Оценка летных данных

 

Весьма полную оценку изменения летных данных МиГов по материалам испытаний в НИИ ВВС про­извел начальник института бригинженер Федоров. В письмах на имя наркома авиапромышленности А.И.Шахурина и начальника ГУ ВВС КА генерала И.Ф.Петрова от 14 сентября 1941 г. он отмечал:

«Докладываю, что НИИ ВВС Красной Армии с целью проверки летно-тактических данных были проведены обширные испытания серийных самоле­тов выпуска военного времени. В результате испыта­ний установлено:

...Опытный МиГ—1 AM—35A с антенной и мач­той, с закрытым фонарем летчика и убранным хво­стовым колесом имел максимальную горизонталь­ную скорость 486 км/ч у земли и 628 км/ч на высоте 7200 м. Серийный МиГ—3 AM—35A без предкрылков достигал скорости 474 км/ч у земли и 621 км/ч на 7800 м (самолет с предкрылками — 469 и 615 км/ч, соответственно).

Таким образом, скорость серийного самолета МиГ—3 относительно первого опытного МиГ—1 сни­зилась незначительно. Но в настоящее время серий­ный истребитель выпускается с редукцией мотора 0,732, на опытной машине МиГ—1 стоял мотор AM—35A с редукцией 0,902. На первом МиГ—1 с редукцией мотора 0,732 была получена скорость 657 км/ч на высоте 8000 м. В то же время, серийный самолет МиГ—3 с редукцией мотора 0,902 имеет ско­рость 603 км/ч на 7800 м.

Следовательно, максимальная горизонтальная скорость самолетов МиГ—3 последних серийных са­молетов по сравнению с самолетом первой серии со­кратилась (на разных высотах) на 25—36 км/ч. Сни­жение максимальных горизонтальных скоростей объясняется:

A) худшей отделкой камуфлированных поверхно­стей фюзеляжа и крыла, что снижает до 10 км/ч мак­симальную горизонтальную скорость;

Б) наличием маслоотражателя на капоте мотора, который был установлен в срочном порядке для предохранения фонаря летчика от забрызгивания маслом;

B) грубой окраской винта и выводом наружу про­водки для заполнения бензобаков нейтральным газом.

Выявлено также, что максимальная скорость МиГ—3 сильно зависит от величины открытия засло­нок водяного и масляного радиаторов. Так, при от­крытии заслонки водорадиатора на 60° максимальная горизонтальная скорость снижалась на 47 км/ч, по сравнению со скоростью при полностью закрытой заслонке. Полное открытие заслонки маслорадиатора снижает скорость самолета до 20 км/ч.

Дальность серийного самолета МиГ—3 при вы­росшем полетном весе (относительно опытного МиГ—1) возросла на 48—50 км, что было достигнуто за счет увеличения запаса горючего.

Посадочная скорость самолетов МиГ—3 всех се­рий оставалась приблизительно одинаковой.

Скороподъемность на 5000 м увеличилась на 1,5 минуты.

Практический потолок с 12000 м на серийных МиГ—3 уменьшился до 11500 м»[1].

В заключение документа Федоров делал вывод, что в условиях военного времени все серийные ис­требители заметно «потяжелели». Ведь на опытных машинах не ставили положенное по тактико-техни­ческим требованиям оборудование и снаряжение, например, фару, рацию, установку нейтрального газа и др. Бригинженер подчеркивал, что в отношении основных летных данных МиГ—3 и Як—1 почти не «пострадали», в то время как ЛаГГ—3 потеряли за­метную часть достоинств опытной машины.

 

Стрелковое вооружение МиГ—3 [2]

Вариант

Вооружение

Боезапас, патронов

Скорострельность, в/мин

Время                 Общее

стрельбы, с    число выстрелов

Масса залпа, кг/с

1

1 БСх12,7 мм

300

750

24,0

62,5

1,08

 

2 ШКАСх7,62 мм

2x750

2x1500

30,0

 

 

2

1 БСх12,7 мм

300

900

20,0

65

1,2

 

2 ШКАСх7,62 мм

2x750

2x1500

30,0

 

 

3

1 БСх12,7 мм

300

900

20,0

98,3

2,8

 

2 ШКАСх7,62 мм

2x750

2x1500

30,0

 

 

 

2 БСх12,7 мм

2x150

2x1000

9,0

 

 

4

2 УБСх12,7 мм

2x300

2x900

20,0

30

1,44

Примечание. На многих истребителях реальный боекомплект крупнокалиберного пулемета не превышал 280 патронов.

