Смотрите Пипец 2 тут.

Заключение

 

Вы ознакомились с историей создания и боевого применения первенца ОКБ им. А.И.Микояна — ис­требителя МиГ-3. Мы старались всесторонне, по возможности объективно оценить эту машину, пока­зать трудности, с которыми столкнулись его создате­ли, и проблемы, возникшие при освоении истреби­телей строевыми частями.

Эти самолеты серийно выпускались лишь не­многим более года. Тем не менее, они оказались са­мыми массовыми среди машин нового типа к 22 ию­ня 1941 г., и многие из них встретили войну вблизи границы. Этим определяется значительная роль, ко­торую они сыграли при отражении первых ударов люфтваффе, этим и объясняются их огромные поте­ри. МиГи применялись в роли фронтовых истребите­лей, штурмовиков, ближних разведчиков, истребите­лей ПВО, были наиболее распространенными самолетами ВВС КА осенью 1941 г.

Авторы стремились не попасть под влияние весь­ма распространенных мифов, широко внедрившихся в сознание широких масс читателей и даже специа­листов. Так, по нашему мнению, не соответствуют действительности утверждения, будто самолеты МиГ-3 нашли свое применение преимущественно в системе ПВО и что единственной причиной их сня­тия с производства была перестройка моторострои­тельного завода с выпуска двигателей AM—35 на вы­пуск двигателей AM—38, необходимых для штурмовиков Ил—2.

Работа написана прежде всего на основе докумен­тов Центрального архива Министерства обороны РФ и Российского государственного архива экономики. Авторы использовали доступные германские доку­менты Бундесархива в Кобленце и Фрайбурге, позво­лившие более объективно оценить те или иные эпи­зоды боевых действий с учетом взгляда с противоположной стороны.

Авторы считают своим долгом выразить благодарность всем тем, кто помогал им в этой работе. Прежде всего наши слова признательности адресованы Ге­рою Советского Союза, Заслуженному военному летчику, генерал-лейтенанту авиации в отставке С.А.Микояну, взявшему на себя труд прорецензиро­вать рукопись и предоставившему интересные фото­графии из семейного архива.

В книге использовались воспоминания Героев Со­ветского Союза А.Ф.Ковачевича, И.М.Холодова и А.А.Щербакова, в разные годы летавших и воевавших на МиГ-3. В обсуждении рукописи участвовал Герой Советского Союза Г.А.Баевский. История о службе истребителя в блокадном Ленинграде была бы не полной без материалов, предоставленных А.В.Агее­вым, в то время являвшимся главным инженером ВВС фронта. Помощь в написание главы «МиГи на флотах» оказали М.Э.Морозов и Ю. В. Рыбин.

С авторами поделились своими воспоминаниями и дали ценные советы ветераны ОКБ им. А.И.Мико­яна Н.И.Баранов, Н.З.Матюк и др. Использовались также материалы В.И.Алексеенко и А.Т.Степанца — в прошлом сотрудников НИИ ВВС. Важную инфор­мацию о творчестве талантливого авиаконструктора Н.Н.Поликарпова и истории создания ОКБ Микоя­на любезно предоставил В.П.Иванов, а Г.П.Серов помог уточнить ряд важных эпизодов, связанных с «биографией» первых МиГов. Замечания И.В.Башниной заметно улучшили стилистику повествования.

Авторы работали над рукописью совместно, вмес­те подбирали иллюстрации. Кроме собственных кол­лекций, они использовали фотографии из Централь­ного архива кинофотодокументов РФ, Центрального Дома авиации и космонавтики, Центрального музея войск ПВО, собраний Н.Г.Бодрихина, Е. И. Гордона, Ю.А.Екатова, Г.Ф.Петрова и др. Нам помогли науч­ные сотрудники Н.А.Большакова, П.Ф.Вяликов, А.А.Егеров, Н.Е.Кордупова, Г.В.Королева, А.П.Ма­каров и др. Ценные сведения по теме работы предо­ставили финские коллеги К.-Ф.Геуст и М.Салонен.

Хотелось бы выразить особую благодарность ру­ководству ООО «Русавиа» в лице его Генерального директора С.Н.Баранова за поддержку в издании этой книги.

Л.Н. Медведь, Д. Б. Хазанов