Прекращение серийного выпуска

 

Эвакуация всех промышленных предприятий проходила в тяжелых условиях. Не стали исключе­нием и заводы, производившие Су-2. Так, первый эшелон из Харькова в Молотов прибыл 1 октября, а последний - лишь 4 декабря 1941 г. Некомплектная погрузка оборудования под огнем врага и отсутст­вие транспортных средств при разгрузке задержали монтаж оборудования. Да и руководство моторного завода № 19, на площади которого перебазирова­лось производство самолетов Су-2, оказалось не го­тово к приему огромного хозяйства: корпуса пере­даваемых самолетостроителям цехов были расчищены и освобождены от остатков моторного обо­рудования лишь после вмешательства уполномо­ченного НКАП.

Надо иметь в виду, что восстанавливали предприя­тие, как тогда говорили, «на базе слияния в единую производственно-хозяйственную единицу» заводов №№ 135, 207, филиала завода № 450, фюзеляжного цеха завода «Серп и молот», а также «Гидропривода», производственной части ОКБ-289 и деревообделоч­ного цеха. Уже к началу ноября возник гигант, насчи­тывающий 1763 единицы оборудования, из которых 1114 составляли металлорежущие станки (для сравне­ния: в Харькове к осени 1941 г. имелось около 800 ме­таллорежущих станков). В то же время рабочих име­лось меньше половины от потребного количества.

Рассмотрев положение дел в Молотове, оценив «узкие места», нарком А.И.Шахурин в начале ноября приказал до конца 1941 г. выпустить 70 Су-2 М-82, и выйти в декабре на выпуск трех машин в сутки. Нем­цы стояли тогда в сотне километров от Москвы, и требовалось как можно быстрее преодолеть кризис, связанный с эвакуацией. Нарком считал возможным к 15 ноября установить и запустить в работу в Пер­ми все вывезенное сюда оборудование.

В этих тяжелейших условиях выяснилось, что где-то в пути пропали чертежи ВМГ М-82 для Су-2, и их пришлось спешно восстанавливать. Требовалось также внедрить различные заменители дефицитных материалов, и прежде всего алюминия и меди. Обширная переписка велась между разными ведомст­вами по вопросу о том, кто будет изготавливать лы­жи для бомбардировщиков Сухого. 18 ноября замес­титель начальника ГУ ВВС Я.Л.Бибиков обратился к Шахурину с предложением выпускать каждый пя­тый самолет в варианте разведчика и корректиров­щика, «в связи с тем, что ВВС Красной Армии не име­ют таких самолетов, а потребность в них для фрон­та очень большая». И вдруг...

19 ноября 1941 г. ГКО заслушивал в Куйбышеве ди­ректора завода № 135 И.М.Кузина, доложившего о трудностях, связанных с восстановлением произ­водства самолетов. Стало ясно, что до конца месяца ни одного Су-2 фронт не получит. По мнению сек­ретаря Молотовского обкома ВКП(б) Н.И.Гусарова, из тружеников различных эвакуированных пред­приятий так и не удалось создать единый производ­ственный коллектив. После бурной дискуссии ГКО принимает два постановления. В первом говорится о необходимости установить и отработать перспек­тивный мотор М-82 на самолеты ТБ-7, «103», Ил-2 и ДБ-3Ф. В документе - ни слова о Су-2, хотя уже в сен­тябре на заводе в Харькове собрали два первых се­рийных Су-2 М-82, а в Молотове имелся хороший задел для производства этих машин. Текст второго постановления оказался еще более суровым для П.О.Сухого: завод № 135 должен немедленно раз­вернуть производство Ил-2 с мотором М-82, при этом выпуск Су-2 прекращался.

