Боевое применение после окончания производства

 

Поздняя осень 1941 г. ознаменовалась серьезным кризисом люфтваффе на Восточном фронте. Герман­ское руководство готовилось к краткосрочной кам­пании против Советского Союза, а оказалось втяну­то в длительные, кровопролитные бои, в ходе которых потери самолетов значительно превзошли пополнения, получаемые от промышленности. Нем­цам пришлось одни группы отводить в тыл на отдых и пополнение, а в других, оставшихся на фронте, ча­сто не имелось и трети штатного состава. Активность боевых действий германской авиации резко снизи­лась, и, соответственно, сократились потери ВВС Красной Армии.

Несмотря на сказанное, в это время отдали жизни за Родину многие опытные советские летчики. Среди тех, кто пилотировал МиГ-3, отметим заместителя командира 28-го иап ст. лейтенанта Г.Ф.Монастыр­ского, не вернувшегося из боевого вылета 29 октяб­ря, командира 274-го иап майора С.И.Крайнева, по­гибшего в бою 15 ноября, и старшего лейтенанта А.А.Дмитриева из 15-го иап, для которого роковой бой произошел двумя днями раньше.

Имя Дмитриева было хорошо известно не только в окрестностях Ленинграда, где осенью 1941 г. сра­жался отважный летчик, но и далеко за пределами города на Неве. О его подвигах неоднократно сооб­щала фронтовая печать, а 25 июля в сводке Совинформбюро говорилось: «Старший лейтенант Арсе­ний Дмитриев славится в энской авиационной части как неуязвимый летчик-истребитель. За первый ме­сяц Отечественной войны тов. Дмитриев сбил 11 фа­шистских самолетов» [1].

В ожесточенном бою 13 ноября Дмитриеву уда­лось сбить «мессершмитт». Но очередями с другого истребителя сам советский летчик был или ранен, или убит; каких-либо попыток покинуть МиГ—3 он не предпринял. С большой долей уверенности мож­но утверждать, что А.А.Дмитриев оказался наиболее результативным пилотом МиГ-3, одержавшим за неполные пять месяцев войны 15 побед лично и две в группе, а также уничтожившим неприятельский аэ­ростат. Перед безвременной смертью грудь летчика украшали ордена Ленина и Красного Знамени, а в небе он провел более 800 часов [2].

В ноябре наряду с Дмитриевым погибли или про­пали без вести еще семь его однополчан, а из самоле­тов, защищавших Ленинград с августа, уцелел только МиГ—3 зав. № 4097. В штабе 8-й сад объясняли серь­езную убыль личного состава и материальной части в 15-м иап тем, что приходилось выполнять задачи на малых высотах в плохих погодных условиях, при низкой облачности — это снижало маневренность МиГа. Кроме того, сильная изношенность машин заставля­ла авиаторов действовать осторожно, не позволяла «выжать» максимум из боевой техники.

В начале 1942 г. ВВС Волховского фронта усилил 41-й иап. Вряд ли какая-либо другая часть могла по­спорить с подчиненными подполковника В.С.Ершо­ва по степени освоения МиГов, ведь перевооружение 41-го иап на МиГ—1, а затем на МиГ—3 началось с января прошлого года. Основными вехами боевого пути полка в 1941 г. были:

— с 22 июня по 5 июля боевые действия на Запад­ном фронте;

— с 5 июля по 13 августа работа в системе ПВО Москвы;

— с 13 августа по 5 октября боевые действия на Се­веро-Западном фронте.

Как отмечалось, в кризисные дни обороны столи­цы 41-й иап планировали использовать в составе ВВС Западного фронта. Однако в действительности одна из эскадрилий поступила в распоряжение ко­мандующего ВВС МВО полковника Н.А.Сбытова, а вторая находилась в резерве Военного Совета ВВС КА до перехода наших войск в контрнаступление под Москвой. Вскоре после начала общего наступления Красной Армии на всех фронтах поступил приказ: 41-му иап перебазироваться под Ленинград.

Согласно планам командования, 41-й иап перво­начально подчинили командующему ВВС 59-й ар­мии Волховского фронта, а с начала февраля его вве­ли в состав 2-й par (резервной авиагруппы) полковника Е.Г.Туренко, поставив задачу поддер­жать наступления наземных войск, прежде всего 2-й ударной армии, на Мясной Бор и затем на Любань. На основании сводок о боевом составе ВВС фронта можно было сделать вывод: советское командование смогло сконцентрировать достаточные силы (26 авиаполков, не считая отдельных эскадрилий) для завоевания и удержания господства в воздухе. Но большинство полков были малочисленными, прежде всего не хватало самолетов новых типов.

