Америка наносит ответный удар

 

В то время как на огромных пространствах Тихого океана про­исходили все эти полные трагизма события, американская раз­ведка, не мало преуспевшая в деле разгадывания японских шиф­ров, смогла в значительной степени восстановить свои познания в данной области. Причина такого временного «интеллектуального отката» заключалась в смене системы радиопозывных, произо­шедшей в японском флоте перед самым началом боевых дейст­вий в конце ноября 1941 г. Постепенно, на основании данных ра­диоперехвата, познания аналитков были восстановлены и вскоре стало ясно, что противник ведет наступление довольно ограни­ченными силами и защищать с равной эффективностью весь пе­риметр своих недавно завоеванных владений уже не в состоянии.

В связи с этим становилось очевидным, что ослабить его на­тиск на важнейших направлениях можно короткими фланговыми ударами, заставляющими перенацеливать силы и средства для парирования новой угрозы, ослабляя тем самым усилия на важ­нейших участках борьбы. Без преувеличения можно сказать, что краеугольным камнем в тихоокеанской стратегии союзников на первом этапе войны была проблема удержания Австралии, к ко­торой японцы продвигались через Яву и Новую Гвинею.

Именно с целью отвлечения части японских сил (и прежде всего авиации) с новогвинейского и яванского направлений и были предприняты в феврале 1942 г. диверсионные рейды 8, 11-го и 17-го оперативных соединений. Первое из них, в составе авианосца «Энтерпрайз», трех крейсеров и восьми эсминцев, было 31 января направлено для удара по объектам на Маршалловых островах, и в первую очередь по новым базам на атоллах Вотье и Кваджалейн, а также аэродромам на островах Рои и Тароа. Одновременно с этим 17-е оперативное соединение, в со­ставе авианосца «Йорктаун», двух крейсеров и четырех эсмин­цев, должно было атаковать атоллы Джалуит, Мили и Макин.

Несмотря на то, что при налете на якорную стоянку атолла Джалуит самолеты «Йорктауна» попали в грозу, а на атолле Ма­кин и Мили для экипажей палубных бомбардировщиков практи­чески не нашлось подходящих целей, первый опыт такой опера­ции имел огромное значение для американского командования.

Тем временем, командовавший 8-м оперативным соединением адмирал Хэлси решил наряду с авиационным ударом подвергнуть объекты противника на атоллах Вотье и Малоэлап, а также острове Тароа артиллерийскому обстрелу. Японцы не ожидали нападения от противника, близкого по их мнению к нокауту, и их ответные дей­ствия носили спорадический характер и были плохо скоординиро­ваны, в результате чего огнем американских кораблей были подав­лены береговые батареи, а в гаванях потоплено несколько судов.

Появившиеся над якорными стоянками Вотье и Кваджелейна «Доунтлессы» и «Девастэйторы» смогли также нанести ощути­мый урон противнику, потопив транспорт и сторожевик. Правда, над последним американцы потеряли четыре пикировщика, сби­тые истребителями, однако появившиеся спустя три часа торпе­доносцы отработали как на полигоне, направив торпеды в шесть неподвижных транспортов и плавбазу гидроавиации, идентифи­цированную пилотами как легкий крейсер.

Последовавшие ближе к полудню 1 февраля контратаки мелких групп гидросамолетов F1M «Джейк» отбивались плотным зенит­ным огнем, оказавшимся непреодолимым для нескольких экипа­жей, за гибель которых японцам пришлось удовольствоваться по­паданием одной 60-кг бомбы в крейсер «Честер» и несколькими близкими разрывами, не нанесшими существенного ущерба аме­риканским кораблям, уже поворачивавшим на обратный курс.

