Защищая Москву
С первых дней войны МиГи, наряду с другими истребителями, начали нести боевое дежурство в небе столицы. Однако до конца июня они перехватывали только свои самолеты, которые в отсутствие связи с командованием ВВС или из-за плохой организации перелетов залетали в границы Московской зоны ПВО. Решительное противодействие вражеским самолетам организовать на первых порах не удавалось.
Опытные летчики из группы разведчиков Верховного главнокомандования люфтваффе подполковника Ровеля на высотах 8000—10000 м проникали к городу и его окрестностям, проводя фотографирование. Несомненно, МиГи являлись наилучшим средством для срыва работы неприятельских экипажей. Вот только первые успехи пришли далеко не скоро, поскольку летчику-истребителю без «подсказки» с земли оказалось чрезвычайно трудно обнаружить вражеский самолет даже при ясной погоде.
По данным штаба Московской зоны ПВО счет победам над дальними пригородами столицы открыли МиГи из 126-го иап (командир подполковник Ю.А.Немцевич). Полк встретил войну на западной границе в составе 9-й сад, а после ее расформирования был переведен в подчинение заместителя командующего ВВС Западного фронта генерала А.И.Таюрского в район Гомеля. После отстранения последнего от должности часть передали в состав ВВС 21-й армии (командующий ВВС генерал Г.А.Ворожейкин), а затем 126-й иап включили в систему ПВО Москвы.
Из имеющихся в архиве МО документов полка известно, что за два месяца непрерывных боев его пилотами были сбиты в воздухе и уничтожены на аэродромах 147 неприятельских самолетов. За эти успехи 29 авиаторов были награждены орденами и медалями, а лейтенант В. Г. Каменщиков (летал на МиГ—3) и младший лейтенант С.Г.Ридный (на И—16) 9 августа 1941 г. стали Героями Советского Союза. Сбитый Каменщиковым 7 июля на западной границе зоны ПВО Bf 109 (он прикрывал немецкие бомбардировщики при налете на одну из железнодорожных станций) оказался, по нашим данным, первой победой МиГ—3 из состава 6-го иак [1].
Тем временем, Москву и ее защитников ждало суровое испытание: противник начал наносить ночные удары по городу. Поздним вечером 21 июля на небольшой высоте 195 бомбардировщиков из 11 различных авиагрупп люфтваффе устремились к советской столице и предприняли попытку выполнить волю фюрера: «сровнять Москву с землей». Среди 173 советских истребителей, поднятых заблаговременно в ночное небо и находившихся в зоне ожидания, насчитывалось около 40 МиГов, а ведь в начале месяца в корпусе имелось лишь восемь экипажей, подготовленных к ночным вылетам на машинах новых типов [2].
Итоги отражения первого налета были подведены И.В.Сталиным 24 июля 1941 г. Через день после выхода приказа наркома обороны № 0241 к орденам и медалям представили 17 авиаторов. Среди награжденных орденами Красного Знамени были четыре летчика, летавших на МиГ—3: старший лейтенант П.В.Еремеев, младшие лейтенанты А.Г.Лукьянов и Н.Г.Щербина из 34-го иап, а также не имевший воинского звания М.К.Байкалов из ЛИИ НКАП.
Массированные действия люфтваффе против советской столицы продолжались вплоть до 11 августа 1941 г. Все средства ПВО, прежде всего истребители, оказывали противнику серьезное противодействие, и вскоре в налетах на Москву стали участвовать лишь отдельные подразделения германских самолетов. В ряде донесений о ночных боях советские летчики докладывали о значительных успехах. Порой они были излишне оптимистичными.
Так, в докладе командира 34-го иап майора Л.Г.Рыбкина о результатах боев в период с 21 по 27 июля 1941 г., представленном на имя командира 6-го иак, есть такие строки: «При втором вылете
22 июля в 2.40 в районе Алабино — Наро-Фоминск на высоте 2500 м капитан М.Г.Трунов догнал Ju 88 и атаковал с задней полусферы. Противник снизился до бреющего. Капитан Трунов проскочил вперед и потерял противника. Можно полагать противника сбитым» [3].
В других докладах командования этой и других частей, нередко встречаются фразы типа: «с земли были хорошо видны попадания», «можно полагать противника сбитым», «подтверждение с земли не поступало». Между тем, живучие и хорошо защищенные немецкие бомбардировщики, особенно Не 111, были способны выдерживать значительное количество попаданий пуль и даже с серьезными повреждениями, иногда с одним неработающим мотором, пролетали десятки и сотни километров. Словом, сбить их огнем недостаточно хорошо вооруженных советских истребителей было не просто. Кроме того, германское командование постоянно совершенствовало тактику проведения налетов.
