Победа на Филиппинах

 

Тем временем, 2 сентября 1941 г. авиагруппа «Такао» верну­лась на Тайвань, войдя в состав 21-и авиафлотилии. К началу бо­евых действий на Тихом океане в ней насчитывалось 72 самоле­та G4M1 (с учетом имевшейся в каждой из них 18 машин так на­зываемого оперативного резерва). Почти одновременно нача­лось перевооружение авиагруппы «Каноя», дислоцировавшейся в Японии. Перед самым началом войны две ее эскадрильи, имевшие в боевом строю 27 «четверок», перебросили на базы в районе Сайгона (Индокитай), где они вошли в состав 22-й авиа­флотилии. Эти две авиачасти к 7 декабря 1941 г. имели в общей сложности около 150 самолетов G4M1.

Следует отметить, что перед началом вооруженного конфлик­та с Великобританией и США, японский военно-морской флот создал мощную группировку как палубной, так и базовой удар­ной авиации. Последняя, помимо новейших G4M1, включала в себя четыре авиагруппы (1-ю, «Гензан», «Михоро» и «Читосэ») ос­нащенные более старыми G3M. Заметим, что к этому времени японская морская авиация переходила на увеличенный штат ча­стей, однако это коснулось только авиагрупп получавших само­леты новых типов. В результате, к началу войны в указанных вы­ше соединениях находилось примерно по 40 машин, из которых в «первой линии» находились только 36. Заметную роль в завое­вании господства над огромными пространствами Тихого океана должны были сыграть четырехмоторные летающие лодки Н6К, способные нести бомбардировочное и торпедное вооружение, а также значительное количество легких гидросамолетов, дисло­цированных как на сухопутных, так и на специальных плавбазах. Кроме того, имелось небольшое количество палубных бомбар­дировщиков-торпедоносцев сухопутного базирования B5N.

К моменту принятия японским правительством решения о на­чале войны против стран Запада, вся упомянутая выше авиаци­онная техника выпускалась серийно, была испытана в ходе япо­но-китайского конфликта, а экипажи приобрели значительный боевой опыт, что и позволило добиться Японии даже более впе­чатляющих результатов, чем те, которых достигла Германия в хо­де поэтапного «блицкрига» в Европе в период с 1939 г. по 1941 г.

Решение о начале боевых действий в значительной степени обуславливалось тем, что Япония в тот момент пребывала под действием экономических санкций, введенных Госдепартамен­том США. В результате этих мер ее экономика и вооруженные силы находились фактически на пороге кризиса из-за отсутствия возможности пополнить запасы стратегических материалов, и особенно нефти. Поскольку военная клика в своих расчетах по­степенно склонялась к мысли, что удовлетворить эти потребнос­ти можно только военным путем, то рассматривались два аль­тернативных направления агрессии: северное и южное. В пер­вом случае японцев ждали тяжелые бои в Приморье и Восточной Сибири с приведенным в боевую готовность советским Дальне­восточным фронтом. Проба его сил, проведенная на Хасане и Халхин-Голе, оставила у самураев болезненные воспоминания. Кроме того, было ясно, что даже в случае победы (которая не могла быть молниеносной) быстро получить богатства Сибири и Дальнего Востока не удастся, так как в их разработку придется вложить немало времени и средств. С учетом фактора времени и с точки зрения экономики, обстановка на юге выглядела более предпочтительной. Британская Малайя, Бирма, Голландская Вос­точная Индия и ряд колоний других европейских держав, практи­чески не имели сил способных отразить японский натиск. Их ре­сурсы были разработаны, что теоретически позволяло быстро на­чать поставку сырья в «задыхающуюся» метрополию.

Однако находившиеся по ту сторону Тихого океана США пред­ставляли собой серьезную проблему. Как поведет себя Америка в случае начала японской агрессии? Точного ответа в Японии не знал никто. И потому вполне естественным выглядело предполо­жение, что в случае начала боевых действий против европейских держав США, претендовавшие на роль доминирующей силы на Тихом океане, вмешаются в конфликт. Поэтому, свой план экс­пансии Страна Восходящего Солнца строила исходя из неизбеж­ности такого противодействия. Для его парирования было реше­но нанести внезапный удар всей мощью авианосного флота и ба­зовой авиации, с целью уничтожения или нейтрализации ВВС и ВМФ США как в гавайских водах, так и на Филиппинах.

