Над Китаем и Бирмой

 

В июне 1943 г. среди пилотов средиземномор­ских «Лайтнингов» был объявлен набор доброволь­цев в Китай, где создавались 14-е ВВС. Спустя месяц они уже участвовали в налете на Кунминг и уничто­жили японский истребитель в воздушном бою. В октябре подразделение Р-38 в Китае было разверну­то в 449-ю эскадрилью 51 FG, базировавшуюся на аэродроме Линглинг.

Большая дальность полета двухмоторных ис­требителей позволила американцам осуществить ряд смелых операций, в том числе налет на аэродромы Формозы (Тайваня) в дни рождественских праздни­ков. Для открыто стоявших японских самолетов атака оказалась совершенно внезапной. Результа­том совместного удара бомбардировщиков В-25 и «Лайтнингов» стало уничтожение на аэродроме око­ло 60 самолетов противника. Кроме того, в воздуш­ном бою удалось сбить еще 12 неприятельских истребителей. Ведущий «Лайтнингов» капитан Полмер записал на свой счет три победы.

За год боев пилоты 449 FS уничтожили 74 японских самолета «достоверно», 21 — «вероят­но» и еще 25 повредили. Эскадрилья нередко при­влекалась для непосредственной поддержки под­разделений китайской армии. В ходе одного из таких полетов огнем с земли был подбит «Лайтнинг» командира эскадрильи подполковника Д. Мак-Миллана. Он попытался посадить поврежденную маши­ну, но самолет приземлился неудачно и взорвался.

В составе 10-х ВВС в Бирме также имелась одна эскадрилья, вооруженная «Лайтнингами». 459 FS из состава 80-й группы первоначально летала на истребителях Р-40, а в сентябре 1943 г. сменила их на Р-38. После переучивания эскадрилья активно включилась в боевые действия и к маю 1944 г. сумела уничтожить 128 японских самолетов, причем полови­ну из них — в воздухе. За один вылет 11 марта на блокирование авиабазы Аунгбан «Лайтнинги» под командованием капитана Люринга сбили 12 вражес­ких самолетов и еще 7 сожгли на земле.

Еще до сезона муссонов, когда боевые дейст­вия в этом регионе практически прекращались, эскадрилья успела нанести ряд серьезных ударов по аэродромам японцев в Центральной Бирме. Истре­битель «Лайтнинг» к этому времени заслужил гроз­ную славу. Один из летчиков эскадрильи так описы­вал реакцию японских пилотов на появление Р-38: «Я спикировал на аэродром с высоты 10000 футов и открыл огонь по рулившему «Оскару» (в ВВС США под таким обозначением проходил японский истре­битель Накаджима Ki-43). Его пилот в черном комби­незоне выпрыгнул из кабины самолета и бросился на землю. «Оскар» между тем продолжал рулить, скатившись с взлетной полосы».

Последний крупный воздушный бой с япон­скими истребителями произошел над районом Хехо 6 июля 1944 г., в день высадки союзников в Норман­дии. В стычке американцы потеряли один Р-38, но сумели сбить два японских самолета и повредить несколько других. Капитан В. Дьюк, рекордсмен 10-х ВВС по количеству побед в воздухе, в бою потерял контакт со своим ведомым и радировал командиру группы, что попытается отыскать его. Ведомый Дьюка позднее нашелся, а вот сам капитан не вернулся на базу. Группа японских истребителей после боя не покинула район Хехо. Набрав высоту, она продолжала патрулирование и внезапно пов­стречала одинокий американский «Лайтнинг». В трофейных японских документах подробно описан ход боя. Дьюк успел свалить еще троих прежде, чем его машина загорелась и врезалась в землю.

В те немногие дни лета 1944 г., когда погода улучшалась, истребители 459-й эскадрильи прини­мали участие в нанесении бомбоштурмовых ударов по позициям японских сухопутных войск. К осени «воздушный зонтик» над ними стал совсем дыря­вым. Воздушная война над Бирмой была выиграна.