Велись поиски рациональных способов борьбы с вражескими налетами и в советских авиационных штабах. Например, командующий ВВС МВО полковник Н.А.Сбытое в докладной записке на имя командующего округа генерала П.А.Артемьева обращал внимание на то, что командование 1 -го корпуса ПВО, в составе которого была сосредоточена вся зенитная артиллерия, прикрывающая столицу, крайне неохотно, с большим опозданием дает разрешение на вход истребителей в воздушное пространство над центром Москвы, в то время как обстановка требовала организовать непрерывное патрулирование группы из 12-18 МиГ—3 на высоте 5000—7000 м, поскольку противник значительно увеличил высоту полетов.
«Истребителям на больших высотах без освещения целей прожекторами работать будет, конечно, трудно, но все-таки вероятность нахождения бомбардировщика истребителем гораздо больше, чем современным снарядом зенитной артиллерии», — заканчивал докладную записку полковник Сбытов [4].
Однако в других документах к нашим самолетам, наскоро приспособленным для ночных перехватов противника, предъявлялись серьезные претензии. Из доклада заместителя командира 6-го иак, известного летчика-испытателя подполковника П.М.Стефановского следовало: «МиГ—3 плохо приспособлены для ночного боя, что приводит к колоссальным потерям при ночных вылетах по боевой тревоге» [5]. Стефановский указывал на ослепление летчика пламенем выхлопа из моторных патрубков, отсутствие в составе оборудования совершенно необходимых радиополукомпасов и авиагоризонтов, недостаточный запас горючего.
Кроме того, тщательные разборы боевых вылетов, проведенные в наших штабах, выявили ошибки и недостатки в управлении боем, обнаружении истребителями самолетов противника, подготовке и осуществлении внезапной первой атаки. Был сделан очевидный вывод о малой эффективности стрельбы ночью с дальних дистанций и необходимости налаживания взаимодействия авиации и наземных частей ПВО. Поэтому следует признать, что лишь при удачном стечении обстоятельств и исключительно самоотверженных действиях наших летчиков им удавалось срывать работу экипажей люфтваффе в московском небе. О том, как проходили успешные бои в то время, видно из донесения командира 124-го иап майора С.Полунина командиру 6-го иак полковнику И.Д.Климову:
«7 августа 1941 г. в 17.10, получив сообщение с КП аэродрома Тулы о полете к городу со стороны Сухиничей на большой высоте неопознанного самолета, мой заместитель капитан Круглов на МиГ—3 вылетел на перехват. Он набрал 7000 м и патрулировал около Мясково. В 17.30 на высоте 8000 м заметил следы конденсирования выхлопных паров. В это время по радио передали: «Противник — выше». Но Круглов никого там не обнаружил.
Спустя некоторое время летчик все же заметил приближающуюся точку выше по курсу истребителя на 200—300 м. Точка быстро росла в размерах и с дистанции 3000—4000 м Круглов опознал вражеский самолет. С расстояния 300—500 м он перешел в лобовую атаку, выпустив две очереди с кабрирования и на наборе высоты. Затем МиГ—3 свалился на левое крыло и прошел на 100—150 м от противника. Вероятно, немцы не заметили истребитель, поскольку экипаж ответной стрельбы не вел.
Капитан Круглов вывел самолет в горизонтальный полет, набрал высоту и повторил атаку снизу справа. Две длинные очереди поразили правый мотор самолета противника, который задымил. Нижний стрелок открыл ответный огонь. Круглов начал энергично маневрировать, смог выпустить по врагу еще две очереди с 200—300 м. Противник пытался уйти в грозовое облако. Тогда советский летчик решил добить неприятеля с близкой дистанции; после двух коротких очередей он подбил и второй мотор.
Несмотря на это вражеский самолет скрылся в облаке. Попытки обнаружить его не удались. Круглов снизился до 2000 м и здесь не нашел противника. Тогда он восстановил ориентировку и благополучно сел на тульском аэродроме.
При осмотре МиГ—3 обнаружена одна пулевая пробоина. При стрельбе патроны калибра 7,62 мм израсходованы полностью, а патроны калибра 12,7 мм — на 70%. В правом пулемете ШКАС при последних выстрелах оборвалась синхронная тяга, требуется ремонт» [6].
После сообщения из местных органов НКВД о приземлении подбитого вражеского самолета около Малоярославца и задержании членов экипажа, капитана Н.Я.Круглова наградили орденом Красного Знамени. В представлении отмечалось, что в первый день войны над государственной границей Николай Яковлевич сбил Do 215.
