Китайский оселок

 

Тем временем новый самурайский меч недолго оставался в ножнах. Японская экспансия в Китае, продолжавшаяся уже не одно десятилетие, в июле 1937 г. вступила в новую фазу. На этот раз японская верхушка рассчитывала победоносно завершить изрядно затянувшийся конфликт и этому в немалой степени должны были способствовать новые бомбардировщики Императорского флота.

Базировавшиеся на аэродромах острова Формоза (ныне Тай­вань) G3M из состава морских авиагрупп «Каноя» и «Кисарацу» были привлечены к налетам на Шанхай, Нанкин и Ханьчжоу, за­хват которых, по мнению японских военных, приводил к победе. 14 августа состоялся первый рейд 24 G3M из состава авиагруппы «Кисарацу». Вскоре после вылета, уже находясь над морем, эки­пажи бомбардировщиков обнаружили, что путь к цели им пре­граждает мощный грозовой фронт. Для тяжелых, загруженных бомбами и топливом самолетов задача подняться выше туч ока­залась непреодолимой, но вернуться обратно для потомков са­мураев означало покрыть себя несмываемым позором.

И выход был найден. Радист ведущего группы передал сигнал об изменении курса и самолеты направились на восток в откры­тое море. В конце концов, чтобы достичь своих целей авиаторам пришлось покрыть расстояние почти в 1250 миль (свыше 2300 км!), о чем тут же с восторгом раструбила японская пресса, по­вергнув в смятение политиков всего мира.

Ничего подобного на Западе не ожидали, но большинство экспертов достаточно сдержанно, если не сказать иронично, отнеслось к факту этих сверхдальних рейдов серийных бом­бардировщиков. По их мнению, G3M (этого обозначения тогда еще никто не знал) являлся копией заурядного немецкого Ju86, на который внешне довольно сильно смахивал. Его воз­можности (дальность — 1200 км) не представляли секрета, по­скольку «восемьдесят шестой» к этому времени уже сражался в Испании и поставлялся на экспорт. По мнению западных спе­циалистов, аналог Страны Восходящего солнца, даже с учетом большего запаса бензина, в лучшем случае мог иметь даль­ность в 1600 км, но отнюдь не заявленную величину. Откуда было им знать, что разработка G3M началась на два года рань­ше и совершенно независимо от проекта, реализованного фирмой «Юнкере». Общая оценка западных экспертов состоя­ния развития авиации Японии сводилась к констатации того сомнительного факта, что ее самолеты либо конструктивно устарели, либо являются примитивными копиями зарубежных образцов.

Однако газеты умалчивали о том факте, что в тот же день (14 августа) две девятки G3M из состава авиагруппы «Каноя» над районом Ханчжоу были перехвачены китайскими истребителями и потеряв шесть машин повернули назад. Трижды за неделю ата­ковав Нанкин, японцы заплатили слишком высокую цену за свои неоправданные амбиции, недосчитавшись 54 самолетов этого типа. После столь оглушительного фиаско программу сверх­дальних рейдов свернули без лишнего шума.

Внезапно обострившаяся борьба в воздухе в корне отлича­лась от недавних откровенно тепличных условий, требовала от японских военных быстрых адекватных шагов. Одним из них стала переброска на захваченные авиабазы континентальной части Китая истребителей А5М. Туда же с Формозы переброси­ли и G3M, вошедшие в состав 2-й Объединенной авиафлотилии, укомплектованной, помимо горизонтальных, еще и палуб­ными пикировщиками. К концу октября истребители очистили небо над Нанкином от вражеских перехватчиков и G3M безна­казанно превратили город в руины, которые были захвачены японскими войсками 13 декабря.

В начале 1938 г. очередным объектом воздушных атак стала временная столица Китайской национальной республики г. Хань­коу, находившаяся в 650 км от Шанхая. К этому времени на по­мощь Чан-Кай-Ши пришел Советский Союз, предоставивший за период с октября 1937 г. по сентябрь 1938 г. около тысячи одних только самолетов и множество опытных пилотов-инструкторов. Появившиеся на вооружении Китая поликарповские И-15 и И-16 пилотируемые советскими «волонтерами», вновь устроили из­рядное кровопускание противнику, уничтожив в ходе одного из налетов едва ли не всю группу из 36 бомбардировщиков!

Агрессоры около месяца зализывали раны, после чего кон­цепция самостоятельных действий бомбовозов над контролиру­емой противником территорией была окончательно отброшена. Весь 1938 г. авиация Микадо продолжала поддерживать наступление своих сухопутных сил, которое раз­вивалось черепашьими темпами. Хотя на­леты были возобновлены под прикрытием А5М, действовавших на пределе своей дальности, японскому командованию ста­ло ясно, что окончательной победы до­биться невозможно в силу ряда объектив­ных причин и конфликт вновь перешел в затяжную стадию.

Альтернативой тактике постепенного за­хвата безграничных пространств вражес­кой территории были террористические воздушные удары по беззащитным горо­дам Китая, осуществляемые дальней авиа­цией. По мнению генералов, с помощью этого средства можно было деморализо­вать население и правительство Чан-Кай-Ши, заставив последнее пойти на мирные переговоры, в ходе которых должны ре­зультаты японских завоеваний могли бы быть юридически закреплены. В январе 1939 г. впервые подвергся бомбежкам Чунцин — новая гоминдановская столица, а к маю ее почти стерли с лица земли. Летом 1940-го в боях уже участвовало четыре авиагруппы, укомплектованные G3M — «Такао», «Каноя», 13-я и 15-я, насчитывавшие в боевом строю свыше 130 машин.

Начиная с сентября в части стал посту­пать сильно переработанный вариант бом­бардировщика с верхнефюзеляжной пу­шечной турелью под большим каплевид­ным блистером вместо двух выдвигаемых в поток экранированных огневых точек, имевших значительное аэродинамическое сопротивление. В качестве вооружения в новой турели использовалась 20-мм авто­матическая пушка «Мэгуми» тип 99-1 (фак­тически — копия немецкой MG FF). В но­вых выпуклых турелях смонтированных по бокам фюзеляжа за крылом установили 7,69-мм пулеметы Тип 92, что вызвало уве­личение экипажа до семи человек и рост полетной массы. Впрочем, новые двигате­ли «Кинсей-45», развивавшие свыше 1000 л. с. на высоте 4200 м, позволили конст­рукторам скомпенсировать это неизбеж­ное явление, повысив скорость до 373 км/ч, а потолок — до 9130 м.

Необходимость наращивания усилий ударной авиации, несшей серьезные по­тери, потребовала увеличения выпуска са­молетов, и если в 1937 г. и 1938 г. было по­строено соответственно 130 и 186 G3M, то в 1939-м со сборочных линий сошло 494 машины — почти половина от количества всех произведенных. Еще 238 самолетов поступило в части в 1940-1941 гг. Резуль­таты этой гонки не замедлили сказаться: уже к середине 1938 г. G3M стал наиболее многочисленным типом из всех японских бомбардировщиков, но это достижение было явлением временным, поскольку судьба «тройки» уже была предрешена...