«Лайтнинги» Королевских ВВС

 

Истребитель «Лайтнинг» I или Локхид «Модель 322-61-04» (и подобный ему «Модель 322-61-03», заказанный Францией) создавался на основе ан­глийского технического задания. Поскольку и англи­чане, и французы видели в Р-322 скорее истреби­тель-бомбардировщик, чем высотный перехватчик, он имел ряд фундаментальных отличий от P-38D. В частности, на нем устанавливались менее мощные двигатели Аллисон серии С без турбокомпрессоров. Оба мотора имели одинаковое, по часовой стрелке, направление вращения винтов. Мотор V-1710-C15 (армейское обозначение V-1710-33) на высоте 4250 м развивал мощность 1090 л.с. Использование этих двигателей было продиктовано желанием получить винтомоторную группу, одинаковую с силовой уста­новкой истребителя Кертисс «Томахаук» I, который уже поставлялся в больших количествах в Великоб­ританию. Такое решение значительно упрощало поставки запасных частей.

Отказ же от турбокомпрессоров имел другую причину. Фирма «Дженерал Электрик» оказалась не в состоянии обеспечить американские потребности, которые были весьма велики. Ее продукцией ком­плектовались силовые установки самолетов В-17, В-24, Р-47 и Р-38. Сказывались также затруднения с организацией технического обслуживания этих весь­ма сложных устройств. А англичане не располагали временем, необходимым для обучения персонала правилам их эксплуатации. Поэтому Королевские ВВС отдали предпочтение немедленным поставкам машин без турбокомпрессоров, в определенной мере поступившись боевыми качествами истребите­ля.

Примечательно, что именно англичане в соответ­ствии со сложившимися в их стране правилами присвоения обозначений военным самолетам дали машине имя «Лайтнинг». Кроме этого выбор ограни­чивался шестью наименованиями: «Либерейтор», «Лидс», «Ливерпуль», «Лексингтон», «Линкольн» и «Либрэ». На избранном, кстати, настаивал и сам глава фирмы «Локхид» Роберт Гросс.

Внешне Р-322 отличался от Р-38 конструкцией мотогондол. В связи с установкой двигателей Аллисон серии С линия вала понизилась (как на ХР-38). Изменилась форма воздухозаборников маслорадиаторов. С точки зрения аэродинамики они стали более совершенными. Выхлопные газы, подававши­еся ранее на турбокомпрессоры, отводились по двум коллекторам и выбрасывались над крылом. Обтека­тели этиленгликолевых радиаторов остались прежними.

Центральная гондола была почти иден­тичной гондоле на Р-38, но состав вооруже­ния был пересмотрен. Оно включало только четыре пулемета, причем английского произ­водства: два 12,7-мм и два 7,69-мм. В кабине также установили стандартное английское приборное и радиооборудование, а также штурвальное управление.

Цилиндр гидропривода передней аморти­зационной стойки перенесли внутрь ниши шасси. Это мероприятие позволило умень­шить его размеры и высвободить место для боеприпасов в носовой части центральной гондолы (на самолетах, предназначенных для USAAF, подобное изменение было введено начиная с серии Р-38Е). На Р-322 удалось окончательно решить проблему бафтинга руля высоты путем установки обтекателей на сты­ке центральной гондолы с крылом.

Контракт с английским и французским правительствами предусматривал постройку 667 самолетов «Модели 322». Но с падением Франции в конце июня 1940 г. британские Королевские ВВС переоформили заказ. Те­перь уже все машины предназначались для Великобритании.

Первый «Лайтнинг» с английской рас­краской и знаками взлетел в августе 1941 г., а второй — только в октябре. В начале 1942 г. еще три самолета Р-322 были пере­правлены в Соединенное королевство морем и подверглись интенсивному тестированию в испытательном центре в Боскомб Даун. «Лай­тнинг» с номером AF 106 испытывался в период с 1 мая по 11 июля 1942 г. по сокращенной программе. Как указывалось в выпущенном впоследствии отчете его «скорость была ограничена величиной 483 км/ч ...из-за ава­рий, произошедших на более высоких скоростях». В период испытаний самолет летал с максимальной полетной массой 6292 кг.

Программа предусматривала эксперименты с остановкой двигателя в воздухе, флюгированием винта и полетом на одном моторе. Результаты в целом были неплохими, хотя и отмечалось, что «Лайтнинг» I «практически недостаточно маневрен для истребителя, но...сравним с другими двухмотор­ными истребителями». Посадочную скорость с выпущенными шасси и закрылками определи­ли в 126 км/ч. Минимальная эволютивная скорость полета на одном двигателе с зафлюгированным винтом другого ока­залась равной 185 км/ч. В отчете также упоминается об одной интересной осо­бенности конструкции. Суть ее в том, что «на внутренней поверхности обшивки каж­дой мотогондолы имеется неокрашенная отполированная панель, образующая зер­кало. По ней можно визуально контроли­ровать положение носовой стойки шас­си».

На втором экземпляре Р-322 была достигнута максимальная скорость пол­ета 630 км/ч на высоте 5100 м. По этому показателю «Лайтнинг» I намного превзошел Норт Америкен NA-73 «Мустанг». Но британские ВВС все же отказались от закупки этого варианта машины, мотиви­руя неудовлетворительной высотностью. Тем не менее производство первой серии из 143 «Лайтнингов» I продолжалось. 140 из них были приняты на вооружение Военно-воздушных сил США как Р-322 (оставлено фирменное обозначение мо­дели, а не присвоен индекс Р-38, посколь­ку самолеты строились не по американ­скому заказу).

Когда японское авианосное соедине­ние 7 декабря 1941 г. осуществило напа­дение на Пирл-Харбор, 40 прошедших заводские испытания машин Р-322 были немедленно направлены в строевые части для обороны Западного побережья США. Это позволило сосредоточить новейшие Р-38Е на Аляске и Алеутских островах. Впоследствии Р-322, большинство из ко­торых было модернизировано путем за­мены моторов на серию F с винтами противоположного направления враще­ния, служили в качестве учебных истре­бителей, некоторые вплоть до 1945 г.

После того как заказ на «Лайтнинг» I был аннулирован, фирма «Локхид» пере­заключила контракт на производство ос­тальных 524 машин «Лайтнинг» II по новому заданию (обозначение «Модель 322-60-14») для все тех же Королевских ВВС. Самолеты должны были оснащаться двигателями серии F.

Только один «Лайтнинг» II успел полу­чить английскую камуфляжную окраску. Вместо остальных машин правительство США потребовало изготовить 150 P-38F и 374 P-38G для своих ВВС. К тому времени технические условия на обе модификации уже были представлены компа­нии.