Из анализа германских документов можно сделать вывод, что в районе Замбрува 22 июня летчики 124-го иап могли уничтожить Bf ПО (внешне похожий на «дорнье») — по крайней мере две такие машины немцы потеряли в начале вторжения. А 7 августа действительно оказался сбит Do 215В зав. № 0068 из 1-го отряда разведчиков Верховного главнокомандования люфтваффе. Его курс был проложен от Брянска к Калуге, а затем он должен был вернуться через Рославль. Но экипаж уклонился от маршрута на восток и был перехвачен. Четверо авиаторов во главе со штурманом лейтенантом Й.Бабиком попали в плен.
В советской печати лета 1941 г. широко популяризировались имена летчиков МиГ—3, которые особенно отличились в ходе боев над Москвой. В ночь на 10 августа таранил Не 111 лейтенант В.А.Киселев из 34-го иап, а на следующий день лейтенант А.Н.Катрич из 27-го иап точно отмеренным ударом сбил Do 215 на высоте более 8000 м, сохранив при этом свою машину. Герои-летчики, прекрасно овладевшие скоростным истребителем, стали примерами для тех, кто в разгар лета только осваивал МиГ—3.
В сентябре количество боев и, соответственно, побед в московском небе резко уменьшилось. В отчетах Управления ПВО сообщается об уничтожении за месяц всего 10 неприятельских самолетов, а количество реальных побед оказалось еще меньше. Характерно, что три немецких самолета-разведчика были сбиты таранными ударами, нанесенными летчиками МиГов.
Так, 9 сентября младший лейтенант Н.Л.Грунин из 124-го иап над Ясной Поляной ударил Ju 88A (зав. № 0587) из отряда 4(F)/11 плоскостью МиГ—3, а затем покинул вспыхнувший истребитель с парашютом. Еще один воздушный бой однополчан Грунина произошел через пять дней. Обнаружив и атаковав Ju 88D (зав. № 1271) из l(F)/33 западнее Тулы на высоте 7000 м, младший лейтенант Б.Г.Пирожков израсходовал весь боекомплект, после чего нанес удар винтом по стабилизатору вражеской машины. После этого поврежденный МиГ—3 благополучно совершил посадку на аэродроме. Как выяснилось, самолет противника снизился до 1800 м, но продолжил полет. Тогда добить тараном поврежденный «юнкере» решил ведомый Грунина младший лейтенант В.И.Довгий. На этот раз хвостовое оперение оказалось настолько сильно повреждено, что немецкий разведчик потерял управление и разбился, а второй МиГ приземлился в поле неподалеку от деревни Ханино [7].
28 сентября младший лейтенант Г.Н.Старцев из 171-го иап атаковал Не 111 над станцией Скуратове Тульской области при попытке врага разбомбить воинский эшелон. Филигранно выполненный таран не привел к серьезному повреждению МиГа — Старцеву удалось благополучно посадить истребитель на своем аэродроме [8]. Но и «хейнкель», вероятно, смог вернуться, поскольку найти сбитую машину в списке потерь генерал-квартирмейстера люфтваффе не удалось.
К 30 сентября 1941 г. в 10 авиаполках 6-го истребительного авиакорпуса ПВО насчитывалось 175 МиГ—3 (из общего количества 459 истребителей). Еще одна такая машина имелась в управлении 6-го иак. Накануне решающих событий в битве за Москву советское командование сформировало для 6-го иак еще несколько полков на МиГах. Как правило, основой для новых формирований являлись опытные кадровые части корпуса. Так, на базе одной из эскадрилий 27-го иап был сформирован 177-й иап, командиром которого назначили бывшего комэска майора М.И.Королева.
«Днем рождения» 177-го иап формально считается 18 мая 1941 г. Однако прошло больше месяца, прежде чем потрепанные И—16 из 11, 34 и 120-го истребительных авиаполков стали поступать в часть. Вскоре прибыли 42 сержанта, окончившие ускоренный курс летных школ. Перед командованием полка была поставлена задача: в кратчайшее время сколотить часть, подготовить летчиков к предстоящим боям. Базируясь на аэродроме Дубровицы в районе Подольска, летчики днем интенсивно тренировались на И—16 и УТИ—4, а ночью наиболее подготовленные из них вылетали на патрулирование.