 

Результаты сравнительных полигонных испытаний реактивного оружия

Тип

Дистанция стрельбы, м

Количество направляющих

Отклонение по дистанции, м

Боковое отклонение, м

Як-7

ЛаГГ-3

МиГ-3

600

800

500

2-4

4

4-6

8-20

5-34

20-81

6-18

9-24

15-34

 

Дальность полета МиГ—3

Масса полетная/            Дальность,   Продолжительность,

масса горючего, кг             км                    ч-мин

Высота, м

Режим

3400/340                               657                    2-11

                                              640                    1-10

3400/340                               607                    1-30  

                                              560                     1-01

1000

5000

1000

5000

Наивыгодн.

0,9 V макс.

Наивыгодн.

0,9 V макс.

Примечание.

Первый вариант — фонарь кабины закрыт, использован высотный корректор.

Второй вариант — фонарь кабины открыт, не использован высотный корректор. При испытании одного МиГ—Зв НИИ ВВС была замерена скоростная дальность на 0,9 V макс, равная 628 км на высоте 7250 м.

 

Разбег МиГ—3 при взлете

L разб., м Т разбега, с V разбега, км/ч

Дистанция набора Н=25 м

Условия взлета

390               16,5                 168

390               16,5                 168

510               18,6                 175

590               20,3                 187

320               12,4                 169

1200

1120

1280

1375

980

Форсаж, щитки, n— 2050 об/м

Форсаж, щитки, n=2100 об/м

Форсаж, без щитков, n=2000 об/м

Без форсажа, без щитков, n=2000 об/м

Форсаж, щитки, n=2050 об/м

Примечания. Разбеги выполнялись с бетонной полосы При выпуске щитков они отклонялись на 10 градусов. В первых четырех случаях данные получены по самолету зав. № 3809 с редукцией мотора 0, 732, а в последнем — по самолету зав. № 3744 с редукцией мотора 0, 902. Вес во всех случаях равнялся 3285 кг.

 

Пробег МиГ—3 при посадке

Посадочный вес, кг L пробега, м Т пробега, с V пробега, км/ч Условия посадки

3215                                 363             15,5                  142                    Тормоза, закрылки

3215                                 475             23,0                  142                    Без тормозов, закрылки

3215                                 825             36,0                  157                    Без тормозов и закрылков

3299                                 455             20,5                  141                    Тормоза, закрылки

Примечание. Приземление выполнялось на бетонную полосу. Первые три строки относятся к истребителям МиГ—3 зав. № 2107 и 2115 с редукцией мотора 0,902 и винтом ВИШ-22Е(с частично вы­работанным горючим), а четвертая — МиГ—3 зав. № 3943 с редукцией мотора 0,732 и винтом АВ—5Л—123. При посадке щитки отклонялись на 45 градусов.

 

Выполнение горизонтальных виражей на МиГ—3

Т виража, с

R виража, м

V виража , км/ч

28,0

32,8

32,7

38,2

490

546

562

682

330

352

368

373

 

Выполнение боевых разворотов на МиГ—3

Н нач., м   Н конечн., м     ДН, м     V нач., км/ч     V нач., км/ч         Т разворота, с

1340             1900                 560            410                   298                        23,0

1390             1990                 600            405                   266                        22,0

Примечание. Вираж истребитель выполнял на высоте 1000 м.

В обоих случаях испытывали МиГ-3 зав. № 3943, оснащенный АМ-35А с редукцией 0,732 и винтом АВ-5Л-123.

 

Резюмируя все вышеприведенные цифры и вы­сказывания, можно прийти к мнению, что по скоро­сти на малых и средних высотах (до 3500 м) летом и осенью 1941 г. МиГ—3 был близок к Як—1 и Bf 109E, несколько превосходил ЛаГГ—3 и уступал Bf 109F. На высоте 6000 м только новейшие модификации «мессершмитта» могли превзойти в скорости истребитель Микояна и Гуревича.