После полудня, около 13:00 соединение настигла пятерка торпе­доносцев G3M из состава авиагруппы «Читосэ». Шквальным зенит­ным огнем были сбиты три самолета, пилот одного из которых по­пытался врезаться в авианосец, но лишь зацепил консолью борт ко­рабля. Видимо, уцелевшие экипажи не смогли точно сообщить мес­те американского соединения и в 15:50, когда оперативное соеди­нение вышло из грозового шквала, его атаковали только два торпе­доносца. Обе сброшенные их экипажами торпеды прошли мимо, но самолеты, периодически скрываясь в низких облаках продолжали следить за уходившими со скоростью 25 узлов кораблями.

Ближе к вечеру боевой воздушный патруль смог сбить одного из японских «скаутов», но второй видимо продолжал передавать сведения и на закате, около 21:00, когда патрулировавшие ис­требители получили приказ идти на посадку, появилась восьмер­ка «Неллов». В этот момент в воздухе находился последний ос­тавшийся «Уайлдкэт», пилот которого не раздумывая дал газ и пошел навстречу вражеским самолетам.

Американские корабли плохо просматривались в темной час­ти горизонта, затянутой низкими тучами, и вскоре могли вообще исчезнуть, а потому времени на маневрирование и перестрое­ние японцы не имели, приближаясь с кормовых курсовых углов.

Вдобавок, пилот F4F безошибочно определил машину ведущего и на лобовой атаке превратил ее в пылающий факел. Спустя не­сколько мгновений по японским самолетам открыли убийствен­ный огонь десятки корабельных зениток. В считанные мгновения шесть самолетов, объятые пламенем, рухнули в море и лишь по­следнему удалось вернуться на базу.

Успех, как известно, придает силы и порождает надежды, а по­тому вскоре был запланирован очередной диверсионный рейд, на этот раз силами 11 -го оперативного соединения, включавше­го помимо «Лексингтона», четыре тяжелых крейсера и девять эс­минцев, которое должно было «прощупать» Рабаул, где была со­здана крупная морская и авиационная база, сыгравшая огромную роль в последующих боевых действиях.

К сожалению, несмотря на громадное количество материа­лов, посвященных войне на Тихом океане, автору не удалось по­нять насколько точно представляли себе расстановку японских сил на ТВД в штабах Перл-Харбора, ибо, анализируя дальней­шие события и сопутствующие им обстоятельства, трудно отде­латься от мысли, что во многом расчет делался на ...удачу, кото­рая все же и на этот раз была явно на стороне моряков сражав­шихся под звездно-полосатым флагом...

В значительной мере командование рассчитывало и на плохую погоду, которая позволит в полной мере реализовать фактор внезапности. И действительно: низкие тучи с налетавшими пе­риодически грозовыми шквалами надежно скрыли корабли со­единения от вражеских разведчиков, а штормовой океан практи­чески исключал угрозу атаки подводных лодок.

Утром, 20-го числа, погода улучшилась и с авианосца были под­няты несколько разведывательных «Донтлессов», а уже в 10:30 то­го же утра американские корабли были обнаружены экипажем ле­тающей лодки Н6К, которую вел лейтенант Нобуру Сакаи из авиа­группы «Иокогама». В свою очередь летающую лодку засекли с по­мощью радара и на перехват взмыли четыре «Уайлдкэта».

Пробив низкую дождливую мглу, «янки» в просветах облаков обнаружили цель и лейтенант-командер Джон Тэч со своим ве­домым тут же отправили незваного гостя в море. Не успели по­бедители вернуться на авианосец, как на экране корабельного радара появилась отметка новой цели — это была такая же лета­ющая лодка, пилотируемая экипажем мичмана Кийоши Хайаши, вылетевшего из Рабаула в 08:00 и получившего задание восста­новить контакт с противником, обнаруженным экипажем Сакаи. С этим «соглядатаем» расправилась другая пара «Уайлдкэтов», причем экипаж сбитого самолета проявил высокий боевой дух, продолжая до самого момента падения в море вести по истреби­телям ответный огонь.