В конце августа открылась новая страница в истории 177-го иап, связанная с освоением МиГ—3. В последний день лета на микояновском истребителе первым вылетел батальонный комиссар Н.Л.Ходырев. Это был тот случай, когда политработник воодушевлял бойцов не только словом, но и личным примером. Под руководством Ходырева и Королева за полтора—два месяца молодые пилоты полка сумели освоить непростую машину и изучить особенности пилотирования МиГов. «Некоторым летчикам, таким как младшие лейтенанты Рубанов, Феклюнин, сержанты Евстратов, Воробев и некоторым другим, потребовались дополнительные полеты. Случались в полку и поломки, но все авиаторы стали достойными соколами», — отмечалось в истории 177-го иап [9].
За сентябрь девять летчиков освоили боевое применение МиГов. К концу месяца машины этого типа составляли до половины материальной части полка. С началом вражеского наступления часть майора Королева поступила в оперативное подчинение 77-й сад и начала действовать в южном секторе обороны. МиГи из 177-го иап систематически вели разведку вдоль Варшавского шоссе. 13 октября документы зафиксировали первую победу: старший лейтенант Самодуров в паре с младшим лейтенантом Муравьевым, летавшие на МиГах, перехватили и сбили корректировщик Hs 126.
В условиях неопределенной обстановки на фронте разведка оказалась наиболее важной задачей, которую были способны решать экипажи МиГов. Напомним, что события начали развиваться крайне неблагоприятно для советской стороны с первых дней вражеского наступления. Ставка ВГК не обладала необходимой информацией о противнике, его замыслах. Даже доклады командующих и штабов Западного и Резервного фронтов не проясняли ситуацию.
В различных источниках разные авторы дают свои версии того, кто первым обнаружил прорыв фронта советских войск под Вязьмой подвижными соединениями противника и доложил об этом в штаб, а затем в Ставку ВГК. Однако, если верить разведывательным сводкам штаба Западного фронта, первое угрожающее донесение поступило 5 октября от летчика 10-го иап старшего лейтенанта Завгороднего. Едва посадив свой МиГ на аэродром в 14.15, летчик немедленно доложил: «Колонна противника, насчитывающая 30—40 танков, 30—40 автомашин с пехотой, несколько бензозаправщиков и бронемашин прошла через наши аэродромы Климове и Знаменка (в тылу Западного фронта); колонну прикрывают барражированием 18—20 истребителей» [10]. Как известно, нашим авиаторам удалось не только обнаружить подвижные группы неприятеля, но и весьма эффективно атаковать их с воздуха.
В трудных погодных условиях успех боевого вылета нередко определялся не только мастерством летного состава, но и надлежащим оснащением боевых машин. Неоднократно командование корпуса обращалось в вышестоящие штабы с просьбой ускорить поставку радиополукомпасов хотя бы для части истребителей, что облегчило бы летчикам ориентировку ночью и в сложных метеоусловиях. Так, 9 октября в докладной главному штурману ВВС КА генералу Б.В.Стерлигову начальник штаба 6-го иак полковник И.И.Комаров настаивал на срочном выделении 65 комплектов РПК-10 для МиГ—3. Насколько известно, эту заявку тогда удовлетворить не удалось [11].
Три радиополукомпаса установили на МиГи в 27-м иап. Этот полк был одним из старейших среди частей ПВО Москвы. К началу войны 36 из 53 летчиков уже освоили МиГ—3. Но и они только приступили к полетам на боевое применение новой машины. Ночью, например, на ней еще никто не летал. Выполнение разнообразных задач в конце лета — начале осени 1941 г., в том числе разведки, сопровождения транспортных машин, перехвата неприятельских одиночных самолетов, прикрытия важных железнодорожных узлов, позволило большинству летчиков «прочувствовать» скоростные истребители, сжиться с ними.
Со второй половины октября, оснастив МиГи реактивными снарядами, 27-й иап участвовал в напряженных боях с немецкой авиацией и наносил удары по наземным частям противника. Интенсивно используя имеющуюся материальную часть, летчики совершили много вылетов в районах Волоколамска, Можайска, Медыни, Малоярославца, Коломны, Каширы... При этом особенно отличились лейтенанты И.Н.Заболотный, И.П.Шумилов, И.Ф.Голубин, которые вскоре после разгрома немцев под Москвой стали Героями Советского Союза (первый посмертно).
Невозможно рассказать обо всех ярких боевых эпизодах, произошедших в московском небе осенью 1941 г. Как только позволяла погода, то в одних, то в других секторах обороны вспыхивали десятки воздушных боев, в которых МиГи принимали самое активное участие. Во многих случаях в наших документах приводятся данные о многочисленных победах советских летчиков. Мы остановимся на тех случаях, когда эти донесения подтверждаются документами противника.