Накануне перебазирования в 41-м иап подвели промежуточный итог боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. По сохранившимся отчетам, с 22 июня по 28 января летчики выполнили 3332 самолетовылета, проведя в воздухе 2875 часов (абсолютное большинство работы было выполнено на МиГах). Наиболее частыми задачами являлись прикрытие наземных войск, штурмовка и отражение налетов авиации противника, на которые часть за­тратила, соответственно, 1070, 870 и 598 вылетов. В документах сообщается об уничтожении 83 немецких самолетов в ходе воздушных боев и 24 — при штур­мовках неприятельских аэродромов.

 

Боевые успехи наиболее результативных летчиков 41-го иап (по состоянию на 28 января 1942 г.) [3]

Звание, фамилия / Количество вылетов

Личные победы

Победы в группе

1.

Ст. л-т И.Д.Чулков

187

11

1

2.

Ст. л-т А.А.Липилин

128

5

3

3.

Ст. л-т Д.Г.Коробченко

168

7

-

4.

Ст. л-т П.А.Тихомиров

119

7

-

5.

Ст. л-т П.И.Забелин

151

2

3

6.

П/п-к В.С.Ершов

70

2

1

 

В эти дни командир полка представил Чулкова и Липилина, а также отличившихся в штурмовых нале­тах капитана С.А.Скорнякова и старшего лейтенанта И.Г.Кузьмичева (соответственно, 62 и 57 вылетов на штурмовку войск и техники неприятеля, семь совме­стно уничтоженных на земле немецких самолетов) к званию Героя Советского Союза. Правда, к этому вре­мени ничего не было известно о судьбе Кузьмичева — в ходе одного из вылетов летчик пропал без вести.

Нехватка исправных МиГов, даже прошедших не­сколько ремонтов, не позволила полностью укомп­лектовать этими истребителями 41-й иап: на 24 янва­ря имелось 17 МиГ—3 (все вооруженные двумя БС) и 6 Як—1. Самолеты оказались разбросаны по шести весьма удаленным друг от друга аэродромам. Еще более неприятный сигнал поступил от инженерно-тех­нического состава: все самолеты и двигатели сильно изношены. Например, остаток ресурса моторов AM—35A во 2-й эскадрилье в среднем не превышал 28%. Часть не успела вступить в бой, а многие истре­бители нуждались в серьезном ремонте!

 

Состояние самолетов МиГ—3 из 41-го иап на 14 марта 1942 г. [4]

Заводской номер

Состояние машины

Причина неисправности

1

5020

Неисправен

Нет мотора

2

5023

Неисправен

Подбит, нет мотора

3

4923

Исправен

4

4961

Исправен

5

5027

Неисправен

Нужна регулировка автомата пост, давления

6

4932

Исправен

7

4976

Условно исправен

Требуется облет после ремонта в ПАРМе

8

4959

Условно исправен

 

9

5099

Неисправен

Передан на ремонт в Выползово

 

При перебазировании 41-го иап на Волховский фронт на Калининском аэродроме у самолета млад­шего лейтенанта Фримермана отказал двигатель, машина вылетела за пределы полосы, скапотировала, в результате чего молодой летчик погиб. Базирование полка на аэродроме Гремячево сопровождалось все новыми летными происшествиями, прежде всего по причине плохой укатки аэродрома. За период с 2 по 6 февраля при 44 боевых вылетах документы зафикси­ровали пять случаев зарывания МиГов в снег — коли­чество исправных истребителей заметно сократилось.

Наиболее тяжелую потерю 41-й иап понес 3 фев­раля — не вернулся с задания при выполнении 201-го боевого вылета наиболее результативный летчик старший лейтенант Чулков. На подбитом самолете он уходил в сторону Малой Вишеры, после чего скрылся из виду. Вероятно, поврежденный «ястребок» стал жертвой обер-лейтенанта Х.Ланге из I/JG 54. По не­мецким данным, пара «охотников» обнаружила оди­нокий истребитель, за которым тянулся темный след дыма и добила его, а германский ас одержал 11 побе­ду. 18 февраля в полк поступило подтверждение о ги­бели отважного советского летчика. 4 марта 1942 г. Чулкову (посмертно) и Липилину присвоили звание Героя Советского Союза.

В рассматриваемый период небоевые потери за­метно превосходили боевые. В статистических дан­ных о действиях полка выделяется день 5 февраля, когда в воздушном бою противник сбил две машины. Старший лейтенант Кузьмичев, вернувшийся неза­долго до этого из-за линии фронта, сажал подбитый МиГ—3 на лес и получил ранение, а лейтенант Попов покинул горящую машину с парашютом. В осталь­ных случаях выход из строя МиГов происходил пре­имущественно из-за различных поломок или неис­правностей. 18 февраля 1942 г. инженер полка доложил, что моторесурс имевшихся AM—35A прак­тически полностью выработан.

