Предисловие

 

Вспыхнувшая 7 декабря 1941 г. война на Тихом океане преподнесла союзникам немало не­приятных сюрпризов, среди которых были великолепный палубный истребитель А6М, впоследствии названный «Зеро», мощные кислородные торпеды «тип 93», получившие наимено­вание «длинное копье» и прочие образцы японской конструкторской мысли. Не последнее ме­сто в этом списке занимали двухмоторные бомбардировщики-торпедоносцы G4M, отличав­шиеся от своих американских и европейских одноклассников громадной дальностью.

Для большинства авиационных специалистов союзников, ознакомившихся с этими маши­нами уже в ходе войны и сразу после нее, так и остались неизвестными причины создания са­молета с подобными характеристиками, практически не имевшего аналогов в авиации ос­тальных держав. Причем это непонимание сохраняется и в настоящее время, о чем можно судить после знакомства с англоязычной исторической литературой.

Неискушенный любитель истории авиации, открыв почти любой справочник по самоле­там Второй Мировой войны, после недолгого знакомства с авиатехникой той эпохи рано или поздно наткнувшись на характеристики японского двухмоторного бомбардировщика -торпедоносца G4M задавался одним и тем же вопросом. В каждом конкретном случае он звучал по разному, но общий смысл был примерно следующий: «Всего одна тонна бомб и даль­ность 6000 км!! Во имя чего это нужно?!..»