В «Истории 34-го иап» отмечается день 22 октября 1941 г.: «летчики совершили 59 боевых вылетов, провели 24 боя и сбили 12 самолетов противника, не пропустив на своем участке ни одного вражеского бомбардировщика» [12]. В дневнике части, хранящемся в ЦАМО РФ, приводятся другие данные: наверняка сбито семь самолетов и два — предположительно ценой потери двух МиГ—3 (один потерпел аварию, а летчик второго покинул истребитель с парашютом, доложив потом о таранном ударе по машине противника; однако ни свой, ни неприятельский самолет впоследствии найти не удалось).
Как следовало из отчетов 2-го германского воздушного флота, в этот день при 624 вылетах было потеряно по крайней мере 20 самолетов, из которых 13 составляли Ju 88 и Не 111 [13]. Вероятнее всего подчиненные майора Л.Г.Рыбкина преградили путь бомбардировщикам эскадры KG 53 — сразу семь «хейнкелей» рухнули на землю в районе Одинцово, Немчиновка, сбитые советскими истребителями. Некоторое удивление вызывает тот факт, что почти все наши летчики неправильно определяли самолеты противника, считая их «юнкерсами». Вероятно, ошибка объяснялась плохими погодными условиями. Сохранились воспоминания о прошедшем бое старшего лейтенанта З.А.Дурнайкина:
«Как только взлетел, пробил облачность, то сразу заметил мелькнувший недалеко от меня силуэт Ju 88. Не уйдешь, гад, думаю. Иду над облачностью. Через две—три минуты хищник вынырнул из пелены. Мой расчет был верен: теперь он оказался в 80 м от моего истребителя. Жму на гашетки пулеметов. Последовали три длинных очереди — самолет противника загорелся. В районе станции Апрелевка он рухнул на землю» [14].
27 октября летчик 171-го иап капитан (по другим данным батальонный комиссар) А.М.Винокуров доложил об уничтожении в одном бою двух Bf 109 и одного Bf НО, причем две победы подтверждаются немецкими документами. Тогда же 120-й иап, имея семь—восемь исправных МиГов, совершил за короткий световой день 21 боевой вылет на штурмовку (всего в документах ВВС Западного фронта зафиксировано 56 бомбоштурмовых ударов за сутки, выполненных самолетами МиГ-3 и Ил—2), уничтожая неприятеля то у Серпухова, то у Волоколамска. Многие летчики, и в их числе старший лейтенант В.М.Томилин, лейтенанты И.И.Бочаров, Н.Н.Штучкин, по пять раз поднимались в воздух, нанеся весьма существенный урон немецким кавалеристам, повозкам, автомашинам.
Случались у пилотов МиГ—3 и неудачные схватки с врагом. Так, 29 октября 423-й иап перебазировался с аэродрома Мясково в Волынцево (оба недалеко от Тулы). Группа Bf 110 застала МиГи над летным полем, вынудив наших летчиков принять неравный бой, в результате которого погибли младшие лейтенанты В.Довгий, А.Денисенко и Н.Заболотный. Считалось, что каждый из них успел одержать победу над врагом, однако немецкая сторона подтверждает гибель всего одной машины из группы II/SKG 210 [15].
В этот тяжелый день части корпуса вели напряженные бои на разных направлениях с наземным и воздушным противником, а также отражали один из последних крупных налетов на Москву с участием 59 бомбардировщиков. Корпус потерял 16 истребителей; три летчика погибли, а восемь не вернулись с боевых заданий. Судьбу одного из пропавших без вести летчиков МиГа удалось установить. Истребитель младшего лейтенанта Крючкова из 171-го иап был подбит, совершил вынужденную посадку на территории, контролируемой немцами, но его пилот сумел 1 ноября перейти линию фронта, переодевшись в крестьянскую одежду. Однако потом он еще 10 суток находился на дознании в следственных органах НКВД, где отвечал на различные неприятные вопросы, после чего возвратился в часть.
В первые дни ноября в частях 6-го иак подводились промежуточные итоги накануне 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Среди лучших, наиболее результативных назывались полки, воевавшие на МиГах: 34, 27, 16 и 233-й иап.
Правда, далеко не все указанные победы были одержаны летчиками, летавшими на МиГ—3. Большинство боевых вылетов в 27 и 233-й иап выполнили истребители И—16. Тем не менее, основная часть выигранных боев приходилась на пилотов, летавших на МиГах.
Характерно, что лидирующее положение по результативности принадлежит указанным выше частям, которые среди первых начали осваивать МиГи.