Трудно однозначно ответить на вопрос, почему руководство приняло такое решение. Видимо, глав­ная причина была связана с уменьшением числа ти­пов боевых машин, находившихся в производстве, и необходимого для них оборудования. Несомненно, что благоприятные отзывы о работе на фронте пол­ков на Су-2 опоздали. В то же время, в ноябре авиа­ционные командиры и летчики исключительно вы­соко оценивали эффективность, живучесть, непри­хотливость штурмовиков Ильюшина. Многие воен­ные специалисты тогда считали, что лучшего само­лета для поддержки войск трудно представить. Вот, если бы только сделать Ил-2 двухместным, чтобы у стрелка имелся подвижный пулемет...

Вопреки распространенному мнению, первона­чально С.В.Ильюшин противился переделке штур­мовика в двухместный, но согласился разместить стрелка в машине с мотором М-82. Такой самолет был построен, и в начале сентября 1941 г. его нача­ли испытывать. Разрабатывалась концепция взаимо­действия в бою двухместного лидера Ил-2 М-82 (их часто называли тогда Ил-4) с несколькими одноме­стными Ил-2 АМ-38.

В соответствии с указаниями правительства, 20 декабря Пермский завод получил чертежи Ил-4, и на следующий день началась подготовка нового производства. Директору Кузину разрешалось дост­роить Су-2 только из имевшегося задела. Когда вы­яснилось, что перестройка производства в Перми протекает недопустимо медленно, и в ближайшие месяцы собрать Ил-4 не удастся, Шахурин ограни­чил выпуск Су-2 только машинами, находящимися в сборочном цехе. Многими такое решение воспри­нималось с недоумением, а командир 135-го бап майор Г.Корзинников даже написал рапорт началь­нику ГУ ВВС, где обосновал нежелательность пре­кращения постройки самолета, хорошо зарекомен­довавшего себя на фронте в последние месяцы.

В истории нашего самолетостроения были слу­чаи, когда машину снимали с производства, а затем вновь восстанавливали. Но в данном случае, убедив­шись, что строить штурмовики Ильюшина в Перми нецелесообразно, руководство страны решило - беспрецедентный шаг для начала 1942 г. - завод №135 расформировать. В январе и феврале за счет кадров и оборудования этого предприятия были усилены авиазаводы №№ 30 и 381.

По воспоминаниям старейшего сотрудника ОКБ М.И.Зуева, на такое решение повлияла нелюбовь к Павлу Осиповичу со стороны Сталина. После гибе­ли В.М.Петлякова в катастрофе 12 января 1942 г. Су­хой был вызван в Кремль и получил предложение возглавить работу над совершенствованием Пе-2. Сухой не отказался, но и не согласился. Сталину не понравились колебания Павла Осиповича, и 14 янва­ря с его ведома состоялось назначение на должность главного конструктора завода № 22 А.И.Изаксона.

Еще через 10 дней вышел приказ: расформировать авиазавод в Молотове. Сухому не разрешили вер­нуться в Подлипки даже когда фашистов удалось отогнать от Москвы. Получилось так, что самолет ББ-1 (Су-2) увидел свет при непосредственном учас­тии вождя, и им же было прекращено его серийное производство.

Но история применения Су-2 на этом не закончи­лась. Холодной и снежной зимой 1941-1942 гг. актив­ность боевых действий была невысокой. Чтобы обес­печить хотя бы один вылет, приходилось по два - три раза за ночь запускать моторы и задолго до рассвета начинать готовить самолет к старту. В мороз и стужу механики разжигали паяльные лампы, а затем с их помощью подогревали маслорадиаторы. Испыты­вал трудности и экипаж: снежный покров усложнял летчику расчет на посадку, а штурману - ориенти­ровку. В основном полеты совершали наиболее под­готовленные экипажи, поскольку Су-2 было трудно пилотировать в облаках.