К счастью, в своих расчетах японское командование руковод­ствовалось ошибочными оценками. Анализ опубликованных до­кументов Госдепартамента США того времени свидетельствует: в случае, если бы Япония ограничила свои аппетиты колониями европейских стран, Америка осталась бы фактически нейтраль­ной страной на довольно неопределенный срок. Окончательные же результаты такого варианта развития событий сегодня преду­гадать очень трудно...

Однако это стало известно гораздо позже, а 8 декабря (по времени восточного полушария) 1941 г. японская палубная авиа­ция нанесла удар по Перл-Харбору. Одновременно планирова­лся массированный налет силами 21-й и 23-й авиафлотилий, дислоцированных на острове Формоза, на американские авиа­базы острова Лусон. В случае успеха подобные рейды предпола­галось повторить в течение еще нескольких дней, после чего вы­садить в нескольких пунктах острова десантные части 14-й ар­мии. Помимо 21-й и 23-й авиафлотилий, имевших 278 самоле­тов, поддержку обеспечивала и 5-я воздушная армия, распола­гавшая 144 боевыми машинами.

Американцы имели на островах около 200 самолетов из кото­рых реальной силой являлись лишь 35 бомбардировщиков В-17, а также 92 истребителя Р-40 (Судя по приводимым в западной печати сведениям, на Филиппинах в составе 3, 17-й и 21-й истребительных эскадрильи имелось 74 Р-40Е, еще 18 Р-40В на­ходились на вооружении 20-й эскадрильи). Остальные машины, вроде Р-35 и Р-26, (последние находились на вооружении филиппинской истре­бительной эскадрильи) были безнадежно устаревшими и никако­го значения для обороны островов не имели. Ситуация серьезно осложнялась тем, что вооруженные силы противника были отмо­билизованы и действовали по тщательно разработанному плану.

Впрочем, учесть абсолютно все детали не удалось: опустив­шийся на аэродромы Формозы плотный предрассветный туман не позволил начать взлет ударным машинам. Ситуация грозила катастрофой, так как предупрежденный налетом на Перл-Харбор противник мог сам атаковать японские авиабазы и войска, раз­мещенные на Формозе, тяжелыми бомбардировщиками В-17, а затем рассредоточить технику по резервным аэродромам, что автоматически вело к затягиванию борьбы за Филиппины.

Действительно, американцы имели полных пять часов с мо­мента получения сообщения о воздушном налете на Гавайские острова, до того момента как японцы начали поднимать свои бомбардировщики в рейд на Филиппины. В 03:30 утра команду­ющий американскими войсками на Филиппинах генерал Мак Артур получил сообщение о нападении японцев из штаба флота. Войска были подняты по тревоге, однако, вместо планировавше­гося превентивного удара тяжелых бомбардировщиков по авиа­базе и гавани Такао в 08:00, с целью выяснения обстановки, ко­мандование приняло решение выслать три В-17 для проведения разведки аэродромов на Формозе.

Вскоре появились новые сообщения. В одном из них говори­лось, что сразу после рассвета японские самолеты (это были де­вять А5М и 13 бомбардировщиков B5N с японского авианосца «Рюдзе») атаковали военно-морскую базу Давао на южно-фи­липпинском острове Минданао, а в 07:00 японские армейские бомбардировщики Ki-21 и Ki-48 нанесли удары по северному и центральному району острова Лусон.

Медлить больше было нельзя: в любую минуту авиабазы могли подвергнуться авианалетам, и командование приняло решения на­чать рассредоточение ударной авиации. Однако для посадки В-17 подходил далеко не каждый аэродром, и 19 «Летающих крепос­тей», взлетевшие с аэродрома Кларк-Филд, бессмысленно кружили в небе, тратя горючее и моторесурс. Еще 16 бомбардировщиков находившихся на Дел Монте, персонал авиабазы постарался «рас­толкать» по всем углам летного поля, поскольку машины были не готовы к вылету. Сразу после полудня тяжелые самолеты верну­лись на аэродром, а в воздухе остались 3, 17-я и 21 -я эскадрильи истребителей Р-40Е, патрулировавших пространство над аэродро­мами Иба и Кларк-Филд, а также островом Коррехидор.