Во второй половине октября успешно сражался с противником и 28-й иап. Получив в тылу новые МиГи, этот полк 13 октября 1941 г. прибыл в Монино, войдя в состав 6-го иак, и сразу же включился в активную работу. В отличие от своих коллег из авиации ПВО, которые понесли серьезные потери из-за необычного для них характера боевых вылетов (например, из-за многочисленных столкновений с вражеской истребительной авиацией), недостаточной тактической подготовки, 28-й иап летом 1941 г. накопил на Юго-Западном фронте значительный опыт борьбы против немецких самолетов любых типов. По отчетам полка подчиненным майора Н.Ф.Демидова до конца октября удалось уничтожить в ходе воздушных боев шесть, а при нанесении бомбо-штурмововых ударов еще восемь неприятельских самолетов ценой потери одного МиГ—3, летчик которого спасся на парашюте.
Наиболее напряженным днем стало 14 ноября, когда часть выполнила 51 самолетовылет. В ходе одного затяжного боя, когда противниками наших летчиков были «мессершмитты» из авиагруппы I/JG 52, часть понесла тяжелые потери. Пять летчиков не вернулись на свой аэродром; пришлось списать семь МиГ-3, большинство из которых только что покинуло цеха завода № 1 (зав. № 5047, 5072, 5001, 5061, 5070, 5064, 3409; две последние машины были разбиты при вынужденных посадках) [17]. Впоследствии выяснилось, что двое летчиков остались живы, с ранениями их отправили в госпитали.
В составе 28-го иап в воздушных боях, происходивших 14 ноября, принимали участие многие ведущие летчики — будущие Герои Советского Союза, в том числе Е.М.Горбатюк, И.М.Холодов и А.Я.Федоров. Советская сторона заявила о восьми победах, но немцы зафиксировали потерю только двух Bf 109F. Как следует из документов противника, в ходе ожесточенного боя командиру германской группы обер-лейтенанту Х.Беннеману удалось при помощи радиосредств организовать взаимодействие «мессершмиттов», находящихся на разных высотах, и максимальным образом использовать облачность для выполнения внезапных атак.
Остались не до конца ясными подробности вылета летчиков 171-го иап и их командира 26 ноября. Вскоре после полудня по приказу командования часть готовилась оставить Ряжский аэродром и перебазироваться в Каширу. В это время к летному полю приблизился Bf ПО, сбросивший небольшие бомбы замедленного действия, от которых впоследствии пострадал техсостав. И почти одновременно поступило распоряжение заместителя командира 6-го иак П.М.Стефановского: немедленно поднять истребители в воздух и перехватить приближающийся неприятельский разведчик.
Комполка подполковник С.И.Орляхин, не мешкая, сам вылетел на МиГ—3. Вскоре вслед за командиром взлетели и другие летчики, которые благополучно прибыли к новому месту базирования. Но комполка пропал. В течение нескольких дней связь вышестоящих штабов с 171-м иап отсутствовала. Затем стало известно, что Орляхин прилетел в Каширу только 2 декабря и объяснил свое отсутствие вынужденной посадкой на другом аэродроме из-за неисправности мотора (других подробностей доклад не содержал).
19 и 20 декабря, когда советское контрнаступление под Москвой успешно развивалось, в 6-м иак вновь подводили промежуточные итоги, приуроченные на этот раз ко дню рождения И.В.Сталина. Среди 558 самолетов корпуса машина Микояна и Гуревича продолжала оставаться самым распространенным типом истребителя. В шести авиаполках насчитывалось 143 исправных и 66 неисправных МиГов, причем в 27-м иап сохранился один МиГ—1, выпущенный еще в 1940 г. Некомплект МиГов (для доведения полков до штатной численности) составлял 106 машин.
Итоги боевых действий некоторых полков 6-го иак в период с начала войны до 1 ноября 1941 г. [16]
Часть |
Победы |
Свои потери |
Общие потери самолетов |
Из них пригодны для восстановления |
Погибло летчиков |
|
Сбито Уничтожено в боях на земле |
боевые |
небоевые |
||||
34 иап |
51 |
18 |
15 |
33 |
17 |
9 |
27 иап |
36 25 |
13 |
4 |
17 |
10 |
9 |
16 иап |
43 |
5 |
4 |
9 |
7 |
3 |
233 иап |
31 |
23 |
5 |
28 |
9 |
13 |
В боевой состав 6-го иак в период с 22 июня по 20 декабря 1941 г. поступил 361 МиГ—1 и МиГ—3, из них 41 машина убыла в другие части, а 111 пришлось списать. Боевые потери (74 МиГа) распределялись следующим образом: 62 самолета были сбиты в воздушном бою, 6 погибли от огня зенитной артиллерии, 5 разбились после нанесения таранных ударов по самолетам противника. Летчик еще одного МиГа был ослеплен лучами прожектора, в результате чего самолет потерял управление и разбился. К небоевым потерям относили 15 аварий и катастроф, вызванных отказами материальной части, и 21 летное происшествие, связанное с различными ошибками в действиях летчиков. В числе последних лишь одна катастрофа произошла из-за невыхода МиГа из штопора, а другие происшествия случились на посадке [18].
