В боях за Яву

 

Несмотря на то, что операции в районах Южных морей разви­вались, в основном, по разработанному плану, союзникам, по об­разному выражению американского адмирала Ч.Нимитца, уже на этом этапе все же «удавалось время от времени втыкать бамбуко­вые палки в колеса «японского парового катка»». Одной из них оказалась упорная оборона Суматры весьма ограниченными си­лами британской авиации, находящейся на аэродромах этого ос­трова. Тем не менее, регулярно проводя разведку, англичане уста­новили район сосредоточения десантных сил противника и в тече­ние 14-15 февраля нанесли ощутимый урон японским транспор­там, в результате чего высадка морского десанта была отложена.

По мнению же высшего командования, борьба за Яву (учиты­вая близость последней к Австралии) могла и вовсе принять за­тяжной характер, весьма выгодный для союзников, однако со­вершенно не вписывающийся в планы японской ставки. Для Главкома Императорского флота адмирала Исороку Ямамото было очевидно, что время работает против Страны Восходящего Солнца, наступательный порыв вооруженных сил которой можно было поддерживать только путем непрерывных побед. Ямамото также отчетливо понимал и то, что успех обороны Явы союзника­ми определялся тем насколько устойчивыми окажутся их комму­никации, связывающие остров с внешним миром, и в первую очередь — с портом Дарвин, расположенным на севере Австра­лии, откуда перебрасывались подкрепления.

Этот перевалочный пункт, имевший стратегическое значение в течение практически всего периода боевых действий на Тихом океане, и стал очередным объектом удара для морской авиации Микадо, в котором, наряду с экипажами базовых бомбардиров­щиков, приняла участие и 1 -я дивизия авианосцев. В ее составе находились «Акаги», «Сорю», «Kara» и «Хирю», выставившая 206 самолетов (81 «Кейт», 71 «Вэл» и 45 «Зеро»), с которыми взаимо­действовали 27 G4M из состава авиагруппы «Каноя» (ведущий лейтенант-коммандер Тошио Ириса) и столько же G3M из соста­ва 1 -и авиагруппы (лейтенант-коммандер Такео Озаки).

Этим силам союзники могли противопоставить реально толь­ко 3-ю и 33-ю эскадрильи перехватчиков, оснащенные Р-40Е, причем, последняя была недавно сформирована и ее летный со­став еще не имел боевого опыта. Их задача многократно ослож­нялось и тем, что группы японских самолетов подходили к объек­там атак с разных направлений. Например, «Кейты» первой вол­ны, несшие 800-кг бомбы и отбомбившиеся по объектам в порту появились в 09:57 с юго-востока. Две группы пикировщиков, ата­ковавшие транспорты на внешнем рейде и гражданский аэро­дром, подошли в это же время с запада. Экипажи базовых бомбардировщиков наносили удар по военному аэродрому, где бы­ло уничтожено 28 самолетов, в числе которых были 10 Р-40Е, пять «Хадсонов», четыре «Каталины», два С-45, три пикировщика А-24 и два «Виррувэя», а также разгромлены практически все ан­гары и сожжены запасы бензина.

Однако на фоне погрома в порту, эти утраты выглядели про­сто пустяками. И действительно, из находившихся в гавани 46 судов и кораблей, экипажи палубных самолетов потопили де­вять: американские транспорты «Мейгс» (7358 бр.т), «Портмар» (5551 бр.т), «Мауна Лоа» (5436 бр.т), «Дон Исидро» (3261 бр.т) и «Флореенс» (2638 бр.т), английский танкер «Бритиш Моторист» (6891 бр.т), транспорт «Зеландия» (6683 бр.т) и «Нептьюнэ» (5592 бр.т). Из числа имевшихся в порту немногочисленных бое­вых кораблей, союзники лишились эсминца «Пири». Еще 12 су­дов и кораблей оказались повреждены. Тяжелейший ущерб был нанесен портовым сооружениям, оборудованию и складам.

В тот же день был захвачен остров Бали, а 20 февраля на аэ­родромы Купанг и Дили (остров Тимор) был выброшен парашют­ный десант в количестве 450 человек, поддержанный 17 G3M из состава 1-й авиагруппы, в ходе бомбежки позиций зенитной ар­тиллерии один бомбардировщик (командир экипажа лейтенант Норио Фукуока) сбит.