Во второй половине февраля и в начале марта нем­цы начали интенсивно использовать дороги с твер­дым покрытием для перегруппировки войск. Гото­вился контрудар во фланги наступающим на Любань соединениям 2-й Ударной армии. В этих условиях оказывавшееся немецким переброскам противодей­ствие с воздуха нельзя признать эффективным, что объяснялось, отчасти, низкой боеготовностью наших авиаполков. Для примера приведем данные о состоя­нии материальной части 41-го иап. (См. табл.)

На Волховском фронте весной 1942 г. был произ­веден анализ летных происшествий при выполнении учебной и боевой работы авиации с 1 января по 15 марта. Из отчета главного инженера ВВС объеди­нения следовало: за истекшее время отмечались 542 отказа или других происшествий по вине материаль­ной части. Почти половина всех неприятных фактов (256 случаев) произошла из-за производственных де­фектов самолетов или моторов, летный и техничес­кий состав оказались виновны в 132 происшествиях, а остальные были обусловлены конструктивными де­фектами.

Отчет принес неприятные статистические данные по надежности МиГ—3: он, наряду с Пе-2, оказался наиболее часто ломающимся самолетом на Волхов­ском фронте. За 74 дня на относительно малочислен­ные МиГи было составлено 232 акта о поломках, дру­гих отказах узлов или агрегатов (более чем по три поломки за сутки)! Понятно недовольство летно-технического состава: погода стояла плохая, но для всех одинаковая; Як—1, У—2 или, скажем, Р—5, находи­лись в воздухе, когда вылеты разрешали, а МиГ—3 непрерывно приходилось ремонтировать [5].

Контрнаступление Красной Армии под Москвой начиналось при интенсивной поддержке советской авиации. Можно было часто видеть проносившиеся на малой высоте МиГи, принадлежавшие, прежде всего, 6-му иак ПВО. Но затем активность нашей авиации заметно сократилась, упала доля машин но­вых типов. Дело было не только в плохих погодных условиях (стужа, сильные снегопады), но, прежде всего, в том, что части ПВО не перебазировались вслед за наступающими войсками.

Оставаясь на стационарных аэродромах в окрест­ностях столицы, «пэвэошные» МиГи с их небольшой практической дальностью полета не могли эффек­тивно поддерживать наземные войска. К концу янва­ря 1942 г. в двух «фронтовых» и одном «армейском» полках (10, 122 и 519-м иап, командиры, соответст­венно, капитан Н.В.Терехин, майоры Г.М.Баяндин и К.Н.Мурга) насчитывалось 43 МиГ—3 из 872 самоле­тов ВВС Западного и Калининского фронтов. Все три части, защищая Москву, вступили в бой в октяб­ре прошлого года.

Немногочисленные исправные МиГи выполнили в разгар зимы достаточно большой объем работы, о чем можно судить, например, по количеству вылетов на исправную машину в сутки при благоприятных метеоусловиях и благодарностям от наземных штабов. Необычный подарок получили авиаторы 122-го иап ко дню Красной Армии — 20 лучших летчиков, техников, работников штаба были награждены на­ручными или карманными часами [6].

Находясь с 15 января на аэродроме Кубинка, 122-й иап в ходе общего наступления советских войск по­следовательно поддерживал войска 33, 43 и 49-й ар­мий, прикрывал конников группы П.А.Белова в тылу противника, сопровождал транспортные самолеты, обеспечивал ПВО железной дороги на участке Апрелевка, Калуга. При этом новых истребителей часть не получала — пополнение осуществлялось за счет Ми­Гов, отремонтированных рембазами сначала ВВС За­падного фронта, а затем 1-й воздушной армии.

Несмотря на все сложности, 122 и 519-й иап смог­ли сохранить относительно высокую боеготовность, хотя документы отмечали: все МиГ—3 сильно потре­паны, качество ремонта весьма низкое. Опытные летчики с иронией воспринимали некоторые настав­ления. Так, на конференции по обмену опытом, про­шедшей в июле 1942 г., летному составу напомина­лось, что на высоте 6000 м наши МиГи, якобы, превосходят в горизонтальном полете Bf 109F—2 примерно на 40 км/ч. Дело в том, что у нас испытали потрепанный Bf 109F, у которого к тому же испорти­лась турбомуфта нагнетателя, не позволив достовер­но получить летные характеристики выше границы высотности. «В жизни» все было как раз наоборот: новеньким «мессерам» нередко противостояли мно­гократно отремонтированные МиГи, которые на вы­соте 6000 м отставали по крайней мере на 40 км/ч.

Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой в заметных количествах принима­ли участие истребители Микояна и Гуревича, оказалась Ржевско-Сычевская. МиГи прикрывали наступ­ление войск правого крыла фронта, начавшееся 4 ав­густа 1942 г. В этот день четверка МиГов, ведомая комэском 519-го иап старшим лейтенантом А.М.Фи­латовым, в районе Гжатска решительно атаковала большую группу бомбардировщиков и истребителей противника, заставив бомбовозы сбросить смерто­носный груз до подхода к линии фронта. По докла­дам наших летчиков, ими в ожесточенной схватке было сбито семь и подбито пять вражеских самоле­тов; к вечеру борт МиГ-3 Филатова украшали девять красных звездочек в знак одержанных за девять ме­сяцев побед [7].

На следующий день наиболее напряженный бой произошел ближе к вечеру — в третьем вылете летчи­ков 519-го иап. Тогда восьмерку истребителей повел на прикрытие войск у Погорелого Городища майор Мурга. На высоте 4000 м наши летчики обнаружили до 30 Ju 88, сопровождаемых четырьмя подразделе­ниями Bf 109. Решив атаковать неприятеля лоб в лоб, МиГи на большой скорости разошлись с четверкой «мессеров» и прорвались к бомбардировщикам. Лет­чик одного из «юнкерсов» неудачно уклонился от атаки и столкнулся с машиной, шедшей рядом. На­ши летчики действовали смело и уверенно, а коман­дир непрерывно и четко управлял подчиненными по радио. Все это позволило уничтожить 11 неприятель­ских самолетов.

Капитан И.П.Немятый начал летать на МиГе еще в июле 1941 г. Имя этого летчика стало широко изве­стно осенью 1941 г. 16 октября возглавляемая лейте­нантом Немятым шестерка МиГов восточнее Боро­дино уничтожила огнем РСов четыре автомашины и два танка, после чего приняла бой с семью немецкими самолетами. На следующий день, выходя из атаки наземных целей боевым разворотом, на высоте 1200 м ведущий оказался совсем рядом с вражеским Bf 110. Решив не упускать врага, летчик ударил кры­лом МиГа по хвостовому оперению «мессера», после чего оба самолета начали падать. Вблизи земли Не­мятый смог на некоторое время восстановить управ­ление самолетом и произвел вынужденную посадку у Ново-Петровского.

Отлично овладев истребителем Микояна и Гуревича, Иван Порфирьевич неоднократно поощрялся командованием, получив внеочередное воинское звание «капитан», а руководимая им эскадрилья считалась одной из лучших не только в 519-м иап, но и на Западном фронте. Успешно выполнив более ста заданий, он неоднократно с честью выходил из сложных ситуаций, особенно в ходе неравных боев с «мессершмиттами». 7 августа 1942 г., в ходе одного из первых вылетов на новеньком Як—1, которыми пополнили полк, комэск И.П.Немятый погиб в бою [8].

Большого успеха авиаторы 122-го иап добились 22 августа в ходе воздушного боя над Ржевом. Чет­верка МиГ—3 (ведущий - старший лейтенант В.М.Винокуров) смело вступила в бой с двумя девят­ками Ju 88, шедшими под прикрытием 20 Bf 109. На­шим летчикам удалось добиться четырех побед без собственных потерь. Тогда наиболее отличился лей­тенант В.А.Башкиров, сбивший два «мессершмитта» и повредивший третий [9].

Впрочем, если проанализировать сохранившие­ся документы авиаполков, то становится ясно: ре­зультативные бои являлись в то время для наших пилотов скорее исключением, чем правилом. По ка­кой-то непонятной закономерности бомбардиров­щики противника обычно появлялись над полем боя сразу после ухода наших истребителей. Коман­диры советских авиачастей крайне редко успевали наращивать силы в ходе разворачивающихся схва­ток. Несовершенство системы организации вызовов и отсутствие практических навыков в их осуществ­лении часто не позволяло срывать работу больших групп неприятельских самолетов. Схватки в воздухе протекали при значительном численном преимуще­стве немцев, и советская авиация несла заметные потери.

В то же время, объединение управления авиацией фронта в единых руках командующего воздушной армией позволило сконцентрировать ее усилия на важнейших направлениях. Так, перед началом Ржевско-Сычевской операции 58 авиаполков (в том числе и все МиГи) из 62 имевшихся были решительно пере­брошены на правое крыло фронта. Благодаря муже­ству и самоотверженности летчиков противник по­нес существенный урон.