Поскольку стало очевидно, что японское командование в Ра-бауле уже извещено о приближающейся угрозе, что вело к утра­те элемента внезапности, командующий соединением вице-ад­мирал Уилсон Браун решил отменить удар по Рабаулу. Одновре­менно были приняты меры для отражения воздушной атаки. Впе­ред была выслана новая группа разведчиков, а в непосредствен­ной близости от эскадры кружил боевой воздушный патруль в составе шести «Уайлдкэтов» под командованием лейтенант-коммандера Дональда Лавеласа. На палубе находился второй диви­зион истребителей лейтенанта Ноэла Гэйлера, а еще четыре ма­шины готовились к вылету.

Накануне описываемых событий, между 14 и 17 февраля, в Рабаул прибыло подкрепление для усиления дислоцированной на аэродроме Вунаканау авиагруппы «Гензан». Новые G4M во­шли в состав недавно созданной 4-й авиагруппы, имевшей пона­чалу на вооружении только истребители «Зеро», принимавшие участие в воздушных боях над Новой Гвинеей в начале месяца. Теперь же, получив на вооружение ударные машины, 4-я авиа­группа готовилась показать все, на что она способна.

После получения сообщения о подходе американских сил на бомбардировщики подвесили по паре 250-кг бомб, поскольку на Вунаканау не успели доставить торпеды. В 14:20 17 G4M подня­лись в небо двумя группами под общим командованием лейтенант-коммандера Такуцо Ито, находившегося в качестве наблюда­теля на борту ведущего самолета 1-й эскадрильи, (пилот — мич­ман Чизо Ватанабе).

В составе этой эскадрильи было восемь машин, шедших дву­мя тройками и парой. 2-я эскадрилья ведомая лейтенантом Масайоши Накагава, поднявшая девять самолетов, шла в строю «клин звеньев». Из-за сильной облачности, Ито приказал двум звеньям своей эскадрильи разойтись в стороны, чтобы увели­чить площадь наблюдения.

В 16:00 на экране американских радаров появилась отметка групповой цели на дистанции 75 миль. В 16:25 расстояние со­кратилось до 47 миль и стала очевидна неизбежность налета. Истребители Гэйлера быстро взлетели и направились в сторону приближающегося противника. В это время дивизион Лавеласа готовился к посадке на авианосец, но не получил разрешения, поскольку к взлету готовились оставшиеся четыре истребителя, а также 11 «Донтлессов», которым было необходимо покинуть палубу до начала атаки.

В 16:35 пилоты шести «Уайлдкэтов» ведомых Гэйлером, обна­ружили приближающуюся девятку G4M 2-й эскадрильи, которая первой вышла на цель. Лейтенант Гэйлер и его ведомый млад­ший офицер Петерсон с первого же захода сбили один бомбар­дировщик. Следом за ними атаковали лейтенанты Леммон и Кларк, уничтожившие второй самолет. Ведущий третьей пары младший офицер Эдер обнаружив, что у машины его ведомого младшего офицера Уилсона проблемы с двигателем, атаковал в одиночку снизу-сзади один из замыкающих бомбардировщиков, но после первой же очереди на его истребителе отказали три из четырех пулеметов. В этот момент тот же самолет был атакован сверху лейтенантом Гэйлером и сбит.

Наблюдатели на кораблях, следившие за разыгравшимся в 10 милях воздушным боем, отметили падение трех бомбардиров­щиков, а с эсминца «Фелпс» доложили об оставшихся шести, ко­торые направлялись к эскадре. В 16:43 последние четыре истре­бителя начали взлет, а за ними последовали и «Доунтлессы». В этот момент Петерсон, ведомый Гэйлера, атаковал вражеский бомбардировщик, заставив его покинуть строй. Вероятно, это был самолет Накагава, поскольку только потеря лидера могла привести к заминке в перегруппировке остатков эскадрильи, вызвавшей откло­нение от курса атаки вправо. В этот мо­мент лейтенант Леммон сбил еще один G4M, а поврежденный бомбардировщик Накагавы (так предполагают японские ис­торики — Прим.Авт.) попытался таранить «Лексингтон», но, попав под огонь зенит­ной артиллерии, рухнул в море почти од­новременно с еще одним горящим япон­ским самолетом.

