Память

 

Отдавая дань глубокого уважения павшим и жи­вым, известным и неизвестным героям Великой Отечественной войны, руководство ОКБ летом 1981 г. приняло решение создать полногабарит­ный макет самолета Су-2. Работу осложнило отсут­ствие хотя бы одного экземпляра самолета, а также его технической документации. За короткий срок удалось собрать воспоминания ветеранов завода и бывших летчиков, статьи из различных журналов, относящиеся к первому ближнему бомбардиров­щику П.О.Сухого. Ценные сведения предоставили Центральный Дом авиации и космонавтики им. М.В.Фрунзе, ВВИА им. Н.Е.Жуковского, Центрально­го музея вооруженных сил и Центральный архив Министерства обороны.

Над созданием макета во внерабочее время рабо­тала молодежь семи цехов и восемнадцати отделов ОКБ. Под руководством А.Дивиденко и Ю.Титова удалось оперативно создать «лицо» макета, теорию основных агрегатов, компоновку кабины, подгото­вить необходимый фронт работ для других конст­рукторов. Ведущим инженером по макету назна­чили Н.Гордюкова. Большой вклад в проектирова­ние макета внесли конструкторы В.Вагранский, В.Савушкин, Ю.Мосин и другие, выпустившие в те­чение месяца чертежи фюзеляжа, оперения и цен­троплана.

В начале 1982 г. началось строительство пол­номасштабного макета. Главный объем работ выполнила группа старшего мастера Б.Харламова. Они сумели преодолеть все возникшие по ходу постройки макета трудности. Досрочно, 17 августа, Су-2 был построен. На заводе состоялся митинг, в котором приняли участие ветераны ОКБ, уча­ствовавшие вместе с П.О.Сухим в создании бли­жнего бомбардировщика: Е.С.Фельснер, В.А.Ива­нов, И.М.Закс, М.И.Зуев, К.А.Курьянский, А.С.Во­скресенский. Все они вспомнили различные эпи­зоды предвоенного времени и периода Великой Отечественной войны, связанные с самолетом Су-2. На митинге выступил маршал авиации И.И.Пстыго, начавший воевать на этой машине и теплыми словами вспомнивший инженеров, конструкторов, рабочих, создававших в тылу грозные для врага машины. В сентябре 1982 г. полномас­штабный макет закрепили на гранитном поста­менте Государственного музея-панорамы «Сталин­градская битва».

Кроме того, ОКБ приняло участие в постройке еще трех экземпляров макетов самолета Су-2. Один из них был представлен в августе 1989 г. на авиационной выставке на Ходынке (бывший Централь­ный аэродром им. М.В.Фрунзе). Впоследствии ра­боту передали для установки в качестве памятника на территории ОКБ им. П.О.Сухого. Третий экземп­ляр в настоящее время находится в Музее ВВС в подмосковном Монино, а четвертый - на откры­той площадке у столичного музея Великой Отече­ственной войны на Поклонной горе.