Из-за большого количества боев, происходивших над узким участком фронта почти одновременно, се­годня практически невозможно определить, сколько германских самолетов (по немецким отчетам) было сбито в отмеченных выше августовских боях с учас­тием МиГов. К сожалению, советские данные о поте­рях неприятеля представляются сильно преувели­ченными. Вероятно, за столкновение двух «юнкерсов» 5 августа 1942 г. приняли взрыв мотора одного из бомбардировщиков. В тот день четверо членов экипажа Ju 88A-4 зав. № 6763 из группы II/KG 3 во главе с фельдфебелем К.-Г.Рестом вос­пользовались парашютами над расположением со­ветских войск. Еще два поврежденных самолета вер­нулись на аэродром Шаталово.

Однако можно привести и примеры, свидетельст­вующие о чувствительных потерях противника. Так, эскадра KG 3 «Блитц», которая активно участвовала в операции с первых дней и на 31 июля 1942 г. распо­лагала 79 Ju 88A и С, безвозвратно потеряла за август «в результате воздействия противника» 34 «юнкерса». Еще 37 машин получили повреждения, а 19 из них пришлось отправить в стационарные мастерские [10].

Роль истребителей МиГ-3 в составе ВВС Юго-Западного фронта весной 1942 г. стала менее замет­ной. Если зимой и в начале весны 1942 г. они еще со­ставляли боевой костяк истребителей фронта, выполняя преимущественно разведку и осуществляя сопровождение бомбардировщиков, то в конце весны МиГи встречались в небе лишь эпизодически. О наличии этих самолетов в ВВС фронта дает пред­ставление таблица.

Накануне советского весеннего наступления на Юго-Западном фронте, начавшегося 11 мая 1942 г., все исправные МиГи были собраны в 148-м иап. Бо­евая история этой авиачасти такова. Полк встретил войну на границе, базируясь неподалеку от Либавы (Лиепаи). Подобно многим другим частям, действо­вавшим на Северо-Западном фронте, он вскоре по­терял всю материальную часть и был отправлен в тыл, где прошел переучивание на МиГ—3. В период с 8 августа по 9 сентября 1941 г. комполка майор Г.Н.Зайцев и часть его летчиков успешно решили по­ставленную задачу, освоив новую машину. Часть лет­чиков и техников полка направили на пополнение 183-го и 185-го иап.

20 сентября 1941 г. 148-й иап прибыл на Юго-За­падный фронт, пополнив 4-ю par. Наиболее яркой страницей в «миговской» истории полка, несомнен­но, являлось участие в Харьковской наступательной операции. По плану командования 4-й par полк по­лучил приказ перебазироваться на передовой аэро­дром Волоконовка для лучшей организации боевых действий в первые дни наступления. В течение 11 мая здесь, а также на площадке Больше-Троицкое сконцентрировалось 55 различных самолетов, среди них девять МиГ-3 (некоторые истребители только что получили из авиамастерских). В течение суток на усиление группы прибыли из тыловых баз еще 20 ма­шин, среди которых один МиГ—3, накануне отре­монтированный в Россоши.

148-й иап был на хорошем счету. Полк сохранил примерно треть хорошо подготовленных летчиков, обученных действовать ночью и в плохих метеоусло­виях. Еще одним плюсом стали плодотворные рабо­ты инженерно-технического состава по улучшению качества радиосвязи. В то время как во многих дру­гих частях летчики практически не пользовались ра­циями из-за совершенно незначительной дальности радиосвязи, шумов и помех в эфире, авиаторы 148-го иап получали с земли четкие, ясные команды.

Несмотря на сказанное, итоги боевого примене­ния МиГ—3 в майских боях трудно признать удовле­творительными. По докладу командира 4-й par пол­ковника М.Х.Борисенко, с 11 по 23 мая резервная группа недосчиталась 27 самолетов и 35 человек лич­ного состава (боевые потери). Среди невернувшихся самолетов значатся и два МиГ-3. Завершая доклад командующему ВВС Юго-Западного фронта, Борисенко отметил: «Основная причина потерь — малое количество истребителей прикрытия. На высотах 1200—1500 м МиГ—3 оказались неспособны эффек­тивно прикрыть Не—2 (всего 4-я par лишилась шести «пешек». — Прим. авт.}» [12]. А ведь еще совсем не­давно, в конце 1941 г., в отчетах о боевой работе 8-й сад утверждалось противоположное: «Сопровожде­ние СБ является трудной задачей для МиГов, ввиду большой разницы в скоростях. Прикрытие Пе-2 сложностей не представляет» [13].