Несколько хуже для последнего обстояло дело при сравнении скороподъемности, что определялось большим весом конструкции. Напомним, что мотор AM—35A весил примерно на 200 кг больше, чем М-105П, но отличался существенно более благопри­ятной высотной характеристикой. Поэтому по скоро­подъемности МиГ—3 становился равным Як-1 на вы­соте 3500-4500 м, a Bf 109F — только на высоте 6500 м.

Во многих отчетах указывалось, что время выпол­нения виража МиГа сравнительно невелико. Так, ти­пичные значения для опытной машины составляли 20—22 с для первых серийных МиГ—3 с редукцией 0,902 — 23 с и равнялись 22—23 с для последующих модификаций. Но подобные результаты, полученные при «ускоренных» испытаниях, вызывают сомнения в точности замеров.

Прежде всего отметим, что время выполнения ви­ража, вообще говоря, не слишком полно характери­зует горизонтальную маневренность истребителя. Например, известно, что FW 190A имели заметно лучшую горизонтальную маневренность, чем Bf 109G, хотя время выполнения виража у последних был меньшим. Дело в том, что помимо относительно статичной характеристики «время выполнения вира­жа» большое значение при оценке маневренности играют другие «динамические» показатели, такие, как скорость крена, потребные усилия на ручке уп­равления и педалях для изменения пространственно­го положения самолета и т. п.

Разнообразные графики, характеризующие попе­речную управляемость истребителя, в НИИ ВВС при испытании машин стали вычерчивать только во вто­рой половине войны, когда МиГ—3 сняли с произ­водства. Их сравнение показывает, что усилия, необ­ходимые для создания равных углов крена или равных перегрузок, у МиГов значительно больше, чем у других истребителей такого же класса. Например, градиенты усилия на ручке, необходимые для создания вращающего момента у МиГ—3, Як—1, Як—9 и Bf 109F практически равны при скорости 250 км/ч. Но если скорость увеличится, например, до 350 км/ч, то управлять МиГом окажется значительно труднее, чем названными оппонентами, и потребует­ся приложить усилие в восемь раз большее, чем на Ла—5, имевшем излишне «легкие» рули. По мере уве­личения скорости сравнение будет становиться все более невыгодным для МиГ—3. Следовательно, на нем было заметно труднее резко изменить траекто­рию как в горизонтальной, так и в вертикальной пло­скости.

К тому же, когда в конце 1942 г. в НИИ ВВС провели полные испытания установившегося вира­жа, т. е. без скольжения и потери высоты, то выясни­лось: быстрее, чем за 28 с на высоте 1000 м «правиль­но» развернуть МиГ—3 не удается. Следовательно, уже на втором вираже Як—1 или Bf 109F могли зайти в хвост самолету Микояна и Гуревича.

При проведении указанных выше испытаний МиГ-3 набирал за боевой разворот не более 600 м. При оценке этой весьма важной характеристики ис­требителя надо учесть, что МиГ входил в боевой раз­ворот на крейсерской скорости, а не на скорости, близкой к максимальной. Расчеты показывают, что серийный истребитель массовой постройки с типич­ной массой 3299 кг при начальной скорости 480 км/ч мог набирать за боевой разворот примерно 750—800 м.

Вооружение МиГ—3 массовых серий (БС плюс два ШКАС) не могло считаться удовлетворительным для скоростного истребителя ни по надежности ра­боты механизмов, ни по мощности залпа. Для срав­нения отметим, что летом 1941 г. вес секундного зал­па Як— 1 составлял 1,73 кг, у ЛаГГ—3 — 2,43 кг против 1,2 кг у МиГ—3 (по данным НИП АВ). А отстрел ору­жия первых серийных МиГ—1 дал вес залпа 0,948 кг/с (почти как у И—153 М—63 — 0,94 кг/с).