Штурманы перешли на бомбометание не «по веду­щему», как это практиковалось летом, а с индивиду­альным прицеливанием. Часто самолеты шли в ата­ку, неоднократно меняя курс, а за пять - семь кило­метров до цели неожиданно резко разворачивались, чем затрудняли противнику противодействие. В фе­врале в 97-м бап на нескольких бомбардировщи­ках смонтировали десять направляющих для пуска РС-82 и проверили реактивное оружие в боях на Брянском фронте. После нескольких успешных вы­летов летчикам дважды объявлял благодарность ко­мандующий ВВС 3-й армии генерал-лейтенант Г.П.Кравченко. Он же требовал от командования 97-го бап и всего летно-технического состава «достичь максимальных усилий в восстановлении материаль­ной части». Действительно, количество исправных самолетов в полку исчислялось единицами. Наи­большую активность проявили авиаторы 2 марта, совершив 14 вылетов пятью самолетами. Всего че­тыре исправных Су-2 имелись к началу марта в сра­жавшемся несколько южнее 209-м бап.

К весне 1942 г. авиаторы 103, 210, 211, 226 и 227-го бап закончили боевые действия на Су-2. Боль­шинство летчиков прошло переучивание на штур­мовике Ил-2 и положительно восприняло переход «с фанеры на чугунку». В некоторых штурмовых полках самолеты Сухого использовали как учебно-тренировочные для отработки техники посадки на Ил-2 - ведь двухместных учебных штурмовиков в то время еще не выпускали. Штурманы впоследст­вии служили в учебных и боевых полках дневной бомбардировочной авиации, чаще всего на самоле­тах Пе-2.

Зимой 1942 г. к действующим на фронте полкам «сушек» добавился еще один - в феврале в Молотове подготовили 826-й бап майора А.М.Бокуна. Часть имела 16 машин с моторами М-88Б и четыре но­веньких самолета с двигателями М-82. На последних Су-2 (зав. №№ 11114, 12116, 07117 и 35117) было решено провести войсковые испытания моторов А.Д.Швецова. Экипажи положительно оценили мо­дифицированный вариант машины Сухого и мото­ры М-82, в частности. Но за время обучения и при перелете на фронт в период с 28 февраля по 9 марта произошли одна катастрофа, одна авария и множе­ство вынужденных посадок по вине двигателя (все­го же в запасных полках и учебных центрах в 1941-1942 гг. с машинами Су-2 случились 6 катастроф и 17 аварий - цифры неприятные, но налет на одно се­рьезное летное происшествие оказался на 25 - 30 % больше, чем для самолетов Пе-2 или Ил-2.)

Продолжив использование Су-2 в роли ближних бомбардировщиков, командование ВВС Красной Армии в марте приняло решение приступить к фор­мированию корректировочных звеньев, а затем и эскадрилий. Управление эксплуатации и ремонта ВВС получило приказ собирать самолеты Су-2 с мест вынужденных посадок, ремонтировать и от­правлять в 10-й запасной полк, перебазировавший­ся в Каменку-Белинскую. Обучавшиеся там экипажи получали 23-24 часа летной и около 100 часов на­земной подготовки. К летчикам-корректировщикам предъявлялись особые требования: согласно настав­лениям каждый авиатор должен был иметь налет не менее сотни часов.

Однако обстановка на фронте не позволяла затя­гивать процесс переучивания, и вскоре первые че­тыре корректировочных звена с дюжиной Су-2 убы­ли на Западный фронт. К лету 1942 г. удалось подго­товить и отправить в действующую армию 77 экипа­жей, из которых 52 летали на Су-2, а остальные - на импортных разведчиках «Кертисс» О-52. Посто­янная нехватка исправных Су-2 тормозила работу 10-го зап. К тому же П.О.Сухой получил указание прекратить все дальнейшие работы по совершенст­вованию Су-2-корректировщика. Все же, в апреле -мае удалось подготовить две первых, укомплекто­ванных по штату, корректировочных эскадрильи -12-ю каэ для Ленинградского и 13-ю каэ для Кали­нинского фронтов.