 

Наличие МиГов в составе частей ВВС Юго-Западного фронта [11]

Тип самолета

1.12.41 г.

1.01.42 г.

1.02.42 г.

1.03.42 г.

10.04.42 г.

1.05.42 г.

МиГ-3

Истребители Процент МиГов

20/18

138/71

18,2

23/9

142/71

15,0

19/20

115/55

23,0

19/18

96/54

24,7

29/5

154/79

14,6

2/5

89/61

4,7

 

Эффективность боевых действий 148-го иап за год войны [14]

Период и район действий                       Вылетов Побед в боях Уничтожено на земле Свои потери

_______________________________________________________________________Самолеты Летчики

22.06 по 8.07.1941 г. — на ЗФ на И-153     475               7                 23 танка, 5 орудий         10          2

                                                                                                                  111 автомашин,

22.09 по 6.11.1941 г.— на ЮЗФ на МиГ-3 435               4              17 самолетов, 2 танка,       9           2

                                                                                                             42 автомашины, 4 орудия

8.01 по 10.06.1942 г. — на ЮЗФ на МиГ-3 560               10           42 автомашины, 9 орудий, 6            4

                                                                                                             до 200 солдат и офицеров

 

Зимой и весной 1942 г. по-прежнему активно дей­ствовали авиаторы 146-го иап, входившего в состав то ВВС Юго-Западного, то Южного фронтов. Как следовало из документов части, 14 августа 1941 г. они сдали оставшиеся 14 МиГ-3 и приняли 22 новеньких машины того же типа, но более позднего выпуска. По мнению летчиков, переход к моторам с большей редукцией отрицательно сказался на их тяге (двига­тель хуже «тянул»), а введение предкрылков хотя и увеличило устойчивость на переходных режимах, но истребитель еще медленнее разворачивался.

Полк вернулся на фронт, когда противник завер­шал окружение наших войск восточнее Киева. Лет­чики едва успели перелететь 11 сентября из-под носа немцев на Центральный аэродром Харькова, а вот судьба большинства других бойцов и командиров полка сложилась трагически. Через четыре дня груп­па техсостава, руководимая военкомом 146-го иап батальонным комиссаром П.П.Черепковым, была настигнута наступающими танками противника. За 15 и 16 сентября в районе Слыча погибли или пропа­ли без вести 98 военнослужащих.

С конца сентября 1941 г. полк входил в 19-ю сад, а с 10 декабря — в 76-ю сад. Базируясь западнее Ворошиловграда на аэродроме «Шахта № 6», 146-й иап прикрывал войска 37-й армии в ходе проведения Барвенково-Лозовской операции, разворачивавшей­ся во второй половине января 1942 г. Серьезного про­тиводействия в воздухе противник не оказывал, поэтому в списке успехов части значились уничто­женные автомашины, повозки, бензоцистерны, же­лезнодорожные вагоны и другая техника неприятеля; десятки германских солдат и офицеров были убиты или ранены.

С 21 сентября 1941 г. по 10 марта 1942 г. полк вы­полнил 831 боевой вылет, из которых в 451 он штур­мовал вражеские наземные войска. При этом боевые потери составили девять МиГ—3 и семь летчиков. 23 марта 146-й иап приступил в тылу к изучению Як-1, сдав 14 оставшихся истребителей Микояна и Гуревича. По отчету старшего инженера полка военинженера 1 ранга Фоменко, за осенне-весеннюю кампанию на каждые два самолета приходилось при­мерно по три ремонта. При обслуживании машин было выполнено 4 восстановительных, 17 средних, 15 текущих и 5 стационарных ремонтов, с передачей МиГов в тыловые реморганы [15].

Все потрепанные истребители попали в 55-й иап (ставший 16-м гвардейским после разгрома противни­ка под Ростовом), который во второй раз за недолгое время пополнялся самолетами, прошедшими серьез­ный ремонт. Зимой авиаторы летали мало, особенно в холодную погоду, так как не была освоена эксплуата­ция МиГов при низких температурах. Примерно поло­вину моторесурса пришлось расходовать на прогрев моторов на земле, поскольку техники и механики не применяли разжижения замерзшего масла бензином для облегчения последующего запуска.

При редких вылетах отмечалось множество вы­нужденных посадок на «живот», обусловленных, прежде всего, потерями летчиками ориентировки и неисправностями моторов АМ-35А. По мнению по­мощника генерал-инспектора ВВС КА генерала М.В.Щербакова, основная причина заключалась в плохой подготовке боевых вылетов командиром май­ором В.П.Ивановым и штабом. Высказывалась рез­кая критика и в адрес техсостава: из 16 МиГ—3, имев­шихся в 16-м гв. иап на 25 февраля, 14 являлись неисправными.