В 10:15 когда лучи солнца пробились сквозь редеющий туман, японские воздушные армады начали подниматься в воздух. Первая волна атакующих, насчитывавшая 25 бомбардировщиков G3M, ведомых лейтенант-коммандером Такео Озаки, и 27 G4M из состава авиагруппы «Такао», под началом лейтенант-коммандера Таро Нонака, направилась на аэродромы Кларк и Дел Кармен. Эти силы прикрывались 36 истребителями А6М лейтенанта Хидеки Шинго из авиагруппы «Тайнам». Как только истребители пошли на взлет, в воздух начали подниматься самолеты второй волны (27 G4M из авиагруппы «Такао», ведомых лейтенант-коммандером Иошизо Су­да, и 27 G4M из авиагруппы «Каноя», возглавляемых лейтенант-коммандером Тошие Ириса), имевшей задачу атаковать аэродром Иба. Прикрытие возлагалось на 53 А6М, ведомых лейтенантом Томотсу Иокояма из состава 3-й авиагруппы и авиагруппы «Тайнан».

В 12:30 американские истребители всех трех эскадрильи на­чали возвращаться на аэродромы для дозаправки, а прикрывать их приготовилась 20-я эскадрилья с аэродрома Кларк насчиты­вавшая в своем составе 18 Р-40В. Вот тут американцев и покину­ла удача — подошедшие японские авиагруппы получили шанс, о котором можно было лишь мечтать, застав большинство амери­канских истребителей на земле. В воздухе нападавшие видели лишь не успевшую приземлиться пару Р-40Е...

В 12:35 бомбы посыпались на аэродром Иба, а спустя пять ми­нут — на Кларк-Филд и находившуюся рядом радарную станцию. Следом за бомбардировщиками стоянки и ангары подверглись опустошительной штурмовке со стороны многочисленных «Зе­ро», пилоты которых поливали пушечно-пулеметным огнем все мало-мальски привлекательные цели. Несколько американских истребителей попытались подняться в небо, но большинство из них были расстреляны в момент взлета и при наборе высоты. Японские пилоты заявили по возвращении о 13 сбитых вражеских самолетах. В результате бомбоштурмового удара на земле сго­рели 18 В-17, 26 Р-40, 13 Р-35 и более 25 самолетов других типов. В итоге, американцы потеряли около половины тяжелых бомбар­дировщиков и до 30% истребителей, сумев уничтожить лишь семь А6М. Ни один японский бомбардировщик не был сбит.

В то же день в порту острова Гуам экипажи G4M потопили американский тральщик «Пингвин», а у побережья Суматры — норвежский пароход «Равнаас» (4019 бр.т).

 

Боевой состав базовой авиации японского Императорского флота по состоянию на 08.12.1941 г.

Авиагруппы Тип и кол-во Авиабаза

                         самолетов

21 -я авиафлотилия (о.Формоза) 1-я 36 G3M Тайнан

«Каноя»* 27 G4M Тайчанг

«Такао» 54 G4M Полан

«Токо» 24 Н6К Полан

22-я авиафлотилия (Индокитай)

«Гензан» 36 G3M Сайгон

«Каноя»** 27G4M Ту Дау Мой

«Михоро» 36 G3M Ту Дау Мой

Силы               12 B5N Сок Транг

поддержки     25 А6М Сок Транг

                        12 А5М Сайгон

                        6  С5М Сок Транг

 

23-я авиафлотилия (о.Формоза)

3-я 52 А6М Тайчанг

      12 А5М Тайчанг

      6 С5М Полан

«Тайнан» 52 А6М Тайнан

                 12 А5М Тайпей

                 6 С5М Полан

24-я авиафлотилия (Маршалловы о-ва)

«Читосэ» 36 G3M

«Иокогама» 24 Н6К

Силы                54 поплавковых

поддержки     многоцелевых самолетов

Примечания:

* 3-я и 4-я эскадрильи.

** 1-я и 2-я эскадрильи.

 

На следующее утро на Формозу вновь опустился туман, продер­жавшийся в течение всего дня, и это помешало японцам продолжить налеты. Но суточная передышка не помогла американцам. 10 декабря небо Манилы снова стало ареной ожесточенно­го боя. Хотя на этот раз уцелевшие РЛС за­благовременно выдали сообщение о при­ближении вражеских самолетов (бомбар­дировщики из состава авиагрупп «Каноя» и

«Такао», в сопровождении «Зеро» из соста­ва 3-й авиагруппы), поднятые на перехват 37 американских истребителей не смогли отразить удар. Малоэффективным оказал­ся и огонь зенитной артиллерии. В резуль­тате бомбежки была почти полностью раз­рушена военно-морская база Кавите, в ко­торой был уничтожен торпедный арсенал, в результате чего фактически были обезо­ружены 13 эсминцев и 29 подлодок Азиат­ского флота США. Экипажам последних ничего не оставалось, как уходить в Авст­ралию и на Гавайи. Досталось и аэродро­мам, на которых сгорели 42 самолета. Еще на 44 сбитых претендовали летчики 3-й авиагруппы. В манильской бухте в резуль­тате авианалета был потоплен американ­ский транспорт «Сэголэнд» (5334 бр.т), а также повреждены эсминец «Пири» (борт. DD-226), подлодки «Сидрэгон» и «Силайон» (затоплена 25.12.41 г.), а также траль­щик «Биттерн» (борт. АМ-36). Цена за эти успехи оказалась весьма небольшой: по одному G4M и А6М были сбиты, а два дру­гих бомбардировщика повреждены.