Трудно, с большими задержками шли государст­венные испытания Су-2 М-82. Много времени ушло на отработку ВМГ. Только 22 апреля 1942 г. бригада испытателей во главе с ведущим инженером А.В.Си­нельниковым приступила к составлению отчета. Летчик капитан С.М.Коробов выполнил на машине 35 полетов. Большую их часть он совершил с лыжным шасси. Однако ни лыжи, ни увеличенный взлет­ный вес не сказались, по мнению НИИ ВВС, на пове­дении самолета в воздухе. Даже без использования форсажа Су-2 М-82 летал на малых и средних высо­тах значительно быстрее, чем с М-88Б. В то же время дальность машины уменьшилась и недостаточным стал противокапотажный угол на посадке - 18,5° при требуемом минимуме в 26,5°, что сделало опас­ным использование тормозов на пробеге.

К 22 апреля почти все летчики 826-бап успели об­летать модифицированную машину. Наибольший опыт накопили капитан В.Галущенко, который к 211 часам налета на Су-2 М-88 добавил еще 11,5 часов на Су-2 М-82, и лейтенант В.И.Досталев (173,5 ч + 11,8 ч). Оба летчика, а также командир полка майор А.М.Бокун успели выполнить более ста боевых вылетов на «сушках» к маю 1942 г.

В первые дни наступления советских войск на Харьков наземные войска поддерживали 374 бомбар­дировщика разных типов, входившие в ВВС Южного и Юго-Западного фронтов. Из 92 бомбардировщи­ков, пригодных для действий днем, имелось 42 Су-2 в составе 13-го гвардейского, 52-го, 135-го, 288-го и 826-го бап. В начале операции экипажи вылетали по два - три раза на бомбежку войск противника, обес­печивая прорыв танков и конницы. Однако своевре­менного перебазирования авиации вслед за наступа­ющими частями организовано не было. С каждым днем взаимодействие с истребителями и наземными войсками становилось все хуже. Количество вылетов резко сократилось, чему имелось несколько причин. Так, полковник И.П.Горохов, сменивший В.И.Артамонова в командовании 288-м бап, приказал летчикам не взлетать без истребительного прикрытия после того как пара «мессершмиттов» сожгла на взлете с аэ­родрома Александровка три «сушки». Приданный в начале операции бомбардировщикам 40-й иап бази­ровался на большом удалении и не мог их прикрыть, поскольку не хватало радиуса действия истребителей И-16, а находившийся в Александровке 762-й иап на ЛаГГ-3 не получил задания на сопровождение Су-2.

Сражавшийся на Брянском фронте 97-й бап поте­рял в мае во время бомбежки на аэродроме Ельца почти все Су-2. Оставшимися машинами и личным составом усилили 209-й бап. Этой части вместе с другими полками ВВС фронта пришлось в неимо­верно трудных условиях отбивать начавшееся 28 июня немецкое летнее наступление. В боях на под­ступах к Воронежу сильная и активная истребитель­ная авиация люфтваффе нанесла тяжелые потери многим нашим полкам, но 209-й бап сохранил бое­способность, что видно из приведенной таблицы.

 

Полк

27.06

28.06

29.06

30.06

1.07

209 бап

503 шап

218 шап

874 шап

26/16 17/7 20/14 16/15

25/14 17/7 19/12 16/11

25/14 14/6 17/9 15/5

24/11 14/8 17/9 15/5

22/14 11/8 15/2 15/1

Примечание. В числителе указаны все самолеты, в знаменателе - исправные.

 

Из приведенных данных видно, что сражавшиеся бок о бок с Су-2 штурмовые полки или понесли большие потери (503-й шап), или имели много не­исправных самолетов (218-й и 874-й шап). Но и авиаторам 209-го бап приходилось непросто в усло­виях отступления. Достаточно сказать, что полк на­чал бои в составе 208-й ночной бад, затем его опера­тивно подчинили 205-й авиадивизии, а в середине июля 1942 г. ввели в состав 223-й бад. К сентябрю в части сохранилось 20 Су-2. Все экипажи выполнили на данном типе от 55 до 170 боевых вылетов; 83 че­ловека были награждены орденами и медалями.