21 февраля 21 G4M из состава авиагруппы «Такао», сопро­вождаемые шестью «Зеро» (по три из состава 3-й авиагруппы и авиагруппы «Тайнань» атаковали суда в порту Сурабая. 16 Р-40 из состава 17-й эскадрильи перехватили вражеские самолеты на высоте 6000 м. На этот раз, несмотря на значительное числен­ное превосходство противника, пилотам японских «Зеро» уда­лось сковать американцев, которые сбили только один бомбар­дировщик и три истребителя, потеряв двух своих.

В течение следующей недели японская авиация наносила регу­лярные удары по акватории порта Сурабая, но несмотря на пери­одически поступавшие «наверх» доклады о потопленных судах, списки потерь союзного тоннажа не подтверждают эти успехи.

24 февраля самолеты 22-й авиафлотилии (27 G3M из состава авиагруппы «Гензан» и шесть из состава «Каноя», с транспортны­ми машинами перебазировались с Борнео на британский аэро­дром Р.И, находящийся в районе Палембанга (остров Суматра). Причем, японские зенитчики не ожидали появления своих бом­бардировщиков и, открыв огонь, сбили один бомбардировщик из состава авиагруппы «Гензан».

Между тем, целенаправленные бомбежки Сурабайи, помимо оказываемого на защитников острова тяжелейшего морального давления, наносили и вполне ощутимый материальный ущерб.

Возможности порта по обработке грузов и судоремонту были сведены практически к нулю. Поврежденный 24-го числа близки­ми бомбовыми разрывами эсминец «Банкерт» (1316 т) подверг­ся повторному налету 28 февраля и в тот же день затонул (после захвата японцами порта был поднят, отремонтирован и введен в строй японского флота). Еще одной жертвой экипажей G4M стал корабль ПВО «Схаутен», переделанный из грузового парохода (1805 бр.т). В ходе налета он был поврежден, а затем затоплен экипажем в проливе Мадура у острова Ява.

Наряду с судоходством, особым вниманием экипажей япон­ской базовой авиации флота пользовались аэродромы союзни­ков. Так, 25 февраля 27 G3M из состава авиагруппы «Гензан» в сопровождении 13 «Зеро» и С5М атаковали аэродром Семплак. Англичане смогли поднять из состава 242-й и 605-й эскадрильи лишь пять «Харрикейнов», которые, набрав 10.000 м, устреми­лись в пике на японские самолеты. В безнадежной схватке они смогли сбить один «Зеро» и один С5М, потеряв двух своих.

В то время как «Харрикейны» отчаянно дрались с флотскими «Зеро», следом за моряками появились и армейцы (12 Ki-30 со­провождаемых таким же числом Ki-43 из состава 59-го сентая), которые с малой высоты атаковали стоянки. И хотя 11 бомбарди­ровщиков получили повреждения от зенитного огня, на земле сгорели три самолета и еще два были повреждены. Японцы со своей стороны заявили о том, что им противостояло восемь «Спитфайров»(!!), из которых они якобы сбили четыре.

В тот же день 22 G4M из состава авиагруппы «Такао», прикры­ваемые девятью «Зеро» из состава авиагруппы «Тайнам», атако­вали Сурабаю, над которой встретились с 12 Р-40 из состава 17-й эскадрильи. Восемь «Киттихауков» атаковали бомбардиров­щики, а четыре попытались связать истребителей. И это им поч­ти удалось, так как американцы смогли сбить только одну «Бэт­ти», но за один сбитый Р-40 они отплатили тремя «Зеро».

Вечером командующий 3-м (армейским) авиакорпусом до­кладывал в Императорскую ставку о том, что за период 19 по 25 февраля его авиаторы смогли уничтожить в воздушных боях 33 вражеских самолета, 55 самолетов было уничтожено на земле и еще 150 повреждено. При этом было совершено 345 боевых вы­летов из которых 203 приходятся на долю истребителей. Боевые потери три самолета. Командующий 11 -м Воздушным флотом вице-адмирал Нишизо Тсукахара со своей стороны доложил об уничтожении его истребителями 18 февраля 32 вражеских само­летов, 11 вероятно и 48 на аэродромах (достоверно).

Пока происходила борьба за господство в воздухе над райо­ном операции, японцы продолжали перегруппировку своей авиации в преддверии вторжения на Яву. В частности, на аэро­дром Р.И перебросили 25 бомбардировщиков из состава авиа­группы «Каноя» и 29 из состава «Гензан», а также пять А5М пред­назначенные для ПВО авиабазы. В тот же день все «тройки» бы­ли возвращены на базы в Индокитае, причем десять из них на­правили на авиабазу Каханг в провинции Джохор (Малаккский п-ов). Южнее Явы пять G4M из авиагруппы «Такао» патрулировали выходы в Индийский океан поджидая авиатранспорт «Лэнгли», направлявшийся в Чилачап.

