Предисловие

 

Скорость, маневренность, точный и плотный пулеметно-пушечный огонь принесли славу истребителям Яковлева в воздушных боях второй мировой вой­ны на советско-германском фронте.

"Скорость" - название фирмы, как бы ее девиз, который подчеркивает одну из особенностей стиля знамени­того конструкторского бюро (КБ). "Бы­стрее всех!" - часть известного авиа­ционного призыва 30-х годов - для со­трудников КБ имеет и другое значе­ние - создавать новые образцы раньше других. Именно это качество конструк­торского коллектива проявилось в ра­боте над самолетом, получившим пер­вый номер из всех самолетов с маркой "Як". Фактор времени оказал огромное влияние как на создание этой машины, так и на внедрение ее в серийное про­изводство. Сложившееся к 1939 г. от­ставание отечественной боевой авиа­ции от мирового уровня заставило предпринять исключительные, беспре­цедентные меры для того, чтобы на­верстать упущенное. В кратчайшие сроки и действительно раньше других из стен КБ вышел истребитель, на до­лю которого вместе с довоенными "ишачками" потом пришлась основная тяжесть воздушных боев начального периода войны. А благодаря еще одной особенности стиля этого коллектива -культуры творчества, неуклонно при­виваемой А.С. Яковлевым, Як-1 стал лучшим истребителем советских ВВС в этот период.

Но, несмотря на этот факт и как это ни показалось бы странным, Як-1 до сих пор остается одной из самых мало­изученных машин военных лет. Пред­лагаемая читателю работа является попыткой более углубленно и подробно рассказать о родоначальнике знаме­нитой серии истребителей.

В истории создания и развития кон­струкции Як-1 тем не менее еще оста­ются "белые пятна", поэтому автор с благодарностью примет все дополни­тельные сведения об этом самолете.

Автор выражает признательность за помощь в подготовке этой книги Д.В.Гринюку, Ю.В.Засыпкину, К.Ю.Косминкову, Г.Ф.Петрову, Л.Н.Угрюмову.