Еще более напряженное сражение развернулось в июле - августе 1942 г. на дальних подступах к Сталин­граду. Останавливаясь на особенностях боевого при­менения самолетов Су-2, скажем, что некоторые эки­пажи 826-го бап стали «подсаживать на борт» третье­го человека - нижнего стрелка. В одном из боев зе­нитный снаряд заклинил левый элерон, и на повреж­денную машину старшины Савельева набросились «мессершмитты». Истребители попытались подойти снизу, но неожиданный огонь старшины Грекова позволил экипажу отбить атаки. Летчик сумел поса­дить поврежденный бомбардировщик в поле.

В некоторых вылетах приходилось организовывать взаимодействие Су-2 М-88, выдержавших по два - три капитальных ремонта, с новенькими Су-2 М-82. Раз­ница в их максимальных скоростях на малых и сред­них высотах доходила до 100 км/ч. Скорости самоле­тов почти выравнивались после подвески под крылья «молотовских» машин В.А.Пов (выливных авиацион­ных приборов). Летом 1942 г. нашли широкое приме­нение ампулы со смесью КС - они эффективно пора­жали живую силу и технику врага.

Еще одну задачу экипажи Су-2 решали на протяже­нии всей войны. Речь идет о сбросе листовок на рус­ском и немецком языках над занятой противником территорией. Интенсивность такой работы возросла в июле. До 45 тысяч листовок разбросали с самолетов над занятыми фашистами городами только за один ме­сяц. В них рассказывалось о громадных потерях немец­ко-фашистских войск на советско-германском фронте, сообщалось о начавшихся мощных налетах союз­ной авиации на германские города, а также приводил­ся текст англо-советского договора о сотрудничестве. В разгар лета немецкие истребители - «охотники» на­чали активные полеты в нашем ближнем тылу. Лучшие асы люфтваффе из эскадр JG3, 52, 53 и 77 неожиданны­ми атаками наносили огромный ущерб нашей авиации. В условиях безлесья, выжженной солнцем степи совет­ским летчикам оказалось нелегко скрыться от преследо­вания «мессершмиттов». В начале июля несколько Су-2 были сбиты противником при взлетах и посадках, а еще несколько - уничтожены на земле. Чтобы как-то обезо­пасить свои аэродромы в условиях нехватки зенитных средств, командиры полков приказали организовать дежурство стрелков-бомбардиров у турелей MB-5 в то время, когда часть не выполняла боевых вылетов.

В ходе летних боев на Дону 52-й бап стал одним из лучших в авиации Сталинградского фронта. В мае полк получил последние 22 Су-2 М-82, изготовлен­ные в Молотове. Машины первоначально предназна­чались для женского 587-го бап, который формиро­вала М.М.Раскова, но она предпочла более современ­ные Пе-2. Достаточно быстро освоив модифициро­ванные машины, авиаторы 52-го были благодарны судьбе, что им снова пришлось воевать на творении П.О.Сухого. Практически все ветераны полка отзыва­лись о Су-2 с исключительной теплотой. По их сло­вам, это был неприхотливый, надежный самолет-сол­дат. Многократно машины прилетали с прострелами, а то и с отсеченными частями стабилизаторов, рулей, но восстанавливались техсоставом и через несколько дней снова шли в бой.

В документах отмечалось, что хорошо подготовлен­ные экипажи обнаруживали малоразмерные, хорошо замаскированные цели, какими являлись, например, притопленные на несколько десятков сантиметров под воду понтонные переправы, наносили меткие удары и на бреющем уходили от преследования неприятель­ских истребителей. В других случаях, наоборот, оди­ночные бомбардировщики забирались на высоту до 8000 м. Запись в журнале боевых действий 270-й бад гласила, что «на этих высотах немецкие истребители самолеты Су-2 не догоняли и атаковали только на встречных и пересекающихся курсах». Этот факт мож­но объяснить богатым опытом экипажей, их умением маскироваться облаками, а также незначительной ак­тивностью летом 1942 г. истребительной авиации люфтваффе на больших высотах - ведь максимальная скорость Bf109F и Bf109G все равно была, по крайней мере, на 100 км/ч больше, чем у Су-2 М-82.