А обстановка на море для союзников осложнялась с каждым днем. 27 февраля произошел знаменитый бой в Яванском море, в ходе которого из состава эскадры адмирала Доормана (два тя­желых и три легких крейсера, а также девять эсминцев) японцы потопили голландские легкие крейсера «Ява» и «Де Рейтер», а также три эсминца, не потеряв ни одного своего корабля.

На следующее утро японская базовая авиация начала охоту за оставшимися кораблями этого соединения и в 08:55 четверка G4M из авиагруппы «Такао» обнаружила в Яванском море легкий крейсер и три эсминца. Одновременно японцы продолжали ка­раулить у выходов в Индийский океана авиатранспорт «Лэнгли», который по данным разведки с грузом американских истребите­лей направлялся на Яву.

Днем в 14:37 восьмерка G4M из состава авиагруппы «Каноя» атаковала остатки соединения адмирала Доормана, но попада­ний в корабли зафиксировано не было. Примерно двумя часами позже появились еще пять самолетов, но и их экипажи промахну­лись. Около 18:00 над кораблями появились еще восемь бом­бардировщиков, но и на этот раз бомбовые разрывы легли мимо. Вскоре начало темнеть и казалось, что в сгущавшихся сумерках корабли союзников смогут ускользнуть от преследователей. Од­нако около 21:30 в сумрачном небе вновь послышался гул мото­ров и на корабли вновь посыпались бомбы. Так как атакующие были плохо видны, то зенитный огонь не мог быть эффективным, в результате чего два бомбовых попадания получил английский эсминец «Юпитер», затонувший в 21:37.

Союзное командование в сущности понимало, что исход борьбы за Яву, как впрочем и за господство на тихоокеанском ТВД, будет решаться в воздухе, но вместо того, чтобы быстро со­здать авиационную группировку, медлило с принятием решений. В результате чего большая часть цепочки островов, связываю­щих Яву с Австралией, вскоре была в руках японцев, а сама Ява в конце концов оказалась изолированной. В обстановке нераз­берихи и бестолковщины, царившей в союзных штабах, была предпринята попытка доставить на Яву хотя бы небольшое коли­чество самолетов и в результате, в тот же день, в 75 милях к югу от острова разыгралась другая драма.

В составе конвоя MS-5, вышедшего из Фримантла (Австралия) находился авиатранспорт «Лэнгли», загруженный 32 собранными истребителями Р-40 и транспорт «Си Уитч», имевший на борту 27 разобранных истребителей того же типа. Первоначально предпо­лагалось, что эти два корабля в сопровождении легкого крейсера «Феникс» отделятся от конвоя в районе Кокосовых островов и са­мостоятельно пойдут в Чилачап. Однако беспокойство за судьбу

столь ценного груза вынудило союзное ко­мандование послать сигнал на прежде­временный выход «Лэнгли» из состава конвоя и следование кратчайшим курсом в пункт назначения. В том же сообщении указывалось, что на маршруте его встре­тят два американских эсминца. На пути следования командир авиатранспорта по­лучил сообщение от экипажей голланд­ских «Каталин», о том, что эскортирование будет осуществляться минным тральщи­ком, скорость которого была катастрофи­чески низкой. Поэтому, капитан «Лэнгли» коммандер МакКоннел решил идти к гавани самостоятельно, но еще до наступления рассвета пришел приказ с Явы, содержа­щий требование скорректировать курс ко­рабля для встречи с тральщиком. Утром одна из «Каталин» вывела авиатранспорт к обещанным ранее эсминцам (от исполь­зования тральщика благоразумно отказались) и три корабля на максимально возможной скорости пошли к цели.

