. С. 259.

247 Холодняк Ал. «Аврора». С. 107.

248 Демин Л. А. На «Авроре» в Октябрьские дни. С. 8.

249 Антонов-Овсеенко В. В революции. 1957. С. 168.

250 Там же. С. 175.

251 ЛГИА, ф. 1440, оп. 8, д. 534, л. 84.

252 ЛГИА, ф. 1440, оп. 8, д. 534, л. 88.

253 Курков П. Пять лет назад //Красный Флот. 1923. № 6—7. С. 93—95.

254 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 173.

255 Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М.: Воеинздат, 1978. С. 165.

256 Цит. по кн.: Дважды Краснознаменный Балтийский флот. С. 166.

257 Ленин В. И. Военная переписка (1917—1920). М.: Воениздат, 1956. С. 256.

258 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М.: Политиздат, 1970. С. 265.

259 Цит. по кн.: Боевой путь советского Военно-Морского Флота: М.: Воениздат, 1974.

260 Гражданская война. Т. 2. Л.. Ред.-изд. отдел Морведа, 1926. С. 106.

261 ЦГАВМФ, ф. р-342, оп. 1, д. 28, л. 51.

262 Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917—1927 гг.). М.: Воениздат, 1981. С. 315—316. И. Золин. Пушки «Авроры» //Советскнй патриот. 1975. № 89.

263 Бартев Г. П., Бурковский Б. В., Скляров И. И. Крейсер «Аврора». Л.: Лениздат, 1983. С. 51—53.

264 ЦГАВМФ, ф. р-1, оп. 3, д. 872, л. 24.

265 Там же.

266 Там же, ф. р-92, оп. 1, д. 549, л. 21.

267 ЦГАВМФ, ф. 201, оп. 1, д. 9, л. 2.

268 Поленов Л. А. Второе рождение //Нева. 1983. № 7. С. 140.

269 Там же.

270 ЦГАВМФ, ф. р-172, оп. 2, д. 24, л. 8, 34.

271 Поленов Л. А. Второе рождение. С. 141.

272 ЦГАВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 549, л. 29—34; ф. р-201, оп. 1, д. 9, л. 12; ф. р-1, оп. 3, д. 1884, л. 1—3.

273 ЦГАВМФ, ф. р-201, оп. 1, д. 9, л. 21, 22, 33, 35, 54.

274 ЦГАВМФ, ф. р-201, оп. 1, д. 103, л. 115.

275 Поленов Л. А. Второе рождение. С. 142.

276 ЦГАВМФ, ф. р-172, on. 2, д. 26, л. 24.

277 Красный Балтийский флот. 1923. 15 июля.

278 ЦГАВМФ, ф. р-92, оп. 22, д. 151, л. 122.

279 Там же, ф. р-201, оп. 1, д. 21, л. 86.

280 ЦГАВМФ, ф. р-201, оп. 1, д. 23, л. 219.

281 Поленов Л. Под флагом Страны Советов //Морской сборник. 1984. № 8. С. 55—58.

282 Красный Балтийский флот. 1925. 25 окт.

283 Цит. по кн.: Бартев Г. П., Бурковский Б. В., Скляров И. И. Крейсер «Аврора». С. 86—87.

284 К моменту награждения «Авроры» орденом Краснознаменного военно-морского флага еще не было. Краснознаменный флаг, поднятый па крейсере 7 ноября 1927 г., был выполнен по эскизу командира крейсера Л. А. Поленова и представлял собой военно-морской флаг того времени, в центре которого вместо красной звезды располагалось изображение ордена Красного Знамени. Под этим флагом корабль проплавал до 1 июля 1928 г.

285 Буйлов П. «Аврора» увеличивает скорость //Морской сборник. 1982. № 11. С. 60—61.

286 ЦГАВМФ, ф. р-7, оп. 1, д. 1181, л. 5—7.

287 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 215, л. 480—484.

288 Кусков В. П. Корабли Октября. Л.: Лениздат, 1984. С. 36—37.

289 Согласно данным ЦВМА (ф. 1093, оп. 27103, д. 1, л. 39), ютовое 130-мм орудие было системы «Б-13» первой серии. Это дает право предполагать, что и остальные 9 орудий были той же системы.

290 ЦВММ, документ, фонд, инв. № В 10372, л. 7—8.

291 Там же, л. 20—21.

292 Булдакопский В. Легендарная батарея //Морской сборник. 1973. № 11. С. 74—78. Грищинский К. К. Герои рядом с нами. Л.: Лениздат, 1982. С. 77, 80, 81.

293 ЦВММ, документ, фонд, инв. № В 10372, л. 49.

294 ЦВММ, документ, фонд. инв. № В 10372, л. 50.

295 ЦВМА, ф. 1093, оп. 27103, д. 1, л. 1.

296 ЦВММ, документ, фонд, инв. № В 10372, л. 56.

297 ЦВМА. ф. 3968. оп. 26944. д. 75, л. 6.

298 Цит. по кн.: Бартев Г. П., Бурковский Б. В., Скляров И. И. Крейсер «Аврора». С. 65.

299 Там же.

300 Ашот Арзуманян. Адмирал. М.: Воениздат, 1978. С. 368, 376—377.

301 Цит. по кн.: Бартев Г. П., Бурковский Б. В., Скляров И. И. Крейсер «Аврора». С. 66.

302 ЭПРОН — Экспедиция подводных работ особого назначения, позднее преобразована в аварийно-спасательную службу.

303 Мацкевич В. Д., Киселев Г. Н., Кацнельсон И. Е. Крейсер «Аврора»— памятник Великому Октябрю //Судостроение. 1983. № 11. С. 54.

304 ЦВМА, ф. 1093, оп. 11940, д. 14, л. 25. 26.

305 Мацкевнч В. Д., Киселев Г. Н., Кацнельсон И. Е. Крейсер «Аврора» — памятник Великому Октябрю. С. 54.

306 Цит. по кн.: Бартев Г. П., Бурковский Б. В., Скляров И. И. Крейсер «Аврора». С. 87.

307 Цит. по кн.: Бартев Г. П., Бурковский Б. В., Скляров И. И. Крейсер «Аврора». С. 88.

308 Правда. 1984. 30 апр.