За весь 1942 г. немецкие истребители и зенитки сбили 64 Су-2, из которых восемь составили безвоз­вратные потери 8-й воздушной армии в оборони­тельный период Сталинградской битвы. В среднем в 270-й бад каждый Су-2 успевал выполнить до списа­ния в июле - августе 80 самолето-вылетов, а Пе-2 -только 20 (221-я бад, действовавшая здесь на «Босто­нах», теряла в июне - июле 1942 г. один самолет на каждые 19 самолето-вылетов). Конечно, было бы пре­увеличением утверждать, что самолеты Сухого в не­сколько раз лучше, чем «пешки» или «Бостоны». Нель­зя забывать, что среди летного состава 52-го и других полков на Су-2 сохранилось немало авиаторов, имев­ших отличную подготовку, опыт полетов еще с дово­енного времени. Но и боевые машины теперь реали­зовали все, что заложил в них конструктор.

 

Герои Советского Союза, воевавшие на самолете Су-2.

№№ Фамилия И.О.

Звание, полк

Дата награждения

Количество вылетов на Су-2

1 Одинцов М.Л.(1)

Ст. лейтенант, 155 гв. шап

27.06.45

13

226 бап

2 Сивков Г.Ф.(1)

Капитан, 2 10 шап

18.08.45

42

210 бап

3 Артамонов В.И.

Капитан, 38 бап

17.11.39

?

288 бап

4 Белоконь К.Ф.

Капитан, 103 шап

26.10.44

> 

226 бап

5 Верхоланцев В.А.

Майор, 98 гв. орап

15.05.46

147

209 бап, 45 окаэ

6 Говорухин Л А.

Майор, 525 шап

15.05.46

99

209 бап

7 Зеленко Е.И.

Ст. лейтенант, 135 бап

05.05.90

40

135 бап

8 Иванов А.А.

Ст. сержант, 52 бап

27.12.41

17

52 бап

9 Карабут ИЛ.

Капитан, 7 гв. шап

04.02.44

102

2 10 бап

10 Кобылянский И.А.

Ст. сержант, 289 бап

27.03.42

?

1 гв. каэ

11 Кухарев И.М.

Майор, 624 шап

27.06.45

102

226 бап

12 Лашин МЛ.

Капитан, 135 гв. бап

29.06.45

145

135 бап

13 Мартыненко И.Н.

Майор, 187 окрап

24.03.45

101

52 бап

14 Мейлус И.И.

Капитан, 958 шап

23.02.45

132

97 бап

15 Мысниченко В.И.

Капитан, 96 окрап

29.06.45

65

90 раз, 52 бап

16 Наконечников А.Г.

Подполковник, 78 гв. шап

01.07.44

?

226 бап

17 Николаев Г.Г.

Мл. лейтенант, 288 бап

06.06.42

46(2)

288 бап

18 Носовец А.З.

Майор, 14 гв. ап АДЦ

05.11.44

18

226 бап

19 Петров И.И.

Ст. лейтенант, 211 шап

04.02.44

36

211 бап

20 Пстыго И.И.

Маршал авиации

07.04.78

> 

211 бап

21 Пушкин А.И.

Майор, 52 бап

12.08.42

98

135, 52 бап

22 Самочкин А.В.

Лейтенант, 289 бап

27.03.42

?

1 гв. каэ

23 Стрельченко В.И.

Майор, 948 шап

04.02.44

177

135 бап

24 Сулев В.А.

Ст. лейтенант, 1 3 гв. бап

29.06.45

82(2)

13 гв. бап

25 Франчук К.Я.

Капитан, 650 бап

18.08.45

197(3)

2 10, 288, 650 бап

26 Чесноков Л.Л.

Капитан, 207 окрап

24.03.45

174

52 бап

27 Яницкий В.И.

Лейтенант, 52 бап

12.08.42

?

52 бап

Примечания:

(1) удостоены звания дважды

(2) на февраль 1942 г.

(3) в т. ч. 21 вылет ночью.