В этой главе основное внимание уделено боевым действиям МиГов 6-го иак. Между тем, наряду с авиаторами ПВО столицу защищали и фронтовые летчики. Они зачастую базировались на одних аэродромах, решали сходные задачи, особенно в период октября—декабря 1941 г. Большинство полков фронтовой и армейской авиации оказались к рассматриваемому периоду сильно ослабленными, располагая в лучшем случае эскадрильей МиГ—3. Обстановка не позволяла пополнить части до штатной численности.
Среди нескольких полков, вооруженных МиГами, необходимо отметить вклад авиаторов 42 и 180-го иап в общую победу. О боевых действиях первого из указанных авиаполков уже немало говорилось, и все же нельзя не рассказать о боевом вылете 11 октября 1941 г. В тот день, согласно отчету полка, 12 Ил—2 совместно с 6 МиГ—3 прикрытия уничтожили на орловском аэродроме 60 неприятельских самолетов и еще 9 сбили в ходе боя над аэродромом. Авторам не удалось найти в документах наших истребительных авиаполков примеров более результативных вылетов МиГов.
Группе истребителей под командованием капитана Г.В.Зимина была поставлена задача: прикрыть штурмовики на маршруте и при возможности участвовать в уничтожении самолетов противника на земле. По воспоминаниям командира истребительного подразделения, когда он обнаружил основную стоянку бомбардировщиков, стоявших крыло в крыло — более 200 самолетов, то сразу подал всей группе сигнал «внимание» и перешел в пикирование. Вслед за истребителями в атаку устремились штурмовики, ведомые командиром 74-го шап капитаном Сентемовым. Советские самолеты выполнили по три—четыре захода на цель. Им также удалось, по докладам летчиков, сбить четыре взлетающих «мессершмитта» прямо над полосой и уничтожить все пять транспортных «юнкерсов», которые заходили на посадку.
Что касается немецких отчетов, то из них можно установить следующее. Потери на аэродроме вблизи Орла «мессеров» из группы III/JG 3 оказались незначительными, зато более существенный урон понесли пикировщики из II/StG 77. Наиболее сильно пострадала группа транспортной авиации KGrzbV 9, лишившаяся двух Ju 52 (зав. № 6870 и 6988), которые доставляли срочные грузы на передовой аэродром. Экипажи сбитых транспортников покинули машины с парашютами, а еще один «юнкере» (зав. № 6356), разваливаясь, рухнул вблизи аэродрома и сгорел с экипажем. По приблизительным оценкам, в соединении генерала Фибига (оно действовало южнее и юго-западнее Москвы) вышло из строя не менее 10—12 самолетов [19].
Вспоминая о налете, германский капитан Штолль-Берберих из эскадры StG 77 подчеркивал упрямство и недостаточную гибкость русских при атаке на аэродром Орел—западный. По его мнению, наши летчики, вместо того чтобы незамеченным зайти на цель со стороны солнца и достичь полной внезапности, обошли поле с юга и атаковали стоянки немецких самолетов с запада. При выполнении маневра группа советских истребителей и штурмовиков была обнаружена, позволив подготовиться системе ПВО. Немецкий капитан объясняет такое поведение русских непременным стремлением при выходе из атаки иметь возможность сразу же ретироваться в сторону линии фронта.
Но здесь Штолль-Берберих описывает другой советский налет — он был осуществлен после полудня 11 октября. Как отмечал командир 42-го иап капитан Ф.И. Шинкаренко, успех первого удара «кому-то из командования 6-й par вскружил голову, поэтому вопреки здравому смыслу нам было приказано в тот же день повторить налет». Естественно, противник был настороже, что позволило ему сбить четыре МиГ—3 и четыре Ил—2. К счастью, большинство летчиков смогло вернуться к своим [20].