Во многих отзывах строевых частей отмечалось, что вооружение МиГ—3 реактивным оружием ис­ключительно благотворно сказалось на боевых воз­можностях самолета. В ряде случаев МиГи не только успешно вели борьбу с неприятельской авиацией, но и поражали огнем РСов наземные войска противни ка. Однако вскоре выяснилось, что рассеяние при стрельбе оказалось чрезмерно большим. Удавалось удачно выпустить снаряды только по крупноразмер­ным целям, например, по колонне войск на дороге. По словам вооруженцев, МиГ—3 оказался «неудач­ной платформой» для стрельбы, что объяснялось не­достаточной жесткостью крепления установок РО-82.

 

Основные характеристики истребителей МиГ—3

Характеристика №

№2107 и №2115(1)

№ 3262(2)

№ 3839(3)

№ 3943(4)

№ 3595

Силовая установка

АМ-35А

АМ-35А

АМ-35А

АМ-35А

АМ-38

Мощность взлетная, л. с.

1350

1350

1350

1350

1600

Редукция

0,902

0,902

0,732

0,732

0,732

Винт

ВИШ-22Е

ВИШ-22Е

АВ-5Л-123

АВ-5Л-123

АВ-5Л-110А

Длина самолета, м

8,25

8,25

8,25

8,25

8,25

Размах крыла, м

10,2

10,2

10,2

10,2

10,2

Площадь крыла, м2

17,44

17,44

17,44

17,44

17,44

Высота самолета, м

3,325

3,325

3,325

3,325

3,325

Масса пустого самолета, кг

-

-

2780

Нормальная взлетная масса, кг

3355

3285

3299

3299

3325

Запас топлива, кг

463

335

335

335

330

Максимальная скорость, км/ч

 

 

 

 

 

у земли

495

462

472

466

547

на расчетной высоте

640

603

621

615,5

592

расчетная высота, м

7800

7800

7800

7800

3400

Время набора высоты 5000 м, мин

6,5

6,8

7,1

7,1

5,84/4000 м

Время набора высоты 8000 м, мин

10,28

11,4

12,4

12,4

Время виража, с

2S...26

23

-

22

-

на высоте, м

4000

1000

1000

Практический потолок, м

11500(5)

10850

11500

11500

-

Дальность полета, км

820-857

628

на высоте, м

7860

7250

Длина разбега, м

347

320

390

398

380

Длина пробега, м

410

-

-

455

-

Посадочная скорость, км/ч

144,5

144

141

Примечания :

1 Госиспытания.

2 Без предкрылков.

3 Без предкрылков.

4 С предкрылками и винтом АВ-5Л— 1 10 самолет показал максимальную скорость у земли 475 км/ч и на высоте 8100 м — 619 км/ч. Разбег и пробег составили 380 м и 415 м, соответственно.

5 Полеты выше 8000 м не проводились из-за падения давления масла ниже допустимого.

 

Особенно плохо обстояло дело с практической дальностью полета МиГов. По данному показателю самолет уступал на 15—30% отечественным машинам и истребителям противника. В ряде операций назем­ных войск, например, на завершающем этапе общего наступления Красной Армии в конце зимы 1942 г., когда аэродромы истребительной авиации оказались от линии фронта на расстоянии на 100— 150 км, МиГи могли барражировать над передовыми позициями наземных войск не дольше 10—15 минут, что неодно­кратно вызывало серьезные нарекания со стороны сухопутного командования.

Заметим, что проведенная оценка летных данных производилась применительно к использованию МиГ—3 в роли фронтового истребителя и с учетом характера боевых действий на советско-германском фронте. Уступая по некоторым летным данным истребителям ЛаГГ—3 и Як—1, МиГи первыми посту­пили в строевые части, первыми стали заменять устаревшие И—153 и И—16, которых заметно превос­ходили по основным летно-техническим характерис­тикам.

 

Источники

 

1. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 671. Л. 107— 109.

2. Эта и последующие таблицы главы составлены по: РГАЭ Ф. 8044. Оп. 1. Д. 614. Л. 306, 307, Д. 671. Л. 131, 132, Д. 708. Л. 89, Д. 849. Л. 13 - 24; ЦАМО РФ. Ф. НИИ ВВС. Оп. 485266. Д. 22. Л. 14, Оп. 485598. Д. 54. Л. 7 — 15, Оп. 485623. Д. 114. Л. 6 -14; Основные летно-тактические данные истребителей МиГ—1 и МиГ-3. М., 1942. С. 3- 15.