Вскоре в небе появился разведчик 23-й авиафлотилии и коммандер МакКоннел послал на Яву запрос на организацию воз­душного прикрытия, не подозревая об отсутствии боеготовых истребителей в распоряжении командования союзников на ост­рове. В 11:40 сигнальщики кораблей обнаружили множество подходящих самолетов — это выходили в атаку две эскадрильи бомбардировщиков G4M из авиагруппы «Такао». При первом за­ходе «Лэнгли» сумел избежать повреждений, но вторая атака за­вершилась прямыми попаданиями пяти 60- и 250-кг бомб. Одно­временно девятка сопровождавших бомбардировщики истреби­телей «Зеро» (шесть из них входили в 3-ю авиагруппу, а осталь­ные три — в авиагруппу «Тайнан») начала штурмовку, расстрели­вая стоящие на палубе заправленные самолеты. Попытки вытол­кать горящие «Киттихауки» за борт оказались бесполезными и вскоре пламя охватило весь корабль, при этом жертв среди эки­пажа было на удивление немного. Видя, что огонь невозможно взять под контроль, коммандер МакКоннел приказал оставить суд­но, а почти весь экипаж подобрали эсминцы, добившие артилле­рией авиатранспорт.

Гибель «Лэнгли» явилась no-существу демонстрацией того, что Ява изолирована, причем, к югу от острова продолжало дей­ствовать оперативное соединение вице-адмирала Нагумо (четы­ре авианосца, один линкор, один крейсер и восемь эсминцев), присутствие которого гарантировало, что союзники не смогут перебросить подкрепления.

К этому времени выделенные для захвата острова силы (16-я японская армия в составе трех дивизий и отдельной бригады) для переброски которых было задействовано 97 транспортов при поддержке двух оперативных соединений (1 авианосец, 11 крейсеров, 39 эсминцев) 28 февраля высадились в районе Рембанга, а 1 марта в районе Батавии.

В тот же день семерка G4M из состава авиагруппы «Такао» в сопровождении шести «Зеро» 3-й авиагруппы совершила налет на авиабазу Перак в районе Джакарты, где экипажи бомбарди­ровщиков уничтожили 14 Р-40 и пять «Брюстеров», кроме того в ходе штурмовки пилоты японских истребителей вывели из строя еще семь Р-40 и три «Брюстера».

Воспользовавшись тем, что союзные истребители были бло­кированы на аэродроме, 27 бомбардировщиков из состава авиа­группы «Каноя», несмотря на сильный зенитный огонь, подверг­ли бомбежке порт Сурабая. Хотя не менее 14 самолетов получи­ли повреждения, а два разбились при посадке на острове Бали, общий счет оказался в пользу нападавших. На дно ушел панамский пароход «В.М.Туппер» (1756 бр.т), а голландский стороже­вой корабль «Батак» (бывший каботажный пароход, 409 бр.т) в результате налета авиации перевернулся в доке и на следующий день был взорван личным составом.

2 марта Сурабая подверглась новым налетам морских бом­бардировщиков из состава авиагрупп «Каноя» и «Такао», к экипа­жам которых присоединились «тройки» из состава авиагруппы «Михоро». В результате чего в порту затонули панамский пароход «Лайрэн» (4323 бр.т), а также британские «Сайсунтон Нава» (3286 бр.т), «Тайюань» (2994 бр.т) и «Шинье» (1615 бр.т). Кроме того, голландцы потеряли каботажный транспорт «Тюдор» (872 бр.т). Следующие два дня стали роковыми для британского танкера «Пхесанелла» (855 бр.т) и голландского гидрографического суд­на «Тидеман» (1160 бр.т). Первое было уничтожено в Батавии, а второе в Чилачапе.

Удар, нанесенный 23 G4M из состава авиагруппы «Такао» по Чилачапу 5 марта, оказался фатальным для голландского паро­хода «Баренц» (4819 бр.т), американского «Тохайтай» (982 бр.т) и правительственных судов «Хоофдинспектер Зееман» (803 бр.т) и «Канопус» (773 бр.т), а также каботажников «Кайдел» (775 бр.т) и «Мэйнипи» (536 бр.т). Почти аналогично развивались события в тот день и в гавании Батавии, где после ударов «Бэтти» и «Неллов» англичане не досчитались пароходов «Ипон» (1279 бр.т), «Кинтэ» (1220 бр.т) и «Эби» (636 бр.т). Все они после захвата ос­трова были подняты и восстановлены японцами.

Последней жертвой японской базовой ударной авиации фло­та в водах, омывающих Яву, стал норвежский транспорт «Вулгар» (3060 бр.т), потопленный 7 марта в 150 милях от Чилачапа. На следующий день Императорская пехота вошла в Сурабаю. 12-го числа японцы уже во всю хозяйничали на острове, а спустя три дня, 15 марта, вся территория Голландской Ост-Индии находи­лась под контролем оккупантов.