Оценивая некоторые итоги боевых действий 180-го иап, можно прийти к выводу, что авиаторы полка сыграли в обороне Москвы не меньшую роль, чем, скажем, их коллеги из 122 или 129-го иап, также сражавшиеся на МиГ—3. С 8 августа 1941 г. 180-й иап начал бои на Западном фронте в составе 46-й сад, имея три эскадрильи, из которых две были вооружены МиГами. Суровые испытания выпали на долю летного и технического состава в октябре. В течение двух недель полк вынужден был сменить четыре аэродрома, а 13-го октября потерял командира (вместо капитана А.П.Сергеева в должность вступил капитан И.М.Хлусович).
Высокая результативность ведущих летчиков 180-го иап, в число которых входили капитан В.В.Новиков-Ильин, старший лейтенант И.С.Пасечник, батальонный комиссар В.И.Зиновьев и ряд других, стала известна далеко за пределами Западного фронта. Не случайно в ноябре 1941 г., когда враг подошел вплотную к границам Москвы, сразу десять наиболее результативных и отважных летчиков были награждены орденами, причем майор С.И.Тимофеев и Герой Советского Союза капитан А.Ф.Семенов за свои подвиги получили награды дважды в течение месяца (ордена Ленина и Красного Знамени).
Необычный случай произошел 30 ноября 1941 г. в ходе боя семи МиГ—3 с девяткой Bf 109F у Солнечногорска. После короткой схватки обе стороны потеряли по одному самолету. Подбитый МиГ, который пилотировал лучший ас 180-го иап младший лейтенант С.В.Макаров, спланировал на пустующий аэродром возле Клина, находившийся в тылу противника. Прикрывавший однополчанина и друга младший лейтенант С.Ф.Долгушин увидел, что к летному полю направились автомашины с неприятельскими солдатами, и приземлился рядом. Макаров быстро взобрался в кабину самолета товарища, и под запоздалые выстрелы врага «двухместный» МиГ—3 благополучно взлетел [21].
Примеров самоотверженных действий советских летчиков в период осенних сражений на московском направлении можно привести еще немало. Их тяжелый и опасный труд, помноженный на усилия многих сотен тысяч пехотинцев, танкистов и артиллеристов, позволил сорвать планы врага, намеревавшегося захватить советскую столицу.
Под Москвой Красная Армия впервые за время Второй мировой войны нанесла крупное поражение вермахту, развеяв миф о непобедимости гитлеровской Германии. Уже в конце ноября 1941 г. люфтваффе утратили господство в воздухе. Не будет преувеличением считать именно истребители МиГ-3, выполнившие огромный объем работы, символом успеха советских ВВС в ходе осенних-зимних боев над столицей.
Источники
1. 1941 год: уроки и выводы по противовоздушной обороне. М., 1989. С. 95.
2. Д.Б.Хазанов. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. М., 1999. С. 10— 12.
3. ЦАМО РФ. Ф. 20530. Оп. 1. Д. 6. Л. 31.
4. А.М.Синикчиянц. Отечества крылатые сыны. М., 2002. С. 187.
5. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 614. Л. 47.
6. ЦАМО РФ. Ф. 20530. Оп. 1. Д. 1. Л. 125.
7. ЦАМО РФ. Д. 18. Л. 231.
8. ЦАМО РФ. Ф. 171-го иап. Оп. 27826. Д. 2. Л. 70, 71.
9. ЦАМО РФ. Ф. 177-го иап. Оп. 508105. Д. 1.Л.7, 8.
10. ЦАМО РФ. Ф. 20530. Оп. 1.Д. 11. Л. 1.
11. ЦАМО РФ. Ф. 20530. Оп. 1.Д. 1.Л. 169.
12. ЦАМО РФ. Ф. 34-го иап. Оп. 508097. Д. 1. Л. 34.
13. ВА/МА RL 2 111/1178. «Flugzeugunfaelle und Verluste den (fliegende) Verbaenden».
14. ЦАМО РФ. Ф. 34-го иап. On. 508097. Д. 1. Л. 21.
15. То же, Ф. 20530. Оп. 1. Д. 8. Л. 216; ВА/МА RL 2 Ill/I 178. «Flugzeugunfaelle und Verluste den (fliegende) Verbaenden».
16. ЦАМО РФ. Ф. 20530. On. 1.Д. 13. Л. 185.
17. ЦАМО РФ. Ф. 20530. Д. 8. Л. 253 и Д. 261. Л. 108.
18. ЦАМО РФ. Д. 13. Л. 269 - 273.
19. ВА/МА RL 2 III/1178, 1179. «Flugzeugunfaelle und Verluste den (fliegende) Verbaenden».
20. Ф.И.Шинкаренко. Испытано боем. Рига, 1984. С. 73.
21. Д.Б.Хазанов. Указ. соч. С. 103, 104.