Оставшиеся три «Бэтти» сбросили бомбы и начали уходить. Истребитель пы­тавшегося атаковать эту группу в одиноч­ку лейтенант Говарда оказался подбит огнем японских стрелков и пилот будучи ранен осколком 20-мм снаряда в ногу, вы­нужден был покинуть свой F4F с парашю­том. После успешного приводнения, его подобрал эсминец «Паттерсон». На этом этапе боя Тэч и Селстрем смогли присое­диниться к погоне, а О'Хара и Дуфильо по­лучили приказ остаться над авианосцем.

Тэч атаковал бомбардировщик, а за­тем, оглянувшись через плечо, обнаружил второй, подходивший сзади. Летчик попытался предупредить находившегося поблизости младшего офицера Уилсона, но бы­ло уже поздно — пушечная очередь выпущенная японским стрелком, видимо, попала в фонарь кабины, что привело к мгно­венной гибели пилота, самолет которого спикировал прямо в море. Тэч перенес свое внимание на самолет, сбивший Уилсона и в первой же атаке изрешетил его фюзеляж, а во второй повре­дил один из двигателей. Последовавший затем взрыв топливных баков оторвал часть крыла вражеской машины и она беспоря­дочно кувыркаясь рухнула в море. Следующего противника рас­стреляли истребители второго дивизиона, державшиеся в воз­духе с минимальным запасом топлива.

Тем временем палубная команда авианосца лихорадочно опускала на ангарную палубу «Девастэйторы» и поднимала в не­бо оставшиеся «Доунтлессы», часть экипажей которых не поже­лала оставаться в стороне от схватки. Над самой поверхностью воды пилот одного из них, лейтенант Ален, открыл огонь из кур­совых пулеметов и «Бэтти» врезалась в волны. Обнаружив вто­рой поврежденный G4M, Ален вывел свой пикировщик на параллельный курс с японцем и дал возможность своему стрелку отличиться. После длинной оче­реди хвостовых пулеметов и этот бомбар­дировщик взорвался.

Тем временем лейтенант-командер Тэч попытался догнать последний оставшийся в воздухе вражеский самолет, но тот вы­шел за пределы радиуса действия истре­бителей. Впрочем, его экипаж рано радо­вался: пилот возвращавшегося из развед­ки «Донтлесса» — лейтенант Вальтер Хенри также не упустил своего шанса, и зайдя в хвост одинокой «Бэтти» сумел сбить по­следний оставшийся самолет из состава злосчастной 2-й эскадрильи.

В то время, как все находящиеся в воз­духе истребители, за исключением двух, преследовали отходящих японцев, эскад­ру обнаружила 1 -я эскадрилья лейтенант-коммандера Ито, появившаяся на экране радара авианосца в 16:49. Над кораблями находилась только пара О'Хара-Дуфильо и пункт наведения отдал приказ атаковать. В 17:05 оба пилота уви­дели восьмерку G4M, в пологом пикировании заходившую в ата­ку на корабли. Снижаясь с высоты 4500 м до 3300 м бомбарди­ровщики развили высокую скорость и у американских истребите­лей, хотя и имевших преимущество в высоте, надо признать, ос­тавалось мало времени.