В тот же день на севере острова Лусон в районе Аппари и Вигана высадились пере­довые десантные подразделения 14-й японской армии. Уже 12 декабря в руках са­мураев оказались два аэродрома, на кото­рые началась переброска истребителей и армейской авиации, а ближе к вечеру в рай­оне Легаспи с дюжины транспортов, при­крываемых шестью эсминцами и легким крейсером был высажен третий десант! Сколько-нибудь эффективно противодей­ствовать этому натиску американские ВВС не смогли, так как аэродромы вновь были атакованы японскими самолетами.

В частности по авиабазам Иба и Кларк отбомбились 36 G3M 1-й авиагруппы. Зе­нитным огнем был сбит один бомбарди­ровщик, а разрушения, причиненные объ­ектам аэродрома Иба, видимо, показа­лись японскому командованию недоста­точными, и над многострадальным лет­ным полем появились 27 G4M из состава авиагруппы «Каноя», ведомые лейтенант-коммандером Ирисой. Еще столько же G4M (ведущий — лейтенант-командер Нонака) отработали по находящемуся на южной оконечности острова Лу­сон порту Батангас. В последнем случае японцы производили классическую изоляцию района боевых действий, парализуя возможные попытки высадки сколько-нибудь значительных под­креплений союзников на юге Лусона.

Налет попытались отбить пилоты немногочисленных Р-35 и Р-26, но в схватке с 29 «Зеро» из авиагруппы «Тайнан» их ждала толь­ко героическая гибель. Несколько лучше показали себя американ­ские Р-40, потрепавшие 50-й сентай, оснащенный Ki-27. Однако на следующий день, 13 декабря, 26 G4M авиагруппы «Каноя» ата­ковали Дел Кармен, где их экипажам удалось уничтожить четыре и повредить шесть истребителей этого типа. Поскольку ПВО авиа­базы подверглось опустошительной штурмовке со стороны 15 «Зеро» и было подавлено, то ответный огонь велся в основном из винтовок. Впрочем, для бомбардировщиков, засыпавших стоянки 60-кг бомбами с высоты 4500 м, он не представлял никакой угро­зы, чего не скажешь о японских истребителях, ходивших в районе удара на бреющем и недосчитавшихся одного А6М.

14 декабря японцы ввели в действие захваченные аэродромы Аппари и Виган, куда была переброшена часть сил 14-го (бом­бардировщики Ki-21) и 50-го авиаполков (истребители Ki-27), которые также начали участвовать в ударах по американским авиабазам. На следующий день на захваченные аэродромы при­была 8-я (бомбардировщики Ki-48), 16-я (Ki-30) и 24-я (истреби­тели Ki-27) авиагруппы, в тот же день брошенные в бой. Это поз­волило высвободить базовые самолеты морской авиации для ударов по судам в Манильской бухте.

Надо сказать, что за первую неделю кампании на Филиппинах безвозвратные боевые потери морской авиации составили четы­ре G4M, шесть G3M и 23 А6М. Доля «четверок» в относительных величинах составляла 1,1%, а «троек» — 4,3%, что говорило о не­сомненном превосходстве новейших бомбардировщиков-торпе­доносцев. Правда, довольно значительное количество самолетов было повреждено, но ремонтные службы Императорского флота быстро возвращали машины в строй, поддерживая боеготов­ность частей ударной базовой авиации на уровне 90%.

К этому времени в распоряжении американского командова­ния на Филиппинах оставалось лишь 35 истребителей и 14 «Ле­тающих крепостей». Когда же 22 декабря в районе Лингаен нача­ли высадку основные силы 14-й армии, авиация США, как фактор в боях за Филиппины, вообще перестала существовать. Насту­павшие с юга и севера японские войска вынудили американское командование начать 24 декабря эвакуацию Манилы, которая подвергалась ожесточенным бомбежкам.