Не улучшилось положение дел и после пополне­ния полка МиГами из 146-го иап. Вероятно, трагиче­ская гибель квалифицированного, накопившего большой опыт техсостава полка сказалась негативно: состояние основных узлов у многих истребителей оказалось в неудовлетворительном состоянии. По­этому исправных машин остро не хватало и весной 1942 г. Обратимся к воспоминаниям А.И.Покрышкина, относящимся к этому времени:

«Боевую работу эскадрильи затрудняла нехватка самолетов МиГ-3. Эта машина наиболее полно отве­чала требованиям скоростного метода выхода к объ­екту разведки. Но новых МиГов к нам в часть не по­ступало. Выпуск их промышленностью к этому времени был полностью прекращен... Из-за нехватки техники на каждом самолете закреплялось два летчи­ка. Моим напарником был Даниил Никитин. Летали на задания поочередно» [16].

Во многом сходная картина наблюдалась на Крымском фронте. Здесь МиГ—3 имелись в 25-м и 50-м иап. Однако они не сыграли заметной роли при противодействии стремительно начавшемуся в начале мая 1942 г. наступлению генерала Манштейна в направлении Керчи. По отчету командующего ВВС Крымского фронта генерала Е.М.Николаенко, с 7 по 13 мая его летчики выполнили 1408 самолето­вылетов, при этом МиГи только 18 раз поднимались в небо.

 

Состав истребителей в ВВС Крымского фронта в мае 1942 г. [18]

 

5 мая

10 мая

15 мая

20 мая

МиГ-3

6/24

6/24

3/12

2/16

Всего истребителей

150/96

90/56

98/79

68/87

 

Активные действия неприятельской авиации заста­вили направить 50-й иап в подчинение начальника особой группы ПВО подполковника Иванова для уси­ления обороны с воздуха порта и города Керчи, а так­же Камыш-Буруна. Полк прибыл на Крымский фронт 19 января 1942 г. из Закавказья, имея 30 МиГов. Вхо­дившие в состав части опытные, хорошо освоившие новые машины летчики — капитан Матвеев, старшие лейтенанты Шебеко, Варлов, Чирилов — выполнили за недолгое пребывание в Крыму не менее чем по 100 вылетов каждый. 22 боевых вылета на МиГ—3 совер­шил командир части майор А.М.Макаров.

По мнению Макарова, наибольший героизм про­явил его подчиненный лейтенант Е.Т.Прокурат: 5 февраля он таранил Не 111, но не смог покинуть поврежденный МиГ Летчик был посмертно пред­ставлен к награждению «Золотой Звездой» Героя [17]. Однако рассмотрение документов происходило спус­тя несколько дней после трагического поражения на­ших войск в Крыму, и командование посчитало неце­лесообразным отмечать кого-либо — представление на Прокурата положили «под сукно». Что касается весенних боев над Керченским полуостровом, то 50-й иап не смог добиться каких либо успехов: 11 — 13 мая к вылету удавалось готовить максимум один ис­правный самолет!

25-й иап, располагавший в эти дни тремя—че­тырьмя МиГами, также, насколько известно, не мог похвастаться заметными победами. Оказалось, что в первой половине мая 1942 г. основными истребите­лями оставались тихоходные И—153, а после усиле­ния фронта двумя ударными авиагруппами Ставки ВГК наиболее распространенными стали Як—1, но эти полки укомплектовали молодыми, плохо обучен­ными летчиками, и среди них наблюдались наиболее серьезные потери.

Напряженные боевые действия на Брянском фронте, развернувшиеся в конце июня 1942 г., для нас интересны прежде всего тем, что в составе 1-й истребительной авиационной армии в бой вступили четыре авиаполка (27, 171, 176 и 233-й иап), в той или иной степени укомплектованные МиГами. Все они ранее несли службу в системе ПВО Москвы, поэтому большинство истребителей нуждалось в серьезном ремонте. Степень потрепанности машин видна на примере некоторых МиГ—3 из 27-го иап.