Догнав японцев, О'Хара повредил с первого захода правый двигатель и корневую часть крыла самолета пилота 2-го класса Баба. Бомбардировщик с выпущенной частью закрылков теряя скорость и высоту упал в море, в то время как О'Хара атаковал самолет пилота 1-го класса Мори. Добившись попаданий в дви­гатель и топливные баки правой плоскости, он все же на этот раз не смог нанести противнику фатального удара. Повреждения оказались не слишком значительными, и Мори, спикировав до небольшой высоты, избежал новых атак. Куда меньше повезло Дуфильо: выйдя в атаку и нажав на гашетку, он обнаружил, что отказал электроспуск оружия и это вынудило его выйти из боя. О'Хара, тем временем, набрав высоту повредил самолет пилота 1 -го класса Маеда, а затем расстрелял машину пилота 1-го клас­са Учияма. Стрелки японских бомбардировщиков, видя, что эс­кадрилью атакует один-единственный американский истреби­тель, сосредоточили на смельчаке весь свой огонь, но последне­му удалось избежать попаданий благодаря большой скорости, развитой при пикировании. Маеда же сумел сбить пламя и его G4M снова занял место в строю, где помимо его машины находи­лись бомбардировщики Ито, Оно, Митани и Когику.

О'Хара атаковал эту пятерку в момент сброса бомб, выбрав в качестве жертвы машину лидера, которая получила множество попаданий. Ее пилот — лейтенант-командер Такуцо Ито — попы­тался таранить «Лексингтон», но промахнулся, и пройдя вдоль борта корабля, врезался в воду. Тем временем кэптэн Шерман, умело маневрируя неповоротливой громадой авианосца, сумел избежать попаданий, а О'Хара, расстреляв все патроны, вернул­ся на корабль победителем, став первым среди американских летчиков-истребителей асом одного дня. И хотя на его счет ре­ально можно записать лишь три сбитых вражеских самолета вместо заявленных пяти, это не умаляет сделанного. Ведь он фактически лично предотвратил серьезное повреждение, а мо­жет быть и гибель одного из бесценных авианосцев, столь при­годившихся впоследствии.

Однако японские летчики 4-й авиагруппы в тот день еще не до конца испили горькую чашу потерь. В восьми милях от эскадры младший офицер Селстрем перехватил четверку уходящих G4M и сбил самолет лейтенанта Митани, а в сорока милях, когда каза­лось бы уже можно было расслабиться, «Уайлдкэт» пилотируе­мый Гэйлером сбил еще один бомбардировщик. Почти одновре­менно экипажи пикирующих бомбардировщиков Аллена и Раунтрии навалились на самолет Тосуко Оно. Однако последнему, не­смотря на тяжелейшие повреждения и гибель трех членов экипа­жа, все же удалось дотянуть до побережья Новой Ирландии.

Результаты налета были ужасны: после первого же вылета 4-я авиагруппа фактически перестала существовать, потеряв 15 из 17 бомбардировщиков. Только самолеты Маеда и Когику при­землились на авиабазе Вунаканау, а Мори пройдя весь обратный путь на малой высоте, сумел приводниться в бухте Рабаула. Уце­левшие экипажи доложили, что ими потоплены крейсер и эсми­нец, а американский авианосец тяжело поврежден в результате таранного удара самолета лейтенант-коммандера Ито. Кроме то­го они сообщили, что в воздушном бою противник потерял не менее восьми истребителей. Эти результаты по мнению япон­ского командования хотя бы частично оправдывали потерю 88 членов экипажей (Помимо двух летающих лодок Н6К сбитых утром, еще один самолет этого типа, вылетевший в 14:00 под управлением младшего офицера Макино, не вернулся на базу. Спустя некоторое время на поиск американской эскадры направился гидроплан Е13А с авиатранспорта «Кийокава Мэру», но в 18:15, доложив о контакте, бес­следно исчез, видимо сбитый американскими истребителями) и почти всех самолетов 4-й авиагруппы.

На самом деле американские корабли не получили серьезных повреждений, лишь авиагруппа потеряла два истребителя и од­ного пилота. При этом операция против Рабаула была отменена в связи утратой фактора внезапности и угрозы попасть под удар находившейся где-то поблизости японской 1-й дивизии авиа­носцев. Чтобы хоть как-то восстановить боеспособность 4-й авиагруппы ей были переданы бомбардировщики G3M 1 -и авиа­группы с последующей заменой на G4M.