На фоне этого кошмара, потопление бомбардировщиками G4M из состава авиагруппы «Каноя» 12 декабря американского каботажника «Говернон Райт» (496 бр.т) в море Сулу (у западно­го побережья Филиппинских о-вов), воспринималось как вовсе незначительная потеря. Однако уже на следующий день в бухте Манилы пошли на дно филиппинский пароход «Ханатавни» и од­нотипный с ним американский «Манатавни» (оба по 5030 бр.т), а также транспорт снабжения «Виская» (1249 бр.т) американских ВМС, потопленные самолетами из состава 1-й авиагруппы и авиагруппы «Такао».

С переброской на Филиппины все новых и новых частей ар­мейской авиации, полностью взявших на себя поддержку десантных частей 14-й японской армии, интенсивность ударов морских бомбардировщиков начала стремительно нарастать.

Уже начиная с 24 декабря дно Манильской бухты начало пре­вращаться в корабельное кладбище и не мудрено: в тот день 26 G4M из авиагруппы «Такао» потопили американский транспорт (бывш. фр.) «Си Киянг» (7014 бр.т) и повредили пять других су­дов. В открытом море 15 бомбардировщиков из состава авиа­группы «Каноя» уничтожили британский теплоход «Форэфрик» (3475 бр.т). Менее удачно действовали две «чертовых дюжины» G3M из состава 1-й авиагруппы, которые ценой потери одного самолета повредили эсминец.

Впрочем, спустя сутки, 26 декабря, им удалось себя реабили­тировать, уничтожив в гавани британский транспорт «Танталус» (7724 бр.т), а на следующий день они потопили у побережья фи­липпинский каботажник «Эрэял» (903 бр.т). Две эскадрильи G4M из состава авиагруппы «Каноя» также смогли отличиться, отправив на дно бухты Кавите американские транспорты «Этель Эдварде» (3950 бр.т) и «Каньон» (667 бр.т).

Более значительного успеха морская базовая авиация достиг­ла 28 декабря. Охота за транспортами продолжалась, и, выполнив всего лишь 60 боевых вылетов, из которых 25 приходились на до­лю авиагруппы «Такао», а остальные на 1-ю, японские авиаторы потопили в бухте Манилы два британских парохода — «Кэйпинг» (2563 бр.т) и «Сейстан» (2455 бр.т), танкер Королевских ВМС «Хай Кванг» (905 бр.т) и американский каботажник «Рисеч» (875 бр.т), легший на грунт на траверзе Инженерного острова.

29-го числа у побережья Филиппинских островов торпедонос­цами G4M была потоплена плавбаза подводных лодок «Канопус» (борт. AS-9). В тот же день начались налеты на сильно укреплен­ный остров Коррехидор, расположенный у южной оконечности полуострова Батаан и прикрывавший вход в манильскую бухту, в гавани которого от бомбовых попаданий затонул британский оке­анский буксир «Генри Кисвик»(671 бр.т). Впрочем, наряду с флот­скими бомбардировщиками, в бомбежках крепости участвовали и армейские Ki-21 и Ki-48, экипажи которых также не упускали случая «поохотиться» за кораблями. Однако крепость имевшая довольно мощную зенитную артиллерию оказалась крепким орешком для японских бомбардировщиков: по неполным данным до момента сдачи этой твердыни 7 мая 1942 г., только авиагруп­пы базовой авиации потеряли при налетах на этот остров до 25% всех самолетов сбитых за первые полгода войны!

Видимо последний результативный удар японская авиация нанесла по судам находящимся в бухте Кавите 31 декабря, когда на грунт легли американские транспорты «Кэпайлло» (5135 бр.т), «Мэгэльянис» (1376 бр.т), «Монтэнис» (1236 бр.т) и «Эрэят» (904 бр.т). Еще одного «амеко» экипажи 15 G4M из состава авиагруп­пы «Каноя» поймали у северо-западного побережья острова Борнео. На этот раз добычей бомбардировщиков стал крупный транспорт «Рут Александер» (8135 бр.т), получивший по докла­дам экипажей попадания не менее семи авиабомб.

Впрочем, даже вырвавшимся из пылающей манильской бухты судам далеко не всегда было суждено уйти в безопасные порты. 2 января 1942 г. в море Сулу у западного побережья Филиппин японские G4M из состава авиагруппы «Такао» потопили амери­канский транспорт «Дон Хосе» (10.895 бр.т), 15-го числа англича­не недосчитались парохода «Эмпайр Бэй» (2824 бр.т), а норвеж­цы — теплохода «Термофлай» (6655 бр.т).

В конце концов, в первых числах января 1942 г. американо-филиппинские войска отошли на полуостров Батаан, где им уда­лось оказать длительное сопротивление.