 

Состояние некоторых МиГ—3 из 27-го иап на 5 июля 1942 г. [19]

Зав. номер самолета

Зав. номер мотора

Налет планера, ч

Количество ремонтов

1

5171

7Е 04983

170

10

2

4139

9Е 03072

150

50

3

2430

7Е 041206

200

9

4

2473

7Е 041224

200

6

5

4501

7Е 041136

200

7

 

Инженеры и техники полка отмечали частые по­ломки кронштейнов пулеметов, неудовлетворитель­ное состояние прицелов, но больше всего претензий высказывалось по-прежнему к качеству моторов. По воспоминаниям известного летчика-истребителя А.Ф.Ковачевича, в то время старшего лейтенанта в 27-м иап, имевшего за плечами около 250 боевых вы­летов, неоднократно случалось так, что на земле дви­гатель работал вроде бы нормально, но только истре­битель устремлялся ввысь, как начинались перебои и приходилось аккуратно, как говорили летчики «блинчиком», разворачивать машину в сторону свое­го аэродрома. Среди авиаторов ходили слухи, что на МиГи в отсутствие «родных» моторов AM—35A (все знали, что их постройку прекратили) устанавливали двигатели чуть ли не от торпедных катеров.

Документы сражавшегося по соседству 233-го иап отмечали большой процент вылетов, направленных на прикрытие Пе—2 и Ил—2. В последних случаях приходилось действовать на высотах 500—1000 м, что было непривычно для летчиков ПВО и не позволяло использовать лучшие качества МиГ—3.

В ходе одного из вылетов 11 июля отличился ка­питан В.А.Шишов. Прикрывая старшего лейтенанта Рыжухина, у которого при возвращении домой заба­рахлил мотор, он передал командование подразделе­нием лейтенанту В.С.Дулину, а сам принял неравный бой против семи «мессершмиттов». До переднего края оставалось 20 км, но немцы могли сбить МиГ—3 и над нашей территорией. Видя, что долго продер­жаться не удастся, Шишов пошел на хитрость — он имитировал беспорядочное падение, а на высоте 100 м выровнял машину и благополучно привел на свой аэродром. В бою летчик получил ранение, а на МиГе механики насчитали более 50 пробоин [20].

Закончить историю «фронтовых» МиГов хотелось приведением некоторых статистических данных, ха­рактеризующих наличие этих машин в частях дейст­вующей армии. Летом 1942 г. они использовались над многими фронтами, но количество истребителей Микояна и Гуревича не превышало двух—трех про­центов от общего числа истребителей.

К началу контрнаступления Красной Армии под Сталинградом из 1646 истребителей имелось 27 МиГ—3. Пролеты этих машин отмечались над Ка­релией, Западным, Северо-Западным и Брянским фронтами. При этом в трех подразделениях 15-й ВА насчитывалось 16 МиГов, из которых лишь четыре являлись боеспособными.

К лету 1943 г. численный состав истребительной авиации вырос более чем вдвое, но МиГов осталось всего 20. Они заканчивали свою службу в составе ВВС Закавказского фронта и 257-й отдельной авиа­дивизии, подчинявшейся непосредственно Ставке ВГК[21].

 

Источники

 

1. Сообщения Советского Информбюро. Т. 1. М., 1944. С. 82.

2. ЦАМО РФ. Ф. 60676. Оп. 35886. Д. 1. Л. 71; Ф. 20045. Он. 1.Д. 3.Л.78, 245.

3. ЦАМО РФ. Ф. 41-го иап. Оп. 592578. Д. 1. Л. 9.

4. Тоже. Л. 28.

5. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11287. Д. 772. Л. 165.

6. ЦАМО РФ. Ф. 122-го иап. Оп. 143365. Д. 1. Л. 8.

7. ЦАМО РФ. Ф. 201-й над. Оп. 1.Д. 15. Л. 183.

8. П.М.Бойков. На главных направлениях. М., 1984. С. 19-22.

9. ЦАМО РФ. Ф. 122-го иап. Оп. 143365. Д. 1.Л.69.

10. ВА/МА RL 2 HI/875. «Flugzeugbestand und bewegungsmeldungen».

11. ЦАМО РФ. Ф. 35. On. 107560. Д. 8. Т. 2. Л. 103-238.

12. ЦАМО РФ. Ф. 319. Оп. 4798. Д. 19. Л. 238.

13. ЦАМО РФ. Ф. 20045. Оп. 1. Д. 2. Л. 12.

14. ЦАМО РФ. Ф. 148-го иап. Оп. 518988. Д. 1.Л. 6.

15. ЦАМО РФ. 115-го гв. иап. Оп. 51886. Д. 1.Л.2;Ф. 346. Оп.4798.Д. 19. Л. 78-81.

16. А.И.Покрышкин. Познать себя в бою. М., 1993. С. 194, 195.

17. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11321. Д. 50. Л. 404.

18. ЦАМО РФ. Оп. 11250. Д. 54. Л. 56.

19. ЦАМО РФ. Ф. 20256. Оп. 1. Д. 3. Л. 29 - 33.

20. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 55. Л. 105, 106.

21. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. М., 1962. С. 54 - 59.